ТЕМА № 3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

| Правовой портал "Правопорядок" | ТЕМА № 3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА |
ТЕМА № 3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Учебные вопросы:
1. Понятие и классификация источников земельного права.
2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений.
3. Федеральное земельное законодательство.
1.Понятие и классификация источников земельного права
Источники права представляют собой форму закрепления обще-обязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой до-кумент, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция РФ, законы, кодексы, пре-зидентские указы, постановления правительства, ведомственные акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуп-равления.
Во-первых, для понимания структуры законодательства необхо-димо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересека-ющимся линиям. По одной — законодательство, делится на отрасли по критерию предмета правового регулирования: конституционное, граж-данское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же вы-деляется и земельное законодательство. По другой — законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъек-тов Федерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституцией РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпыва-ющий перечень предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют право развивать собственное законодательство, которое может формировать дополнительны отрасли. В соответствии с Конституцией РФ земельное законо-дательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нор-мативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федераль-

ных законов по предметам совместного ведения также в соответствии с Регламентом Государственной Думы РФ проходят процедуру согла-сования с субъектами РФ.
Во-вторых, распространена классификация нормативных актов по юридической силе На законы и подзаконные акты.
Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.
Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.
Источниками земельного права являются как земельное законо-дательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирую-щие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законода-тельства. но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.
Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих само-стоятельных отраслей законодательства.
Вторую группу источников земельного права образуют норматив-ные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конститу-цией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российс-кой Федерации».
2. Конституционные основы правового регулирования земельных отношений
Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источ-ника практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме федеральной, в пределах соответствующих юрисдикций действуют 21 конституция республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.
Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции занимают вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).
В ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сфе-ры ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преиму-щественно регулирование земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ остается право управления федеральной собственностью, в том числе земельной, принятие гражданского зако-нодательства.
3. Федеральное земельное законодательство
Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на федеральном уровне. К федеральному земельному законодательству относятся также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.
Федеральное земельное законодательство развивается достаточно интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по рефор-мированию земельных отношений.
Земельный кодекс РФ является комплексным кодифицированным федеральным законом, регулирующим значительное разнообразие зе-мельных отношений. Он определяет порядок ппредоставления и изъя-тия земельных участков, использования земель гражданами и организациями для строительства, ведения фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, использования земель. предоставлен-ных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся ос-новополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической ответственности за земельные правонарушения.
Финансовые аспекты земельных отношений развиты в Законе «О плате за землю» 1991 г., пережившем многочисленные изменения. Закон детально определяет порядок исчисления и взимания платежей за ис-пользование земель различного целевого назначения, а также распре-деления полученных средств. Особенностью Закона является то, что
он не охватывает все виды земельных плат. Вопросы налогообложения продажи земельных участков, взимания платы за перерегистрацию земельных участков и некоторые другие регулируются отдельно.
Порядок ведения государственного учета земельных участков установлен в Федеральном законе «О государственном земельном ка-дастре».
Вопросам охраны земель посвящены Федеральные законы от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Значительное число земельных норм содержится в федеральных законах, регулирующих наряду с земельными также иные разновид-ности общественных отношений. Первое место среди данной группы законов по объему и значимости правовых норм принадлежит Граж-данскому кодексу РФ. Фактически все его статьи, где речь идет о не-движимом имуществе, распространяются на соответствующие земельные отношения.
Основные процессуальные требования, предъявляемые к юриди-ческому оформлению права собственности на землю, а также вопросы организации государственного управления в данной области содержат-ся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Основная литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих прин-ципах организации законодательных (представительных) и испол-нительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
3. Земельный кодекс Российской Федерации.
4. Земельное право. Улюкаева В.Х., Москва, 2002 г
5. Земельное право. Краснова И.О., Москва, 2003 г
Дополнительная литература:
1. Комментарий к ЗК РФ. Бархатов М.В. Москва, 2002 г
2. Комментарий к земельному законодательству РФ. Кравцов О.И. Москва, 2002 г.
3. Комментарий к ЗК РФ. Боголюбов С. А. Москва, 2002 г
Контрольные вопросы:
1. Понятие и виды источников земельного права.
2. Закон как источник земельного права; соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
3. Подзаконные акты исполнительных органов государственной влас-ти как источники земельного права.
4. Нормативные правовые акты субъектов российской Федерации как источники земельного права.