Тема8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕУЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII ВЕКА

| Правовой портал "Правопорядок" | Тема8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕУЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII ВЕКА |
Тема8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕУЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII ВЕКА

Первая половина XVIII в. в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I.
В 1721 г. закончилась Северная война и Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. Эта война имела положительное значение не только дня России, но и дня Швеции: был положен конец шведской экспансии и связанному с ней распылению человеческих сил.
В XVIII в. Россия по форме государственного правления была абсолютной монархией. Эта форма правления подразумевала такую внутреннюю политику государства, при которой учитывалось мнение только одного лица — абсолютного монарха.
Петр I проводин реформы, которые были направлены на преодоление отставания России от западных государств. Принималась бесчисленные указы, среди которых были и такие, в которых во всех деталях предписывалось, как сеять коноплю, убирать хлеб и т.п. Исполнителям этих указов предписывалось использовать методы принуждения в отношении тех, кто не будет их выполнять: «Ибо сами знаете, что добро и надобно, но наши люди без принуждения не сделают».

При Петре I появились новые институты крепостного права, которые делали положение крестьян еще более тяжелым (помещики наделялись правом суда над крепостными).
Официальной доктриной, ссылками на которую обосновывалась абсолютная власть монарха, оставалась доктрина божественной воли, согласно которой власть монарха рассматривалась как «божественное поручение». Использовались ссылки и на «общее благо».
Именно в это время, начиная с Ф. Прокоповича и В.Н. Татищева, впервые предпринимаются попытки приспособить теории естественного права и договорного происхождения государства для обоснования абсолютной монархии.
Вторая половина XVIII в. в России ознаменовалась крестьянской войной под предводительством Е.И. Пугачева, которая побудила прогрессивно мыслящих русских людей задуматься о судьбах России и оспорить легитимность абсолютной монархии и крепостного права. К числу таких мыслителей относятся СЕ. Десницкий и А.Н. Радищев, которые опирались в своих произведениях на идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо).