2. СУДОУСТРОЙСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

| Правовой портал "Правопорядок" | 2. СУДОУСТРОЙСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА |
2. СУДОУСТРОЙСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Принцип осуществления правосудия только судом сфор-мулирован в ст. 118 Конституции РФ.
Применительно к арбитражному процессуальному праву данный принцип закрепляет, что по делам в сфере предпри-нимательской и иной экономической деятельности, отнесенным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие (ст. 1 АПК).
Сущность данного принципа заключается в следующем. Правосудие как особый процессуальный порядок рассмотрения дел судом снабжено многочисленными специфическими процессуальными гарантиями прав участвующих в деле лиц. Одновременно они являются и гарантиями законного и обо-снованного разрешения спора о праве или иного юридического вопроса. Подобный порядок характерен только для функ-ционирования суда, осуществляющего особый вид государственной деятельности. Из этого следует два вывода; 1) другие государственные и общественные органы не должны нарушать судебную компетенцию и пытаться разрешать дела, отнесенные законом к исключительному ведению суда; 2) разрешение правовых вопросов иными органами в рамках их компетенции (например, третейскими судами, административными органами) правосудием не является.

По соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. При этом деятельность третейских судов не является правосудием, а третейское разбирательство — судебным процессом. Такая деятельность по своей правовой природе — форма частного правоприменения, основанная на соглашении сторон. В конечном счете решения третейских судов в той либо иной степени подконтрольны арбитражным судам при решении вопросов о выдаче исполнительного листа к взысканию.
То же самое относится к деятельности органов админист-ративной юрисдикции, наделенных правом разрешения в предварительном порядке споров в сфере гражданского оборота. В конечном счете их решения могут быть оспорены в суде (п. 2 ст. 11 ГК), и заинтересованные лица вправе апеллировать к правосудию в лице компетентного арбитражного суда.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону.
Данная правовая норма адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должностным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает какоелибо воздействие на судей и вмешательство в их деятельность. Нарушение закона влечет за собой установленную ответственность.
Принцип независимости судей и подчинения их только закону действует на всех стадиях арбитражного процесса и обязателен для судей всех арбитражных судов. Он проявляется во взаимоотношениях, складывающихся внутри состава суда (при коллегиальном рассмотрении дела), в отношениях нижестоящих судов С вышестоящими в единой системе арбитражных судов, в отношениях суда С другими участниками процесса и гражданами, должностными лицами, государственными и иными органами, организациями, не участвующими в деле.
Реализация этого принципа обеспечивается различными гарантиями.
Гарантии независимости судей, включая судей арбитражных судов, традиционно подразделяются на политические, экономические и правовые. К политическим относится закрепление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи С другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности, а также ряд других гарантий.
К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
К юридическим гарантиям независимости судей арбитражных судов относится целый ряд нормативных предписаний. Законом установлен особый порядок наделения судей полномочиями (назначаемость судей). Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится С учетом мнения Председателя Высшего Арбитражного Суда. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи других федеральных арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оружии».
Принцип гласности судебного разбирательства представляет собой такое правило, согласно которому разбирательство в арбитражных судах является открытым, обеспечивающим присутствие на слушаниях дела любому лицу. Согласно ст. 11 АПК слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, установленных федеральным законом. О разбирательстве дела в закрытом заседании арбитражным судом должно быть вынесено определение. Разбирательство дел в закрытом заседании ведется С соблюдением правил судопроизводства в арбитражном суде.
ДЛЯ понимания пределов и содержания реализации принципа гласности в арбитражном процессуальном праве следует отметить правило, согласно которому присутствующие в зале заседания имеют право делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись. Кинои фотосъемка, видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются С разрешения суда, рассматривающего дело. Тем самым создаются фактические и юридические предпос ылки для реального обеспечения гласности суде бного процесса в арбитражном суде.
Поэтому гласность правосудия обеспечивает его воспи-тательные и профилактические функции. Гласность способствует снижению субъективизма судей и позволяет всем желающим убедиться в соблюдении установленных процессуальным законом правовых процедур разбирательства дела.
Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах представляет собой такое правило, в соответствии С которым в зависимости от категории дела и ряда других критериев разбирательство дела в арбитражном судопроизводстве производится судьей арбитражного суда единолично либо арбитражным судом в коллегиальном составе (ст. 17 АПК).
При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей со-ответствующего арбитражного суда. Правило о другом нечетном количестве судей (более трех) в основном касается Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, состав которого образуется в порядке, установленном ст. 15 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
При коллегиальном рассмотрении дела вопросы, возникающие при рассмотрении дела, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. При этом председательствующий в заседании голосует последним.
Судья арбитражного суда, не согласный С решением боль-шинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но в судебном заседании не оглашается. Кроме того, лиц, участвующих в деле, С особым мнением не знакомят.
Коллегиальное рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции возможно также в составе одного судьи и двух арбитражных заседателей.
Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.
Принцип государственного языка судопроизводства представляет собой такое правило, согласно которому судо-производство в арбитражном суде ведется на государственном — русском языке, а лицам, не владеющим языком, обеспечивается возможность перевода С целью понимания ими совершаемых процессуальных действий. Согласно ст. 12 АПК участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления С материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в арбитражном суде на родном языке.
Согласно ст. 57 АПК РФ переводчиком является лицо, которое свободно владеет языком, знание которого необходимо для перевода в процессе осуществления судопроизводства, и привлечено арбитражным судом к участию в арбитражном процессе в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. Лица, участвующие в деле, вправе предложить арбитражному суду кандидатуры переводчика. Иные участники арбитражного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владели необходимыми для перевода языками. За заведомо неправильный перевод переводчик несет уголовную ответственность, о чем он предупреждается арбитражным судом и дает подписку.
Принциправенстваучастников арбитражного процесса перед законом и судом представляет собой такое правило, согласно которому правосудие осуществляется на началах равенства организаций и граждан независимо от каких-либо признаков и критериев. Данный принцип сформулирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 7 АПК.
Согласно ст. 7 АПК РФ, правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отно ше ния к религии, убежде ний, принадлежно С ти к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно — правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.
Из этого следует, что правовое положение любого участника арбитражного процесса определяется лишь его процессуальным статусом (истец, ответчик, третье лицо и т. д.), и никак не зависит от того, кто является участником процесса. Лица, занимающие одно и то же процессуальное положение, всегда наделяются одинаковыми правами.