2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ

| Правовой портал "Правопорядок" | 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ |
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕТЕЙСКОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ

Общие положения о третейском разбирательстве
Третейский суд обладает существенной спецификой по сравнению с судом общей юрисдикции и арбитражным судом. Как суд общей юрисдикции, так и арбитражный суд являются государственными органами. В отличие от этого третейский суд имеет не государственную, а общественную природу.
С принятием ФЗ «О третейских судах в РФ» от 24.07.2002 (далее — Закон) порядок рассмотрения дел стал единым. Большое значение имеет терминология, поэтому необходимо рассмотреть какие в законе используются основные термины:
Третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее — третейский суд для разрешения конкретного спора).
Третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде.
Третейское разбирательство—процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом.
Третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

Правила постоянно действующего третейского суда — уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией — юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд.
Правила третейского разбирательства — нормы, ре-гулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского раз-бирательства.
Стороны третейского разбирательства — организации — юридические лица, граждане, осуществляющие пред-принимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статуе индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — граждане — предприниматели), физические лица (далее — граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.
Компетентный суд — арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии е подсудностью, установленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Общие положения по третейскому разбирательству за-фиксированы в Главе I ФЗ «О третейском суде». В п. 1 ет. 1 зак-реплен порядок образования и деятельности третейского суда. Основанием передачи спора для рассмотрения в третейском суде Закон устанавливает соглашение сторон. При этом указывается, что эти споры связаны только е гражданско-правовыми отношениями. Несмотря на единую природу третейского суда и международного арбитража, закон не распространяет свое действие на международный арбитраж (п. 3 ет. 1).
Ст. 18 Закона посвящена принципам третейского разби-рательства. Это: законность, конфиденциальность, независимость, беспристрастность, диепозитивноеть, состязательность, равноправие сторон (такие же принципы характерны для разбирательства в государственных судах, ем. ет.ет. 1, 8, 12
ГПК РФ; ст.ст. 3, 5, 6, 8, 9 АПК РФ). Требование конфиденциаль-ности конкретизируется ст. 22 Закона, закрепляющей обязанность третейского судьи не разглашать сведения, ставшие ему известными в ходе разбирательства без согласия на то сторон, невозможность ему быть свидетелем.
Ст. 3 Закона устанавливает два вида третейских судов на территории РФ — постоянно действующие и созданные для разре ше ния ко нкретно го спора. Постоянно де йствующий тре тейский суд может быть создан следующими субъектами: тор-говыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законо-дательством Российской Федерации, и их объединениями (ас-социациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах (п. 2 ст. 3).
Законодатель вводит абз. 2 п. 2 ст. 3 запрет на создание постоянно действующих третейских судов при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, поскольку природа третейского суда обще-ственная, а не государственная.
Постоянно действующий третейский суд считается об-разованным, если организация, его создающая, во-первых, приняла такое решения; во-вторых, утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; в-третьих, утвердила список третейских судей, при этом он может быть как рекомендательного, так и обязательного порядка (п. 2 ст. 3). После этого все указанные документы должны быть предоставлены в государственный суд, действующий на данной территории, согласно п. 4 ст. 3 Закона.
Что касается третейского суда, созданного для решения конкретного спора, то порядок его создания может быть определен сторонами, однако свобода сторон в данном вопросе имеет свои пределы. Так, п. 5 ст. 3 указывает, что это соглашение не должно противоречить п.п. 1, 2, 4, 5 ст. 8, п. 1 ст. 9, п.п. 1, 2 ст. 13, ст. 14 Закона о третейских судах. Если стороны в своем соглашении этот вопрос не регулировали, то в таком случае применяются правила ст.ст. 8—4 Закона.
Третейские суды выносят решения на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации (ет. 6 указанного закона).
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Третейский суд принимает решения также в соответствии С условиями договора и е учетом обычаев делового оборота.
Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.
Большое внимание уделяет Закон требованиям к третейскому судье. Ст. 8 устанавливает, что третейским судьей может быть физическое лицо, способное беспристрастно рассматривать споры, не заинтересованное в исходе конкретного дела, независимое от сторон, давшее согласие исполнять обязанности третейского судьи. Вводит законодатель и ограничительные требования к третейскому судье. Так, не может быть третейским судьей лицо, которое:
— недееспособно;
— имеет судимость или привлечено к уголовной ответственности;
— полномочия, которого в качестве судьи, нотариуса, адвоката, следователя, прокурора, другого работника пра-воохранительных органов было прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых е профессиональной деятельностью;
— имеет ограничения по статусу.
Установлены специальные требования и в зависимости от того, как — единолично или коллегиально — будет рассматриваться спор.
Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
Третейское соглашение
Пункт 2 ст. 1 и п. 1 ст. 5 устанавливают, что спор для раз-бирательства в третейском суде может быть передан только при наличии соглашения между сторонами, заключенного в письменной форме. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.
Следует иметь в виду, что если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.
Несоблюдение требований к форме соглашения ведет согласно п. 2 ст. 7 к квалификации соглашения как незаключенного.
Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.
Стороны обладают возможностью заключения третейского соглашения в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, но только до принятия решения по спору компетентным судом.
Как любой документ, третейское соглашение должно быть удостоверено подписями сторон.
В соглашении о третейском разбирательстве может быть решен ряд вопросов:
— вид третейского суда (постоянно действующий или специально образованный для рассмотрения спора);
— число третейских судей (оно должно быть нечетным);
— определение места разбирательства;
— решение вопроса о языке третейского разбирательства;
— открытым или закрытым должно быть судебное разби-рательство;
— решение вопроса об экспертизе и назначении эксперта;
— вопрос ведения протокола судебного разбирательства.
Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).
В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда, а в третейском суде для разрешения конкретного спора этот вопрос решается в порядке, согласованном сторонами.
В случае, если стороны не договорились об ином, то фор-мирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в соответствии е требованиями Закона. Порядок следующий:
1) При формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью.
Если одна из сторон не избирает третейского судью в течение 15 дней после получения просьбы об этом от другой стороны или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.
2) Если спор подлежит разрешению третейским судьей единолично и после обращения одной стороны к другой е пред-ложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение епора в третейском суде прекращается и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.
Третейский суд согласно действующего Закона, самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Законодатель устанавливает, что для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. При этом вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.
Законодатель предоставляет определенные возможности сторонам в разрешении вопроса о компетенции третейского суда. Так, сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора. Сторона вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами третейского разбирательства. Третейский суд обязан рассмотреть заявление. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
Если третейский суд при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии у третейского суда компетенции в рассмотрении спора, то третейский суд не может рассматривать спор по существу.
Что касается постоянно действующих третейских судов, то они осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, в случае если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства. Третейский суд для разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами.
Если стороны не договорились об ином, то место третейского разбирательства определяется третейским судом для разрешения конкретного спора е учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон. В постоянно действующем третейском суде место третейского разбирательства определяется в соответствии е правилами постоянно действующего третейского суда. Если в правилах нет указания на место третейского разбирательства либо порядок его определения, то место третейского разбирательства определяется составом третейского суда е учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.
Итак, можно сделать вывод, что третейское соглашение играет большую роль. Как отмечал еще Павел: «Соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда (compromissum) действует подобно судебному порядку и имеет целью окончание споров» . Необходимо соблюдать все требования к нему, установленные законодателем, а в этих рамках максимально полно использовать возможность закрепить индивидуальные условия, что будет своего рода дополнительной защитой прав договаривающихся сторон.
Порядок рассмотрения дела в третейском суде
ДЛЯ того чтобы спор был рассмотрен в третейском суде, истец должен подать исковое заявление, копия которого передается ответчику.
В исковом заявлении согласно ст. 23 Закона должны быть указаны:
1) дата искового заявления;
2) наименования и места нахождения организаций, яв-ляющихся сторонами третейского разбирательства; фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан — предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;
3) обоснование компетенции третейского суда;
4) требования истца;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
6) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
7) цена иска;
8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.
Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае если исковое заявление подписано представителем истца, к исковому заявлению должны быть приложе ны доверенность или иной до куме нт, удостоверяющий полномочия представителя.
Правилами третейского разбирательства могут быть предусмотре ны до полнительные требова ния к с одержанию искового заявления. Эти требования практически идентичны положениям ст. 131 ГПК РФ и ст. 125 АПК РФ. Исключение составляет положение о компетенции третейского суда, что отражает специфику самого третейского суда.
Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска (ст. 23 Закона). Отзыв на исковое заявление представляется истцу и в третейский суд в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами третейского разбирательства. Если правилами третейского разбирательства срок представления отзыва на исковое заявление не определен, то указанный отзыв представляется до первого заседания третейского суда.
В ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска (п. 5 ст. 23 Закона).
Ответчик согласно ст. 24 Закона о третейских судах вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением. Встречный иск может быть предъявлен в ходе третейского разбирательства до принятия решения третейским судом, если сторонами не согласован иной срок для предъявления встречного иска.
Истец вправе представить возражения против встречного иска в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами третейского разбирательства.
Если стороны не договорились об ином, то ответчик вправе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации потребовать зачета встречного требования.
Статья 25 Закона «Полномочия третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер» устанавливает, что если стороны не договорились об ином, то третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Это повторяет соответствующим положениям ГПК РФ и АПК РФ в решении вопроса об обеспечении иска.
Третейский суд может потребовать от любой стороны пре-доставить надлежащее обеспечение в связи е такими мерами.
Обращение стороны в компетентный суд е заявлением об обеспечении иска и принятие компетентным судом обес-печительных мер не могут рассматриваться как несовместимые С соглашением о передаче спора в третейский суд или как отказ от такого соглашения.
Заявление об обеспечении иска подается стороной в ком-петентный суд по месту осуществления третейского разбира-тельства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры. К заявлению об обеспечении иска прилагаются доказательства предъявления иска в третейский суд, определение третейского суда о принятии обеспечительных мер, а также доказательства уплаты государственной пошлины в порядке и размере, которые установлены федеральным законом.
Рассмотрение компетентным судом заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, и вынесение им определения об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении осуществляются в порядке, установленном арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (ет. 139—146 ГПК РФ; ет. 91 АПК РФ).
Определение об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, может быть отменено компетентным судом, вынесшим это определение, по заявлению одной из сторон. Решение третейского суда об отказе в удовлетворении исковых требований является основанием для отмены компетентным судом обеспечительных мер.
Помимо прав у сторон есть и обязанности. Так, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.
Если стороны не договорились об ином, то третейское разбирательство осуществляется в заседании третейского суда С участием сторон или их представителей. Сторонам должно быть заблаговременно направлено уведомление о времени и месте заседания третейского суда. Копии всех документов и иных материалов, а также иная информация, которые представляются третейскому суду одной из сторон, должны быть переданы третейским судом другой стороне, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Экспертные заключения, на которых третейский суд основывает свое решение, должны быть переданы третейским судом сторонам.
Важно, что непредставление документов и иных материалов, в том числе неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания третейского суда, не являются препятствием для третейского разбирательства и принятия решения третейским судом, если причина непредставления документов и иных материалов или неявки сторон на заседание третейского суда признана им неуважительной.
Непредставление ответчиком возражений против иска не может рассматриваться как признание требований истца.