§ 1. Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы |
§ 1. Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы

Понятие преступлений против военной службы. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Уголовный кодекс не предусматривает особого понятия преступления против военной службы. К нему применимы все основные положения Общей части Кодекса и присущи все общие признаки любого преступления, сформулированные в ст. 14 УК РФ.
Преступление против военной службы — частный случай преступления вообще. В ст. 331 УК РФ указываются специфические признаки данной группы преступлений.
Родовым (видовым) объектом этой группы преступлений является установленный порядок прохождения военной службы.
1 l^p^l^IlO DWJT1V/1V, DUnnvrkJriA ^FV \J VJL *l \J О CI Л 1 Г1 11 11 UUV1II1ШЛ upi cuirua

ций предусмотрен Законом об обороне. Военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, инженернотехнических и дорожностроительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов РФ, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом.
Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими.
Порядок прохождения военной службы определяется Законом о воинской обязанности и военной службе и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113Ф3 «Об альтернативной гражданской службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
VJCOOCHHOC I и прохождении военной служоы отдельными категориями военнослужащих устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, определются ст. 55 УК РФ, Положением о дисциплинарной воинской части, статьями Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
Порядок прохождения военной службы предполагает исполнение обязанностей военной службы, под которыми понимается:
— участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;
— исполнение должностных обязанностей;
— несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;
— участие в учениях или походах кораблей;
— выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
— нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
— нахождение в служебной командировке;
— нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно;
— прохождение военных сборов;
— нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
— безвестное отсутствие — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
— защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
— оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
стихийных бедствий, аварий и катастроф;
— совершение иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
Таким образом, порядок прохождения военной службы охватывает все виды военноправовых отношений и является родовым (видовым) объектом преступлений против военной службы.
Непосредственным объектом конкретных преступлений против военной службы выступают отдельные виды (стороны) исполнения обязанностей военной службы. Все преступления против военной службы по непосредственному объекту посягательства подразделяются на определенные группы, которые в совокупности образуют систему преступлений против военной службы.
Отдельные преступления посягают одновременно на несколько объектов. При этом одними из них выступают какие-либо из сторон исполнения обязанностей военной службы, а другие являются объектом, предусмотренным иными разделами и главами Уголовного кодекса. Так, дополнительным объектом преступлений против военной службы выступают здоровье, честь и достоинство потерпевшего (ст. 333, 334, 336 УК РФ), его жизнь (ст. 349, 350, 351 УК РФ), собственность (ст. 346, 347, 348 УК РФ) и т. п.
Ряд преступлений являются предметными. Наличие либо отсутствие предмета преступления либо его специфических свойств влияют на решение вопроса об уголовной ответственности либо на квалификацию. Например, уничтожение или повреждение военного имущества квалифицируется по ст. 346, 347 УК РФ, аналогичные действия по отношению к другому имуществу — по ст. 167, 168 УК РФ.
Потерпевшим может быть любое лицо вне зависимости от принадлежности к военной службе.
Объективная сторона преступлений против военной службы в большинстве случаев состоит из трех обязательных признаков: деяние (действие либо бездействие), последствия и причинная связь. Таковыми являются, например, преступления, связанные с нарушением правил несения специальных видов военной службы.
MPyi и с сос i нвы с к о н с i р у и р о ts а н ы как формальные, кшда сивершение только деяния рассматривается законодателем как оконченное преступление (преступления, связанные с уклонением от исполнения обязанностей военной службы). Имеются и формальноматериальные составы (ст. 340 УК РФ).
Замечено, что объективная сторона преступлений против военной службы сконструирована в основном с помощью бланкетных норм, что вызывает необходимость обратиться к отраслевому (военному) законодательству. Для привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с нарушением различных правил, в каждом конкретном случае требуется выяснить, какие именно правила нарушены, в чем проявилось нарушение, состоит ли оно в причинной связи с наступившими последствиями.
В качестве обязательных признаков объективной стороны состава преступления закон устанавливает место (место службы, воинская часть), время (ст. 337, 338 УК РФ), способ (симуляция болезни, издевательство, насилие и т. п.) и др.
Согласно ч. 3 ст. 331 УК РФ уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.
Субъективная сторона преступлений против военной службы характеризуется какумышленной, так и неосторожной формой вины. Причем в одних составах закон прямо указывает на форму вины (ст. 346, 347, 350, 351, 352 УК РФ и др.), в других — вина устанавливается путем анализа субъективной стороны состава данного преступления (ст. 332, 333 УК РФ и др.).
В некоторых составах преступлений в качестве обязательного признака субъективной стороны выступают мотивы и цели (ст. 334, 336, 338, 339 УК РФ и др.).
В качестве субъекта преступлений против военной службы УК РФ выделяет четыре категории лиц:
1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
2) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;
3) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов;
Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств Российской Федерации.
Рассмотрим каждую из этих категорий.
1. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту), офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).
В соответствии с Законом об обороне военную службу проходят в Вооруженных Силах РФ, инженернотехнических и дорожностроительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях.
В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента РФ после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и органах, указанных выше.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе освобождаются от исполнения воинской обязанности, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. К. ним, в частности, относятся: граждане, признанные
дящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень; б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
— военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы;
— граждан, умерших вследствие увечья либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.
Граждане, призванные на военную службу с нарушением Закона о воинской обязанности и военной службе, не являются субъектами преступлений против военной службы.
Для характеристики субъекта данной группы преступлений важно установить начальный и конечный моменты военной службы. Согласно Закону о воинской обязанности и военной службе (ст. 38) срок службы устанавливается:
а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., за исключением военнослужащих, указанных в п. «в», — 24 месяца;
б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением военнослужащих, указанных в п. «в», — 18 месяцев;
в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., — 12 месяцев;
г) для военнослужащих, имеющих воинские звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., — 24 месяца, после 1 января 2008 г. — 12 месяцев;
д) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — в соответствии с контрактом.
служоы началом военной служоы по призыву считается:
а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной
службы;
б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, — день убытия к месту прохождения военной службы, указанной в предписании военного комиссариата;
в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, — день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;
г) для граждан, поступивших в военноучебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, — день зачисления в указанные учебные заведения.
Окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
2. Военнослужащие, проходящие военную службу поконтракту. В соответствии с Законом о статусе военнослужащих к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, с которыми заключен контракт о прохождении военной службы. Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Законом о воинской обязанности и
LJ ^1111 I X V^ X Jf /XV V III VJ 11 V 1TX/X XX J X ХУХ1»Х X X V ^ A V^X^VX XXXV ATI V XXV jy yX^XVV
прохождения военной службы, а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу сс дня его подписания соответствующим должностным лицом, Началом военной службы для граждан, поступивших на нее пс контракту, считается день вступления в силу такого контракта. Срок военной службы по контракту устанавливается на срок контракта. Соответственно, окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части по истечении срока контракта. Кроме того, законодательством предусмотрены предельный возраст пребывания на военной службе, а также досрочное увольнение граждан с военной службы.
3. Граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Запас — это резерв личного состава, необходимый для случаев, когда в короткие сроки количество военнослужащих должно быть значительно увеличено. Запас Вооруженных Сил РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ определяется Законом о воинской обязанности и военной службе. Запас создается из числа граждан, уволенных с военной службы, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования, не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу, в связи с предоставлением отсрочек, а также по какимлибо другим причинам, прошедших альтернативную гражданскую службу и др.
Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Проведение военных сборов в иных целях не допускается. Порядок прохождения военных сборов, их продолжительность, место и время проведения определяются Законом о воинской обязанности и военной службе, Положением о проведении военных сборов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333, а также актами Министерства обороны РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих. Возможность уголовной ответственности этих лиц за преступления против военной службы ограничена временем военных сборов, т. е. первым и последним днем их прохождения.
4. В соответствии с ч. 2 ст. 331 УК РФ уголовную ответственность по статьям гл. 33 УК РФ несут и военные строители военностроительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств Российской Федерации. Они составляют четвертую категорию субъектов преступлений против военной службы.
Военностроительные отряды (части) Министерства обороны РФ входят в состав Вооруженных Сил РФ.
Так как под военной службой согласно Закону о воинской обязанности и военной службе понимается и служба в воинских формированиях и органах, думается, нет необходимости специально выделять в УК РФ рассматриваемую категорию субъектов преступлений против военной службы, поскольку они обладают всеми признаками военнослужащих, проходящих военную службу по призыву либо по контракту.
Субъектами преступлений против военной службы являются и военнопленные, так как в соответствии с указанным Законом нахождение в плену считается исполнением обязанности военной службы, а также военнослужащие, самовольно находящиеся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы.
Уголовная ответственность всех вышеперечисленных лиц в силу специфики военной службы и пребывания в запасе наступает с 18 лет. Однако согласно ч. 2 ст. 35 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Соответственно, возраст, по достижении которого возможна уголовная ответственность курсантов военных училищ за преступления против военной службы, — общий, т. е. с 16 лет.
Гражданские лица, в том числе и работающие в воинских частях, а также учащиеся суворовских и нахимовских училищ, граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не
В соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ эти лица, участвующие в совершении преступления, предусмотренного гл. 33 УК РФ, несут уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.
Ряд статей имеют примечания, содержащие специальные условия освобождения от уголовной ответственности за преступления против военной службы в связи с деятельным раскаянием (ст. 337, 338 УК РФ).