§ 1. Понятие представительства

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие представительства |
§ 1. Понятие представительства

Дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.
Например, в соответствии с ч. 4 ст. 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом.
От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
Граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает гражданина права иметь представителей. Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица (ч. 3 ст. 59 АПК в ред. ФЗ от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ). В целях более полного представления интересов гражданина или организации в арбитражном суде ими могут быть назначены два и более представителя.
Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю (ч. 2 ст. 59 АПК).

С момента введения в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 г. организации могли представлять свои интересы в суде, кроме адвокатов, либо через руководителей указанных организаций, действующих в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным актом или учредительными документами, либо через лиц, состоящих в штате указанных организаций (ч. 5 ст. 59 АПК РФ) <*>. Этой нормой законодатель установил различия между гражданами и организациями при выборе ими представителя, существенно ограничив <**> права организаций на защиту своих интересов в арбитражном суде. Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ ч. 5 ст. 59 АПК РФ в той мере, в какой она в системной связи с п. 4 ст. 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в действующей системе правового регулирования исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций <***>. Таким образом, организации получили право привлекать для защиты своих интересов в арбитражном суде представителей, не имеющих статуса адвоката и не состоящих в трудовых отношениях с представляемой организацией (ч. ч. 5 и 5.1 ст. 59 АПК утратили силу).
———————————
<*> Данное законоположение связано с п. 4 ст. 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ, где говорится, что «представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом».
<**> Такое ограничение уже имело место в АПК РФ 1992 г. Однако впоследствии арбитражная практика пошла по пути расширительного толкования перечня лиц, которые могли выступать в суде представителями организаций и граждан-предпринимателей (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 23 июня 1992 г. «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Кодекс 1995 г. расширил субъектный состав представительства и установил, что представителем в арбитражном суде может быть любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в арбитражном суде (ст. 48 АПК РФ 1995 г.).
<***> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан».
В министерствах и ведомствах статус юридической службы закрепляется соответствующим положением <*>.
———————————
<*> До настоящего времени действует Общее положение о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467 (в ред. Постановлений Совмина СССР от 4 декабря 1980 г. N 1124, от 1 декабря 1987 г. N 1367 с изм., внесенными Постановлением Совмина СССР от 21 декабря 1990 г. N 1332, решением Верховного Суда РФ от 27 декабря 2000 г. N ГКПИ 2000-1409).
Под представительством в арбитражном суде следует понимать деятельность представителя, осуществляемую от имени представляемого с целью добиться для него наиболее благоприятного решения, а также для оказания ему помощи в осуществлении своих прав, предотвращения их нарушения в процессе и оказания арбитражному суду содействия в осуществлении правосудия по делам, отнесенным законом к его ведению.
Судебные представители — это лица, которые на основании данных им полномочий выступают в арбитражном суде от имени доверителя в указанных выше целях.
Необходимость в представительстве обусловлена различными обстоятельствами. Не все участвующие в деле лица обладают процессуальной дееспособностью, например, несовершеннолетние, лица, признанные судом недееспособными. Некоторые юридические лица тоже вынуждены обращаться за помощью к адвокату. Необходимость в представительстве нередко вызвана желанием юридических лиц и граждан получить квалифицированную юридическую помощь при рассмотрении дел в арбитражном суде. Случаев обязательного участия представителя действующим АПК РФ не предусмотрено. Однако, в отличие от предыдущих кодексов, предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 2 ст. 110 АПК РФ).
Представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, перечисленных в ст. 60 АПК РФ.
Руководители представительств и филиалов выступают от имени юридического лица и в его интересах на основании выданной им доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ). В силу возложенных на обособленные подразделения функций они вправе осуществлять деятельность, которая может вызвать предъявление к юридическому лицу исковых требований.
В случае предъявления в арбитражный суд (кроме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство <*>. Федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти представляют Правительство в суде без доверенности.
———————————
<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».
Для представления позиции Правительства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации Правительство назначает полномочного представителя Правительства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, действующего от имени Правительства без доверенности.
Руководители федеральных органов исполнительной власти могут назначать представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов. Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти, назначивший представителя Правительства в суде, обязан в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации для обжалования судебных решений, доложить в Правительство о результатах рассмотрения дела в суде.
В случае удовлетворения судом требований, предъявленных к Правительству (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации), соответствующий федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке незамедлительно докладывает о принятом решении, вносит предложения об обжаловании решения суда, а по вступлении судебного решения в силу — о мерах по его выполнению.
Закон определяет лиц, которые не могут участвовать в качестве представителей в арбитражном суде. Это лица, не обладающие полной дееспособностью либо состоящие под опекой или попечительством (ст. 60 АПК РФ).
Представителями в арбитражном суде не могут быть также судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда, за исключением случаев, когда указанные лица выступают в процессе в качестве представителей соответствующих органов или как законные представители.
Представителями в суде могут быть только физические лица — граждане. Ни юридические лица, ни их обособленные подразделения не могут занять положение представителя в арбитражном процессе.
Вести дело в арбитражном суде через представителя могут не все участники процесса, а только стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора.
Представительство возможно по всем категориям дел в арбитражном суде первой инстанции, в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, при пересмотре вступивших в законную силу решений по вновь открывшимся обстоятельствам и при исполнении решений арбитражных судов.
Для выполнения поставленных задач представитель вступает в процессуальные отношения с арбитражным судом. Эти отношения регулируются нормами арбитражного процессуального права и имеют процессуальный характер.
Отношения представителя и представляемого регулируются нормами материального права (гражданского, трудового) и являются по своему характеру материально-правовыми отношениями. Например, отношения, возникающие между организацией и юрисконсультом, регулируются нормами трудового права, отношения, возникающие из договора поручения, являются гражданско-правовыми и регулируются гражданским законодательством.
Представитель выступает в арбитражном процессе от имени представляемого — организации, гражданина или гражданина-предпринимателя. Формула «выступление от имени представляемого» в данном случае означает правомерные процессуальные действия представителя, совершаемые в пределах его полномочий по отношению к арбитражному суду, осведомленному о представительском характере этих действий, и направленные на получение определенных правовых результатов для представляемого.
Представительство в арбитражном процессе является самостоятельным институтом и его надо отличать от других правовых институтов. Так, институт представительства в арбитражном процессе следует отличать от представительства в гражданском праве. Они отличаются по многим признакам: целям и характеру отношений между представителем и представляемым; субъектному составу; основаниям возникновения; правовым последствиям, которые вызывает выдача поручения на совершение юридических действий.
Институт представительства в арбитражном процессе отличается и от участия в процессе органов юридических лиц: по целям и характеру взаимоотношений, возникающих между юридическим лицом и представителем и юридическим лицом и его органом; по основаниям возникновения полномочий у представителя и органа юридического лица, по форме их удостоверения.