4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского

| Правовой портал "Правопорядок" | 4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского |
4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского

Марсилий Падуанский (1280—1343) — итальянский политический и правовой мыслитель.
Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Падуанском университете. Преподавал логику и метафизику Аристотеля в Парижском университете, в 1312—1313 гг. — ректор Парижского университета. Некоторое время был врачом и советником Людвига Баварского .
Основная работа: «Защитник мира» («Defensor pads»).
Логическое основание политико-правового учения. Испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком ссылался на христианские священные книги: «только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содержит в себе истину»; в отличие от Фомы Аквинского был сторонником доктрины двойной истины: есть «земная истина», которая постигается разумом, а есть «истина небесная», которая постигается откровением и верой. Эти истины независимы и могут противоречить друг другу, «земная истина» — низшая по отношению к «истине небесной».
В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притязаний католической церкви на светскую власть. Марсилий считал, что попытки католической церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры в европейских государствах. Поэтому священнослужители — главные враги мира.

Книга была осуждена католической церковью, Марсилий отлучен от церкви и был вынужден покинуть Париж и укрыться при дворе Людвига Баварского.
Содержание политико-правового учения.
Политическая теория охватывает следующие проблемы.
1. Государство и Церковь. Вслед за Аристотелем Марсилий понимает государство как совершенное сообщество (communitatis perfecta) людей, которое:
—> самодостаточно;
—> основано на разуме и опыте людей;
— > существует для того, чтобы «жить и жить хорошо».
Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, а библейское повествование об установлении у евреев общественного порядка через Моисея самим Богом считает лишь недоказуемым предметом веры.
Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере. Церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем духовенства и папы. Это должно выражаться в праве верующих: —> выбирать церковных сановников, включая Папу;
—> определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;
—>утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.
Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы — быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.
2. Законодательная и исполнительная власти государства. Законодательная власть всегда должна принадлежатьнароду: «Законодатель — первая действующая причина, присущая закону, — сам народ, коллектив граждан (universitas) или его часть наиболее важная (valentior pars), выражающие свой выбор и свою волю относительно всего касающегося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием».
Почему народ или его наиболее важная часть должны устанавливать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы:
—> народ лучше повинуется тем законам, которые сам установил;
—> эти законы всем известны;
— > каждый может заметить упущение при создании этих законов.
Марсилий был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти1. Выборность главы этой власти предпочтительнее, нежели передача власти по наследству: «…мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства».
Правовая теория. Марсилий признает многозначность термина «закон». Он — сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова».
Марсилий понимает закон как закон государства. Закон — это наставительное и принудительное «правило», которое:
—> «существует во всех communitatis perfecta», —> подкреплено санкцией, которая имеет «принудительную силу благодаря наказанию или поощрению»;
—> имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»; —> устанавливается светским законодателем. Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать выводы:
1) божественный закон не есть закон в собственном смысле. Он сопоставим с предписаниями врача (Марсилий — врач). Цель божественного закона — достижение вечного
Идея выборности народом главы исполнительной власти исходила из практики управления итальянских городских республик и из порядка избрания императора Священной Римской империи.
блаженства. Этот закон определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос.
Поэтому, по Марсилию, духовенство может только проповедовать христианское учение, но никак не принуждать, а еретик может быть наказан только Богом и только на том свете.
Марсилий против церковного суда, инквизиционных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития, но сделать это может только светская власть. Священник как «медик душ» имеет единственное право: учить и увещевать;
2) закон церкви не есть закон в собственном смысле, так как обеспечен только духовными санкциями. Хотя его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле государства. Но тогда он становится законом государства;
3) естественный закон не есть закон в собственном смысле, это есть лишь нравственный закон: «есть люди, которые называют «естественным законом» веление справедливого разума касательно человеческих поступков, и естественный закон в этом смысле слова включает и божественный закон».
Значение законов в государстве. В государстве должно быть верховенство законов, ибо «там, где нет верховенства закона, там нет настоящего государства».
Монарх, правительство, судьи должны править на основе законов, которые должны быть обнародованы: «всем государям, а среди них особенно монархам, которые со всеми их потомками господствуют в порядке наследования, надлежит для того, чтобы их власть была безопаснее и долговременнее, править в соответствии с законом, а не пренебрегая им…».
Закон позволяет:
—> осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»;
—> избежать предвзятости в судейском решении, на которое может влиять ненависть, алчность, любовь судьи.
Марсилий заключал: «Итак, законы необходимы для того, чтобы исключить из гражданских судебных решений или постановлений злой умысел и заблуждения судей».
Положительный человеческ Не связан с естественным законом ий закон (закон государства) Основан на естественном законе, а тот, в свою очередь, является выражением вечного закона, предустановленного Богом
Естественный ш Не является законом в строгом смысле слова, это лишь нравственный закон ‘ловеческий закон Это закон без всяких оговорок
Закон и спр Нет иной земной справедливости, как выраженной в позитивном законе воли всего народа либо значимой его части аведливость Позитивный закон может противоречить справедливости (естественному человеческому закону)Принудительное применение такого позитивного закона есть признак тирании
Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суверенитета, состоящую в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким образом, Марсилий стал предшественником Ж.Ж. Руссо, теоретика народного суверенитета.
Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполнительной власти остается одним из признаков современной теории правового государства.
Политическая теория Марсилия предвосхитила становление сильного государства, не зависимого от церкви.