4.1 .Учение Фомы Аквинского о праве и государстве

| Правовой портал "Правопорядок" | 4.1 .Учение Фомы Аквинского о праве и государстве |
4.1 .Учение Фомы Аквинского о праве и государстве

Фома Аквинский (1226—1274) — итальянский католический философ, доминиканский монах.
Биография. Родился в семье графа Ландольфо, которому принадлежал домен (поместье) в окрестностях города Аквино. Получил имя Томазо, или, по-гречески, Фома. Сначала учился в школе при аббатстве, затем в университете Неаполя, основанного Фридрихом И. В Неаполе сблизился с доминиканцами — нищенствующими монахами и стал одним изн их, отказавшись от графского титула. Целью доминиканского ордена была борьба с ересями «при помощи костров и силлогизмов». Университетское образование Фома Аквинский завершает в Кельне и Париже. С 1248 по 1252 г. — ученик Альберта Великого в Кельне. В 1252 г. главному магистру доминиканского ордена потребовался молодой ассистент для академической карьеры в Париже. Им стал Фома Аквинский. С 1252 по 1254 г. Фома — бакалавр «библикус», с 1254 по 1256 г. — бакалавр «сентенциариус», с 1256 по 1259 г. он преподает в Парижском университете, являясь магистром теологии и возглавляя кафедру в этом университете. Затем, по традиции ордена, начинаются странствия Фомы. Он преподает в университетах Кельна, Болоньи, Рима, Неаполя.

Основные работы: «Сумма теологии», «О правлении государей».
Логическое основание политико-правового учения. На
Фому Аквинского большое влияние оказал Аристотель. Фома Аквинский в своем учении предложил синтез католической веры и философии Аристотеля.
Содержание политико правового учения.
Правовое учение.
Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следующие характеристики закона:
• закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе;
• закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мерилом;
• любой закон направлен к общему благу;
• закон вызывает движение к цели.
Классификация законов. Следует различать четыре вида законов, три из которых представляют собой иерархию:
1. Вечный закон (lex aeterna) — естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который знаком только самому Богу и блаженным святым: «замысел управления вещами, существующий у Бога как государя Вселенной, имеет значение закона». Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей.
2. Естественный закон (lex naturalis) — участие вечного закона в разумной твари. Естественный закон — это отражение божьего закона человеческим разумом, «печать божественного света на нас». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna. Это «свет естественного разума, с помощью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо». Естественный закон представляет собой некие моральные предписания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предписывает все то, что соответствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др.
Как обнародуется естественный закон? Он «обнародован уже тем, что Бог вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем».
3. Человеческий позитивный закон (lex humana) — это феодальное право того времени. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человеческим разумом»: исходит из факта несовершенства людей, поэтому является самым несовершенным в иерархии законов; служит человеку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться браки, определить санкции, если совершается правонарушение);
Фома Аквинский полагал, что «человеческие законы не могут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами».
Человеческий позитивный закон должен соответствовать естественному закону: «каждый закон, установленный людьми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе — это не закон, а «порча закона», и такому закону можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона есть признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если необходимо пресечь беспорядок.
4. Позитивный божественный закон (lex divina) — содержится в Библии. Он адресован «твари читающей», и только этот закон может привести человека к достижению сверхъестественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина.
Два вида законов:
• естественные
• позитивные Четыре вида законов:
• божественный естественный закон
• человеческий естественный закон
• божественный позитивный закон
« человеческий позитивный закон
Законы дополняют друг друга Иерархия законов
Политическое учение Фомы Аквинского посвящено рассмотрению трех важнейших проблем.
1. Церковь и государство.
А. Фома решает вопрос, актуальный для того времени: имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти? В то время светские правители отрицали это право, ссылаясь на Священное писание: «нет власти не от Бога» (т.е. светская власть также от Бога). Фома предлагает различать три элемента государственной власти:
• сущность;
• происхождение;
• использование.
Сущность государственной власти установлена Богом, доказательством чего служат слова апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены». Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп). Использование государственной власти часто ведет к злоупотреблению властью.
Фома считал, что церковь не посягает на власть как на божественный принцип, но церковь оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и использовании ее тем или иным правителем.
Б. Фома решает вопрос разграничения компетенции светской и церковной власти. Он высказывает идею автономии властей: светская власть должна управлять только внешними действиями подданных; церковь — душами людей. Фома полагал: «Так как духовная власть и светская, обе производны от власти Божьей, то светская власть настолько находится под духовной, насколько она ей Богом подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие этого в таких делах следует скорее повиноваться церковной власти, а не светской. В том же, что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти, чем церковной, в соответствии с поучением «Отдайте кесарево кесарю».
При этом Фома высказывает такую идею взаимодействия властей. Государство должно помогать церкви в борьбе с ересью: «Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, — гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей временной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси».
2. Проблема тираноубийства.
Можно ли сопротивляться тирану? Фома выдвигал следующие аргументы против тираноубийства:
—> после убийства тирана может прийти новый тиран, который будет еще свирепее;
—> убийство тирана не соответствует апостольскому учению. Апостол Петр считал, что нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым господам.
Вместе с тем Фома допускал тираноубийство, которое должно совершаться не по собственному почину, а по решению общества (католическая церковь в то время не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей правителю).
3. Идеальная форма правления.
Фома развивает свою политическую теорию в рамках теоцентристской картины миры, опираясь на идеи Аристотеля.
Он выделяет шесть форм правления государства (монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия). В отличие от Аристотеля лучшей формой правления Фома признает монархию, а не политию. Он считал,что согласно природе вещей править должен один, поскольку:
—> во Вселенной единый Бог;
— > среди множества частей тела есть одна, которая движет всем, — сердце;
—> среди частей души главенствует одна — разум;
—> у пчел один царь.
Согласно жизненному опыту также должен править один: провинции и города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами. Господь говорит устами Пророка (Иеремия, XII, 10): «Множество пастухов испортили мой виноградник».
Учение Фомы Аквинского имеет своих последователей. В частности, современная католическая теория права (неотомистская теория права Ж. Маритена) восприняла идею Фомы о естественном законе и естественных правах человека (право на жизнь и продолжение человеческого рода), которые вытекают из самого lex aeterna, на которые не может посягать государство, принимая lex humana.