22.2. Компетенция арбитражных судов в РФ по делам с участием иностранных лиц

| Правовой портал "Правопорядок" | 22.2. Компетенция арбитражных судов в РФ по делам с участием иностранных лиц |
22.2. Компетенция арбитражных судов в РФ по делам с участием иностранных лиц

Термин «компетенция судов по делам с участием иностранных лиц» является в доктрине и в законодательстве сравнительно новым. В международном частном праве при определении правомочия того или иного государства по разрешению спора, возникшего между лицами различных государств, чаще применяется термин «юрисдикция» или «международная подсудность» дел. Вопрос о международной подсудности, равно как и вопрос о юрисдикции административных органов по гражданским делам с иностранным элементом, сводится к тому, что государство само определяет свою компетенцию. Может ли суд государства считать себя компетентным разрешить спор по определенного рода делу – на этот вопрос ответ дается лишь законодательством государства или заключенным ими международным договором.
В более широком плане компетенция означает компетентность российского государства разрешать споры, возникающие в условиях международного гражданского оборота. Важно подчеркнуть, что при возникновении спорных отношений в области международного частного права с помощью норм о международной подсудности устанавливается не судебный орган, имеющий полномочия разрешить такой спор, а компетенция судебной системы государства в целом в отношении данной спорной ситуации. Только после подтверждения такой компетенции на основе процессуального законодательства соответствующей страны может быть определена конкретная судебная инстанция, правомочная рассматривать спор, возникающий между сторонами. Следует иметь в виду и тот факт, что нормы национального права о международной подсудности очерчивают пределы компетенции только своих собственных судебных органов и не решают вопрос о возможности и способах распределения споров с иностранным участием в судах других государств.

В законодательстве различных государств мира существуют значительные расхождения в подходах к разрешению вопроса о международной подсудности. В доктрине международного частного права выделяются три системы установления компетенции национальных судов в отношении рассмотрения споров с участием иностранных лиц:

а) франко романская (латинская) система, закрепленная в ГК Наполеона в 1804 г. В рамках данной системы подсудность определяется в зависимости от гражданства сторон;
б) германская система, установленная Германским уложением гражданского судопроизводства 1877 г. Определение подсудности по месту жительства ответчика. В соответствии с данной системой подсудности домицилий юридического лица определяется, как правило, по месту нахождения его административного центра (правления);
в) англосаксонская система, установленная в странах общего права. В соответствии с этой системой международная подсудность определяется по признаку «присутствия» ответчика в стране суда.

Вопросы компетенции арбитражных судов решаются в АПК РФ 2002 г. следующим образом. В соответствии со ст. 247 АПК РФ арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее – иностранные лица) в случае, если:

¦ ответчик находится или проживает на территории Российской Федерации, либо на территории Российской Федерации находится имущество ответчика;
¦ орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации.

Таким образом, определяющим признаком компетенции российских арбитражных судов АПК РФ избрал место нахождения или проживания ответчика, которые установлены ст. 20, ст. 54 ГК РФ. Здесь, в основном, имеет значение территориальный момент.
Арбитражные суды вправе также рассматривать споры с участием иностранных лиц, если (ст. 247 АПК РФ):

¦ спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;
¦ требование возникло из причинения вреда имуществу, действиям или иным обстоятельствам, имевшим место на территории Российской Федерации или при наступлении вреда на территории Российской Федерации;
¦ спор возник из неосновательного обогащения на территории Российской Федерации;
¦ истец по делу о защите деловой репутации находится в Российской Федерации;

¦ спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Российской Федерации;
¦ заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Российской Федерации;
¦ спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей «Интернет» на территории Российской Федерации;
¦ в других случаях, при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации.

По некоторым делам с участием иностранных лиц арбитражные суды РФ имеют исключительную компетенцию. Так, к исключительной компетенции российских арбитражных судов относятся дела с участием иностранных лиц (ст. 248):

¦ по спорам в отношении находящегося в государственной собственности Российской Федерации имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;
¦ по спорам, предметом которого является недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории Российской Федерации, или права на него;
¦ по спорам, связанным с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели и регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации и выдачи патента либо свидетельства в Российской Федерации;
¦ по спорам о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведенных компетентным органом Российской Федерации, ведущих такой реестр (регистр, кадастр);
¦ по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.

Отнесены к исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации (ч. 2 ст. 248 АПК РФ) дела с участием иностранных лиц, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, предусмотренных в разделе III Кодекса.
В частности, к ним относятся дела:

¦ об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23);
¦ об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (гл. 24);
¦ о привлечении к административной ответственности (ст. 202–206 гл. 25);
¦ об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ст. 207–211 гл. 25);
¦ о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26).

АПК РФ (ст. 247, 249) предусматривает также определение компетенции арбитражного суда РФ по соглашению сторон. Вопрос этот имеет две стороны: соглашением можно отнести дела, относящиеся к компетенции российского суда, к компетенции иностранного суда или договориться о передаче российскому суду дела, относящегося к компетенции иностранного суда. АПК РФ (ст. 249) регулирует лишь возможность передачи по соглашению дела, относящегося к компетенции иностранного суда, на рассмотрение российского арбитражного суда (пророгационное соглашение). При этом необходимо подчеркнуть, что в случае если стороны, хотя бы одна из сторон является иностранным лицом, заключили соглашение, в соответствии с которым арбитражный суд РФ обладает компетенцией по рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, связанного с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд будет обладать исключительной компетенцией при рассмотрении данного спора, за исключением споров, относящихся к исключительной компетенции иностранного суда. Такое соглашение должно быть заключено в письменной форме. Исключительная компетенция суда не может быть изменена по соглашению сторон.
В действующем АПК РФ сохранено правило о том, что дело с участием иностранного лица, принятое арбитражным судом к своему рассмотрению с соблюдением правил, предусмотренных положением о компетентности арбитражных судов РФ, должно быть рассмотрено по существу, хотя бы в ходе производства по делу в связи с изменением места нахождения или места жительства лиц, участвующих в деле, или иными обстоятельствами, оно станет относится к компетенции иностранного суда (ч. 4 ст. 247 АПК РФ).
Следует обратить внимание на то, что в новом АПК РФ отсутствует норма АПК РФ 1995 г. (ч. 4 ст. 212), в соответствии с которой дела по искам к перевозчикам, вытекающим из договора перевозки, в том числе когда перевозчик является одним из ответчиков, рассматриваются по месту нахождения органа транспорта.
Нормы, определяющие международную подсудность (компетенцию) дел с участием иностранных лиц, закреплены не только в национальном законодательстве, в том числе в АПК РФ, но и в ряде международных договоров. Одним из них является Брюссельская конвенция о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г., заключенная государствами – членами ЕЭС, т. е. Европейского Союза. Конвенция применима к гражданским и торговым делам независимо от природы суда. В соответствии с Конвенцией 1968 г. основной коллизионной нормой и принципом установления юрисдикции суда при разрешении международного коммерческого спора выступает закон местонахождения ответчика.
Вопросы международной подсудности получили разрешение и в Соглашении государств – участников СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» от 20 марта 1992 г.
Подсудность спора суду той или иной страны – участницы Соглашения может быть определена договором о хозяйственных отношениях по договоренности сторон, за исключением случаев, когда Соглашением установлена исключительная подсудность. При отсутствии договоренности сторон о передаче спора на рассмотрение определенного суда, компетентным является суд государства – участника СНГ, на территории которого: а) ответчик имеет постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска; если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств – участников СНГ, спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору истца; б) осуществляется торговля, промышленная деятельность предприятия (филиала) ответчика; в) исполнено должно быть полностью или частично использовано обязательство из договора, являющееся предметом спора; г) имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требований о возмещении вреда; д) имеет постоянное место жительства истец по иску о защите деловой репутации; е) находится контрагент поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работы), а спор касается заключения, изменения или расторжения договоров.
Компетентные суды государств – участников СНГ принимают иски к своему производству в соответствии с двусторонним соглашением сторон о передаче спора. При наличии такого соглашения суд другого государства – участника СНГ, принявший заявление ошибочно, прекращает производство по делу, если ответчик сделал об этом заявление до принятия решения по существу спора.
В отношении некоторых споров Соглашение установило исключительную международную подсудность. Так, иски субъектов хозяйствования о праве собственности на недвижимое имущество рассматриваются исключительно судом государства – участника СНГ, на территории которого находится имущество. Дела о признании недействительными полностью или частично не имеющих нормативного характера актов государственных и иных органов, а также о возмещении убытков, причиненных хозяйственным субъектам такими актами или возникших вследствие ненадлежащего исполнения указанными органами своих обязанностей по отношению к хозяйствующим субъектам, рассматриваются исключительно судом по месту нахождения указанного органа.
Встречный иск и требование о защите, вытекающее из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в том суде, который рассматривает основной иск.
Разграничение компетенции судов государств – участников СНГ содержится также в нормах Минской конвенции 1993 г. по вопросам оказания правовой помощи и двусторонних международных договорах Российской Федерации с другими государствами.
Некоторые вопросы международной подсудности были затронуты в двустороннем Соглашении о сотрудничестве и взаимодействии арбитражных судов Российской Федерации и Республики Казахстан от 27 марта 1992 г., заключенном между Высшими Арбитражными Судами Российской Федерации и Республики Казахстан. Аналогичные соглашения о сотрудничестве заключены с арбитражными (хозяйственными) судами других государств – участников СНГ.
Нормы международной подсудности, как видно из изложенного, очерчивают пределы компетенции российских судов, в том числе арбитражных судов РФ. После определения компетентной судебной системы (суды общей юрисдикции и арбитражные суды) устанавливается конкретный судебный орган, которому предстоит разрешить спор. Другими словами, в данном случае происходит установление уже не международной компетенции российских судов, а предметной и территориальной компетенции различных судебных звеньев одной судебной системы, т. е. предметной и территориальной подсудности.
Предметная и территориальная подсудность дел с участием иностранных лиц, отнесенных к компетенции российских арбитражных судов, определяются на основании правил о подсудности, установленных ст. 34–39 АПК РФ.
К вопросу о компетенции арбитражных судов РФ в данном аспекте примыкает вопрос о процессуальных последствиях рассмотрения иностранным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Статья 214 АПК РФ 1995 г. предусматривала, что арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения или прекращает производство по делу, если компетентный суд иностранного государства, принявший дело к рассмотрению до предъявления иска в арбитражный суд РФ, рассматривает дело по спору между теми же лицами, о том же предмете, по тем же основаниям, или принял по этому делу решение, вступающее в законную силу. Также последствия должны были наступить, если будущее или принятое иностранным судом решение не подлежало признанию или исполнению на территории РФ, либо соответствующее дело относилось к исключительной компетенции арбитражного суда РФ.
В статье 252 АПК РФ 2002 г. данная норма изложена в новой редакции и основания как для оставления дела без рассмотрения, так и для прекращения производства вытекают из компетенции арбитражного суда РФ и от состояния дела.
Арбитражный суд в РФ оставляет иск без рассмотрения, если в производстве иностранного суда находится на рассмотрении дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, при условии что рассмотрение данного дела не относится к исключительной компетенции арбитражного суда РФ в соответствии со ст. 248 АПК РФ.
Арбитражный суд в РФ прекращает производство по делу, если имеется вступившее в законную силу решение иностранного суда, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, при условии что рассмотрение данного дела не относится к исключительной компетенции арбитражного суда в РФ или указанное решение не подлежит признанию и приведению в исполнение в соответствии со ст. 244 АПК РФ.
Арбитражным судом РФ оставление иска без рассмотрения и прекращение производства по делу производятся по правилам, установленным гл. 18, гл. 19 АПК РФ, и завершаются вынесением определения. Определения об оставлении иска без рассмотрения и о прекращении производства по делу могут быть обжалованы.