§ 3. Преступления, совершаемые лицами, привлекаемыми к отправлению правосудия или связанными с отправлением правосудия

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Преступления, совершаемые лицами, привлекаемыми к отправлению правосудия или связанными с отправлением правосудия |
§ 3. Преступления, совершаемые лицами, привлекаемыми к отправлению правосудия или связанными с отправлением правосудия

Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод. Деяния, предусмотренные ст. 307 УК РФ, препятствуют установлению истины по уголовному и гражданскому делу, нарушают нормальное функционирование судебной системы, работу органов следствия и дознания. Поэтому основным объектом данного преступления выступают интересы правосудия, а в качестве факультативного объекта могут выступать права и интересы личности.
По конструкции объективной стороны этот состав преступления заключается в совершении одного из трех действий:
— заведомо ложное показание свидетеля или потерпевшего;
— заведомо ложное заключение или показания эксперта или специалиста;
— заведомо неправильный перевод.
Под показаниями следует понимать сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовному или гражданскому делу, влияющих на решение дела по существу.
Поэтому искажение несущественных обстоятельств дела (например, сведений о том, в каких взаимоотношениях находятся между собой свидетели) не образуют данного состава преступления.

К существенным обстоятельствам дела в уголовном судопроизводстве относятся факты, касающиеся события преступления, виновности в нем обвиняемого, мотивов совершения преступления, обстоятельств, влияющих на характер и степень нием ущерба, причины и условия совершения преступления гражданском судопроизводстве — признание наличия или с сутствия правонарушения, изменения или прекращения е и т. д.
Ложность показаний означает, что они полностью или ча тично не соответствуют действительности. Это может выр жаться в описании несуществующих фактов, в отрицании фа тов, которые на самом деле имели место, в искажении фактов событий. Некоторые авторы относят к данному составу преет пления и умолчание свидетелем или потерпевшим известнь ему фактов. На наш взгляд, подобное деяние логично квалиф] цировать по ст. 308 УК РФ как отказ от дачи показаний.
Ложные показания могут даваться как в ходе предварител: ного следствия, так и в ходе судебного рассмотрения дела. Да* ложных показаний на предварительном следствии считаете оконченной с момента подписания протокола допроса ил иного следственного действия (например, опознания, проверк показаний на месте, следственного эксперимента и т. п.), а ходе судебного заседания — с момента окончания допроса.
Не образуют рассматриваемого состава преступления ра: личные версии, которые могут высказывать свидетели или пс терпевшие в ходе допроса.
Ложное заключение эксперта или специалиста может выра жаться в искаженном изложении фактов, обнаруженных в ход экспертизы, в умолчании о фактах, которые он обнаружил, не верной оценке или выводах, которые не вытекают из материало уголовного или гражданского дела. Дача ложного заключени считается оконченной на стадии предварительного следствия момента представления его в органы следствия и дознания, а стадии судебного заседания — с момента изложения содержани: заключения.
Неправильный перевод заключается в искажении смысла пе реводимой речи, документов, кинои фотоматериалов. Этс деяние считается оконченным с момента предоставления орга нам следствия, дознания или суду подписанного перевода, г при устном переводе — с момента окончания перевода.
Ложные показания, ложное заключение, неправильный перевод могут носить как обвиняющий, так и оправдывающий конкретное лицо характер.
V_. С уиоектикпии С rrHfjHtrt 111 дан ПО С 11 I у 11ЛСН И С .\tl|JtLK I C|JH зус I
ся ВИНОЙ в виде прямого умысла. Содержанием умысла обязательно охватывается ложность, несоответствие показаний действительности, заключения либо перевода. При добросовестном заблуждении лица относительно истинности сообщаемых им сведений уголовная ответственность исключается.
Субъектом данного преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет и выступающее в качестве свидетеля по уголовному или гражданскому делу, потерпевшего, эксперта, специалиста или переводчика. Из числа этих лиц не должны быть исключены близкие родственники обвиняемых, подозреваемых и подсудимых, так как ст. 51 Конституции РФ предоставляет им право отказаться от дачи показаний против своих супругов и близких родственников, но не дозволяет вводить в заблуждение органы следствия и суда.
Не несут уголовной ответственности за дачу ложных показаний лица, допрошенные в качестве свидетелей или потерпевших, если фактически они являлись участниками преступления и ложные показания являются для них способом защиты.
Если дача ложных показаний была обещана преступнику до совершения им преступления, когда он обеспечивал себе алиби, то содеянное следует квалифицировать как интеллектуальное пособничество в соответствующем преступлении, а не по ст. 307 УК РФ.
Часть 2 ст. 307 УК РФ содержит один квалифицирующий признак — совершение того же деяния, соединенного с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 15 УК РФ).
В примечании к статье предусматривается специальное основание освобождения от уголовной ответственности свидетеля, потерпевшего, переводчика, специалиста или эксперта в случае, если они добровольно до вынесения приговора или решения суда заявят о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильного перевода. Подобное заявление, на наш взгляд, должно быть сделано до момента, пока суд удалится в совещательную комнату для вынесения приговора или судебного решения. Хотя разумнее в самом законе было бы установить таким моментом момент окончания судебных прений.
Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний. Одним из основных источников установления доказательств являются iiwivao штл и i ч^лч^п ti iiw i vp i dlli tiA ^vi. /у J 11 iv x H’ j . v^ \ is
дать такие показания существенно препятствует осуществл нию правосудия, затрудняет работу следствия, дознания, су по раскрытию преступлений и разрешению уголовных и гра; данских дел. Подобный отказ является одной из форм против действия правосудию. Поэтому основным объектом этого пр ступления выступают интересы правосудия.
По конструкции объективной стороны состав преступлени предусмотренного ст. 308 УК РФ, может быть совершен как п тем действий (прямой устный или письменный отказ дава’ показания), так и путем бездействия (молчание в ответ на пре, ложение дать показания или ответить на конкретные вопрос! или уклонение от явки в суд или органы следствия для дачи ш казаний без уважительной причины). Преступление считаете оконченным в момент совершения любого из этих деяний.
Дальнейшее поведение лица (например, дача показаний суде после отказа дать их на предварительном следствии) и влияет на квалификацию содеянного, но может быть учтен при индивидуализации ответственности. Например, при peine нии вопроса о применении ч. 2 ст. 14 УК РФ. Также не свиде тельствует об отсутствии состава этого преступления тот фаю что лицо ранее уже давало показания.
Отказ от дачи показаний может иметь место как на стади предварительного следствия, так и во время судебного рассмот рения дела. Отказ должен быт незаконным. Так, не образует со став преступления отказ защитника дать показания об обстоя тельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполне нием обязанностей защитника, либо адвокат, представител профессионального союза или другой общественной организа ции — об обстоятельствах, которые стали им известны в связ! с исполнением ими обязанностей представителя.
С субъективной стороны это преступление может быть со вершено только с прямым умыслом.
Субъектом данного преступления является вменяемое лицо достигшее 16 лет. Из числа субъектов следует исключить супругов и близких родственников, которые отказались свидетельствовать против близких. Также не может быть отнесен к числ\ субъектов гражданин, отказавшийся от дачи показаний по дел} о преступлении, в котором он сам принимал участие. В то же время ссылка лица при отказе от дачи показаний на необходимость сохранения какой-либо служебной тайны (врачебной.
следственной, оанковскои, коммерческой; не исключает наличия данного состава преступления в действиях этого лица.
Разглашение данных предварительного расследования. Уголовнопроцессуальный кодекс устанавливает недопустимость разглашения данных предварительного следствия и предусматривает возможность предупреждения свидетеля, потерпевшего, гражданских истцов и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ.
Нарушение запрета о несообщении данных предварительного следствия посторонним лицам может существенно затруднить отправление правосудия. Обвиняемый может скрыться от следствия и суда, сокрыть добытое преступным путем, предупредить своих сообщников и т. п. Поэтому основным объектом рассматриваемого преступления являются интересы правосудия. В качестве факультативного объекта могут выступать различные интересы личности.
По конструкции объективной стороны данный состав считается оконченным в момент, когда хотя бы одно постороннее лицо, вопреки запрету прокурора, следователя или лица, производящего дознание, было проинформировано о данных предварительного следствия. К данным предварительного следствия относятся сведения о производстве следственных действий (например, обыска), вызове свидетелей, назначении экспертизы, о наличии вещественных и документальных доказательств и другой информации.
Способ разглашения этих данных может быть различным: устно, письменно, с помощью средств массовой информации или технических средств — и не влияет на квалификацию.
Разглашение должно иметь место лишь после официального предупреждения, сделанного работниками правоохранительных органов на основании ст. 161 УПК РФ. Состав преступления будет иметь место и в том случае, если разрешение на сообщение этих данных было получено, но получено незаконным путем. Например, путем подкупа, который надлежит дополнительно квалифицировать по ч. 2 ст. 291 УК РФ, угроз, насилия, шантажа, которые тоже подлежат дополнительной квалификации.
i аз!лашение может иметь место только на стадии предварительного следствия и дознания до окончания рассмотрения дела в суде.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом.
Субъектом преступления являются по достижении 16летнего возраста свидетели, потерпевшие, гражданский истец, ответчик, защитник, эксперт, специалист и другие лица, присутствующие при производстве следственных действий (например, понятые, стенографистка, секретарьмашинистка и т. д.). Если разглашение данных предварительного следствия произойдет по вине прокурора, следователя, лица, производящего дознание, то их действия должны квалифицироваться по ст. 285 или 293 УК РФ.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса. Российский законодатель не только провозгласил принцип независимости судей, но и принял ряд мер, способных обеспечить реализацию этого принципа. К числу таких мер относится и принятие Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В этом Законе предусмотрены меры безопасности, применяемые к работникам правоохранительных органов и их близких. Разглашение сведений об этих мерах нарушает интересы правосудия. Поэтому основным объектом данного преступления (ст. 311 УК РФ) является нормальная работа органов правосудия. В качестве дополнительного объекта выступает безопасность судей, участников уголовного процесса и их близких.
К потерпевшим от рассматриваемого посягательства закон относит судей, присяжных заседателей, иных лиц, участвующих в отправлении правосудия, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса (например, гражданского истца, эксперта, специалиста, обвиняемого, чьи правдивые признательные показания позволяют установить истинную роль остальных соучастников преступления, ит. п.), а также их близких.
Предметом преступления выступают сведения о мерах безопасности: о личной охране потерпевших, охране их жилища, имущества, выдаче им оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, о временном помещении в безопасное место, обеспечении конфиденциальности сведений о защищаемых лицах, изменении места работы, учебы, переселении, замене документов, изменении внешности.
По конструкции объективной стороны данный состав преступления считается оконченным в момент, когда сведения о безопасности стали известны постороннему лицу. Под посторонними в этом преступлении следует понимать лиц, не допущенных по роду своей деятельности к подобным сведениям, т. е. не относящихся к работникам органов, обеспечивающих безопасность защищаемых лиц, и не осведомленных об этом в связи с участием в мероприятиях по обеспечению безопасности.
Разглашение сведений может быть как путем действия (например, в процессе беседы), так и путем бездействия (например, при небрежном хранении или нарушении правил хранения документов, содержащих сведения о мерах безопасности).
Преступление можно будет считать оконченным лишь при условии, что постороннее лицо восприняло истинный смысл сообщенных сведений.
Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. При совершении этого преступления субъект может руководствоваться мотивом мести, зависти, ревности, карьеристскими соображениями и т. п.
Субъектом преступления являются лица, достигшие 16летнего возраста, которым сведения о мерах безопасности были доверены или стали известны в связи со служебной деятельностью. К таким лицам относятся должностные лица органов, обеспечивающих мероприятия по осуществлению безопасности защищаемых лиц, должностные лица и рядовые сотрудники органов и учреждений, которые непосредственно принимают защитные меры (служащие адресных бюро, паспортных служб, ГИБДД, медицинских учреждений при изменении внешности и т. д.).
Часть 2 ст. 311 УК РФ предусматривает один квалифицирующий признак — наступление тяжких последствий в результате разглашения сведений о мерах безопасности. К таким последствиям можно отнести нападение на потерпевшего, значительные материальные затраты на устранение последствий разглашения сведений о мерах безопасности, уничтожение или повреждение имущества потерпевших, причинение вреда здоровью и т. п. Все названные последствия должны находиться в причинной связи с фактом разглашения сведений о мерах безопасности.
Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации. Процессуальное законодательство предусматривает возможность описи имущества и его ареста для обеспечения исполнения решения, а также обеспечения гражданского иска. Описи и аресту может быть подвергнуто имущество, принадлежащее обвиняемому, подозреваемому и ответчику по гражданскому делу.
Правом наложения ареста на имущество пользуются суды, судьи и следователь. Имущество, на которое наложен арест, описывается в установленном процессуальным законом порядке. Это имущество передается на хранение администрации органа местного самоуправления, жилищнокоммунальной организации, владельцу этого имущества или его родственнику, либо иному лицу, которым разъясняется их ответственность за сохранность этого имущества, о чем у них отбирается подписка. Кроме имущества арест может быть наложен на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах в кредитной организации. В этом случае какие-либо операции по этим вкладам должны быть прекращены. Перечисленное имущество и вклады будут являться предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ, предметом же преступления по ч. 2 этой статьи является имущество, подлежащее конфискации по приговору суда.
какие-либо действия по сокрытию или расходованию перечисленных предметов затрудняют, а порой и исключают возможность возмещения причиненного вреда. Тем самым нарушаются интересы правосудия, которые выступают основным объектом этого преступления. В качестве дополнительного объекта можно назвать отношения собственности.
По конструкции объективной стороны данный состав преступления является весьма необычным — формальноматериальным. Деяния в диспозиции изложены альтернативно — некоторые из них считаются оконченными в момент их совершения, другие (такие, как растрата) — в момент причинения имущественного ущерба.
В ч. 1 ст. 312 УК РФ деяние может быть выражено в форме растраты, отчуждения, сокрытия или незаконной передачи имущества, подвергнутого описи или аресту, либо в осуществлении банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест.
Под растратой понимается израсходование имущества лицом, которому оно было вверено для хранения. Отчуждение этого имущества означает, что имущество продается или сдается в залог в обеспечение какоголибо обязательства. Сокрытие имущества — это любые действия, направленные на утаивание имущества, затрудняющие его изъятие. Например, перемещение имущества для хранения другим лицам или в другое место с сокрытием информации об этом от правоохранительных органов. Незаконная передача имущества означает, что оно было передано, вручено для хранения другому юридическому или физическому лицу без согласия следователя или судьи. Под осуществлением банковских операций с вкладами понимаются все виды операций, предусмотренные ст. 848 ГК РФ.
Субъективная сторона п ресту п л е н и я ха ра кте р и зуется пряли,IM умыслом.
Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет, которому описанное и арестованное имущество было вверено на хранение, либо служащий кредитной организации, осуществляющий банковские операции с денежными средствами, на которые был наложен арест.