20.5. Полномочия арбитражного суда в исполнительном производстве

| Правовой портал "Правопорядок" | 20.5. Полномочия арбитражного суда в исполнительном производстве |
20.5. Полномочия арбитражного суда в исполнительном производстве

Под судебным надзором в исполнительном производстве следует понимать возможность совершения определенных процессуальных действий только при наличии санкции суда (арбитражного суда), а также обязанность суда рассматривать жалобы на действия судебного пристава исполнителя и иски, вытекающие из отношений по принудительному исполнению.
Следует согласиться с тем, что взаимоотношения судебных приставов исполнителей с судами общей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие (процессуальное партнерство) определенных законом государственных органов (судов) и должностных лиц (судебных приставов исполнителей), направленное на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Процессуальное партнерство судов и судебных приставов исполнителей складывается по нескольким направлениям.
Во первых, суд в ходе исполнительного производства принимает важные определения: о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 16 Закона «Об исполнительном производстве»); по вопросу о разъяснении судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (ст. 17 Закона «Об исполнительном производстве»); об отложении исполнительных действий на срок более 10 дней (ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»); об отсрочке или рассрочке исполнения выданного судом исполнительного документа, изменении способа и порядка его исполнения (ст. 18 Закона «Об исполнительном производстве»); о возобновлении исполнительного производства (п. 2 ст. 22 Закона «Об исполнительном производстве»); о сокращении установленных законом сроков приостановления исполнительного производства (п. 3 ст. 22 Закона «Об исполнительном производстве); о приостановлении исполнительного производства (ст. 24 Закона „Об исполнительном производстве“); о прекращении исполнительного производства (ст. 24 Закона „Об исполнительном производстве“); об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц (ст. 48 Закона „Об исполнительном производстве“); о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 74 Закона „Об исполнительном производстве“).

Таким образом, суд выполняет ряд процессуальных обязанностей, которые затрагивают сферу исполнительного производства. Однако эти действия суда осуществляются в рамках гражданского или арбитражного судопроизводства и они определяются гражданско– или арбитражно процессуальными нормами, а не нормами исполнительного производства.
Во вторых, суд рассматривает жалобы на действия или бездействие судебного пристава исполнителя (ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве»). В случае подачи жалобы она подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, в зависимости от вида исполнительного документа, по месту нахождения судебного пристава исполнителя в течение 10 дневного срока со дня совершения действия или отказа в совершении действия. Исходя из смысла Закона «Об исполнительном производстве», в суд могут быть обжалованы следующие постановления судебного пристава исполнителя: о возбуждении исполнительного производства (ст. 9 Закона «Об исполнительном производстве»); о возвращении исполнительного документа (ст. 10, 26, 73 Закона «Об исполнительном производстве»); об отложении исполнительных действий (ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»); об отказе в розыске должника или его имущества и о взыскании расходов по розыску (ст. 28 Закона «Об исполнительном производстве»); обязывающее банк (иную кредитную организацию) осуществить продажу иностранной валюты или перевести денежные средства должника в иностранной валюте в банк (иную кредитную организацию), которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (ст. 47 Закона «Об исполнительном производстве»); о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», а также возмещении органу или лицу, которые их понесли (ст. 84 Закона «Об исполнительном производстве»); о наложении штрафа на должника в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего его совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, в срок, установленный судебным приставом исполнителем (ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве»); о наложении штрафа за невыполнение законных требований судебного пристава исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 87 Закона «Об исполнительном производстве»).
В третьих, суд рассматривает исковые заявления в случае нарушения требований законодательства об исполнительном производстве. При этом эффективность судебного надзора определяется наличием особой юридической гарантии – гражданской или арбитражной процессуальной формы.
Таким образом, судебный надзор в исполнительном производстве включает в себя три направления: принятие судом определений, оказывающих определенное влияние на исполнительное производство; рассмотрение судом жалоб на действия или бездействие судебного пристава исполнителя; рассмотрение судом исковых заявлений по вопросам исполнительного производства.