§ 1. Общие положения

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Общие положения |
§ 1. Общие положения

Дела о несостоятельности (банкротстве) являются одной из категорий дел, подведомственных арбитражного суду (п. 1 ст. 33 АПК РФ). При этом в АПК РФ предусмотрено, что дела о банкротстве независимо от состава участвующих в них лиц рассматриваются исключительно арбитражными судами, на что указывает правило о специальной подведомственности, сформулированное в ст. 33 АПК РФ и в ст. ст. 6, 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Эти дела согласно ст. 223 АПК РФ рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Такими законами являются Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в редакции от 18 июля 2006 г. N 116-ФЗ) (далее — Закон о банкротстве), Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ <*>, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ. При этом особое место отводится Закону о банкротстве. Таким образом, положения АПК РФ и Закона о банкротстве, а также других названных федеральных законов составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами. Нормы АПК РФ имеют при этом общий характер, а нормы Закона о банкротстве и других федеральных законов — особенный, специальный характер.

———————————
<*> Указанный Федеральный закон утрачивает силу с 1 июля 2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2004 г.).
По вопросам практики применения арбитражными судами Закона о банкротстве и рассмотрения дел о банкротстве Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации приняты Постановления Пленума от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» <*>, от 22 июня 2006 г. N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», а также ряд информационных писем Президиума ВАС РФ от 30 декабря 2004 г. N 86, от 30 декабря 2004 г. N 88, от 26 июля 2005 г. N 93, от 20 декабря 2005 г. N 97 и др.).
———————————
<*> Вестник ВАС РФ. 2005. N 12. Специальное приложение. Декабрь. С. 201, 239.
Законодательное регулирование специфики рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) во многом обусловлено понятием и целями банкротства как института гражданского права. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В связи с этим основными целями банкротства являются осуществление должником расчетов с кредиторами путем принудительной распродажи его имущества или предоставления ему возможности восстановить платежеспособность, а в случае невозможности производства таких расчетов — выведение должника из экономического оборота посредством его ликвидации (если должник — юридическое лицо) или освобождения от долгов (если должник — гражданин).
Исходя из этих предпосылок арбитражный процесс по делам о банкротстве можно разделить на две основные стадии: разбирательство дел о банкротстве, в ходе которого арбитражный суд производит собственно рассмотрение дела, и процедуры банкротства — конкурсное производство, финансовое оздоровление и внешнее управление, мировое соглашение.
Процедуры банкротства похожи с исполнительным производством, поскольку их целью, как и целью исполнительного производства, фактически является исполнение судебного акта. На такую специфику процедур банкротства, в частности конкурсного производства, и схожесть его с исполнительным производством указывалось Г.Ф. Шершеневичем, который отмечал, что если судебным решением по делам искового производства судебное разбирательство заканчивается, то «определение о признании несостоятельности только открывает собой конкурсное производство. Здесь конкурсное производство сближается с исполнительным производством: как последнее возникает в силу судебного решения, так и конкурсное производство возникает в силу судебного определения о признании несостоятельности» <*>.
———————————
<*> Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000. С. 183.
Структура Закона о банкротстве такова, что в его гл. I определяются основные понятия и другие общие положения, относящиеся к банкротству. В гл. III «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» содержатся нормы, регламентирующие процесс рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде. В гл. IV — VIII регулируются вопросы, связанные с осуществлением процедур банкротства, и определяется компетенция арбитражного суда, его функции при осуществлении этих процедур. Глава IX Закона о банкротстве посвящена особенностям банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий). Особенности банкротства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также упрощенные процедуры предусмотрены в гл. X, XI этого Закона.
Остановимся на некоторых особенностях рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве по сравнению с рассмотрением экономических споров и других подведомственных арбитражному суду дел.