§ 1. Родовая подсудность

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Родовая подсудность |
§ 1. Родовая подсудность

Составной частью компетенции арбитражных судов является и подсудность дел.
Если нормы о подведомственности устанавливают круг дел, отнесенных к рассмотрению и разрешению арбитражных судов как отдельной системы юрисдикционных органов, то институт подсудности в арбитражном процессе позволяет распределить дела, подведомственные арбитражным судам, между различными звеньями системы арбитражных судов. В зависимости от того, какой признак принимается за основу такого распределения: уровень арбитражного суда в системе или место (территория) рассмотрения дела — подсудность делится на родовую и территориальную.
Родовая подсудность позволяет разграничить дела между арбитражными судами различного уровня.
Особенностью организации системы арбитражных судов является то, что при наличии в этой системе судов четырех уровней или звеньев только суды двух из них наделены полномочиями по рассмотрению дел в качестве судов первой инстанции — арбитражные суды субъектов Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации <*>.

———————————
<*> См.: ст. ст. 3, 10, 24, 33.1, 34 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. от 4 июля 2003 г.).
Арбитражное процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию Высшего Арбитражного Суда РФ и арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Общий принцип разграничения родовой подсудности, закрепленный в ч. 1 ст. 34 АПК РФ, можно определить следующим образом: все дела, подведомственные арбитражным судам, подсудны арбитражным судам субъектов Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
При этом под судами субъектов Российской Федерации понимаются действующие в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах арбитражные суды, рассматривающие дела по первой инстанции. Все они имеют статус федеральных судов. По содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов Российской Федерации равны между собой. Это обстоятельство имеет важное значение для определения родовой подсудности, поскольку в случае невозможности рассмотрения того или иного дела в одном арбитражном суде оно может быть рассмотрено в другом арбитражном суде того же уровня, т.е. в арбитражном суде первой инстанции, находящемся на территории другого субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 34 АПК РФ к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ как суда первой инстанции относятся:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации. Применительно к подсудности этой категории дел Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в ряде своих постановлений исходил из такого ее понимания, при котором к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ относятся лишь такие дела, в которых спор возник непосредственно между указанными государственно-правовыми образованиями, а не между отдельными государственными органами, муниципальными образованиями или иными лицами <*>.
———————————
<*> См.: Постановления Президиума ВАС РФ N 10944/05 от 6 декабря 2005 г., N 11172/05 от 6 декабря 2005 г., N 3082/06 от 20 июня 2006 г.
Из этого следует, что к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относятся дела ограниченного круга из числа тех дел, которые в соответствии с АПК РФ и другими федеральными законами отнесены к подведомственности арбитражных судов.
Таким образом, в ч. 2 ст. 34 АПК РФ речь идет не о наделении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правом рассматривать указанные в ней дела в дополнение к тем, подведомственность которых определена в ст. ст. 27 — 33 АПК РФ, а об отнесении к его подсудности указанных в данной статье дел при условии, что они подведомственны арбитражным судам согласно положениям § 1 гл. 4 АПК РФ.
В связи с этим указанные в п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, реально могут им рассматриваться лишь при условии, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов. На это обстоятельство обращается внимание и в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 11.
Соответствующие указания содержатся и в новой редакции ст. 10 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. от 4 июля 2003 г. N 4-ФКЗ), устанавливающей полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При этом Высший Арбитражный Суд РФ не может принять к своему производству и разрешить дело, подсудное арбитражному суду субъекта Российской Федерации.