Под судебным надзором в исполнительном производстве следует понимать возможность совершения определенных процессуальных действий только при наличии санкции суда (арбитражного суда), а также обязанность суда рассматривать жалобы на действия судебного пристава исполнителя и иски, вытекающие из отношений по принудительному исполнению.
Следует согласиться с тем, что взаимоотношения судебных приставов исполнителей с судами общей юрисдикции можно охарактеризовать как процессуальное взаимодействие (процессуальное партнерство) определенных законом государственных органов (судов) и должностных лиц (судебных приставов исполнителей), направленное на обеспечение интересов правосудия, защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Процессуальное партнерство судов и судебных приставов исполнителей складывается по нескольким направлениям.
Во первых, суд в ходе исполнительного производства принимает важные определения: о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 16 Закона «Об исполнительном производстве»); по вопросу о разъяснении судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (ст. 17 Закона «Об исполнительном производстве»); об отложении исполнительных действий на срок более 10 дней (ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»); об отсрочке или рассрочке исполнения выданного судом исполнительного документа, изменении способа и порядка его исполнения (ст. 18 Закона «Об исполнительном производстве»); о возобновлении исполнительного производства (п. 2 ст. 22 Закона «Об исполнительном производстве»); о сокращении установленных законом сроков приостановления исполнительного производства (п. 3 ст. 22 Закона «Об исполнительном производстве); о приостановлении исполнительного производства (ст. 24 Закона „Об исполнительном производстве“); о прекращении исполнительного производства (ст. 24 Закона „Об исполнительном производстве“); об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц (ст. 48 Закона „Об исполнительном производстве“); о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 74 Закона „Об исполнительном производстве“).
Во вторых, суд рассматривает жалобы на действия или бездействие судебного пристава исполнителя (ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве»). В случае подачи жалобы она подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, в зависимости от вида исполнительного документа, по месту нахождения судебного пристава исполнителя в течение 10 дневного срока со дня совершения действия или отказа в совершении действия. Исходя из смысла Закона «Об исполнительном производстве», в суд могут быть обжалованы следующие постановления судебного пристава исполнителя: о возбуждении исполнительного производства (ст. 9 Закона «Об исполнительном производстве»); о возвращении исполнительного документа (ст. 10, 26, 73 Закона «Об исполнительном производстве»); об отложении исполнительных действий (ст. 19 Закона «Об исполнительном производстве»); об отказе в розыске должника или его имущества и о взыскании расходов по розыску (ст. 28 Закона «Об исполнительном производстве»); обязывающее банк (иную кредитную организацию) осуществить продажу иностранной валюты или перевести денежные средства должника в иностранной валюте в банк (иную кредитную организацию), которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (ст. 47 Закона «Об исполнительном производстве»); о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», а также возмещении органу или лицу, которые их понесли (ст. 84 Закона «Об исполнительном производстве»); о наложении штрафа на должника в случае неисполнения без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего его совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, в срок, установленный судебным приставом исполнителем (ст. 85 Закона «Об исполнительном производстве»); о наложении штрафа за невыполнение законных требований судебного пристава исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 87 Закона «Об исполнительном производстве»).
В третьих, суд рассматривает исковые заявления в случае нарушения требований законодательства об исполнительном производстве. При этом эффективность судебного надзора определяется наличием особой юридической гарантии – гражданской или арбитражной процессуальной формы.
Таким образом, судебный надзор в исполнительном производстве включает в себя три направления: принятие судом определений, оказывающих определенное влияние на исполнительное производство; рассмотрение судом жалоб на действия или бездействие судебного пристава исполнителя; рассмотрение судом исковых заявлений по вопросам исполнительного производства.