2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ, ИХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДОКУМЕНТАМ ИНОСТРАННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТА. АПОСТИЛЬ. ПОРУЧЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

| Правовой портал "Правопорядок" | 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ, ИХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДОКУМЕНТАМ ИНОСТРАННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТА. АПОСТИЛЬ. ПОРУЧЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ |
2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ, ИХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДОКУМЕНТАМ ИНОСТРАННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТА. АПОСТИЛЬ. ПОРУЧЕНИЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц, их процессуальные права и обязанности
Арбитражный суд принимает меры к установлению юри-дического статуса лиц, участвующих в споре . Юридический статус иностранных участников арбитражного процесса определяется по их личному закону.
Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.
Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.
Если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право.
При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
Личным законом беженца считается право страны, пре-доставившей ему убежище.
Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.
На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;
2) организационно — правовая форма юридического лица;
3) требования к наименованию юридического лица;
4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юри-дического лица, в том числе вопросы правопреемства;
5) содержание правоспособности юридического лица;
6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренние отношения, в том числе отношения юри-дического лица с его участниками;
8) способность юридического лица отвечать по своим обя-зательствам.
Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.
Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.
К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.
В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора — не более чем на шесть месяцев.
Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне е российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.
Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным Кодексом, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономичееко й деятельно ети.
Иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статуе и право на осуществление предприни-мательской и иной экономической деятельности.
В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.
Правительством Российской Федерации могут быть ус-тановлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан.
Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения . Легализация документа. Апостиль
Документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, могут быть использованы на территории другого государства только после их соответствующего удостоверения, если иного не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются государства. В настоящее время наиболее широкое распространение получили 2 способа такого удостоверения — консульская легализация и проставление апостиля .
Консульская легализация заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и, в надлежащих случаях, печати уполномоченного государственного органа на документах и актах с целью использования их в другом государстве.
Иностранные документы, предназначенные для использования на территории России, могут быть легализованы на территории того государства, где эти документы выданы, или же непосредственно в Российской Федерации. В первом случае документ сначала заверяется в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ, а затем легализуется в консульском учреждении Российской Федерации в данном государстве. Во втором случае иностранный документ сначала заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении того государства, на территории которого был выдан документ, а затем легализуется в Департаменте консульской службы МИД России. И в этом и в другом случае при необходимости может быть потребован нотариально заверенный перевод документа на русский язык.
Как видно, процедура легализации достаточно сложна и требует значительных затрат. Однако она несовершенна: документ, прошедший такую многоступенчатую и трудоемкую процедуру, оказывается действительным только для того государства, консульская служба которого его легализовала.
В целях упрощения процесса признания иностранных документов в 1961 году в Гааге (Нидерланды) была подписана Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных докуме нто в (Га агекая ко нве нция). ДЛЯ Роееийекой Федерации она вступила в силу 31 мая 1992 года
В соответствии е Гаагской конвенцией на документах, совершенных компетентными органами одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апоетиль). Апоетиль «удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ» (ет. 5). Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апоетиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации, а документ, на котором проставлен апоетиль, может быть использован в любой из стран — участниц Гаагской конвенции.
Апостиль представляет собой квадратное клише (штамп) размером от 9 х 9 до 10 х10 ем. Заголовок апоетиля обязательно должен содержать текст на французском языке. Помимо русского — официального языка Российской Федерации, текст пунктов апоетиля может быть продублирован и на государственном языке субъекта Федерации . Не допускается вносить изменения в текст апоетиля и менять последовательность размещения его строк в штампе. Также запрещается изготовление апоетиля е листа методом ксерокопирования штампа или иным путем для последующей подшивки к удостоверяемым документам. Во всех случаях должен проставляться именно оттиск апостиля.
Каждый апоетиль представляет собой уникальный штамп С индивидуальным номером. Учет выдаваемых апоетилей ведется в специальном реестре, куда заносятся номера вновь выдаваемых штампов.
Апоетиль проставляется компетентным органом государства, в котором документ был совершен. Каждая страна — участница Гаагской конвенции наделяет определенные государственные органы правом проставления апоетиля е учетом их официальных функций. В Российской Федерации таким правом обладают: министерство юстиции республики в составе Российской Федерации, органы юстиции администраций краев, областей, автономных образований, городов федерального значения — на документах, исходящих от подведомственных им органов и учреждений юстиции и соответствующих судебных органов республики, края, области, округа, города, а также на нотариальных копиях докуме нто в, совершенных в той же республике, крае, области, округе, городе; органы актов гражданского состояния субъектов Российской Федерации, а также подведомственные им органы ЗАГСа — на свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния, исходящих от вышеуказанных органов; отдел документально-справочной работы Росархива — на документах, выдаваемых центральными государственными архивными службами; архивные органы субъектов Российской Федерации — на документах, выдаваемых подведомственными ими архивами; управление делами Генеральной прокуратуры Российской Федерации — на документах, оформляемых органами прокуратуры; Министерство образования Российской Федерации — на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации.
Число органов, уполномоче иных про ставлять а по стиль, в каждой стране различно и строго ограничено. Например, в Швейцарии правом проставления апостиля наделен нотариус, а в США и Германии — администрации штатов и земель.
Государство — участник Гаагской конвенции уведомляет об органах, наделенных правом проставления апостиля, министерство иностранных дел Нидерландов (поскольку в соответствии со ст. 10 Конвенции МИД Нидерландов является депозитарием международных документов Гаагской конвенции) в момент сдачи ратификационной грамоты, грамоты о присоединении или заявления о распространении действия.
Каждый из органов, уполномоченных па проставление апостиля, должен вести книгу записей или карточку, где он регистрирует проставленные апостили, указывая при этом:
• порядковый номер и дату проставления аностиля;
• фамилию лица, подписавшего официальный документ и качество, в котором оно выступало, а в отношении не подписанных документов — указания органа, поставившего печать или штамп.
По требованию любого заинтересованного лица орган, проставивший апоетиль, обязан проверить, соответствуют ли сделанные в нем записи сведениям, внесенным в книгу записей или картотеку.
Апоетиль проставляется по просьбе любого предъявителя или по ходатайству лица, подписавшего документ на свободном от текста месте документа, либо на его оборотной стороне, или же на отдельном листе бумаге. В этом случае текст документа и лист е апоетилем скрепляются вместе путем прошивания ниткой любого цвета (либо специальным тонким шнуром, лентой) и пронумеровываются. Последний лист документа в месте скрепления заклеивается плотной бумажной «звездочкой», на которой проставляется печать. Количество скрепленных листов заверяется подписью лица, проставляющего апоетиль. Лист е апоетилем должен быть подшит к документу и в том случае, если документ имеет твердую обложку (например диплом о высшем образовании).
Лица, проставляющие апоетиль, должны иметь образцы подписей должностных лиц подведомственных учреждений, а также судебных органов, от которых поступают официальные документы, требующие удостоверения путем проставления апоетиля.
Если документ подписан несколькими лицами, в апоетиле указывается подпись и должностное положение старшего по должности (например председательствующего в составе суда). В тех случаях, когда в документе не предусмотрена подпись конкретного должностного лица и его фамилия, а документ исходит от учреждения или организации, в регистрационном журнале указываются сведения об учреждении или органе, поставившем печать или штамп.
Ко гда предъявленный к проста вле нию апо стиля офици-альный документ подписан должностным лицом, имеет все необходимые реквизиты и не вызывает сомнений, но фамилия подписавшего его должностного лица не расшифрована, то после слова «подписан» вместо фамилии записывается «должностное лицо», в следующей строке апоетиля указывается орган, в котором работает должностное лицо.
Органы, уполномоченные проставлять апоетиль на документах, исходящих от подведомственных им органов, обязаны иметь образец подписи должностного лица, подписавшего документ, печати и штампа учреждения.
На практике к проставлению апоетиля в одном субъекте Федерации могут предъявляться документы, выданные нота-риусами, судебными органами и учреждениями ЗАГСа других субъектов. В таких случаях возможно проставление апоетиля на копиях официальных документов, выданных в других регионах Российской Федерации, но засвидетельствованных нотариально по месту нахождения органа, проставляющего апоетиль.
Вместе е тем лицо, предъявившее документ, вправе потребовать проставления апоетиля на подлиннике представленного документа. В таких случаях необходимо запросить образец подписи и подтверждение полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный документ, а также истребовать образец оттиска печати или штампа учреждения, от которого исходит документ.
Такая справка на официальном бланке может быть выдана руководителем учреждения или его заместителем, но только в любом случае тем должностным лицом, кто сам не подписывал представленный к апоетилю документ, а также руководящими работниками управлений делами, секретариата, кадровых служб ведомства, учреждения, предприятия, организации либо вышестоящей организацией. В дальнейшем еправка-подтверждение остается в органе юстиции и хранится вместе е образцами подписей нотариусов, судей и других должностных лиц.
Апоетиль проставляется на подлинниках официальных документов, исходящих от государственных органов и учреждений.
К официальным документам Конвенция относит следующие:
а) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
б) административные документы;
в) нотариальные акты;
г) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.
Апостиль не проставляется на документах дипломатических или консульских учреждений, на административных документах, прямо относящихся к таможенным и коммерческим операциям, то есть на доверенностях на совершение сделок, на договорах и соглашениях о поставках товаров и предоставлении услуг, о выполнении различных работ и расчетов по ним и т. д. Однако апостиль должен быть проставлен на учредительных документах, на патентной и иной документации, исходящей от органа государственной власти или управления (свидетельство о регистрации, лицензии и т. д.). Не могут быть апостилированы документы, исходящие от юридического лица, которое ходатайствует о проставлении на них апостиля, например сертификат качества, технические условия, свидетельство отдела контроля и т. д., так как сфера действия Конвенции их не охватывает.
На сегодняшний день участниками Гаагской Конвенции являются:
Австралия, Австрия, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Барбадос, Белоруссия, Белиз, Бельгия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Венесуэла, Венгрия, Германия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Ирландия, Кипр, Латвия, Лесото, Либерия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малавильта, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Панама, Португалия, Россия, Сальвадор, Сан-Марино, Свазиленд, Сейшелы, Сент-Китс и Невис, Словения, США, Суринам, Тонга, Турция, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Швейцария, Швеция, ЮАР, Югославия, Япония.
Ввиду распада Советского Союза на практике возникла серьезная проблема: документы, выданные учреждениями су-веренных государств (бывших республик в составе СССР), не могут быть приняты на территории России к проставлению апостиля на подлинниках, поскольку это явилось бы нарушением суверенитета государств, учреждения которых выдали данные документы.
Если же между двумя договаривающимися государствами заключены договор, конвенция или соглашение, в которых содержатся положения, требующие определенных формальностей для удостоверения подписи, печати или штампа. Гаагская конвенция предусматривает отход от этих положении в том случае, если указанные в них формальности ЯВЛЯЮТСЯ более строгими, чем проставление апоетиля.
Между странами — участницами Гаагской конвенции могут быть заключены международные договоры об оказании правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которые вообще отменяют легализацию иностранных документов, в том числе и проставление апоетиля. Из числа стран — участниц Гаагской конвенции Россия подписала вышеуказанные международные договоры С девятью странами: Боснией и Герцеговиной, Венгрией, Грецией, Италией, Латвией, Литвой, Македонией, Финдлядией и Хорватией.
Образец.Апостиля
APOSTILLE (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)
1. Страна
Настоящий официальный документ
2. был подписан (фамилия)
3. выступающим в качестве
4. скреплен печатью/штампом (название учреждения)
Удостоверено
5. в 6. (дата)
7. (название удостоверяющего органа)
8. за №
9. печать/штамп 10. подпись
Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий
Арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и другие).
Поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если:
1) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации;
2) исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;
3) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном Кодексом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Арбитражные суды могут в порядке, установленном меж-дународным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Бублик В. Договор международной купли-продажи товаров: как избежать ошибок при его оформлении и исполнении // Хозяйство и право. 1999. № 4. С. 96.
2 См.: Фаткудинов 3., Арсланов К. Применение судами иност-ранного права в гражданском и арбитражном процессе // Российская юстиция. 2002. № 4. С. 28.
3 См.: п. 29 Пост. Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 8 «О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитраж-ного процесса».
4 О применении иностранныгх документов на территории РФ. Письмо ГТК РФ от 17.05.95.
5 См.: Кайгородова А. Условия и порядок проставления апостиля // Законодательство и экономика. 2001. № 11. С. 41.