3. Декабристы

| Правовой портал "Правопорядок" | 3. Декабристы |
3. Декабристы

«Дней Александровых прекрасное начало» (А. С. Пушкин) способствовало появлению оппозиционных организаций, объединившихся в общества: «Орден русских рыцарей» (1815), «Союз спасения» (1818), «Союз благоденствия» (1818) и, наконец, на основе распадения последнего, Северное и Южное общества. Их участники составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской абсолютной монархии и ликвидации крепостного права.
Павел Иванович Пестель (1793—1826) родился в Москве в семье крупного сановника. Он получил домашнее образование, продолжив его в Германии, а по возвращении в Россию окончил первым учеником Пажеский корпус. В 1812 г. стал участником Отечественной войны, проявил недюжинную храбрость и был награжден золотым именным оружием. В 1821 г. был произведен в чин полковника, и перед ним открылась блестящая военная карьера. Но Пестель избрал другой жизненный путь. В целях преобразования общества и государства он всту-пает в тайные союзы и впоследствии становится организатором и главой Южного общества, для которого и создает «Русскую правду» в качестве теоретической программы дальнейших действий.

Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления которого Пестель был осужден «вне разрядов» и приговорен к смертной казни.
По своим философским взглядам Пестель был материалистом. В социальных взглядах он исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общество. Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Правительство имеет обязанность «распоряжаться общим действием и из-бирать лучшие средства для достижения Благоденствия всем и каждому… народ имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общему и частному Благоденствию». Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то «государство входит в состояние насильственное и болезненное». Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия. «Цель Государственного устройства… возможное Благоденствие всех и каждого», и достигается она только на основе законов.
Все законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские.
Духовные законы известны из Священного Писания: они «связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с жизнью вечной».
Естественные законы вытекают из требований природы и нужд естественных, и они «глубоко запечатлены в наших сердцах. Каждый человек им подвластен, и никто не в силах их низвергнуть».
Государственные (гражданские) законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия, и потому они должны издаваться в полном соответствии с законами духовными и естественными. Такое соответствие является непременным условием их действительности.
Другим условием, определяющим содержание гоударствен- ных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Гражданские законы составляются таким образом, чтобы интересы отдельного индивида не противоречили интересам всего общества в целом. Если действия правительства, равно как и действияотдельных лиц, «будут основываться только на подобных непременных законах, то пользование Благоденствием станет возможным для всех». Всякое действие, противное Благоденствию, следует признавать преступным. Каждое справедливо устроенное общество обязано находиться под непременной властью законов, а не личных прихотей правителей.
Пестель усматривал определенные различия в «коренных законах» отдельных стран и народов, но, в отличие от Ш. Монтескье, связывал эти различия не только с географической средой и климатическими условиями, но преимущественно с теми социальными и политическими институтами и учреждениями, которые сложились в том или ином государстве.
Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране и народу унижение, ниспровержение законов и в конечном счете — гибель самого государства. Поэтому имеющиеся в России нарушения законов (естественных, духовных и положительных) «требуют изменения существующего ныне государственного порядка и введения вместо него такого, который был бы основан только на точных и справедливых законах и постановлениях и не представлял бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверял бы Народ Российский в том, что он составляет Гражданское общество, а не есть и никогда не может быть чьей-либо собственностью или принадлежностью». В этих положениях Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.
Критика абсолютной монархии как формы правления сопро-вождается у Пестеля осуждением крепостного права, которое он считал несовместимым с понятием благоденствия государства и его подданных.
«Русская правда» предлагает план социальных и политических преобразований в России, а также совокупность средств по его реализации. Социальная программа Пестеля радикальна. Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Крепостное право он характеризовал как «постыдный» и «гнусный» порядок «обладания людьми, как собственностью своею».
Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а следовательно, каждый человек должен иметь в ней своюдолю, так как земля — главный источник «пропитания человечества». Но согласно современным положительным законам установлена частная собственность, и право собственности так глубоко укоренилось в сознании людей, что полностью сломать его невозможно, тем не менее необходимо найти пути объединения этих двух тенденций и разрешения противоречия между ними. План Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников.
Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную) и частную. «Первая представляет собственность общественную, вторая — собственность частную». Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо Пестелем «священным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но тем не менее каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».
Право частной собственности рассматривается Пестелем как фундамент будущего России, и оно должно зиждитьсяна самых твердых «положительных и неприкосновенных основах».
Переход «из нынешнего состояния» к будущим порядкам предполагается постепенный. Земля у помещиков выкупается оброком или работой, с оставлением в частных руках не более чем по десяти тысяч десятин на хозяйство, причем с оплатой только половины изъятой земли, остальное экспроприируется безвозмездно. Вначале новые порядки вводятся только на казенных землях, а затем разрабатывается постепенный и последовательный план перехода всех земель в этот правовой режим. Политическим идеалом Пестеля является республика. «Я сделался республиканцем и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».
В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вече, исполнительная — Державной думе, а надзор за их деятельностью — Верховному собору, которому принадлежит блю- стительная власть.
Воспринимая теорию разделения властей, Пестель вносит в нее некоторые коррективы, утверждая, что в его проекте «отвергается правило равновесия властей, но принимается правило определенности круга их действия». Таким образом, в теорию Дж. Локка о разделении властей вносится разработанный Ж. Ж. Руссо принцип разграничения их компетенции. Этим Пестель обосновал практическое требование ответственности всех облеченных властными полномочиями лиц за свою деятельность, вплоть до предания их суду.
Избирательным правом пользуются все лица мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.
Народное вече — однопалатный орган, избираемый сроком на пять лет с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». Вече представляет собой «одно целое и на каморы не разделяется… вся законодательная власть в нем обретается. Оно объявляет войну и заключает мир», «а также принимает законы «заветные» (основные) и все прочие. «Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа».
Исполнительная власть — Державная дума — состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет; один из них сроком на один год избирается президентом. Державной думе принадлежит высшая исполнительная власть, она «ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной Думы».
Блюстительная власть — Верховный собор — состоит из 120 человек, имен^мых боярами, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не рассматривает его по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу.
Собор имеет серьезные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором, и сам Верховный собор «принимает начальство над армией, когда она выступает за пределы своего государства». Таким образом, по мысли Пестеля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу». Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления.
Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.
Местные органы власти формируются также на демократических принципах. Пестель предусматривал создание системы поместных народных собраний: волостных, уездных и губернских, образуемых на представительной основе и избираемых непосредственно населением каждой административно-территориальной единицы. Народные собрания всех уровней заседают сессионно и занимаются распорядительной деятельностью, а исполнительные функции вручаются выборным исполнительным органам, отчитывающимся о своей работе перед соответ-ствующим народным собранием. К компетенции этих органов относится совокупность полномочий по осуществлению местных хозяйственных, административных и финансовых функций. Губернским народным собраниям вручалось еще и право избирать депутатов в Народное вече, Державную думу и Верховный собор.
Таким образом, заключает Пестель, «никто не будет зловла- стно от участия в государственных делах исключен…».
Россия представлена в проекте Пестеля унитарным государственным устройством с разделением «всего пространства на 10 областей и 3 удела». Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии из уездов, а уезды из волостей. Местные органы власти строятся по образцу центральных.
Интересны соображения Пестеля об определении положения различных народностей, населяющих территорию России. «Весь российский народ составляет одно сословие — гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая свои различные названия, составляют один народ русский».
Право на создание самостоятельной государственности он признавал только за Польшей, отказывая в нем всем остальным народам, населяющим Россию, поскольку это, по его мнению, могло бы привести к раздроблению России и к ее ослаблению. По этим соображениям мыслитель возражал против федерации, считая такое государственное устройство опасным и способным в конечном счете привести к гибели России.
Права у всех народов, населяющих Россию, равные, но в целях «благоудобства» Пестель считал, что из всех народов следует составить единый русский народ. В таком устройстве Россия будет иметь вид «Еди нородства, Единообразия и Единомыслия».
Столицу русского государства Пестель предложил перенести в Нижний Новгород, который он рассматривал как географический центр России и колыбель русской вольницы.
Сословные привилегии, титулы и звания уничтожаются, и все признаются российскими гражданами. «Все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно Сословие гражданское…» Всем гражданам предоставляются равные гражданские и политические права: все равны перед законом и судом, никому не будут дароваться никакие привилегии. Гибельный обычай даровать привилегии некоторым людям будет совершенно уничтожен. При определении вида занятий и предоставлении должностей во внимание принимаются только личные способности граждан, которые могут быть обнаружены «во всех со-словиях». Статус гражданина в государстве определяется законами. Все законы подразделяются на «заветные» и «все прочие». Первые требуют всероссийского обсуждения, вторые принимаются в общем порядке, предусмотренном Конституцией.
Целью законодательства Пестель считал обеспечение «коренных естественных свойств человеческой природы» и общественного блага. Законы, соответствующие этой цели, он называл справедливыми. Вместе с тем «законы должны быть существенны, т. е. ответствовать в полной мере… коренным свойствам и истинной сущности предметов, для которых они издаются». «Законы должны быть основательны, т. е. сделаны не по прихотям или мгновенному влечению, но по надлежащему, беспри-страстному соображению всех польз… » Поэтому «весьма полезно при издании каждого закона» снабжать его предисловием, содержащим соображения, побудившие к его изданию. Текст законов должен быть прост и ясен и в их содержание включается не более одного предмета, чтобы «каждый гражданин мог их легко понимать и свои поступки с ними без дальнейших затруднений соображать». От ясности изложения законов зависит и качество работы судей.
Автор «Русской правды» считал необходимым составить для России новый Свод законов — Государственное Уложение. В этом издании предусматривались три части: Государственный Устав (законы, касающиеся образования правительства и общественного состояния граждан); Государственный Наказ («правила действий Правительства по всем отраслям и Степеням правления»); Государственный Судебник (правила, предусматривающие «деяния и поступки Народа и Частных Лиц»),
Поскольку Государственный Судебник содержит законы Гражданские и Уголовные, то все они касаются не только частных лиц, но и «всех чиновников Правительства». По этому Судебнику все судьи государства «делают свои решения, произносят свои приговоры и соображают свои определения».
Преступление Пестель определяет как намеренное нарушение закона. Наказания предусмотрены «одинаковые для всех сословий и состояний…», они наступают неизбежно и «возможно скорее после преступления». Но законы должны быть милосердны, а «судьи непреклонны и справедливы». Жестокость в наказаниях скорее вредна, нежели полезна, ибо она «унижает народную нравственность».
В «Русской правде» уделяется большое внимание обоснованию необходимости введения общедемократических прав и свобод: неприкосновенности личности, равноправия, свободы совести, слова, собраний и т. д. Однако православию оказывалось государственное покровительство, а создание партий вообще запрещалось из опасения разрушения единства народа и нового общественного порядка.
Средством достижения предполагаемых преобразований Пестель считал военно-революционный переворот с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожением членов царской фамилии в целях предотвращения реставрации монархии.
Проведение всех необходимых для установления «нового строя» мероприятий поручается Временному Верховному правлению во главе с диктатором. Такое временное правление учреждается сроком на лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народной памяти.
Временное правление должно было опубликовать «Русскую правду» в качестве наказа для деятельности революционного правительства, которому надлежит соединить в своих руках «все отрасли власти» в целях предотвращения внутренних раздоров, а затем принять меры к ликвидации царской фамилии и объявить об отмене крепостного права, после чего приступить к дележу земли и подготовке страны к введению республикан-ского правления на основе конституции.
Проект организации и деятельности Временного правления во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, представленную последним Конвенту в знаменитой речи «О принципах революционного правления» (1793). Как и у Робеспьера, в проекте Пестеля речь идет об установлении на длительный срок революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.
Со своими проектами конституции выступил глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1795—1843). Он родился в Петербурге, в семье, принадлежащей к крупной землевладельческой аристократии. Домашнее образование он получил под руководством отца, который был воспитателем царевичей Александра и Константина и попечителем Московского университета. Учился в университете на математическом факультете, не окончив который ушел добровольцем в действующую армию в 1812 г.
Политико-социальные взгляды Н. М. Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а также трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков. Муравьев увлекался отечественной историей. Особенно серьезное влияние оказал на него исторический труд Н. М. Карамзина, хотя в их политических позициях обнаружились серьезные разногласия. Анализу политических взглядов Карамзина Муравьев посвятил специальное исследование.
В г. по возвращении из Парижа в Москву Муравьевстановится членом нескольких оппозиционных организаций:
масонской ложи «Трех добродетелей», «Союза спасения», «Союза благоденствия», а затем и главой Северного общества. Арестован он в декабре 1825 г., осужден по первому разряду и приговорен к каторжным работам на двадцатилетний срок. Умер в 1843 г. и похоронен в селе Урик Иркутской губернии.
Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в трех проектах конституции, последний из которых, называемый тюремным, написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является в некоторых вопросах более радикальным. В этом проекте Муравьев подробно остановился на проблемах судоустройства и судопроизводства. Свою Конституцию он здесь называет Уставом.
Муравьев хорошо знал конституции американских штатов, Декларацию и конституции революционной Франции.
Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы естественного права и теории договори ого происхождения государства он осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей. «Опыт всех народов доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и общества; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого разсудка», ибо невозможно согласиться с тем, «чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой». В настоящее время «все народы европейские достигают законов и свобод. Более всех их народ русский заслуживает и то и другое». «Русский народ — свободный и независимый — не может быть принадлежностью никакого лица и ни-какого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя». Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. «Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал а в том, чтобы иметь законы, соответствующие неотчуждаемым правам человека… Всякие иные законы есть злоупотребление, основанное на силе,но сила никогда не устанавливает и не обеспечивает никакого права».
Первым мероприятием в ряду преобразований, провозглашенных Муравьевым, была отмена крепостного права. «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся к земле русской, становится свободным». В тюремном варианте проекта конституции предусмотрен и порядок ликвидации крепостной зависимости: одновременно с личным освобождением «помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия… и по две десятины на каждый двор для оседлости их». В случае успешного хозяйствования крестьяне имеют право «приобретать землю в потомственное владение». Никаким выкупом освобождение крестьян в тюремном проекте Муравьева не сопровождалось.
Все сословия, равно как и разделение людей на 14 классов (имеется в виду Табель о рангах), отменяются и «заменяются названием гражданина Рускаго». Все жители России объявляются равноправными, «гражданские чины и классы уничтожаются». Учреждается единая система налогов, которые платят все россияне с 18 и до 60-летнего возраста, провозглашаются равные для всех права и свободы: свобода слова, совести, передвижения и занятия любым делом и т. д. Каждый имеет право заниматься тем промыслом, который «кажется ему выгоднейшим», и «всякий русский имеет право ехать куда ему угодно и делать все то, что не ограничено и не запрещено законом», а также «излагать свои мысли и чувства невозбранно и сообщать оные посредством печати своим соотечественникам». Признать ту или иную книгу «вредной» можно не иначе как по суду.
Граждане имеют право «составлять всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого ни позволения, ни утверждения: лишь бы действия оных не были противуказ- ными». Всем гражданам предоставляется полная свобода совести.
Каждый гражданин может обращаться со своими жалобами и пожеланиями в Народное вече, к императору и правителям держав.
Формой правления, наилучшей именно для России, Муравьев считал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей, которое создает необходимые гарантии для взаимоконтроля органов власти и управления в государстве.
Государственное устройство России — федеративное (союзное). Всю страну он предполагает поделить на 13 держав, ласти и 368 уездов. В основание этого деления положены исторические, экономические и географические характеристики.
Законодательная власть в Российском государстве вручена Народному вече, составленному из двух палат: Верховной думы и палаты Народных представителей.
Избирательное право предоставляется всем гражданам мужского пола, достигшим возраста, имеющим постоянное место жительства, здравие ума, личную независимость, являющимся исправными плательщиками налогов, неопороченным перед лицом закона, состояние которых удовлетворяет установленному Уставом цензу. Нарушение избирательных прав граждан преследуется законом. «Всякий гражданин, который насилием или подкупом нарушает свободный выбор народных представителей, передается суду».
Палата представителей состоит из 450 членов, избирается сроком на два года гражданами держав. Наличие второй палаты обусловлено федеративным государственным устройством. Верховная дума представлена тремя гражданами от каждой державы, двумя от Московской области и одним — от Донской, избирается она сроком на шесть лет и каждые два года обновляется на 1/3 всего состава.
Государственные чиновники, а также лица, находящиеся на казенной службе, не могут быть избраны ни в одну из палат законодательного органа; в свою очередь, избранные члены Народного вече не могут быть назначены «ни в какую гражданскую должность».
Заседает Народное вече один раз в год. Каждая палата избирает своего председателя, законопроекты обсуждаются в каждой палате отдельно. В том случае, если проект «получает согласие обеих палат», то представляется императору и после его подписи приобретает силу закона. В случае отложения законопроекта императором он вновь обсуждается в палатах и, если после вторичного обсуждения получает 2/3 голосов, становится законом.
Законодательной инициативой обладают члены обеих палат и министры. Законы принимаются и отвергаются простым большинством голосов, за исключением предания суду членов палат. В этом случае требуется 2/3 голосов всех депутатов.
Компетенция Народного веча довольно обширна: оно может издавать и отменять законы; объявлять амнистию; распускатьправительственные собрания держав в случае, если они преступили пределы своей власти; решать вопросы о налогах, займах, пенсиях и т. п.; утверждать бюджет; покровительствовать наукам, объявлять наследника, утверждать правителей держав.
Заседания палат происходят при открытых дверях, и обе палаты печатают журнал своих заседаний.
Император представлен как высший чиновник российского правительства. Он не может изменять и отменять законы, равно как и присваивать себе функции законодательной власти. Но полномочия его довольно значительны: он облечен всей полнотой верховной исполнительной власти, является верховным начальником всех сухопутных и морских сил, назначает и смещает министров, главнокомандующих армиями и флотами, представляет Россию в переговорах с иностранными державами и назначает посланников. Монарх имеет право созывать обе палаты и изменять время заседаний палат, но не более чем на два месяца. Но он не может «употреблять войска во внутренности России, в случае возмущения, без согласия Народного веча». При вступлении на престол он приносит присягу Народному вечу. Императорское звание наследственное, но при пресе-чении династии народ имеет право сам избрать себе другого монарха.
Вся деятельность императора контролируется представительным органом. Даже поездку в другие страны он может совершать с согласия и под контролем Народного веча. Особы, составляющие семью государя, не пользуются никакими дополнительными правами и привилегиями, они к тому же не могут избираться и назначаться на государственные должности. Царское звание сохраняется по традиции, но женщины престол не наследуют. На содержание императора и его двора выделяется определенная сумма.
Законодательная власть в каждой державе называется прави-тельствующим собранием. Она состоит из двух палат: Палаты выборных и Державной Думы. Палата выборных избирается сроком на один год. Дума избирается теми же избирателями, но на четыре года, с ежегодным переизбранием 1/4 всего числа ее членов. Компетенция палат определена Конституцией России (Уставом), и в ней предусмотрены широкие полномочия по разрешению хозяйственных, административных и финансовых дел.
Держава не является суверенной единицей и без согласия Народного вече не имеет права вступать в отношения с другими государствами, отправлять послов, заключать мир и объявлять войну, чеканить монету, раздавать титул дворянства, налагать подати на ввоз товаров.
Исполнительную власть в каждой державе осуществляют Державный правитель, его наместник и Совет, компетенция которых определена Конституцией.
Судебная (Судная) власть отделена от административной и осуществляется довольно сложной системой судебных органов, включающей в себя уездные совестные суды, съезды совестных судов, областные суды и верховное судилище. В целом воззрения Муравьева по вопросам судоустройства и отправления правосудия носили либерально-демократический характер и были направлены на последовательное соблюдение требований закона.
Защищая неприкосновенность личности, Муравьев отмечал, что никто не может быть заключен в темницу, кроме случаев, специально определенных законом. При задержании лицо следует уведомить о причинах этого в течение 24 часов. Чиновник, нарушивший данное правило, должен быть наказан.
Никто не может быть подвергнут наказанию иначе, чем по закону, обнародованному до совершения преступления. «Всякая строгость, примененная к человеку при задержании, превышающая предусмотренную законом, запрещается». «Домовой обыск», выемка бумаг и писем могут быть произведены только уполномоченными на то чиновниками и на основе соответствующих письменных документов. Нарушение этих правил влечет уголовную ответственность. Никакое нарушение закона не может быть оправдано повелением начальства. В подобном случае будут наказаны оба: нарушитель закона и лицо, подпи-савшее противозаконное повеление.
Муравьева глубоко возмущало содержание тюрем в России, поэтому он в своем проекте предусмотрел их полное реформирование. Все государственные темницы (подземелья и казематы) подлежат полному уничтожению. Подследственные обвиняемые, а также заключенные за легкие проступки и несовершеннолетние не должны содержаться в одних местах с подсудимыми, вина которых установлена. Тюремные начальники за свое бесчеловечное обращение с заключенными должны нести строгую ответственность.
Все предусмотренные Конституцией Муравьева гражданские и политические права должны, по его мысли, вводиться в действие немедленно после отмены старых порядков. Пестелевский проект, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал. «Весь план Песте — ля, — писал он, — был противен моему рассудку и образу мыслей». Муравьев называл его «варварским и противным нравственности». Особенно он критиковал организацию Временного Верховного правления, в котором усматривал опасность установления революционной диктатуры. В плане Пестеля Муравьев находил не «учреждение правления в России на законах не-пременных», как писал о том сам Пестель, а, напротив, создание условий, провоцирующих произвол и беззаконие.
Муравьев полагал, что в своих конституционных проектах он предложил решение сложных социальных, политических и юридических проблем, обеспечивающее гражданам России установление законности и правосудия, охрану свободы и неприкосновенности личности, а также ее экономическое благополучие и процветание.