46. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

| Правовой портал "Правопорядок" | 46. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ |
46. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

Одной из общих юридических обязанностей является обязанность своевременно, в установленные сроки, в определенном порядке и размере производить платежи за пользование земельными участками.
Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земельных участков, находящихся на территории РФ, является платным.
Впервые институт платности землепользования был учрежден на территории Российского государства в 1990 г. в связи с введением Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. В этом нормативном акте основными целями введения платы за землю были признаны:
— стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель;
— повышение почвенного плодородия;
— выравнивание социальноэкономических условий сельскохозяйственного производства на земельных участках различного качества и местоположения;
— обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах и поселениях;
— формирование специальных фондов для финансирования указанных выше мероприятий и др.
В последующем обязанность землепользователей и собственников земельных участков платить за использование земли была закреплена в принятом на территории Российской Федерации Земельном кодексе от 25 апреля 1991 г., а также в специальном Законе Российской Федерации от октября г. «О плате за землю».

Этот закон определяет цели введения платы за землю — выравнивание социальноэкономических условий хозяйствования на землях различного качества. Определяются они путем дифференциации размеров платы за землю и строго целевого использования средств, полученных в качестве платы за земельные участки.
Также в нем определены и формы платы за земельные участки:
— земельный налог;
— арендная плата;
— нормативная цена земли.
Земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год и размеры его не зависят от результатов хозяйственной деятельности. Плательщиками этого налога являются собственники, землевладельцы и землепользователи.
Нормативная цена земельного участка является стоимостным показателем, определяемым с учетом местоположения и качества земли и применяется она при регулировании экономических отношений, возникающих при совершении сделок с земельными участками.
В иных нормативноправовых актах указываются и другие формы платы за земельные участки. При проведении земельных торгов применяется стартовая цена земельных участков, а при совершении сделок с ними — договорная цена.
Кадастровая стоимость земельного участка — это денежное выражение стоимости земли, эквивалентное ее качественным характеристикам, составленное с учетом общепринятых правил оценки земли и занесенное в Федеральный земельный кадастр.
Согласно постановлению Правительства РФ от марта г. «О порядке определения нормативной цены земли» нормативная цена земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом она ставится в зависимость от различного целевого назначения земельных участков, расположенных в той или иной оценочной зоне.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ установление нормативной цены земли может иметь место при покупке, выкупе земельных участков, при передаче по наследству, дарению, а также при предоставлении банковского кредита под залог земли.
Оценка земельного участка — это совокупность математических и технических операций, направленных на вычисление всех стоимостных характеристик, присущих конкретному земельному участку.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ в целях установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.