18. А. Л. Ордин-Нащокин

18. А. Л. Ордин-Нащокин
18. А. Л. Ордин-Нащокин

Во второй половине XVII в. в государственном строительстве получили преобладание абсолютистские тенденции, развитие которых стимулировалось задачами, стоящими перед экономикой страны, нуждающейся в протекционизме со стороны сильной государственной власти.
С одной из подобных теорий выступил в середине XVII в. псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин
(1605—1680), видный политический деятель .и дипломат при дворе Алексея Михайловича.
В 1665 г. Ордин-Нащокин был назначен воеводой Пскова. За участие в заключении мирного договора с Польшей в 1667 г. (Андрусовское перемирие) он был пожалован чином боярина и возглавил Посольский приказ. В том же году им была предложена реформа городского самоуправления, и тогда же был принят Новоторговый устав, в составлении которого он принимал активное участие. В 1669 г. при его содействии была учреждена Государственная палата.

Главной задачей своей деятельности Ордин-Нащокин считал развитие промышленности и торговли в стране, как внутренней, так и внешней. Он стремился к принятию законодательных мер, освобождающих страну от импорта тех товаров, которые могут в ней производиться с целью поддержки российского промышленника и торговца. В отечественной промышленности он видел источник процветания государства. Ордин- Нащокин сам принимал участие в организации металлургических и металлообрабатывающих предприятий, а также кожевенных, бумажных и стекольных фабрик. По его инициативе было организовано почтовое сообщение.
Псковский воевода предложил царю начать строительство флота на Балтийском и Каспийском морях, в связи с чем и был назначен во главе «корабельного дела», кроме того, он способствовал построению каналов и других путей водного сообщения.
Высказывал он предложения и по военным проблемам. Так, он настаивал на замене конной дворянской армии ополчением из людей, обученных «иноземному строю» и вооруженных современным огнестрельным оружием.
Ордин-Нащокин считал необходимым срочное укрепление «порубежных городов». С одной стороны, такое укрепление служило бы преградой от проникновения в Россию беспошлинных товаров, а с другой — непосредственно укрепляло бы границы (особенно западные), поскольку в соседстве со Швецией (а в ней он видел главного врага России) без «хорошего строя в пограничных местах… порубежные края в силе не удержать».
Вместе с тем он предостерегал царя от чрезмерного увеличения расходов на армию, особенно в мирное время, утверждая,что государства выгоднее «половину рати продать, да промышленника купить», потому что даже если людей много и богатство в стране есть, «да промышленника нет, так ничего и не выйдет».
Основной целью всей его деятельности было осуществление государством системы мероприятий по руководству экономикой страны, способствующих развитию частной инициативы и всемерному поощрению предпринимательства.
В организации промышленности и торговли он считал необходимым заимствование опыта передовых западноевропейских стран. «Не стыдно доброму навикать со стороны», — утверждал он, но вместе с тем полагал, что целиком перенимать чужие порядки и переносить их на нашу почву бесперспективно и даже вредно.
В 1665 г. Ордин-Нащокин предложил реформу городского са-моуправления в Пскове. Для решения внутригородских дел необходимо выбрать Земскую избу, состоящую из двенадцати «лучших» псковских людей, поручить ей управление городом (административные и финансовые функции) и передать судебные полномочия, принадлежащие в это время воеводам. Судя по тексту Послания Алексею Михайловичу, Ордин-Нащокин не ограничивал свои планы Псковом, а намеревался провести подобные мероприятия и в других городах. Однако он встретил активное сопротивление со стороны ряда видных государственных деятелей (Б. И. Морозова, Ю. А. Долгорукова и др.), которые практически провалили его псковскую реформу. Потерпев неудачу, Ордин-Нащокин пошел по пути частичного ограничения административных и судебных функций воевод.
В Новоторговом уставе он провел ряд идей своей псковской программы. Этот устав был первым государственным законом, который содержал правила торговли для русских и иностранных купцов. В нем рассматривался комплекс проблем, связанных со сбором таможенных пошлин, порядком въезда в Россию и выезда за рубеж, условиями создания торговых центров и правилами торговли в них и т. д.
Принципиально новым было установление правил торговли иностранцев в России. Регулирование взаимоотношений русского и иностранного купечества ставило их в равное правовое положение. Вместе с тем отечественным торговцам оказывалось государственное покровительство в организации торгов и продвижении своих товаров на внутреннем и внешнем рынке. Ус-



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.