§ 1. Преступления против порядка управления, сопряженные с физическим и психическим воздействием на его представителей

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Преступления против порядка управления, сопряженные с физическим и психическим воздействием на его представителей |
§ 1. Преступления против порядка управления, сопряженные с физическим и психическим воздействием на его представителей

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, являются общественные отношения по обеспечению управленческой деятельности государственных органов — порядок управления. В качестве группового объекта выступает нормальная управленческая деятельность правоохранительных органов. Основной объект данного преступления — нормальная управленческая деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Анализируемое преступление является многообъектным составом преступления, при совершении которого наряду с основным объектом страдает еще один: жизнь сотрудников правоохранительных органов и их близких. Поскольку посягательство на указанные блага является лишь способом посягательства на основной объект, жизнь потерпевшего выступает в качестве дополнительного объекта данного преступления.
Потерпевшими при совершении данного преступления могут быть: а) сотрудник правоохранительного органа; б) военнослужащий; в) их близкие.

ность государственных органов, специальной функцией которых является борьба с правонарушениями и обеспечение законности. Традиционно к числу правоохранительных органов относили суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, государственной безопасности. Категории правоохранительных органов и должностных лиц правоохранительных органов определяет Закон о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. В соответствии с указанным Законом к числу должностных лиц правоохранительных органов следует относить: судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, дознавателей, лиц, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров, сотрудников органов контрразведки, судебных приставов и сотрудников иных федеральных органов и органов субъектов Федерации, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных актов, выявление и пресечение правонарушений.
Закон проводит разницу между судьями и должностными лицами правоохранительных органов. В соответствии с Законом о статусе судей в Российской Федерации к полномочиям судей относится отправление правосудия. Правосудие является самостоятельным объектом уголовно-правовой охраны. Стало быть, судьи, присяжные заседатели, судебные приставы должны быть исключены из числа сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, закон различает должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Представляется, что категории лиц, которые могут выступать в качестве потерпевших при совершении анализируемого преступления, определяет не только принадлежность лица к тому или иному органу, но и характер исполняемых ими обязанностей. Статья 317 УК РФ охраняет деятельность потерпевших по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Таким образом, все указанные в Законе о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов лица могут быть признаны потер11VULLLI11Y1I1 X1VJ VI • ^X / 1 V 1 j 1 VVIIJIVV 1 1 p I 1 J VJi VUJtlJtl j VV^lIl VlltJ 11U
стоянно или временно исполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Понятие деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности закреплено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка».
Согласно указанному постановлению под укреплением общественного порядка и обеспечением общественной безопасности следует понимать: несение постовой и патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий; поддержание порядка при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура от имени государства осуществляет надзор за исполнением действующих на ее территории законов, что не является деятельностью по охране общественного порядка. Закон предусматривает полномочия прокурора по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. Однако согласно этому же Закону прокурор делает это путем принесения протеста или представления, что нельзя признать деятельностью по пресечению противоправных посягательств. Таким образом, работники прокуратуры не могут выступать в качестве потерпевших по анализируемой нами статье, и посягательство на них образует состав преступления, предусмотренный ст. 295 УК РФ.
Согласно Уголовнопроцессуальному кодексу РФ следователи и дознаватели в соответствии со своими полномочиями обеспечивают быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, сбор доказательств по делу с целью привлечения лица к уголовной ответственности, производство дознания и предварительного расследования по уголовным делам.
по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, потому данные следователи и работники органов дознания также должны быть исключены из числа потерпевших по ст. 317 УК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» задачами оперативнорозыскной деятельности, в числе других, является выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Потому оперативнорозыскная деятельность в части выявления и пресечения правонарушений является деятельностью по охране общественного порядка, и лица, ее осуществляющие, могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ.
К числу потерпевших по ст. 317 УК РФ относятся также сотрудники органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Задачу охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности среди всех работников МВД России в первую очередь выполняют сотрудники милиции. Согласно Закону о милиции задачами милиции является как раз предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Милиция в России подразделяется на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности осуществляют в основном работники милиции общественной безопасности. В ее число входят дежурные части, подразделения патрульнопостовой службы, государственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам, участковые инспектора милиции. Основными задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и оказание помощи милиции общественной безопасности. В состав криминальной милиции входят оперативнорозыскные и иные подразделения. Работники данных подразделений могут выступать в качестве потерпевших при совершении преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ.
JL Ml/f//KlM/VH \У[ J Vl^Vj I J У IVIJ VV W»^ t/(W I» « JL l/HWW HIV/J. J
быть признаны потерпевшими по ст. 317 УК РФ лишь в тое случае, если они в установленном законом порядке привлечень к охране общественного порядка и обеспечению общественно! безопасности, осуществляемой органами милиции. Например следователи, дознаватели, работники паспортных столов, государственного пожарного надзора, других служб МВД России которые привлекаются к охране порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий и т. п.
В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г № 40ФЗ «О федеральной службе безопасности» работники федеральной службы безопасности осуществляют разведывательную, контрразведывательную деятельность и борьбу с преступностью. Контрразведывательная деятельность — это выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб иностранных организаций, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России. Борьба с преступностью органами федеральной государственной безопасности осуществляется путем проведения оперативнорозыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, а также на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России. Разведывательная деятельность осуществляется в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.
В связи с этим вполне обоснованно утверждение, что, те сотрудники органов безопасности, деятельность которых связана с пресечением преступлений и иных правонарушений, также выполняют обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и могут быть признаны потерпевшими при совершении данного преступления.
Органы Федеральной налоговой службы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и иных обязательных luidicjucu. июдив<иа1ьии, ли ирхсипы иши^шш не js. иравиил ранительным, а контролирующим органам. Их работники не осуществляют деятельность по охране общественного порядка или поддержанию общественной безопасности, и потому они не могут выступать в числе потерпевших по ст. 317 УК РФ. Посягательство на жизнь работников налоговых служб в связи с их служебной деятельностью следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Согласно Таможенному кодексу РФ таможенные органы, в частности, ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу России наркотических средств, оружия предметов художественного, исторического, археологического достояния народов России, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечением незаконного вмешательства в аэропортах в деятельность международной гражданской авиации. Должностные лица таможенных органов имеют право для пресечения нарушений таможенного законодательства применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие. Кроме того, таможенные органы имеют право на производство оперативнорозыскной деятельности. Таким образом, работники этих органов могут быть потерпевшими по ст. 317 УК РФ, если их деятельность связана с пресечением правонарушений и проведением оперативнорозыскной деятельности. Таким образом, под работниками правоохранительных органов следует понимать лиц, работающих в правоохранительных и контролирующих органах, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Военнослужащие — это лица, проходящие службу в Вооруженных Силах РФ или иных войсках. Деятельность по охране общественного порядка прежде всего осуществляют военнослужащие внутренних войск МВД. Согласно Федеральному закону от 6 февраля 1997 г. № 27ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 1) внутренние войска входят в систему МВД России и призваны защищать интересы личности, общества, государства, конституционные права и свободы граждан от преступных посягательств. Задачами внутренних войск являются оказание содействия органам внутренних дел страны пс охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения Военнослужащие внутренних войск совместно с органами внутренних дел принимают участие: — в охране общественного порядка посредством несенш патрульнопостовой службы в городах и населенных пунктах; — обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, оказывают содействие органам внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечении охраны общественного порядка при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении правового режима чрезвычайного положения; — пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительнотрудовых учреждениях. Закон о внутренних войсках МВД России предусматривает и другие задачи и обязанности этих войск, но лишь при осуществлении указанными выше военнослужащими внутренних войск обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности они могут быть признаны потерпевшими по ст. 317 УК РФ. Военнослужащих других войск законодательные акты запрещают привлекать к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Практика, однако, свидетельствует об обратном. Нередко военнослужащие Вооруженных Сил привлекаются и к охране массовых мероприятий, и к пресечению массовых беспорядков, и к обеспечению общественного порядка во время стихийных бедствий. Если они были в установленном порядка привлечены к охране общественного порядка, они также могут признаваться потерпевшими по ст. 317 УК РФ. Близкими признаются две категории лиц: 1) близкие родственники сотрудника правоохранительного органа по прямой нисходящей линии или по прямой восходящей линии, супруги и другие лица, признаваемые близкими родственниками в соответствии в семейным законодательством; L) лица, НС сос i и и щи с в роде! венных о i ношениях с сотрудником правоохранительных органов, но состоящие с ним в близких, дружеских или иных отношениях, в чьей судьбе они заинтересованы. Объективная сторона данного преступления определяется в законе как посягательство на жизнь. Посягательство на жизнь включает в себя убийство или покушение на убийство потерпевших, указанных в диспозиции ст. 317 УК РФ. Под убийством понимается умышленное противоправное лишение жизни другого лица. Под покушением на убийство понимаются умышленные действия, направленные на противоправное лишение жизни другого лица. Покушение на убийство работников правоохранительных органов следует отграничивать от причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения. Согласно судебной практике по делам об убийствах, при разграничении убийства и нанесения тяжкого вреда необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств совершенного преступления и учитывать, в частности, способ и орудия преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранения жизненно важных органов), причины прекращения виновным преступных действий, предшествующее преступлению и последующее поведение виновного и потерпевшего, характер их взаимоотношений. Угрозы убийством или неосторожное лишение жизни указанных в диспозиции статьи лиц также не могут квалифицироваться по ст. 317 УК РФ. С объективной стороны состав является усеченным, законодатель искусственно переносит момент окончания данного преступления на более раннюю стадию — на стадию покушения на совершение преступления. Поэтому покушение на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких полностью охватывается ст. 317 УК РФ и дополнительной ссылки на ст. 30 УК РФ не требует. Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины. Убийство указанных в диспозиции потерпевших может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Умысел при убийстве может быть как заранее обдуманным, так и внезапно возникшим, как конкретизированным, так и неконкретизированным. Покушение на убийство возможно только с простым конкретизированным умыслом, при котором лицо осознает опасность своих действий для жизни сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления их смерти и желает наступления именно смерти потерпевшего. Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является специальная цель. Их в законе сформулировано две: цель воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, цель мести за такую деятельность. Понятие деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности было рассмотрено выше. Воспрепятствование деятельности означает попытки предотвратить, прекратить, видоизменить деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности в настоящем или предотвратить, не допустить выполнение этой деятельности в будущем. Воспрепятствование деятельности как в настоящий момент, так и предотвращение этой деятельности в будущем осуществляется при исполнении указанными лицами своих обязанностей по службе. При этом для большинства потерпевших, указанных в ст. 317 УК РФ, исполнение служебных обязанностей возможно не только в момент нахождения на своем рабочем месте, на дежурстве, в наряде и т. п., но и в том случае, когда указанные лица в неслужебное, нерабочее время по собственной инициативе, по просьбе граждан приняли меры по предотвращению и пресечению правонарушений. Деятельность указанных лиц должна носить законный характер. Она признается законной, когда соответствует требованиям законов и иных нормативных правовых актов как по сути, так и по форме. Посягательство на жизнь, связанное с незаконной деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, не может быть квалифицировано по ст. 317 УК РФ. уголовно-правовая оценка такого рода посягательств может быть различной. При определенных обстоятельствах незаконные действия работников правоохранительных органов и военнослужащих могут создать для граждан состояние необходимой обороны ранительных органов или военнослужащих следует считать правомерными, совершенными в состоянии необходимой обороны. Если при обстоятельствах, указанных выше, обороняющееся лицо превышает пределы необходимой обороны, ответственность для него наступает по ч. 1 ст. 108 УК РФ. В том случае, если незаконные действия работников правоохранительных органов, военнослужащих не порождали состояние необходимой обороны, их поведение в определенных обстоятельствах может породить у человека состояние физиологического аффекта. Посягательство на жизнь в данном случае следует квалифицировать по ст. 107 УК РФ. В остальных случаях посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих в связи с их незаконными действиями следует оценивать как умышленное убийство или покушение на убийство, предусмотренное ч. 1 ст. 105 УК РФ. Незаконные действия работников правоохранительных органов в некоторых случаях образуют состав превышения должностных полномочий. При совершении данного преступления определяющее значение имеет именно цель воспрепятствования законной деятельности работников правоохранительных органов или военнослужащих по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Удалось ли реально преступнику изменить, прекратить деятельность, значения не имеет. Цель мести за законную деятельность означает посягательство на жизнь в целях мести за уже выполненные действия, месть за прошлую деятельность. Данное посягательство может быть совершено как при исполнении указанными лицами своих обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, так и в момент, когда лицо такие обязанности не исполняет (находится в отпуске, на отдыхе, на пенсии). Потерпевшими в данном случае могут быть признаны лица, уже не являющиеся сотрудниками правоохранительных органов. Главное при этом — установить, что посягательство на жизнь данного лица субъективно было связано с прошлой деятельностью потерпевшего в качестве сотрудника правоохранительных органов и осуществляется в целях мести за обеспечению общественной безопасности. Посягательство на указанных лиц, совершенное хотя и в момент исполнения ими обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, но не в целях воспрепятствования указанной деятельности или мести за нее, а по другим мотивам (месть, ревность, личные неприязненные отношения), не может быть квалифицировано по ст. 317 УК РФ. При установлении субъективной стороны очень важно установить, что умыслом охватывается то обстоятельство, что потерпевшим выступает именно работник правоохранительных органов, военнослужащий или их близкий и что посягательство на него осуществляется именно в связи с их законной деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Доказательством осознания данного факта могут служить форменная одежда потерпевших, предъявление ими удостоверений личности, предшествующее знакомство и т. п. Изменение формулировки ст. 317 УК РФ по сравнению с редакцией аналогичной статьи УК РСФСР 1960 г. позволяет сделать вывод, что не может быть квалифицировано по ст. 317 УК РФ посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, совершенное не в связи с конкретной деятельностью этих лиц, а по злобе вообще, только в связи с фактом принадлежности данного человека к тем или иным правоохранительным органам. Примером может служить убийство первого попавшегося работника милиции только потому, что он является работником милиции. Такого рода преступные посягательства в настоящий момент надлежит квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста. В том случае, если указанное преступление совершит лицо в возрасте от 14 до 16 лет, оно должно нести ответственность по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Преступление, предусмотренное ст. 317 УК РФ, необходимо отграничивать от смежных составов преступлений, и прежде всего от преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Указанные нормы соотносятся между собой как общая (п. «б» ч. 2 ст. 105) и специальная (ст. 317) нормы. При их конме. Их разграничение проводится по нескольким признакам, прежде всего по категории потерпевших. В ст. 317 УК РФ потерпевшими являются сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и их близкие. В п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ потерпевшими могут быть любые иные лица, выполняющие как служебные обязанности, так и общественный долг. Далее, различается характер деятельности, в связи с которой потерпевшие становятся объектом усиленной правовой охраны. По ст. 317 УК РФ охраняется только деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. По ст. 105 охране подлежит любая иная деятельность потерпевших кроме охраны общественного порядка или обеспечения общественной безопасности. Таким образом, ст. 317 УК РФ может вменяться только тогда, когда предпринято посягательство на жизнь только работников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких и только в связи с деятельностью по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Посягательство на жизнь иных лиц, не относящихся к числу потерпевших по ст. 317 УК РФ, в том числе и при или в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Именно так должны быть квалифицированы посягательство на жизнь народных дружинников, иных общественных работников, рядовых граждан при пресечении ими преступлений или иных правонарушений. При этом посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, военнослужащих или их близких, предпринятое хотя бы и в связи со служебной деятельностью потерпевших, но не связанной с охраной общественного порядка или обеспечением общественной безопасности, также предполагает квалификацию действий по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Данные нормы различаются также по признакам объекта преступления. В ст. 105 УК РФ основным непосредственным объектом является жизнь потерпевшего. Нормальная служебная или общественная деятельность данных лиц является лишь факультативным объектом преступления против личности. В ст. 317 УК РФ основным непосредственным объектом выступает нормальная управленческая деятельность правоохранипорядка. Жизнь человека выступает в качестве дополнительного объекта. Разграничение можно проводить и по признакам объективной стороны преступления. Статья 105 сформулирована законодателем как материальный состав преступления. Для признания его оконченным преступлением необходимо наступление смерти потерпевшего. Покушение на убийство, не закончившееся смертью потерпевшего, следует квалифицировать по ст. 30 и 105 УК РФ. Статья 317 УК РФ является усеченным составом преступления. Покушение на убийство охватывается ст. 317, и ссылки на ст. 30 не требуется. Наконец, отличается субъект преступления. Ответственность за убийство наступает с 14 лет, за посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких с 16 лет. Если данное преступление совершают лица в возрасте от 14 до 16 лет, ответственность наступает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Статья 317 УК РФ также конкурирует со ст. 277 и 295 УК РФ. В данном случае возникает конкуренция двух специальных норм, поскольку все три указанные статьи выделены из общей нормы, какой является п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Объективная сторона всех трех преступлений сформулирована как посягательство на жизнь. Различаются данные преступления по категории потерпевших и по характеру охраняемой деятельности. В ст. 277 УК РФ потерпевшими являются государственный и общественный деятель. Посягательство на их жизнь предпринимается в связи с их государственной или политической деятельностью. В ст. 295 УК РФ потерпевшими являются судьи, присяжные заседатели, иные лица, участвующие в отправлении правосудия, прокурор, следователь, дознаватель, защитник, эксперт, судебный пристав, судебный исполнитель, а равно их близкие. Некоторые из перечисленных потерпевших являются работниками правоохранительных органов. Однако ст. 295 УК РФ охраняет деятельность перечисленных лиц по рассмотрению уголовных и гражданских дел или материалов в суде, производству предварительного расследования, исполнению приговора, решения суда или иного судебного акта. Говоря обобщенно, данная норма охраняет деятельность работников правоохранителькак ст. 317 защищает деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Причем следователи и работники органов дознания могут выполнять функции, указанные как в ст. 295 УК РФ, так и в ст. 317 УК РФ. В этом случае следует особенно тщательно выяснять, в связи с чем было осуществлено посягательство на жизнь данного лица. Если посягательство на жизнь оперуполномоченного уголовного розыска было осуществлено в связи с деятельностью по пресечению правонарушения, то действия следует квалифицировать по ст. 317 УК РФ. Если аналогичное посягательство предпринято в связи с производством им дознания по уголовному делу, при составлении протоколов, производстве обыска, выемки, составлении иных процессуальных актов — налицо ст. 295 УК РФ. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа следует отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, — применение насилия в отношении представителя власти. Различия можно провести по следующим признакам: — по объекту преступления. Дополнительным объектом в ст. 317 УК РФ является жизнь потерпевших, в ст. 318 УК РФ дополнительным объектом является здоровье личности; — по категории потерпевших. В ст. 318 УК РФ потерпевшим является представитель власти. Таковыми являются должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Таким образом, перечень потерпевших по ст. 318 УК РФ значительно шире, чем по ст. 317 УК РФ. Кроме работников правоохранительных органов в него включаются и иные должностные лица; — по характеру осуществляемой деятельности. В ст. 317 УК РФ охраняется деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В ст. 318 УК РФ охраняется любая законная должностная деятельность представителей власти, в том числе и по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; — по признакам объективной стороны преступления. Статья 317 с объективной стороны включает в себя убийство или выражается в угрозе применении насилия, либо в применении физического насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего, либо в применении физического насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего. Угрозы убийством образуют состав преступления, предусмотренный ст. 318 УК РФ, так же как и причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения, если не доказан умысел на лишение жизни потерпевшего. Применение насилия в отношении представителя власти. Основным объектом данного преступления (ст. 318 УК РФ) является нормальная управленческая деятельность представителей власти. Дополнительным объектом при совершении преступления выступает здоровье личности. В качестве потерпевших закон называет представителей власти и их близких. Понятие их дано в примечании к ст. 318 УК РФ. Под представителями власти Уголовный кодекс РФ понимает должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Статус представителя власти прежде всего связан с властными полномочиями лица, понятие которых выработано теорией и судебной практикой по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности, должностном подлоге. Под властными полномочиями понимается право принимать решения, предъявлять требования, обязательные для исполнения гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Функции представителя власти характерны только для так называемых публичных должностных лиц, понятие которых дано в примечании к ст. 285 УК РФ. Представителями власти могут быть признаны лица, работающие в федеральных органах государственной власти (депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации Федерального Собрания России, Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов внутренних дел), в органах государзаконодательных органов субъектов РФ, главы администраций субъектов РФ, президенты республик и т. д.), в органах местного самоуправления (депутаты представительных органов местного самоуправления, главы администраций). Военнослужащие, привлеченные в установленном законом порядке к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, также получают права предъявлять требования к лицам, не находящимся с ними в отношениях подчиненности, т. е. тоже являются представителями власти и потерпевшими по ст. 318 УК РФ. Представители власти могут осуществлять свои властные полномочия постоянно, временно и по специальному поручению. В последнем случае лицо, не являющееся постоянным или временным работником государственного органа или органа местного самоуправления, получает властные полномочия от соответствующего органа или должностного лица, обладающего ими постоянно. К числу таковых относятся прежде всего общественные работники — народные дружинники, общественные контролеры на транспорте, общественные инспектора рыбинспекций и охотинспекпий и т. п. Они также могут быть в числе потерпевших по рассматриваемому составу преступления. В данной норме охраняется любая служебная деятельность представителей власти, в том числе и связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. Главное в данном случае — установить, что эта деятельность носила законный характер как по форме, так и по существу. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: — применение психического насилия к указанным лицам (ч. 1 ст. 318 УК РФ); — применение физического насилия, не опасного для жизни и здоровья (ч. 1 ст. 318 УК РФ); — применение физического насилия, опасного для жизни и здоровья (ч. 2 ст. 318 УК РФ). Под психическим насилием в ст. 318 УК РФ понимаются только угрозы и только угрозы применения физического насилия к потерпевшим. Угрозы должны быть адресованы либо сасить как определенный, так и неопределенный характер. Г интенсивности угрозы могут быть связаны с угрозами приме» ния насилия как не опасного для жизни и здоровья, так и onai ного для жизни и здоровья потерпевшего. Все они полность охватываются составом ч. 1 ст. 318 УК РФ и дополнительно квалификации по другим нормам УК РФ не требуют. Сказа! ное в первую очередь касается ст. 119 УК РФ — угрозы убийе вом или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшеп поскольку ч. 1 ст. 318 УК РФ является специальной нормой г сравнению со ст. 119 УК РФ. Угрозы должны быть реальным] и у потерпевшего должны быть реальные основания опасатьс приведения этих угроз в исполнение. По форме выражения ч; ще всего угрозы носят устный характер, но могут быть выраж< ны в письменной форме, а также с помощью мимики, жестов иных конклюдентных действий, демонстрации определеннь предметов. Не имеет значения, намеревался ли преступник ре; лизовать высказанные угрозы немедленно или в будущем. Фаь реализации высказанных угроз уже свидетельствует о перерас тании психического насилия в физическое. Поскольку соста ч. 1 ст. 318 УК РФ является альтернативным, при сочетани физического насилия с психическим необходимо в формуле of винения вменять оба эти признака. Физическое насилие представляет собой противоправное во; действие на тело другого человека, совершенное помимо либ вопреки его воле. В ч. 1 ст. 318 УК РФ речь идет о насилии, /¦ опасном для жизни и здоровья потерпевшего. Под таковым пс нимается воздействие на тело человека, которое повлекло еле дующие последствия: ограничение свободы (запирание, связь: вание), причинение физической боли, побои, телесные повре ждения с длительностью расстройства здоровья до шести дне! Последствия насилия, не опасного для жизни и здоровья пс терпевшего, не должны выходить за рамки ст. 116 УК РФ. В т же время признаки насилия, указанного в ст. 116, полносты охватываются ст. 318 УК РФ. Судебная практика применительно к ст. 191' УК РСФС 1960 г. под насилием понимала также воздействие на тело др\ гого человека, связанное с уничтожением или повреждение: одежды (сбил фуражку, оторвал погоны, форменные пуговиць: порвал китель и т. п.). По нашему мнению, данная практик ст. 318 УК РФ. Насилие, опасное для жизни и здоровья, предполагает причинение тяжкого вреда, вреда средней тяжести, либо легкого вреда для здоровья потерпевшего. Насилие будет признано опасным для жизни и в том случае, если оно не причинило никакого вреда здоровью потерпевшего, но в момент применения создавало угрозу для жизни и здоровья потерпевшего. При этом ст. 318 УК РФ, с одной стороны, и ст. 111, 112, 115 УК РФ — с другой, образуют конкуренцию целого и части, которая должна разрешаться в пользу целого. Иными словами, ст. 318 УК РФ охватывает собой причинение потерпевшему легкого вреда, вреда средней тяжести и тяжкого вреда и дополнительной квалификации по статьями о преступлениях против личности не требуется. Согласно правилу, выработанному судебной практикой, дополнительной квалификации по совокупности преступлений требует только особо квалифицированные виды тяжкого вреда здоровью, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, — причинение тяжкого вреда группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в отношении двух и более потерпевших, неоднократно, либо повлекшее за собой по неосторожности смерть потерпевшего. Составы преступлений, предусмотренных как в ч. 1, так и в ч. 2 ст. 318 УК РФ, являются формальными. Преступления закончены в момент применения психического или физического насилия. Наступление какихлибо последствий уже не влияет на момент окончания данного преступления. С субъективной стороны преступление может совершаться с прямым умыслом: лицо сознает, что применяет физическое или психическое насилие к представителю власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, и желает применить это насилие. Умыслом виновного должен охватываться факт применения насилия именно к представителю власти и именно в связи с его служебной деятельностью. Обязательным элементом субъективной стороны данного преступления является мотив. Он всегда должен быть связан с исполнением должностным лицом своих должностных обязанностей. Термин «в связи» как раз характеризует субъективную сторону преступления. Данная связь со служебной деятельноприменения насилия в целях: — прекращения исполнения представителем власти сво должностных обязанностей их либо их видоизменения; — принуждения представителя власти к выполнению опр деленных действий; — воспрепятствования будущей деятельности представите, власти; — мести за прошлую деятельность; — злобы вообще, из-за его принадлежности к определение категории представителей власти (например, избиение рабо ника прокуратуры за то, что он является работником данно: государственного органа). Применение насилия к представителю власти хотя бы и пр исполнении им своих должностных обязанностей, но не в св: зи с этой деятельностью, по мотивам, не связанным со служе! ной деятельностью (из мести, ревности, на почве ссоры ш личных неприязненных отношений) образует преступлен! против личности, но не против порядка управления. Субъект преступления — общий: вменяемое физическое т цо, достигшее 16летнего возраста. Преступление, предусмотренное ст. 318 УК РФ, необходим отличать от смежных, конкурирующих составов преступлени] Статья 318 УК РФ является специальным составом преступш ний, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 111; п. «б» ч. 2 ст. 1L п. «б» ч. 2 ст. 117 УК РФ. Специальный состав выделен по npi знакам потерпевшего. При конкуренции общего и специальнс го состава предпочтение должно отдаваться специальному. Статьи 318 и 296 УК РФ соотносятся между собой как ДБ специальные нормы. Различаются данные преступления п признакам объекта и по категории потерпевшего. В ст. 2S УК РФ объектом являются общественные отношения в сфер правосудия, тогда как объектом ст. 318 УК РФ являются обще ственные отношения в сфере управленческой деятельноси Потерпевшими по ст. 318 УК РФ могут быть признаны пред] ставители власти, а по ст. 296 УК РФ — лица, так или инач принимающие участие в отправлении правосудия. Среди ни могут быть должностные лица и недолжностные лица, ка представители власти, так и иные категории должностных лиц ст. 318, так и по ст. 296 УК РФ, например прокурор. Применение насилия в отношении работников прокуратуры в связи с производством предварительного следствия, рассмотрением дел или материалов в суде, исполнением приговора, решения суда, т. е. в связи с отправлением правосудия по гражданским и уголовным делам, должно квалифицироваться по ст. 296 УК РФ. Применение насилия к прокурору в связи с иной деятельностью как представителя власти образует состав преступления, предусмотренный ст. 318 УК РФ. Статья 318 УК РФ соотносится со ст. 333, 334 так же, как две специальные нормы. Разграничение между ними происходит не только по объекту, категории потерпевшего (в указанных статьях потерпевшим является военачальник), но и по признакам субъекта. Статьи 333 и 334 УК РФ относятся к числу воинских преступлений, которые могут быть совершены только специальными субъектами — военнослужащими. Кроме того, в ст. 318 УК РФ между субъектом преступления и потерпевшими нет отношений подчиненности, а в ст. 333 и 334 УК РФ, напротив, преступник и потерпевший должны находиться в отношениях подчиненности. Применение насилия в отношении представителей власти наиболее тесные точки соприкосновения имеет с составом посягательства на жизнь работников правоохранительных органов, предусмотренным ст. 317 УК РФ. Разграничение следует проводить по следующим признакам: — по объекту преступления. Дополнительным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, является жизнь потерпевших, ст. 318 УК РФ — здоровье личности; — по категории потерпевших. Потерпевшим по ст. 318 УК РФ может быть признан любой представитель власти, по ст. 317 УК РФ — сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. Таким образом, перечень потерпевших по ст. 318 УК РФ значительно шире, чем по ст. 317 УК РФ. Кроме работников правоохранительных органов в него включаются и иные должностные лица; — по характеру осуществляемой деятельности. Деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности находится под защитой ст. 317 УК РФ. Статья 318 УК РФ охраняет любую законную должностную общественного порядка и обеспечению общественной безопа< ности; — по признакам объективной стороны преступления. Сост; преступления, предусмотренный ст. 317 УК РФ, предусматрр вает ответственность за убийство или покушение на убийств! ст. 318 УК РФ — за угрозу применения насилия, не опасног для жизни или здоровья либо применения насилия, опасног для жизни и здоровья потерпевшего. Угрозы убийством охвать ваются диспозицией ст. 318 УК РФ, так же как и причинени потерпевшему тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни момент причинения, если не доказан умысел на лишение жиг ни потерпевшего. Насильственные действия в отношении представителя вла сти в связи с его служебной деятельностью являются основньи либо квалифицирующим признаком некоторых других составо преступлений, например составов, предусмотренных ст. 212 У1 РФ — массовые беспорядки, сопровождающиеся оказание! вооруженного сопротивления представителю власти, ст. 213 У1 РФ — хулиганство, сопряженное с оказанием сопротивлени представителю власти. Перечисленные преступления соотно сятся со ст. 319 УК РФ как целое и часть, при конкуренции ко торых предпочтение отдается целому. Оскорбление представителя власти. Основным объектом пре ступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является нор мальная управленческая деятельность представителей власти т. е. порядок управления. В качестве дополнительного объек та — честь и достоинство человека, личности. Таким образом данное преступление является многообъектным. Потерпевшим в законе назван представитель власти. Поня тие представителя власти дано в примечании к ст. 318 УК РФ Статья 319 УК РФ охраняет любую законную служебную деятельность представителя власти как связанную с охраной общественного порядка или обеспечением общественной безопасности, так и не связанную с этой деятельностью. Объективная сторона данного состава преступления выражается в публичном оскорблении представителя власти. Этот состав является специальной нормой общего состава оскорбления, предусмотренного ст. 130 УК РФ. Потому понятие осаналогичным понятием в ст. 130 УК РФ. Оскорбление — это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Оскорбление может быть нанесено устно, письменно, путем действий. Главное в составе данного преступления не способ действия, а их содержание — по своему характеру они должны унижать честь и достоинство потерпевшего. Особенность оскорбления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, заключается в том, что поведение преступника может оскорблять не только личное, человеческое достоинство представителя власти, но и его профессиональное, служебное, должностное достоинство. Тем не менее оскорбительные действия или высказывания преступника должны быть направлены на унижение личного или профессионального, служебного достоинства конкретного представителя власти. Аналогичные действия, направленные на орган, предприятие, организацию в целом, а не на конкретных его представителей, не могут образовывать состав анализируемого преступления. Оскорбительными признаются лишь действия и высказывания в неприличной форме. Именно форма делает то или иное поведение виновного оскорблением. Критика, высказывания, замечания в адрес представителя власти, сделанные в приличной форме, не являются преступными. Неприличным признается поведение, явно не соответствующее общепринятым в обществе нормам поведения, взаимоотношений между людьми, грубо попирающее человеческое достоинство. Неприличная форма является оценочным понятием, которое расценивается в каждом конкретном случае на основании норм морали. Примерами неприличной формы являются нецензурные выражения, плевок, пощечина и т. п. Обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, является публичность оскорбления. Оскорбление носит публичный характер, если оно совершается в присутствии хотя бы одного человека. Это могут быть любые лица, в том числе и коллеги оскорбляемого представителя власти (например, оскорбление одного работника милиции в присутствии другого работника милиции). При этом присутствие самого оскорбляемого не носит обязательный характер. Оскорбление может быть и заочным, если виновный рассчитывает на то, что его поведение станет известным потерпевшему. Наконовный рассчитывает на унижение чести и личного или прс фессионального достоинства представителя власти в глазах дрз гих лиц, безразлично относясь к тому факту, станут ли ег действия известны самому оскорбляемому. Подтверждение сказанному служит хотя бы то обстоятельство, что данное пре ступление является делом публичного, а не частного обвиненш Законодатель считает оскорбление представителя власти обще ственно опасным и преступным независимо от того, как са] представитель власти это оценивает. Состав преступления является формальным. Преступлени считается оконченным с момента оскорбления. Наступлени или ненаступление последствий лежат за рамками состава пре ступления. С субъективной стороны преступление совершается с прямъи умыслом: лицо сознает, что публично и в неприличной форм< унижает честь и достоинство представителя власти в связи с ис полнением им своих должностных обязанностей, и желает ос корбить его. При этом умыслом виновного должны охватывать ся сам факт оскорбления, факт оскорбления именно представи теля власти и оскорбление представителя власти с связи с егс законной служебной деятельностью. Оскорбление может быть совершено как при исполнение представителем власти своих должностных обязанностей, так г в связи с их исполнением. Термин «при исполнении», по нашему мнению, является признаком не столько объективной стороны (хотя и объективной стороны тоже), сколько признаком субъективной стороны. «При исполнении своих обязанностей» означает, что факт нанесения оскорбления связан во времени и в пространстве с фактом исполнения представителем власти своих должностных обязанностей. Оскорбление наносится там и тогда, где и когда представитель власти исполняет свои обязанности. С субъективной стороны следует доказать, что оскорбление нанесено не только в момент исполнения обязанностей, но и в связи с ними, что мотивом оскорбления послужила именно законная служебная деятельность. Оскорбление представителя власти при исполнении им своих обязанностей, но не в связи с ними, а по мотивам личных неприязненных отношений не образует состава преступления по ст. 319 УК РФ. оскорбления связан с прошлой деятельностью представителя власти, либо в связи с его будущей деятельностью, либо по злобе вообще, безотносительно к конкретной личности, как к представителю определенного государственного органа. Субъектом данного преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста. Статьи 130 и 319 УК РФ соотносятся между собой как общая и специальная нормы, при конкуренции которых предпочтение должно отдаваться специальной. Однако данные нормы имеют и определенное различие между собой. Честь и достоинство личности в преступлении, предусмотренном ст. 130 УК РФ, выступают в качестве основного непосредственного объекта. В составе преступления, установленного ст. 319 УК РФ, честь и достоинство личности выступают только в качестве дополнительного объекта, посягательство на которые служит лишь способом посягательства на основной объект — порядок управления. Согласно ст. 130 УК РФ унижается лишь личное, человеческое достоинство лица, тогда как в соответствии со ст. 319 УК РФ унижается и профессиональное или должностное достоинство представителя власти. Оскорбление в рамках общего состава преступления не обязательно должно носить публичный характер, тогда как в ст. 319 УК РФ публичность является обязательным признаком состава преступления. Наконец, ст. 130 УК РФ относится к делам частного обвинения, а ст. 319 УК РФ — публичного обвинения. Состав преступления, предусмотренный ст. 297 УК РФ («Неуважение к суду»), отличается от ст. 319 УК РФ по признакам объекта (в качестве такового выступает правосудие), по характеру охраняемой деятельности (в связи с отправлением правосудия) и по категории потерпевших (судья, иное лицо, участвующее в отправлении правосудия). Состав преступления, указанный в ст. 336 УК РФ («Оскорбление военнослужащего»), отличается от ст. 319 УК РФ по признакам объекта (порядок прохождения воинской службы), по категории потерпевших (любой военнослужащий) и по признакам субъекта (субъект специальный — военнослужащий). В том случае, когда оскорбление совершается путем действия, оно требует отграничения от ст. 318 УК РФ — применение насилия в отношении представителя власти. Примером может скую боль, но умысел виновного в данном случае направлен в на причинение физической боли, а именно на унижение чест] и достоинства представителя власти. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых ] отношении должностного лица правоохранительного или контро лирующего органа. Состав преступления, закрепленный в ст. 32( УК РФ, является новым. Данная норма — бланкетная, по скольку объективные и субъективные признаки совершаемой преступления определяются положениями Закона о государст венной защите судей, должностных лиц правоохранительных i контролирующих органов. Названный нормативный правовой акт определяет и объею преступного посягательства. В соответствии с преамбулой Закона, государственная защита должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов предпринимается для создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Таким образом, основным объектом рассматриваемого преступления является нормальная управленческая деятельность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. В качестве факультативного объекта могут выступать их жизнь, здоровье, собственность, неприкосновенность жилища. Потерпевшими по анализируемому преступлению могут быть должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, их близкие. Указанный Закон определяет категории лиц, являющихся должностными лицами правоохранительных или контролирующих органов, подлежащих государственной защите. Таковыми являются: — прокуроры; — следователи; — дознаватели; — лица, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность; — сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; — v 11 ' \. 111111411 upianuc 14 v 1111' I' 11 > . u\ 11.
— работники контрольных органов Президента России, глав администраций субъектов Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных актов, выявление и пресечение преступлений;
— сотрудники федеральных органов государственной охраны;
— работники таможенных органов, работники органов государственной налоговой службы, работники органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, работники органов санитарноэпидемиологического надзора, работники контрольно-ревизионных подразделений Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов РФ, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих законов, иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;
— близкие люди указанных лиц.
Близкими людьми для должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов признаются две категории лиц: а) близкие родственники, к числу которых Семейный кодекс относит родственников по прямой восходящей и прямой нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки), полнородных и неполнородных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, супругов; б) иные лица, состоящие с должностным лицом правоохранительного или контролирующего органа в дальнем родстве, либо вообще не состоящие с ним в кровном родстве, если они близки и дороги для должностного лица, если за их судьбу он считает себя ответственным (жених, невеста, воспитанник, друг).
Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов. Вышеуказанный Закон о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов называет следующие меры безопасности:
— личная охрана, охрана жилища, имущества, оборудования жилища и иного имущества специальной противопожарной и охранной сигнализацией, замена номеров телефонов, государственных регистрационных знаков транспортных средств;
— отдача v} ‘wt\ 11 л. t i i i u i л.л m l гл \ ^дтз ипдисиду tumnun оа
щиты и оповещения об опасности;
— временное помещение в безопасное место;
— обеспечение конфиденциальности сведений о защищае мых лицах, в том числе запрет на выдачу любых справок и ин формации о личности, месте жительства, месте работы, номе pax телефонов и иной информации;
— перевод охраняемого лица на другую работу, службу, из менение места работы или службы, переселение в другое местс жительства;
— в исключительных случаях возможна замена документов изменение анкетных данных и даже изменение внешности.
Очевидно, разглашение сведений, касающихся любой из перечисленных выше мер защиты, способно создать опасность для жизни, здоровья, имущества охраняемых лиц.
Разглашение сведений предполагает доведение информации о мерах безопасности любым способом до посторонних лиц. Посторонними считаются лица, которым сведения о мерах безопасности не были доверены по работе или службе. Распространение сведений возможно как путем действия, так и путем бездействия. Чаще всего данное преступление совершается путем активных действий: в устной форме, разговор по телефону, в письменной форме. Бездействие возможно при утрате документов, содержащих данную информацию, утере видеои аудиозаписей и т. п. Способ распространения сведений значения не имеет.
Основной состав данного преступления сформулирован в рассматриваемой статье в качестве формального. Преступление считается оконченным в момент распространения сведений, когда информация о мерах безопасности стала известна тем или иным образом хотя бы одному постороннему лицу. Использование в дальнейшем данной информации, причинение ущерба личности или имуществу должностных лиц находятся за рамками основного состава преступления.
Субъективная сторона данного преступления выражается в прямом умысле: лицо осознает, что доводит информацию о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа постороннему лицу, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны является цель совершения преступления — воспрепятствоutn inv VJI ^/ivvuiiun ^vfliwimiuvm ^wi/aiiuviiivi. u 1 i i:i ц ci iijyuuwApu
нительного или контролирующего органа.
Именно наличие специальной цели как обязательного признака субъективной стороны преступления исключает возможность совершения данного преступления с косвенным умыслом. Это не значит, что само разглашение сведений не может быть совершено с косвенным умыслом. При косвенном умысле лицо предвидит, что в результате его поведения сведения о мерах безопасности могут стать известны посторонним лицам, не желает этого, но сознательно допускает, безразлично относится, рассчитывает на «авось» (предполагает, что телефон может прослушиваться, но все равно сообщает по телефону определенную информацию). Однако действия в этом случае не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 320 УК РФ. При наступлении последствий, указанных в законе, они могут быть оценены как должностная халатность и квалифицированы по ст. 293 УК РФ. Таким же образом следует квалифицировать разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых к должностным лицам правоохранительного или контролирующего органа.
Субъект данного преступления — специальный. В соответствии с вышеуказанным Законом о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности могут нести должностные лица:
— органов, обеспечивающих безопасность должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. К числу таковых Закон относит работников органов внутренних дел, органов контрразведки, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, командование воинских частей и начальников воинских учреждений;
— предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых направлены решения органов, обеспечивающих безопасность. Таковыми могут быть работники адресных столов, паспортных служб, подразделений госавтоинспекции, справочных служб автоматической телефонной связи, информационносправочных фондов и т. п.
Иными словами, субъектом данного преступления может быть только лицо, которому сведения о мерах безопасности стали известны по службе.
квалифицированный состав преступления, сформулирован ный законодателем в ч. 2 ст. 320 УК РФ, является материальным В качестве преступных последствий закон называет наступле ние тяжких последствий. Данное понятие является оценоч ным. Можно предположить, что таковыми могут быть признань убийство должностного лица, в отношении которого предпри нимались меры охраны, либо покушение на его убийство, при чинение ему тяжкого вреда, уничтожение или повреждение егс имущества, убийство или причинение тяжкого вреда работай кам органов, осуществляющих личную охрану или охрану иму щества, существенные материальные затраты на изменение ме{ безопасности либо принятие дополнительных мер безопасное™ в результате утечки информации.
В том случае, если разглашение информации о мерах безопасности привело к наступлению тяжких последствий для работников охраны, органов, обеспечивающих безопасность, других лиц, субъектом данного преступления согласно закону может быть и само лицо, в отношении которого применялись меры безопасности.
Состав преступления, предусмотренный ст. 320 УК РФ, необходимо отграничивать от преступления, предусмотренного ст. 311 УК РФ, — разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса. Отграничение можно проводить по нескольким признакам. Прежде всего указанные нормы различаются по объекту преступного посягательства. Основным непосредственным объектом ст. 311 УК РФ являются общественные отношения в сфере правосудия, а в ст. 320 УК РФ — общественные отношения в сфере управления. Основное отличие этих преступлений — в категории лиц, которые подлежат государственной охране. В ст. 311 УК РФ установлена уголовная ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя, иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких. Статья 320 УК РФ направлена на охрану должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Остальные объективные и субъективные признаки данных составов совпадают.
изоляцию от общества. Видовым объектом преступления, предусмотренного ст. 321 УК РФ, является порядок управления, управленческая деятельность государственных органов. Основным объектом является нормальная деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ к числу наказаний, связанных с изоляцией от общества, относит арест и лишение свободы на определенный срок или пожизненное лишение свободы. Таким образом, учреждениями, обеспечивающими изоляцию от общества, должны быть признаны учреждения, исполняющие наказание в виде ареста и лишения свободы. Однако диспозиция ст. 321 УК РФ относит к учреждениям, обеспечивающим изоляцию от общества, следующие категории: места лишения свободы и места содержания под стражей. Думается, что к таковым следует относить и учреждения, исполняющие арест, ибо по своей сути арест является разновидностью краткосрочного лишения свободы с особым режимом содержания. В связи с этим следовало бы внести изменения в диспозицию ст. 321, указав там места исполнения ареста. Таким образом, к числу органов, обеспечивающих изоляцию от общества, следует относить:
— арестные дома, в которых отбывается наказание в виде лишения свободы;
— места лишения свободы, к которым относятся: колониипоселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений для лиц, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;
— места содержания под стражей, каковыми являются: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (ФСИН России), следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасности, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск ФСБ России, специальные помещения на территории учреждений, исполняющих ношении которых в качестве меры пресечения применено за ключение под стражу.
Анализируемая норма охраняет нормальную деятельност] перечисленных выше учреждений по выполнению возложенных на них задач. Таковыми уголовно-исполнительное законодательство считает установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы или ареста, обеспечивающие охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на ню обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, личную безопасность осужденных и персонала, должностных лип и граждан, находящихся на территории учреждений, обеспечение охраны здоровья осужденных, привлечение осужденных к труду, обеспечение их общего и профессионального образования.
Анализируемый состав преступления относится к числу многообъектных, потому в качестве дополнительного объекта выступает здоровье личности.
В качестве потерпевших при совершении данного преступления могут выступать сотрудники мест лишения свободы или мест содержания под стражей и осужденные, вставшие на путь исправления. В соответствии со ст. 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 54731 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» под сотрудниками мест лишения свободы понимаются лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, порядок и условия прохождения службы которых регламентируется специальным положением. Не являются потерпевшими при совершении данного преступления вольнонаемные работники независимо от характера выполняемых ими функций в местах лишения свободы, поскольку указанный выше Закон относит их к разряду рабочих и служащих уголовно-исполнительной системы. Понятие сотрудников мест содержания под стражей определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № ЮЗФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». К ним относятся аттестованный (рядовой и начальствующий) состав угозвания органов внутренних дел и военнослужащие, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под
стражей.
Потерпевшим по данной статье может быть не только осужденный, вставший на путь исправления, но и любой другой осужденный, если насилие будет применено к нему с целью мести за то или иное содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. К числу потерпевших не могут относиться лица, в отношении которых не вступил в законную силу приговор суда (не являющиеся осужденными). Поэтому насилие, применяемое к подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в местах содержания под стражей, из мести за исполнение ими какой-либо общественной обязанности, состава рассматриваемого преступления не содержит и квалифицируется на общих основаниях.
Под применением физического насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего, следует понимать умышленное противоправное физическое воздействие на тело другого человека, совершенное помимо либо вопреки его воле, повлекшее за собой причинение физической боли, ограничение свободы, побои. Другими словами, насилие, не опасное для жизни и здоровья, не должно выходить за рамки состава преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ. При этом ч. 2 ст. 321 и ст. 116 УК РФ соотносятся между собой как целое и часть, предпочтение отдается целому.
Применение насилия к сотрудникам учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, в связи с их законной служебной деятельностью во всех случаях образует состав данного преступления. Вместе с тем если насилие применяется не в связи со служебной деятельностью сотрудников учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, либо служебной, но незаконной, то действия осужденных надлежит квалифицировать как преступление против личности.
Угрозы — это вид психического насилия, выражающийся в противоправном воздействии на психику другого лица помимо либо вопреки его воле. Диспозиция ст. 321 УК РФ предусматривает только один вид угроз — угрозы применения физического насилия. По форме выражения угрозы могут носить устный характер или письменный, путем действий, демонстрации интенсивности психическое насилие может быть как не опас ное для жизни и здоровья потерпевших, так и опасное для жиз ни и здоровья потерпевших — иными словами, от угрозы побо ев до угрозы убийством. Независимо от интенсивности нас или; и вида угрозы все угрозы охватываются составом ст. 321 УК Р<1 и дополнительной квалификации по ст. 119 не требуют. Угрозь должны носить реальный характер. Это, однако, не означает что угрожавший имеет намерения немедленно привести данньк угрозы в исполнение. Главное, чтобы потерпевший воспринимал высказанные угрозы в качестве реально осуществимых О реальности угроз могут свидетельствовать демонстрация определенных предметом, предшествующее поведение преступника, способ выражения угрозы, причины конфликта, личност! угрожавшего. Преступление является оконченным в момент высказывания угрозы, независимо от того, удалось ли с помощью угрозы дезорганизовать нормальную деятельность учреждения. Последующее поведение как угрожавшего, так и потерпевшего уже находится за рамками основного состава преступления. Обязательным признаком данного преступления является место совершения преступления — учреждения, обеспечивающие изоляцию от общества. Субъективная сторона данного преступления выражается в форме прямого умысла. Лицо осознает, что применяет насилие или угрожает применением насилия осужденному либо сотруднику места лишения свободы или места содержания под стражей и желает этого. Применение психического или физического насилия к осужденному дезорганизует работу учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, только в том случае, когда такое насилие применятся к осужденному с определенной целью — воспрепятствовать его исправлению, либо с целью мести за исполнение им общественной обязанности. Субъект преступления — специальный: вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста, осужденное за совершение преступления по приговору суда и отбывающее наказание в учреждениях, обеспечивающих изоляцию от общества, а также подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения избрадействия совершают осужденные или заключенные под стражу в возрасте от 14 до 16 лет, они подлежат ответственности за преступления против личности, но не действия, дезорганизующие работу учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. В ч. 3 ст. 321 УК РФ содержится квалифицирующий признак — насилие, опасное для жизни и здоровья потерпевших. Оно включает в себя причинение легкого вреда, вреда средней тяжести, тяжкого вреда здоровью потерпевших, а также такое насилие, которое вообще не причинило никакого вреда здоровью, либо повлекло за собой причинение физической боли, побоев, ограничение свободы, но в момент его причинения было опасным для жизни и здоровья потерпевших. Примером последнего могут служить выстрелы из огнестрельного оружия, если виновный промахнулся, удар кастетом по голове, причинивший только незначительные телесные повреждения в результате того, что потерпевшему удалось уклониться, и т. п. Квалифицированные составы преступления закончены в сам момент применения насилия независимо от того, наступили ли последствия. Чаще всего при применении физического насилия преступные последствия имеют место. В этом случае возникает проблема соотношения ст. 321 УК РФ со ст. 115, 112, 111 УК РФ. Указанные нормы конкурируют между собой как целое и часть. Данный вид конкуренции разрешается в пользу целого, поэтому ст. 321 УК РФ охватывает факт причинения в процессе дезорганизации нормальной работы исправительных учреждений легкого вреда, вреда средней тяжести и тяжкого вреда. Дополнительной квалификации по преступлениям против здоровья не требуется. Сказанное не относится к ч. 4 ст. 111 УК РФ — причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. В данном случае действия должны быть квалифицированы по совокупности ст. 321 и ч. 4 ст. 111 УК РФ. Убийство и покушение на убийство сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с его законной служебной деятельностью надлежит квалифицировать по ст. 317 УК РФ как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Аналогичные действия в отношении wt УУ1ЧДtППD1A D J 1 /1 Л MttlH oa и^иилп^ппь иищ^^ 1 Dtnnwt обязанности следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 10f УК РФ.