6.2. Политическое учение Томаса Гоббса

| Правовой портал "Правопорядок" | 6.2. Политическое учение Томаса Гоббса |
6.2. Политическое учение Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588—1679) — английский политический мыслитель, теоретик «сильного» государства.
Эпоха. Английская буржуазная революция (1640); казнь Карла I по приговору верховного трибунала, созданного парламентом в 1649 г.; учреждение республики (commonwealth) (1649—1653); диктатура Кромвеля (1653—1658); Реставрация правления Стюартов — правление Карла II (1660— 1685).
Биография. Родился в Мальмсбери, в семье сельского священника. Еще в школе овладел латинским и греческим языками; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфордского университета, который закончил спустя пять лет, получив степень бакалавра искусств. Стал воспитателем сына одного из английских баронов, что позволило ему путешествовать по другим европейским странам (Франция, Италия).
Логическое основание политико-правового учения.
Т. Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел: «Человек ведь является не только физическим телом; он представляет собой также часть государства, иными словами, часть политического тела. И по этой причине его следует рассматривать равным образом как человека и как гражданина».

Основные работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).
Содержание политико-правового учения. Концепция договорного происхождения государства. Гоббс различает: догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, т.е. гражданское, состояние (status civilis).
В естественном состоянии человек действует как физическое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право — это «свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством».
Естественное состояние — это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes), состояние постоянного страха за свою жизнь.
Однако людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) — неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) — «найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».
Гоббс различает три фундаментальных естественных закона:
1) «следует искать мира и следовать ему» (закон как цель);
2) «в случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (закон как средство). Отказаться от права на все вещи — это для Гоббса значит «упразднить общность имущества» и установить право собственности, отсутствие которого в естественном состоянии — причина «войны всех против всех»;
3) «люди должны выполнять заключенные ими соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения» (закон как долг).
Все естественные законы, в понимании Гоббса, — это моральные законы, они «всегда и везде обязывают людей перед внутренним судом, или судом совести». Чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только моральными личностями, необходима общая для людей власть. Чтобы установить эту общую для всех власть, необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представителями их лица».
Каждый доверяет носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим…».
Отрицание права индивидов на сопротивление государству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчинении суверену, а не отдельные договоры с ним. Поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор. Все, что бы суверен «ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных, и он не должен кем-либо из последних быть обвинен в несправедливости». Следовательно, ни один суверен «не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных».
Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие: «Положение человека никогда не может быть без того или другого неудобства, и величайшие стеснения, которые может иногда испытывать народ при той или иной форме правления, едва чувствительны по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые являются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой принудительной власти, удерживающей их от грабежей и актов мести… Если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но беспорядочная толпа, как у циклопов».
Классификация форм правления государства. Критерием классификации служит принадлежность суверенитета и пригодность формы правления для обеспечения безопасности людей.
Гоббс выделяет три формы правления государства:
• монархию;
• аристократию;
• демократию.
Монархия — такая форма правления государства, при которой общие интересы больше всего совпадают с частными интересами: «Богатство, сила и слава монарха обусловлены богатством, силой и славой его подданных».
Аристократия — такая форма правления государства, при которой «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».
Демократия — такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всех.
Гоббс считает неограниченную монархию предпочтительной формой правления государства для обеспечения безопасности людей, поскольку благо монарха тождественно благу государства.
Образ государства. Государство представляется ему искусственным человеком огромных размеров — Левиафаном. Левиафан — это морское чудовище, о котором сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках — символы государственной власти: «Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется государством (по латыни civitas) и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан».
Гоббс проводит аналогии между государством как искусственным человеком и человеком как таковым: —> верховная власть — душа; —> магистраты — суставы; —> награда и наказание — нервы;
—> благосостояние и богатство частных лиц — это сила; —> безопасность народа — занятие; —> справедливость и законы — искусственный разум и воля;
—> гражданский мир — здоровье; —> смута — болезнь; —> гражданская война — смерть.
Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько математически образными были его выводы. Гоббс отправляется не от действительной истории, а исходит из гипотетического естественного состояния. Идеи Гоббса были восприняты основателем школы юридического позитивизма Дж. Остином.