21.1. Организация третейского производства в Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | 21.1. Организация третейского производства в Российской Федерации |
21.1. Организация третейского производства в Российской Федерации

Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды. Условия, порядок и последствия передачи гражданско правовых споров, подведомственных арбитражным судам, определены АПК РФ (ст. 4, 31, п. 5, 6 ст. 148, п. 3 ст. 150 и др.).
По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ст. 4 АПК РФ). АПК РФ (ст. 4) изложил приведенную норму в полном соответствии со ст. 11 ГК РФ. Вопросы о порядке передачи гражданско правовых споров, подведомственных судам общей юрисдикции, регулируются нормами ГПК РФ (ст. 27, 129, п. 4 ст. 142, ст. 155 и др.).
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (гл. 1 ст. 27 АПК РФ), возникшие из различных правоотношений. В частности, арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономический деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами – другими организациями и гражданами (ст. 28 АПК РФ).

Сравнительный анализ приведенных норм ГК РФ и АПК РФ позволяет делать вывод о том, что из различных дел, подведомственных арбитражному суду, могут быть переданы на разрешение третейского суда лишь споры, возникающие из гражданских правоотношений между юридическими лицами (организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя).
Споры гражданско правового характера, возникающие (возникшие) между гражданином (физическим лицом) и юридическим лицом (организацией), по общему правилу не подпадают под данное положение.
Кроме третейских судов, разрешающих гражданско правовые споры между гражданами, экономические споры гражданско правового характера между юридическими лицами, гражданами предпринимателями, законодательством предусмотрены третейские суды для разрешения споров в сфере международных торговых и иных внешнеэкономических отношений.
Третейская форма защиты прав путем разрешения гражданско правовых споров является альтернативной к государственной судебной защите. Сами третейские суды представляют негосударственные (общественные) юрисдикционные органы, наделенные правом на разрешение гражданско правовых споров. Сущность третейского разбирательства споров, вытекающих из гражданских правоотношений, заключается в том, что стороны (субъекты) правоотношения по взаимному согласию доверяют рассмотрение и разрешение возникшего или могущего возникнуть спора третьему избранному (или назначенному ими в качестве судьи лицу и обязуются подчиниться его решению по существу спора). Тем самым они отказываются от государственного правосудия и выводят споры из юрисдикции государственных судов. Действующие в качестве негосударственного механизма разрешения споров, третейские суды, по сравнению с государственными арбитражными судами, предоставляют участникам спора ряд преимуществ: отсутствие публичности, формализма, удобство для сторон по времени, месту рассмотрения спора, по срокам, по экономичности и т. д. Третейскому производству характерны доверительность, возможность выбора судей самими сторонами, конфиденциальность.
Третейские суды функционировали в России начиная с XIV в. В первой половине XVII в. положения об организации и деятельности третейских судов были включены в Соборное уложение 1649 г. Использование третейской формы разрешения споров было предназначено разгрузке государственных судов.
Официальное становление правового института третейских судов было узаконено Указом императора России от 15 апреля 1831 г. «Об утверждении Положения о третейском суде». Были предусмотрены добровольные третейские суды (для рассмотрения конкретного спора) и узаконенные, т. е. постоянно действующие. Постоянно действующие (узаконенные) третейские суды были предназначены для рассмотрения споров между различными коммерческими организациями, акционерными обществами, товариществами, компаниями и т. д. В результате судебной реформы 1864 г. узаконенный (постоянно действующий) третейский суд был отменен и было предусмотрено формирование третейских судов исключительно на добровольной основе для разрешения конкретных споров.
Институт третейского суда сохранился и после Октябрьской революции 1917 г. Декретом о суде № 1 СНК РСФСР (ст. 5) было предусмотрено право сторон на обращение «по всем спорным гражданским, а также частноуголовным делам» к третейскому суду. Порядок организации и деятельности третейского суда был определен декретом ВЦИК от 16 февраля 1918 г. В 1924 г. было утверждено новое Положение о третейском суде.
В период НЭП институт третейского судопроизводства успешно использовался частными предпринимателями, заинтересованными в том, чтобы их коммерческие операции не становились достоянием гласности. Однако в последующем в условиях административного диктата нормы о третейском суде фактически бездействовали.
Лишь в 30 годы прошедшего столетия в связи с налаживанием торгово экономических связей с зарубежными организациями при Всесоюзной торговой палате были образованы два постоянно действующих третейских суда для рассмотрения споров с иностранными коммерческими организациями. Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1930 г. была учреждена Морская арбитражная комиссия (МАК), от 17 июня 1932 г. – Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК).
Хозяйственные споры, возникающие между государственными организациями, начиная с 1922 г. рассматриваются специальными государственными органами – арбитражными комиссиями, а с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. – органами государственного арбитража. Постановлением Совета министров СССР от 23 июля 1959 г. «Об улучшении работы государственного арбитража» было признано целесообразным рассмотрение споров по отдельным крупным и сложным делам третейскими судами, избранными сторонами для рассмотрения конкретного дела. Госарбитраж при СМ СССР 30 августа 1960 г. утвердил «Временные правила рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами».
Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. было утверждено Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, которое послужило юридической основной для организации третейских судов по разрешению экономических споров, возникающих в условиях рыночной экономики. Организация и порядок разрешения гражданско правовых споров, возникающих между гражданами, регулировались Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК РСФСР 1964 г.).
Кроме того, 7 июня 1993 г. был принят Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», регулирующий организацию и деятельность постоянно действующих арбитражных судов: Морской арбитражной комиссии, Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово промышленной палате РФ. Указанные органы имеют свою специфику, обусловленную международно правовыми аспектами их деятельности и на них не распространялось действие Временного положения. Государственная дума РФ 21 июня 2002 г. приняла Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации», который подписан Президентом РФ 24 июля 2002 г. В связи с принятием Закона признаны утратившими силу: Приложение № 3 к ГПК РСФСР (Положение о третейском суде) и Постановление Верховного Совета РФ «Об утверждении временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров».
Действующий федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации. Однако его действие не распространяется на международный коммерческий арбитраж (ст. 1).
Закон установил, что в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом (ч. 2 ст. 1).
В соответствии со ст. 3 Закона в Российской Федерации могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующие третейские суды, т. е. институциональные. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сторонами, порядок образования которых определяется по их соглашению.
Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения федерального закона (ст. 8–14), а правила третейского разбирательства определяются в соответствии со ст. 19 данного закона.
Постоянно действующие третейские суды (органы, которым по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора) могут создаваться торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах.
В законе оговаривается, что постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3). Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:
а) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
б) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
в) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
Организация – юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд и отправила в компетентный (арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам, в районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции) суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с правилами (п. 2 ст. 3) данного закона.
Из постоянно действующих следует выделить в качестве наиболее широко распространенных постоянно действующие третейские суды при региональных Торгово промышленных палатах и биржевые арбитражные комиссии. Биржевая арбитражная комиссия согласно ч. 2 ст. 20 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. создается как орган, осуществляющий примирение сторон или выполняющий другие функции третейского суда.
В Республике Татарстан в настоящее время функционируют восемь постоянно действующих третейских судов по рассмотрению экономических споров, в том числе при Торгово промышленной палате Республики Татарстан (в дальнейшем ТПП РТ).
Порядок организации, деятельности и разрешения споров для постоянно действующих третейских судов определяется правилами, утверждаемыми организацией – юридическим лицом, образовавшим конкретный постоянно действующий третейский суд. Под правилами понимаются положения, уставы, регламенты и другие документы, устанавливающие порядок рассмотрения споров третейским судом. Таким актом, например, является Положение о третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово промышленной палате РФ, утвержденное Президиумом ТПП РФ 23 октября 1992 г., и Регламент третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ от 23 октября 1992 г. Из подобного рода региональных актов можно в качестве примера привести Положение о третейском суде для разрешения экономических споров при ТПП РТ, утвержденное Решением Административного Совета ТПП РТ от 5 декабря 1995 г., и Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров, утвержденный решением Административного Совета ТПП РТ от 5 декабря 1996 г.
Основанием для передачи спора на разрешение третейского суда является соглашение сторон о передаче спора третейскому суду. Согласно ст. 5 Федерального закона, соглашение о передаче спора третейскому суду – это соглашение сторон о передаче третейскому суду всех или определенных категорий споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение заключается в письменной форме. Соглашение может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения.
Ссылка на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением, при условии что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.
Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору (договор присоединения), действительно, если такое соглашение возникло после возникновения оснований для предъявления иска.
Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору судом.
Третейское соглашение по своей природе является разновидностью гражданско правового договора и должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к договорам. Независимо от того, что оно может быть включено в качестве структурного элемента коммерческого договора, является самостоятельным договором. Поэтому признание третейским судом недействительным договора не влечет за собой недействительность соглашения о передаче спора третейскому суду.
В соглашении о передаче спора третейскому суду по крайней мере должны быть указаны: наименование сторон, предмет спора, наименование третейского суда, место и время соглашения сторон. При несоблюдении норм, предусмотренных в законодательстве, соглашение признается незаключенным.
Односторонний отказ от соглашения не допускается. Стороны могут аннулировать его лишь по взаимному соглашению.
Третейский суд самостоятельно решает вопрос о действительности соглашения и о своей компетенции рассматривать переданный на его рассмотрение спор, в том числе по заявлению сторон, в начале разбирательства спора на заседании третейского суда. Если третейский суд признает отсутствие соглашения сторон, свою некомпетентность, спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.
Постоянно действующий третейский суд – это, по существу, орган или учреждение, который постоянно функционирует. Стороны не обязаны при заключении соглашения о передаче спора конкретному постоянно действующему третейскому суду уведомить его об этом. В случае возникновения спора заинтересованная сторона обращается с иском к другой стороне в постоянно действующий третейский суд в соответствии с заключенным соглашением. Вопросы принятия искового заявления, формирование состава третейского суда, разбирательства спора, вынесение решения регламентируются правилами, установленными в соответствующих положениях и правилах о постоянно действующем третейском суде. Федеральный закон о третейских судах содержит правила общего и отсылочного характера, в частности, в нем указано, что число третейских судов должно быть нечетным (ст. 9), третейский суд образуется в составе трех судей при отсутствии иного соглашения сторон (ст. 9); стороны сами определяют судей. Третейским судьей может стать только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи и т. д. (ст. 8). Более конкретно и детально процедура назначения третейских судей в постоянно действующих третейских судах регулируется правилами, установленными в регламентах соответствующих третейских судов.