15.1. Социологическая теория права Р. Иеринга

| Правовой портал "Правопорядок" | 15.1. Социологическая теория права Р. Иеринга |
15.1. Социологическая теория права Р. Иеринга

Рудольф фон Иеринг (1818—1892) — немецкий правовед, профессор права в университетах Базеля, Ростока, Киля, Гессена, Вены и Геттингена.
Эпоха. Процесс образования Германской империи. Вторая половина XIX в. — становление социального и трудового законодательства. В Германии в 80х гг. XIX в. были введены всеобщее страхование по болезни, от несчастных случаев, система инвалидного и пенсионного страхования. Государство и право становились институтами, все более отражающими интересы общества.
Биография. В течение полувека (1842—1892) был профессором права в университетах Базеля, Ростока, Киля, Гессена, Вены и Геттингена. Правовая мысль Иеринга — многогранного и страстного мыслителя — вначале формировалась под влиянием «юриспруденции понятий». Эта правовая школа изучала право в отрыве от социального контекста, сводилась к интерпретации законодательства, использовала дедуктивно-логические операции с правовыми понятиями. Впоследствии Иеринг разошелся с этой школой. До 60х гг. XIX в. Иеринг разделял взгляды представителей исторической школы права, но затем критически пересмотрел ее основные положения.

Иеринга причисляют к представителям социологической школы права. Он впервые системно изложил свои взгляды в докладе «Борьба за право», прочитанном в Вене в 1872 г., в котором прослеживается сильное влияние философии Монтескье, Канта и Гегеля.
Логическое основание политико-правового учения. Правовое учение Иеринга формировалось как теоретическая оппозиция взглядам представителей «юриспруденции понятий», исторической школы права и отчасти — юридического позитивизма. В его творчестве прослеживается сильное влияние философии Монтескье, Канта и Гегеля.
Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».
Содержание политико-правового учения. Критика «юриспруденции понятий». Иеринг считал, что «юриспруденция понятий» — это лишь «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни. Он пришел к выводу, что «не жизнь существует ради понятий, а понятия — ради жизни».
Критика исторической школы права. Иеринг, соглашаясь с тезисом исторической школы о закономерности развития права, предложил тем не менее диаметральнопротивоположное понимание этого процесса: право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы, а отнюдь не является продуктом бессознательного и мирного развития «народного духа» (табл. 15.1).
Борьба за право. Долгое время, по мнению Иеринга, право развивалось в ожесточенной борьбе классов и сословий, которые стремились закрепить в законодательстве свои интересы: «Все великие приобретения, на которые может указать история права: отмена рабства, крепостного состояния, свобода земельной собственности, промыслов, вероисповедания и пр., — все это пришлось добывать лишь таким путем ожесточеннейшей, часто целые столетия продолжавшейся борьбы, и путь, по которому шло при этом право, нередко отмечен потоками крови…».
Такое «кровавое» развитие права как борьбы классов и сословий Иеринг относит к прошлому. Современную ему борьбу за право он толковал лишь как необходимую борьбу за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.
Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность «правомочного».
1. Перед самим собой: «Защита собственного существования есть высший закон всего одушевленного мира; он
Таблица 15.1
Историческая школа права Концепция права Р. Иеринга
Право развивается безболезненно, мирно Право завоевывается в борьбе:
• «цель права — мир, путь к нему — борьба»;
• «жизнь права есть борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов. Это безостановочная борьба целых народов»;
• «в борьбе обретешь ты право свое. Без борьбы нет права, как без труда нет собственности»
Право раскрывается как цветок, органично, незаметно Право бурно меняется: • «право — это Сатурн, пожирающий собственных детей. Чтобы обновиться, праву необходимо отказаться от собственного прошлого»
Источник развития права — безличный народный дух (Voiksgeist) Право развивается под воздействием конкретных интересов, двигающих человеком и заставляющих его ставить цели, осуществимые ори посредстве права: «Цель — творец права»
Положительное отношение к обычаю как источнику нрава, скепсис по отношению к законодательству Отрицательное отношение к обычаю и возвышение роли законодателя как сознательного творца права. Право — это «разумная политика власти». Иеринг отходит от консерватизма исторической школь: правапроявляется у каждого создания в инстинкте самосохранения. Для человека дело идет не только о физической жизни, но вместе с тем о его моральном существовании, а одним из условий последнего служит отстаивание права».
Сравнение постулатов исторической школы права с концепцией права Р. Иеринга
2. Перед обществом: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она не осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяниями права, должен в свой черед также поддерживать по мересил могущество и авторитет закона — словом, каждый есть прирожденный борец за право в интересах общества».
Иеринг допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не «заключает в то же время пренебрежение к личности».
В концепции Иеринга борьба за право напоминает борьбу за существование видов в теории Дарвина, что и послужило основанием говорить о социалдарвинизме немецкого правоведа.
Социология права. Иеринг предложил изучать право не как оторванную от повседневной жизни систему правовых норм и понятий, а как действующий правопорядок. Для него право обусловлено социальными целями и интересами. Иеринг акцентировал внимание на борьбе социальных субъектов как источник развития права и способ его защиты.
Право в концепции Иеринга имеет формальную и содержательную стороны.
Формальная сторона: право — это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм права создается упорядоченная защита социальных отношений.
Содержательная сторона: право — это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей; «право — это юридически защищенный интерес»; «право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением».
Концепция Иеринга о связи норм права с интересами и борьбой различных социальных сил отличалась реализмом и способствовала развитию социологии права.
Правовые взгляды Иеринга стали отправной точкой в трудах ряда отечественных юристов, которые внесли свой вклад в становление социологической юриспруденции (С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов). Один из первых советских правоведов — П.И. Стучка назвал Иеринга «самым смелым и самым откровенным представителем буржуазной науки права».
Именно с Иеринга в западной юридической науке начинается различение в праве двух аспектов: формального и содержательного.
Учение Иеринга оказало влияние на формирование известных правовых доктрин XX в.: «юриспруденцию интересов» в Германии, юридический прагматизм в США.