8.2. Инновационный проект: правовой механизм разработки и реализации

| Правовой портал "Правопорядок" | 8.2. Инновационный проект: правовой механизм разработки и реализации |
8.2. Инновационный проект: правовой механизм разработки и реализации

Сразу отметим, что в российском законодательстве еще нет самого термина «инновация». Кроме того, нет широкого технологического «коридора», который ведет от знаний к рынку. Причем даже не к производству, не к промышленности, а именно к рынку. Построение этого «коридора», т.е. инновационных институтов, которые обеспечивали бы передачу технологий, разработку законодательных и других нормативных актов, системы правил — это и есть формирование национальной инновационной системы.
Здесь содержится интересная деталь, заслуживающая не только внимания, но и специального научного анализа. Это функционирование будущей национальной инновационной системы. Дело в том, что готовые инновационные решения должны иметь конкретную форму, требования к которой необходимо четко установить. Например, в какой форме может быть инновационный проект. И если к такому проекту, точнее, к его форме и содержанию, установлены конкретные требования, то можно будет судить о качестве его разработки и о готовности к внедрению. Большое значение для практического внедрения инновационных идей и решений участниками рынка будет иметь создание соответствующих экономических, правовых и организационных механизмов, позволяющих реализовывать инновационные проекты в условиях рынка. Подобные проекты должны соответствовать требованиям рынка.

В официально утвержденных в России методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов дано следующее определение: «Инвестиционный проект (ИП) — обоснование экономической целесообразности, объема, сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описанием практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-планом)»*(123). Кроме того, сущность таких ключевых понятий, как «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», была установлена в российском законодательстве ранее.
В российской практике под инновациями обычно принято понимать разработку и внедрение самых различных новшеств. Это могут быть научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, усовершенствования или рационализация применяемых технологий, технологии с элементами новизны, технологии с существенной новизной, и наконец, принципиально новые технологии. Разумеется, представленный перечень инноваций не претендует на исчерпывающую полноту, а дает лишь общее представление о том, что может на практике ими являться, однако даже в нем содержится большое разнообразие конкретных их видов.
В этом смысле инновационный проект попадает в двойственное положение. С одной стороны, инновационные решения, например, связанные с созданием новой технологии переработки сырья, могут быть документально оформлены в виде проекта и кем-то утверждены. С другой же, инновационный проект не обязан содержать всю ту информацию, которая должна содержаться в инвестиционном проекте и которая фактически является результатом принятия совокупности различных решений.
Главная цель инновационного проекта, по нашему мнению, состоит в том, чтобы показать практическую возможность реализации новшества. Иначе говоря, доказать, что новая идея, технология или система могут быть реализованы, т.е. для этого есть необходимые условия. Но это вовсе не означает, что появление любого новшества обязательно оборачивается для его инициаторов материальной выгодой. Вполне возможно, что созданная новая технология переработки сырья будет значительно превосходить старую по качеству. Но также возможно, что ее внедрение принесет инициаторам убытки, например, если количества перерабатываемого сырья недостаточно для достижения себестоимости, окупающей затраты на реализацию проекта. Однако необходимо заметить, что представление инновационного проекта в виде инвестиционного гарантирует автоматическое получение на его реализацию банковского кредита. Для этого есть серьезная причина, которая известна коммерческим банкам, но часто недооценивается представителями компаний.
Изучение научной литературы позволяет заключить, что риски реализации инновационных проектов коммерческими банками в ней не рассматриваются. Банки анализируют инвестиционные проекты, представляемые компаниями, при этом в проектах могут содержаться различные инновации, а могут и не содержаться. Естественно, что банки, исходя из своих интересов, концентрируются не столько на технологической новизне решений, принятых в проекте и реализуемых в бизнес-плане, сколько на финансовой состоятельности предлагаемого проекта и возможности участников обеспечить его эффективность.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно инновационная ценность является специфической особенностью инновационных проектов, когда они рассматриваются в качестве объектов финансирования.
На этом выводе можно остановиться при выявлении факторов, определяющих риск финансирования инновационных проектов. При этом необходимо учитывать следующие факты.
1. Научно-техническая сложность реализации инновационного проекта самым непосредственным образом влияет на общий риск его реализации и, соответственно, на риск его финансирования.
2. На риск финансирования инновационного проекта вообще влияют целые системы различных факторов как внешних, так и внутренних. Эти факторы при определенных обстоятельствах могут рассматриваться в качестве рисков, на которые в свою очередь влияют какие-либо иные факторы.