§ 1. Обшдя характеристика и система преступлений против правосудия

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Обшдя характеристика и система преступлений против правосудия |
§ 1. Обшдя характеристика и система преступлений против правосудия

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государствен^ власть в России осуществляется на основе разделения ее на т самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную судебную. Судебная власть осуществляется посредством ко нет туционного, гражданского, административного и уголовного с допроизводства. Данная власть призвана предписанными ей ; коном методами и средствами обеспечить охрану прав и своб человека и гражданина, собственности, общественного поряд и общественной безопасности, окружающей среды, констит ционного строя Российской Федерации, мира и безопасное’ человечества, а также предупреждение совершения преступл ний.
В связи с тем, что любое посягательство на деятельность о] ганов правосудия нарушает нормальное функционирование о, ной из сфер государственной деятельности, гл. 31 «Престушк ния против правосудия» помещена в разд. X УК РФ («Престу1 ления против государственной власти»).
Несмотря на то что Конституция относит к органам суде? ной власти и Конституционный Суд РФ, законодатель пр конструировании норм рассматриваемой главы ставил под о> рану лишь деятельность органов, связанных с отправление: гражданского, административного и уголовного судопроизвод ства, т. е. правосудия. Спорным в доктринальной литератур является вопрос об отнесении административного судопроиз водства к сфере действия норм гл. 31 УК РФ. Большинство ав lupue СЧЛ1С1С1, 11U ДСИ1СЛЬПи1.1Ь ‘УД» в JIUil UUJldCiyi дилл.и<а быть отнесена к гл. 31, но некоторые ученые утверждают, что не только деятельность суда, но и деятельность иных органов и должностных лиц, разрешающих вопрос об ответственности за административные правонарушения, следует включать в понятие правосудия, а деяния, посягающие на такую деятельность, квалифицировать по статьям данной главы. Правосудие представляет собой одну из форм государственной деятельности, заключающуюся в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции уголовных, гражданских и административных дел. Для правосудия характерны признаки, позволяющие отличить его от иных форм государственной деятельности. во-первых, это деятельность, осуществляемая только в рамках гражданского, уголовного и административного судопроизводства. во-вторых, эта деятельность осуществляется присущими только судебной системе методами, путем реализации норм права и конкретной жизненной ситуации. в-третьих, правосудие вершится органами, наделенными властными полномочиями, от имени и по поручению государства, вступающими во взаимоотношения с гражданами и юридическими лицами. В первую очередь к этим органам относятся: суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ, арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Но к этим органам следует относить не только суд, но и иные государственные органы, способствующие ему в отправлении правосудия (прокуратура, милиция и т. д.). Конституционный Суд РФ не разрешает уголовные, гражданские и арбитражные дела по существу, а является органом конституционного контроля. Аналогичные функции имеют и конституционные, уставные суды субъектов РФ. Поэтому они тоже не упоминаются в данной главе Кодекса. Не относятся к органам правосудия и третейские суды, ибо они не входят в систему государственной власти. Признаком данного вида деятельности является также то, что она призвана реализовать задачи и цели правосудия. Поэтому, если работники названных органов допустят нарушения, не связанные с отправлением правосудия (например, глава судеинши органа злоуиотреоит своим служеоным положениел при решении вопроса о приеме или увольнении с работы), т( содеянное, при наличии необходимых признаков, должно ква лифицироваться не по нормам гл. 3 УК РФ, а как преступлен™ против государственной власти, интересов государственно! службы и службы в органах местного самоуправления. Родовым объектом данной группы преступлений я вл я юте 5 общественные отношения, обеспечивающие нормальное функ ционирование системы правосудия, а также органов, осуществ ляющих исполнение судебных приговоров и решений. В по следнем случае нарушаются не столько интересы правосудия сколько сфера государственного управления по осуществлении функций по охране правопорядка при реализации судебных ре шений, исправлению осужденных. Поэтому на страницах док тринальной литературы неоднократно высказывалось предло жение о необходимости включения норм, предусматривающие ответственность за нарушение функций органов, осуществляю щих исполнение судебных приговоров и решений, в гл. У. «Преступления против порядка управления» УК РФ. Дополнительным или факультативным объектом выступаю' законные интересы граждан: личная свобода, честь, достоинст во, здоровье, жилищные, трудовые, имущественные права и др. Составы преступлений, содержащиеся в нормах гл. 31, «< субъекту их совершения можно классифицировать на четыр< группы. Это преступления, совершаемые: — должностными лицами и работниками правоохранитель ных органов, органов правосудия (ст. 299, 300, 301, 302 — з; исключением иных лиц, действующих с ведома или молчали вого согласия дознавателя или следователя, — ст. 303, 305 У1< РФ). Субъектом этих преступлений могут быть должностньк лица и работники органов правосудия, на которых возложень соответствующие функции по привлечению к уголовной ответ ственности, вынесению приговоров, судебных решений, аре сту, задержанию, получению признаний, освобождению от уго ловной ответственности и т. п. Для установления возраста, < которого наступает ответственность за эти преступления, необ ходимо обратиться к законам, регулирующим деятельност: правоохранительных органов («О милиции», «О прокуратуре: и т. д.). В большинстве случаев уголовная ответственность мо жет наступать лишь с 18 лет. Субъектом же преступления, пре дусмотренного ст. 305 УК РФ, могут быть лишь лица, достиг шие />летнего возраста. Данная группа преступлении является специальными составами по отношению к так называемым общим составам должностных преступлений, предусмотренным в гл. 30 УК РФ;

— частными и должностными лицами, привлекаемыми к отправлению правосудия или связанными с отправлением правосудия (ст. 307, 308, 310, 311, 312, 313, 316 УК РФ и частично ст. 302 УК РФ). Субъект в этих преступлениях обычно специальный: лицо, достигшее 16 лет;
— лицами, в отношении которых правосудие осуществилось, либо лицами, обязанными исполнять судебный акт (ст. 313, 314, 315 УК РФ). Субъектом этих преступлений может быть лицо, достигшее 16летнего возраста, отбывающее наказание в виде лишения свободы, либо лицо, в чьи обязанности входило исполнение судебных решений;
— лицами, достигшими 16 лет (ст. 294—298, 304, 306, 309, 316 УК РФ); субъект — общий.
Для объективной стороны всех этих преступлений характерно то, что все они по конструкции являются формальными составами и считаются законченными в момент совершения деяния, описанного в диспозиции статьи. Исключение составляет ст. 312 УК РФ в той части, где речь идет о растрате и отчуждении имущества, подвергнутого описи или аресту, — это материальный состав.
Все эти преступления могут быть совершены только путем действий. Исключение составляет преступление, предусмотренное ст. 308 УК РФ, которое может совершаться путем действия или бездействия. Сами действия лишь называются в статье, но для уяснения их признаков необходимо обратиться к процессуальным кодексам РФ, в которых описывается процедура отдельных следственных и судебных действий.
Некоторые из этих преступлений могут быть совершены только в сфере уголовного процесса (ч. 2 ст. 294, ч. 3 ст. 292, ст. 299302, ч. 2 и 3 ст. 303, ч. 2 ст. 305, ст. 306308, 310, 311, 313, 314, 316 УК РФ), а некоторые — в сфере и уголовного и гражданского процессов (все остальные). Часть 1 ст. 303 УК РФ — только по гражданским делам.
Субъективная сторона этих преступлений характеризуется прямым умыслом. Если аналогичные деяния будут совершены должностными лицами органов следствия, дознания и судов по неосторожности, то при наличии соответствующих условг можно вести речь о халатности (ст. 293 УК РФ).
Мотивы и цели названных преступлений могут быть люб! ми. Но если должностные лица действовали за вознаграждени то их действия необходимо квалифицировать по совокупное! со ст. 290 УК РФ (взяткалихоимство). Лишь в отдельных пр ступлениях (ст. 294—296, 297, 304 УК РФ) мотивы и цели пр дусмотрены в качестве конститутивных признаков преступлю ния. В остальных преступлениях они могут быть учтены лип при назначении наказания в качестве отягчающих или смя чающих обстоятельств.
Законодательство большинства стран мира предус матр ива< ответственность за посягательства на интересы государства сфере правосудия. Посягательства на интересы правосудия некоторых государствах расцениваются как преступления пр< тив: государственного администрирования (Аргентина), гос дарственной власти (Голландия, Дания), государственнь функций (Дания), порядка общественного управления (КНР общественного порядка, личной свободы и должностных пр< ступлений (ФРГ). Порой интересы правосудия находят самостоятельное отр; жение в уголовном законодательстве вне связи с уголовнопр; вовым значением государственной власти. Так, по УК Япони составы побега, сокрытия преступника и уничтожения доказ; тельств, лжесвидетельства, оговора, незаконного задержания лишения свободы не имеют общего структурного основани закреплены в различных главах без определенной связи друг другом. В гл. 34 УК Республики Беларусь, § 2 УК Китая, в гл. УК Испании речь идет о преступлениях против правосудия.