5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли

| Правовой портал "Правопорядок" | 5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли |
5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции политической этики — этики главы государства («макиавеллизм»).
Эпоха. Политическая раздробленность Италии. Постоянная угроза нападения со стороны централизованных государств (Испания, Франция).
Биография. Родился во Флоренции, в семье юриста. Принадлежал к обедневшему старинному роду. В течение 14 лет (1498—1512 гг.) был секретарем флорентийской республики, затем — отстранение от должности и ссылка в личное имение, находясь в котором он создает свои политические и литературные произведения.
Логическое основание политического учения. Эмпиризм, согласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике — это опьп. Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы.
В рассуждениях Макиавелли происходит радикальный отказ от средневекового теоцентризма, который заменяется на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли не Бог, а человек. Соответственно политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом.

Из опыта следует, что в основе политического поведения лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По Макиавелли, грандиозные дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом.
Основные работы: «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия», «Принцепс», «История Флоренции» и др.
Содержание политического учения. Политическое мышление Макиавелли сосредоточивается на государстве как важной составляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».
1. Причины политического упадка Италии. Макиавелли сравнивает величие Древнего Рима с современной ему Италией. Как образовалась пропасть между возвысившимся до мирового господства Римом и постоянно ожидающей нашествий Италией?
Причины упадка:
—> христианская религия, которая ориентировала людей на потусторонний мир, сделав их чуждыми государству, что и привело к ослаблению государства;
—> папство, которое имело престол в Риме, владело частью Италии и препятствовало ее объединению.
2. Понятие государства. Макиавелли вводит в политическую лексику новый политический термин — «stato» (от лат. — «status»), которым он обозначает общее понятие государства, независимо от его конкретных форм. Stato, т.е. государство, — это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господстваподчинения.
Наряду с уже известными к XVI в. политическими терминами «республика», «княжество», «королевство», «власть», «империя», «город», «правление», «тирания», «монархия» Макиавелли ввел новый политический термин, которым и сегодня обозначают общее понятие государства.
Государство — это дело рук человеческих. В конкретный момент времени форма правления государства представляет собой результат борьбы двух сил: народа и знати. Борьба народа и знати — вот источник развития государства: «Народ и знать есть в каждом городе, и чувства их всегда различны, а происходит это оттого, что народ не хочет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ; эти два разных стремления приводят в городе к одному из трех последствий: к единовластию, свободе или произволу какойнибудь партии».
Классификации форм правления государства. Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три правильные формы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, распущенность).
Новация Макиавелли заключалась в следующем: все государства есть либо республики, либо единовластные по форме правления государства. К XIX в. эта классификация государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.
Концепция политической этики главы государства (концепция «макиавеллизма»). Макиавелли разрабатывает политическую этику принцепса (единоличного главы государства), которая позволила бы объединить Италию и превратить ее в сильное государство.
В своей работе «Принцепс» Макиавелли как естествоиспытатель формулирует ряд политических принципов, свободных от какихлибо моральных запретов, которые позволят принцепсу действовать эффективно на политическом поприще и добиться осуществления поставленной цели:
• овладевая государством, необходимо все жестокости совершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять;
• обиды нужно наносить разом, тогда меньше чувствуешь их в отдельности;
• все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запоминались;
• принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть лисицей, чтобы распознать западню;
• принцепс не может и не должен быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него. При этом всегда можно найти причину, чтобы найти оправдание. Макиавелли ссылается на папу римского Александра VI, который всех обманывал, не держал слова и тем не менее многого добился;
• принцепс не обязательно должен обладать всеми добродетелями, — гораздо важнее казаться, что ими обладаешь;
• принцепс не должен трогать имущество подданных и задевать их честь. Подданные будут довольны жизнью, а принцепсу придется бороться лишь с честолюбием немногих;
• принцепс должен передавать другим дела, вызывающие недовольство подданных, а милости оказывать самому;
• принцепс должен каждым своим поступком создавать о себе молву как о великом и выдающемся человеке;
• принцепс должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх, но не на их ненависть;
• чтобы судить об уме принцепса, надо видеть его окружение.
Никколо Макиавелли стоит у истоков политической науки Нового времени.
Он оказал огромное влияние на итальянскую политическую мысль (Г. Моска, В. Паретто и др.). Б. Муссолини,находясь под впечатлением работы Макиавелли «Принцепс», рассматривал себя как нового принцепса.
В языке политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы.