1. Понятие субъектов информационного права (общая характеристика)

| Правовой портал "Правопорядок" | 1. Понятие субъектов информационного права (общая характеристика) |
1. Понятие субъектов информационного права (общая характеристика)

Правовой статус субъектов информационного права включает в себя:
— информационную правоспособность;
— информационную дееспособность.
Правовой статус субъектов определяется информационной правосубъектностью, а также правами и обязанностями субъектов, ответственностью, гарантиями осуществления своих прав.
При осуществлении своих информационных прав субъекты информационных правоотношений обязаны действовать разумно и добросовестно (ст. 157, 220, 234 ГК РФ), соблюдая основы нравственности (ст. 169 ГК РФ) и другие принятые в обществе нормы (ст. 241 ГК РФ).
В законах и иных нормативных актах закреплены в настоящее время официальные определения субъектов информационных правоотношений. Например, в ст. 2 Закона об информации используются понятия:
— обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
— оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В Законе об обязательном экземпляре документа применяются понятия «производитель документов» и «получатель документов» (ст. 1). В Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. приводится определение «Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников» <1>. В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <2> (далее — Закон о СМИ) закреплены понятия «главный редактор», «журналист», «издатель», «распространитель», «редакция». В авторском праве используются понятия «автор», «изготовитель аудиовизуального произведения и фонограммы», «исполнитель». В Федеральных законах «О связи» (далее — Закон о связи) от 7 июля 2003 г. N 126- ФЗ <3> и «О библиотечном деле» применяются понятия «пользователи сети» и «пользователь библиотеки» соответственно. В статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <4> закреплены понятия «рекламодатель», «рекламопроизводитель» и «потребитель рекламы».
<1> См.: Статья 3 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
<2> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2005. N 30 (часть I). Ст. 3104.
<3> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 6. Ст. 636; N 10. Ст. 1069. <4> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
По отношению к информации все субъекты можно разделить на три группы.
1. Производители.
2. Обладатели, собственники информации.
3. Потребители.
По общеправовому критерию:
— Российская Федерация;
— субъекты РФ;
— муниципальные образования;
— граждане и другие физические лица;
— общественные объединения;
— коммерческие организации.
Субъектами информационного права могут выступать лица, обладающие только информационной правоспособностью. Но субъектами информационных правоотношений могут выступать только те, которые обладают информационной дееспособностью:
— органы государственной власти и их должностные лица;
— местные органы власти и их должностные лица;
— физические лица;
— юридические лица.