Уголовная ответственность возможна только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ. Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены п. «о» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения водного законодательства (преступление) предусмотрена ответственность в УК РФ.
УК РФ содержит несколько статей, которые имеют прямое отношение к водным правонарушениям (преступлениям). Это «Загрязнение вод» (ст. 250 УК РФ), «Загрязнение морской среды» (ст. 252 УК РФ), «Незаконная добыча водных животных и растений» (ст. 256 УК РФ). В известной мере к ним относятся и «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ» (ст. 259 УК РФ).
Статья 253 УК РФ предусматривает ответственность за нарушения законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно этой статье незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства признаются уголовно наказуемыми деяниями.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен ряд административных проступков, наносящих вред водным ресурсам. Они содержатся в ст. ст. 7.6 — 7.8, 7.10, 8.10, 8.13 — 8.15, 8.16 — 8.18. Это:
самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6);
повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7);
самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);
самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10);
нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14);
нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15);
нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17);
нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18).
Как отмечено в упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» <1>, при рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба <2>.
<1> Российская газета. 1998. N 223; Бюллетень ВС РФ. 1999. N 1.
<2> См. подроб.: Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана природной среды в Российской Федерации. М.: Бизнес-школа, 1997. С. 205.