§ 2. Понятие должностного лица

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Понятие должностного лица |
§ 2. Понятие должностного лица

Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285 УК РФ и разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Оно дается также в Кодексе РФ об административных правонарушениях в примечании к ст. 2.4. В уголовном праве должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационнораспорядительствующих государственных и местных органах власти и учре; дениях.
Субъектами названных преступлений являются лица, упо. номоченные на выполнение государственных функций, в тс числе и государственные служащие, а также лица, приравне! ные к ним.
Для констатации статуса должностного лица необходимо у< тановить: место, где оно исполняет свои функции; его фуш ции; способ их осуществления. Должностное лицо должно выполнять определенные фут ции. 1. Оно должно быть представителем власти. Это поняти дано в примечании к ст. 318 УК РФ. Представитель власти должностное лицо правоохранительного или контролирующег органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установ ленном законом порядке распорядительными полномочиями отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависи мости. Данное определение содержит круг, тавтологию. В опре делении употреблены слова «правоохранительные и контроли рующие органы», но ни в одном законе нет их определения Совершенно не понятна позиция Пленума Верховного Суд; РФ, выраженная в вышеуказанном постановлении, относитель но понятия представителя власти. С нашей точки зрения, онс не идентично определению законодателя. Верховный Суд под представителем власти понимает лицо, наделенное властными полномочиями, осуществляющее законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами либо организациями независимо от их ведомственной подчиненности (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ). К представителям власти, как отмечалось ранее, относятся члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полноналоговых органов, ФСБ России, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых они наделяются распорядительными функциями, работники санитарных, пожарных и иных государственных инспекций, контрольно-ревизионных органов и т. п. Представители власти наделены публичноправовыми властными полномочиями. Властными полномочиями могут быть наделены не только государственные служащие. Например, присяжные заседатели. Не состоят на государственной службе представители общественности, которым предоставлены властные полномочия в связи с участием их в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями и т. д. (дружинники, капитаны судов дальнего плавания, начальники зимовок). 2. Должностное лицо может выполнять организационнораспорядительные функции, которые заключаются в руководстве деятельностью организаций, коллективов. Суть этих функций сводится к организации работы органов и учреждений (их отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий (ч. 2 п. 3 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ). К лицам, обладающим данными функциями, относятся руководители учреждений, отделов и т. п. 3. Должностное лицо может выполнять административнохозяйственные функции, которые сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. К ним могут быть отнесены, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящими на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т. п. (ч. 3 п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ). Подобными функциями наделены начальники АХЧ, главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складами и т. д. поверенный, представляющий в соответствии с договором ш тересы государства в органах управления акционерного общ< ства (хозяйственного товарищества), часть акций (доли, вклад; которых закреплена (находится) в федеральной собственност (п. 6 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суд РФ), в том числе и на предприятиях, где 100% акций закрешк но в государственной или муниципальной собственности и гд Российская Федерация участвует в открытом акционерном о,( ществе (ОАО) путем использования специального права «золе той акции». Ряд ученых высказали свое несогласие с подобны решением вопроса о понятии должностного лица. Данны представители не утрачивают связи с государственными орга нами, получают от них материальное и социальное обеспече ние. Они обязаны в письменной форме согласовывать свое гс лосование, информировать федеральный орган исполнитель ной власти о своих предложениях, выносимых на обще собрание ОАО, и следовать директивам от уполномоченног органа. Статус государственных и муниципальных служащих н претерпевает изменений, когда они становятся представителя ми в ОАО. Государственные служащие, являющиеся должност ными лицами и представителями в ОАО, должны признаваться субъектами преступлений, предусмотренных гл. 30, а не гл. 2: УК РФ по признаку организационнораспорядительных функ ций. Отдельные граждане, выполняющие эти же функции, та ковыми не признаются. Иная природа у доверительных управляющих. По решении Правительства РФ им могут передать в доверительное управление акции, закрепленные в федеральной собственности. Онг получают не зарплату, а вознаграждение. Они более самостоятельны в принятии решений. Поэтому их следует относить в субъектам преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена нормами гл. 23 УК РФ. В доктринальной литературе было высказано основанное на Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. весьма логичное и заслуживающее внимания предложение дополнить Уголовный кодекс РФ и отнести к должностным лицам лиц, представляющих интересы России, субъекта РФ или муниципального образования в российской или международной организации, а также должностных лиц WIlUHpannDlA 1 V^V , u 1} 1 О . V 1 l^Mlll llllll I AUIIVI1 I КI M 1111114Л11>14 11.111

выборные должности в органе законодательной, исполнительной или судебной власти иностранного государства, либо отправляют государственные функции в интересах иностранного государства, либо являются сотрудниками межправительственной, межгосударственной или международной организации.
Один и тот же субъект может обладать как одним из перечисленных признаков, так и несколькими. Например, начальник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационнораспорядительные и административнохозяйственные функции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном приговоре необходимо указать лишь тот признак должностного лица, который был использован при совершении преступного деяния.
Постоянное или временное осуществление должностных обязанностей возможно, если лицо занимает соответствующую должность в государственных и муниципальных органах или учреждениях.
Специальные полномочия — это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности. Основанием для таких полномочий должны быть правовые акты: законы (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), иные нормативные акты (приказы или распоряжения вышестоящего должностного лица, доверенности и т. п.). Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово, могут совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.).
Не являются должностными лицами работники государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационнораспорядительным или административнохозяйственными функциями (п. 5 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ). Но некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечении, проведении занятий, приеме зачетов и экзаменов и т. п.) совершают юридически значимые действия, т. е. такие, которые порождают нрава обязанности у других лиц (например, выписывают листок вре менной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидне сти, выставляют оценки на вступительных и выпускных экза менах).
Возникает вопрос: можно ли их в этой ситуации признат должностными лицами? Практика прошлых лет относила их категории должностных лиц. Педагогов признавали должност ными лица в период приема выпускных или вступительны экзаменов, так как именно в этих случаях они специальны; приказом назначались членами приемных и государственны аттестационных комиссий и их действия непосредственно по рождали или изменяли права и обязанности у других лиц. В пе риод приема текущих экзаменов и зачетов педагоги исполнял] свои профессиональные обязанности, предусмотренные трудо вым договором (контрактом). Для осуществления этих функ ций не требовалось издания специального приказа или распо ряжения. И оценки, выставленные в период сессий, автомати чески не порождали никаких последствий. Они лишь давал1 информацию для размышления деканам и ректорам для реше ния вопроса о назначении или неназначении стипендии, пере воде на следующий курс и т. п. В 1999 г. Верховный Суд Р<1 неожиданно опубликовал решение по конкретному делу, гд< преподавателя вуза признал должностным лицом в период приема текущих экзаменов. Подобное решение противореча закону, поскольку проверка знаний студентов и других учащихся (в том числе и на экзаменах) является профессиональной, а «< должностной обязанностью, и педагог не наделен ни административнохозяйственными, ни организационнораспорядительными функциями. Исходя именно из этого, Пленум Верховного Суда РФ не включил в свое постановление от 10 февраля 2000 г. № 6 положение, аналогичное п. 4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности, должностном подлоге» о возможности признания должностными лицами рядовых педагогов и медицинских работников. Поэтому необходимо констатировать, что поскольку медицинские и педагогические работники в процессе своей профессиональной деятельности не наделены ни одной из они не могут быть признаны должностными лицами, за исключением случаев, когда они по специальному полномочию являются членами квалификационных, экзаменационных, призывных комиссий, ВТЭК, совершают юридически значимые действия и т. п. Так, обоснованно признан должностным лицом и осужден врачхирург за то, что совершал служебные подлоги из корыстных побуждений и неоднократно получал взятки за выдачу фиктивных листков нетрудоспособности (определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ № 1009874 по делу Фалалеева). Нельзя причислять к должностным лицам референтов, консультантов, секретарей и т. п., поскольку они также не наделены ни одним из признаков указанных лиц и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицировано по ст. 288 УК РФ. К сожалению, в судебной практике были случаи осуждения референтов за должностные преступления. Так, за получение взятки был в свое время осужден консультант JI. И. Брежнева В. Бровин. Использование личных отношений, если они не связаны с должностью, не является использованием должностного положения (ч. 2 п. 4 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ). В ряде составов, входящих в анализируемую главу, содержится квалифицирующий признак, относящийся к характеристике субъекта — лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления. Государственные должности России и субъектов Федерации предусмотрены Конституцией страны, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Федерации и предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. К этим постам относятся, в частности, пост Президента России, Председателя Правительства, председателей палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, губернаторов, председателей законодательных органов субъектов Федерации и т. д. 8 л ларактерис!ика шдашиых видов преступлении, предусмотренных главой 30 УК РФ Злоупотребление должностными полномочиями. Суть посягс тельства, предусмотренного ст. 285 УК РФ, заключается в ис пользовании должностным лицом своих служебных полномс чий вопреки интересам службы, если это существенно наруш; ет права и законные интересы граждан или организаций либ охраняемые законом интересы общества или государства. По объективной стороне деяние, совершенное вопреки интс ресам службы, объективно противоречит как общим задачам требованиям, предъявляемым к государственному аппарату аппарату органов местного самоуправления, так и задачам, вы полняемым отдельными управленческими системами и звенья ми, нарушает основные принципы и методы работы. Использование служебных полномочий в юридической литера туре понимается в узком и широком смысле слова. Первое озна чает совершение деяния в рамках служебной компетенции, сфере своих полномочий, а второе — использование авторитет должности, служебных связей, которые возникли благодар: должности. В литературе существуют оба эти понятия. Способы злоупотребления полномочиями могут быть раз личными: нарушение штатнофинансовой дисциплины, обма! контролирующих органов, сокрытие хищений, недостач и ины: преступлений и упущений по службе, неосновательное расхо дование государственного и муниципального имущества (npi отсутствии признаков его безвозмездного изъятия), попусти тельство или заранее не обещанное укрывательство преступле ний и т. п. По конструкции объективной стороны рассматриваемый со став преступления является материальным и считается оконченным с момента наступления последствий, к которым относятся: имущественный ущерб, причиненный гражданам или организациям, нарушение конституционных прав и свобод граждан, подрыв авторитета государственных и муниципальные органов, создание помех, сбоев в работе, нарушение общественного порядка, сокрытие преступлений, причинение вредг здоровью граждан легкой и средней степени тяжести и др Имущественный ущерб может быть как реальным, так и в виде неполучения должного или упущенной выгоды. Размер данного ущерба не установлен ни законодателем, ни высшей судебной IlllVlUllL^JlVJl) vj 1 V 111 ll/l 1VU1 VI V^/ll/ll VJ Ll^V/Vl 17V1111VV1 L» 11 WJIV^ ствий должна определяться индивидуально по каждому уголовному делу. В УК РСФСР 1922 г. была предусмотрена ответственность за бездействие должностных лиц. Есть аналогичный состав в ст. 319 УК Латвии, ст. 315 УК Казахстана, ст. 208 УК Узбекистана, ст. 425 УК Беларуси. Если лицо умышленно не исполняет возложенные на него обязанности, то речь должна идти о неиспользовании им своих служебных полномочий. Следовательно, здесь нельзя говорить о злоупотреблении служебными полномочиями. Но практика часто расценивает эти действия по ст. 285 УК РФ. С субъективной стороны данное преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Помимо вины, обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность. Особо квалифицированным видом злоупотребление должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) будет в том случае, когда оно повлечет тяжкие последствия, к которым обычно относят крупные аварии, длительную остановку транспорта, сокрытие тяжких и особо тяжких преступлений, срыв хозяйственных заданий, длительное нарушение производственного процесса, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью, хотя бы одному человеку и др. Эти последствия должны обладать такими свойствами, которые дают возможность определить их размер, величину, степень. Хотя в целом понятие «тяжкие последствия» является оценочным. По отношению к этим последствиям вина субъекта выражается в форме неосторожности, т. е. данное посягательство будет преступлением с двумя формами вины. Субъектом данного преступления могут быть только должностные лица, по ч. 2 ст. 285 УК РФ лица, занимающие государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главы органов местного самоуправления. Нецелевое расходование бюджетных средств. Состав преступления, предусмотренного ст. 285' УК РФ, является разновидностью злоупотребления служебными полномочиями должностными лицами, но в отличие от деяний, предусмотренных ст. 285 УК РФ, по конструкции объективной стороны это формальныи состав, который может оыть совершен только нуте действия. В результате его совершения страдают в основном финана вые интересы, государственный, бюджетный процесс — реглг ментируемая нормами права деятельность органов государс: венной власти, органов местного самоуправления и участнике бюджетного процесса по составлению и рассмотрению npoei тов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюдже: ных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюдш тов государственных внебюджетных фондов, а также по кон тролю за их исполнением (основной объект). По объективной стороне деяние заключается в расходовани бюджетных средств (как федерального бюджета, так и бюджет субъектов Федерации, а также местного бюджета, так как России трехуровневая бюджетная система) на цели, не соотвеп ствующие условиям их получения, определенным утвержден ным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюд] жетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо ины: документом, являющимся основанием для получения бюджет ных средств, совершенном в крупном размере. Крупным размером в настоящей статье признается сумм бюджетных средств свыше 1 млн 500 тыс. до 7 млн 500 тыс. руi Сумма, превышающая 7 млн 500 тыс. руб., относится к особ крупному размеру, который образует квалифицирующий при знак, предусмотренный п. «б» ч. 2 ст. 2 8 52 УК РФ. Под бюджетом следует понимать форму образования и рас ходования фонда денежных средств, предназначенных для фи нансового обеспечения задач и функций государства и местно го самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ — БК РФ). Расходование бюджетных средств — это процедура финанси рования, технически осуществляемая путем списания денежны: средств с единого счета бюджета в размере подтвержден ног бюджетного обязательства в пользу физических и юридически: лиц (ст. 219, п. 1 ст. 227 БК РФ). Подтверждение бюджетноп обязательства осуществляется органом, исполняющим бюдже (Федеральное казначейство и финансовые органы субъекто: Федерации и местного самоуправления), в форме разрешитель ной надписи. Расходование состоит из трех этапов: а) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путел составления платежного документа, необходимого для соверше тельства; в) списание денежных средств со счета. Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (ст. 217 БК РФ). Она составляется главным распорядителем — Министерством финансов РФ. На основании бюджетной росписи получателям бюджетных средств направляется уведомление о бюджетных ассигнованиях (ст. 220 БК РФ). После получения уведомления получатели (государственные и муниципальные учреждения и органы) составляют смету доходов и расходов. Смета утверждается вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Цели, на финансирование которых могут направляться бюджетные ассигнования, определены в ст. 69 БК РФ. Нецелевым следует считать финансирование: расходов, не включенных в смету; расходов, ошибочно включенных в смету, когда она не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях и иным документам; расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов. Не является нецелевым расходованием размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача их в доверительное управление. Если расходование бюджетных средств было способом обращения их в свою пользу или пользу близких, то это ст. 159 или 160 УК РФ. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета. Если данные действия повлекут последствия, указанные в ч. 3 ст. 285 УК РФ, то следует вменять только названную статью. С субъективной стороны это преступление совершается только с прямым умыслом. Субъектами преступления являются только должностные лица получателя бюджетных средств, ответственные за их расходование. В основном это руководители учреждений, органов и главные бухгалтера, а также лица, исполняющие их обязанности. Не МОГУТ быть субъектами преступления, наппимеп. надарственных внебюджетных фондов могут направляться и i предприятия или гражданам, например, в виде субсидий, су( венций, кредитов, трансфертов населению (несмотря на то ч' трансферты в конечном счете предназначены гражданам, г первоначально главным распорядителем бюджетных средс! указывается их распорядитель — какой-либо государственны орган или учреждение. Граждане не могут быть субъектам данного преступления), бюджетных ссуд. В литературе было высказано мнение, что субъектом этог преступления являются должностные лица государственных муниципальных учреждений, получивших данные средства . При отсутствии разрешительной надписи расходовани средств невозможно, следовательно, единолично без участи должностного лица — распорядителя должностное лицо може совершить это преступление только в случае ошибки или ха латности первого. Если же это лицо действует умышленно сговоре со вторым, то авторы вышеназванного комментари предлагают считать их пособниками в преступлении, преду смотренном ст. 285' УК РФ. В ч. 2 ст. 2851 УК РФ содержится еще один квалифицирую щий признак — совершение преступления группой лиц по пред варительному сговору. Соисполнителем этого преступления мо жет быть только должностное лицо. Нецелевое расходование средств государственных внебюджет ных фондов. Юридический анализ преступления, предусмот ренного ст. 285УК РФ, аналогичен анализу ст. 2851 УК РФ. Предметом преступления являются средства государственны; внебюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъекто! Российской Федерации. К таким фондам следует относить Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Общие принципы и правовой статус этих фондов предусмотрены в ст. 143 БК РФ. Эти средства находятся Б U11VJ7U1 I1LI11U1U J 1 1 p L». 1V1 14 14 1 V Л р 41У V W 1J I I I. Г11М1 IV V 1 HVJ/V Д 1JJ1/V XJ X Х^Ц V/ J» W/IJIA тельного социального страхования. Объективная сторона заключается в расходовании названных средств на цели, не соответствующие условиям, определяемым законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность названных фондов, и их бюджетам. Расходование средств — процедура финансирования определенных мероприятий (физических и юридических лиц), заключающаяся в направлении в банк платежного документа с последующим списанием средств со счета. Расходование средств фондов осуществляется ими самостоятельно без процедуры контроля со стороны должностных лиц финансовых органов. Нецелевое расходование может проявиться, например, в размещении временно свободных средств резерва в ценные бумаги российских эмитентов, не обеспечиваемые государственной гарантией; направлении дополнительно поступивших в бюджет Фонда социального страхования доходов на финансирование аппарата органов фонда, а не на мероприятия, предусмотренные бюджетом фонда. Преступление окончено в момент списания денежных средств со счета. Субъектом анализируемого преступления могут быть и получатели и распорядители — должностные лица этих фондов. Не являются субъектами данного преступления лица с управленческими функциями в управляющих компаниях, которым на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» средства пенсионного накопления по заявлению застрахованного лица переданы в доверительное управление. Их можно привлечь только по ст. 201 УК РФ. Превышение должностных полномочий. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) во многом сходно со злоупотреблением должностными полномочиями. У них тождественны объект посягательства, момент окончания и субъект преступления. Но данные деяния имеют и существенные различия. Нам представляется, что в указанной норме по существу находятся два сходных, но самостоятельных состава преступления, один из которых по конструкции является материальным i. z, vi 11. ч. j> ci. лои jiv i MfjA ujki — vj^wpivicuibrii:
(п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ).
По объективной стороне деяние, предусмотренное ст. 286 3 РФ, заключается в совершении должностным лицом действи явно выходящих за пределы его полномочий:
— совершение действий, которые входят в компетенщ другого должностного лица, либо вышестоящего лица в даннс ведомстве (например, следователь прокуратуры, не будучи то уполномочен, дает санкцию на избрание меры пресечения виде заключения под стражу) или этого же ведомства, но в с ношении которого оно не находится в подчинении, либо дол: ностного лица другого ведомства (например, комендант общ жития проводит обыск в квартире жильцов);
— совершение действий, отнесенных к ведению данно должностного лица, но с нарушением порядка их осуществл ния;
— принятие единоличного решения при необходимое: коллегиального (например, в случае вынесения судьей пригов< ра, который должен быть вынесен с участием народных засед; телей или коллегией профессиональных судей); — совершение действий при отсутствии специальных noj номочий или условий (например, применение оружия или н; силия работником милиции во время допроса или иного след ственного действия); — совершение действий, на которые не имеет права никакс должностное лицо (например, глумление над личностью). Рассматриваемый состав преступления материальный и счи тается оконченным с момента наступления последствий — с\ щественного нарушения прав и законных интересов гражда: или организаций либо охраняемых законом интересов общест ва или государства. Более подробно эти последствия были рас смотрены в ст. 285 УК РФ. При превышении должностных полномочий лицо осуществ ляет действия, которые являются запрещенными независимо о цели их совершения, например избиение на допросе. При зло употреблении полномочиями совершаются действия, которьг считались бы правомерными или уголовно ненаказуемыми, ее ли бы они осуществлялись в интересах службы (например увольнение беременной — объективную сторону злоупотребле ния образуют действия не запрещенные, и превышения — за прещенные). умысле. При этом субъект может руководствоваться различными мотивами: корыстными, иными личными, ложно понятыми интересами службы. Субъект преступления — должностное лицо. Часть 2 ст. 286 УК РФ предусматривает совершение деяния лицом, занимающим государственную должность России, субъекта Федерации или главы органа местного самоуправления. В ч. 3 ст. 286 УК РФ речь идет и об особо квалифицированном виде данного преступления, повлекшем тяжкие последствия (см. выше анализ ст. 285 УК РФ), и превышении должностных полномочий, если оно сопровождалось применением насилия или угроз его применения (п. «а»), либо применении оружия или специальных средств (п. «б»), т. е. деяниях с формальным составом. Под насилием понимается любое физическое воздействие на потерпевшего, совершенное против или помимо его воли: физическое ограничение свободы, побои, истязание, причинение вреда здоровью, неосторожное причинение смерти и т. п. Если в процессе применения насилия умышленно будет причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ и ст. 111 или 105 УК РФ. Аналогично должен решаться вопрос и в случае применения насилия сексуального характера. Не относится к данному квалифицирующему признаку незаконное задержание или заключение под стражу, осуществленные лицами, уполномоченными на такие действия. Эти деяния квалифицируются по ст. 301 УК РФ. Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, угроз либо использования оружия и специальных средств, считается оконченным в момент осуществления этих действий вне зависимости от наступления общественно опасных последствий. Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. К оружию, предусмотренному в п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ, следует относить любое оружие (огнестрельное, холодное, пневматическое и др.), кроме сигнального и аэрозольных упаковок, снаряженных газом, разрешенным Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Применение оружия ознапричинения вреда жизни и здоровью, либо угрозу его испо зовать. К специальным средствам относятся приспособления и 5 ройства, предназначенные для отражения нападения преет; ников, прекращения массовых беспорядков (резиновые пал слезоточивый газ, наручники, водометы, служебные соба] смирительные рубашки и т. п.). Применение названных сред означает, что с их помощью был причинен вред жизни или з, ровью потерпевшего либо их использование создавало yrpi для здоровья. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собран Российской Федерации или Счетной палате Российской Феде] ции. Данное посягательство представляет собой разновидно< злоупотребления должностными полномочиями, но в отлич от предусмотренного ст. 285 УК РФ этот состав относится к ] тегории формальных и считается оконченным в момент сове шения одного из четырех деяний, описанных в диспозиц: статьи. Объективная сторона преступления (ст. 287 УК РФ) закл] чается: — в неправомерном отказе представить информацию в С вет Федерации, Государственную Думу Федерального Собран: РФ или Счетную палату РФ. Отказ — это открытое, без уваж тельных причин заявление должностного лица о том, что он будет передавать соответствующую информацию; — уклонении от представления подобной информации. У лонение есть не что иное, как скрытая форма отказа, когда е пытаются мотивировать надуманными обстоятельствами (н пример, загруженностью по работе, отсутствием нужных да] ных из низовых звеньев и т. п.); — предоставлении неполной информации, т. е. информ ции, содержащей не все сведения и данные (частичное уклон ние); — предоставлении ложной информации, не соответствуй щей действительности. По существу, это особая форма служе( ного подлога, не требующая дополнительной квалификации г ст. 292 УК РФ. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямо, умысла. лица, обязанные своевременно представить точную информацию Федеральному Собранию, Государственной Думе или Счетной палате РФ. В ч. 2 ст. 287 УК РФ речь идет об особом субъекте — лице, занимающем государственную должность Российской Федерации, субъекта РФ. Особо квалифицированный вид рассматриваемого преступления содержится в ч. 3 ст. 287 УК РФ, где указаны три квалифицирующих признака: — деяние, сопряженное с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Эти нарушения могут быть допущены как самим субъектом этого преступления, так и иными должностными лицами. Если субъект совершил какоелибо иное преступление (чаще всего предусмотренное нормами данной главы), то содеянное следует квалифицировать по совокупности статей; — деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В группу лиц, действующих по предварительному сговору, могут входить только должностные лица, обязанные своевременно предоставлять информацию в Федеральное собрание и Счетную палату; — деяние, повлекшее тяжкие последствия. Понятие этих последствий было рассмотрено при анализе ч 3 ст. 285 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица. Суть данного преступления (ст. 288 УК РФ) заключается в том, что рядовой государственный служащий или служащий органа местного самоуправления самовольно присваивает себе полномочия должностного лица и совершает на этой основе действия, существенно нарушающие права и законные интересы граждан или организаций. Присвоение полномочий возможно в двух случаях, когда служащий: — выдает себя за должностное лицо; — не называя себя должностным лицом, по существу, берется за исполнение его функций. Способы присвоения должностных полномочий могут быть различными: устное заявление о занятии должности, предъявного документа содеянное необходимо квалифицировать по вокупности ст. 288 и 327 УК РФ. По конструкции объективной стороны данный состав яв ется материальным и считается оконченным с момента наст ления вредных последствий — нарушения прав и законных i тересов граждан и организаций. Если в результате присвоения должностных функций слу щий безвозмездно с корыстной целью завладеет чужим иму1 ством, то содеянное должно быть квалифицировано по coi купности ст. 288 и 159 УК РФ. Субъективная сторона преступления выражается в прям умысле. Мотивы и цели таких действий в диспозиции статьи предусмотрены. Субъектом данного преступления является лицо, достига 18 лет, выполняющее функции государственного служаще или служащего органа местного самоуправления, но не об/ дающее признаками должностного лица. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 54ФЗ «О систе] государственной службы Российской Федерации» в ст. 10 выд ляет федерального государственного служащего и государстве ного гражданского служащего. К первой группе относится гра> данин, осуществляющий профессиональную служебную де: тельность на должности федеральной государственной служб и получающий денежное содержание (вознаграждение, д( вольствие) за счет средств федерального бюджета. Вторая rpyi па охватывает граждан, осуществляющих профессиональну: деятельность на должности государственной гражданской слуя бы субъекта РФ и получающих денежное содержание (воа награждение) за счет средств бюджета соответствующего субт екта РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 ] № 79ФЗ «О государственной гражданской службе Российско] Федерации» гражданский служащий — это гражданин РФ, взяв ший на себя обязательства по прохождению гражданской служ бы. Гражданский служащий осуществляет профессиональнук служебную деятельность на должности гражданской службы i соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счеп средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
риваться в качестве субъектов присвоения должностных полномочий.
Не все лица, занимающие должности в государственных органах, могут рассматриваться в качестве государственных служащих. В штатном расписании государственных органов могут быть предусмотрены должности, создаваемые в целях технического обеспечения деятельности государственных органов (например, курьеры, машинистки и т. п.). Если эти должности не внесены в Реестр государственных должностей Российской Федерации, то лица, их занимающие, не могут считаться государственными служащими.
Незаконное участие в предпринимательской деятельности. Преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ, является разновидностью злоупотребления должностными полномочиями. Специфика его заключается в том, что оно затрагивает не только деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, но и нормальное функционирование экономической сферы.
Объективная стороны характеризуется совершением одного из двух действий: учреждение должностным лицом организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, и участие в управлении коммерческой организацией лично или через посредников.
Гражданское законодательство определяет предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Оба действия, предусмотренные в диспозиции ст. 289 УК РФ, должны быть сопряжены с тем, что должностное лицо предоставляет организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, определенные льготы или преимущества или оказывает ей покровительство в иной форме. Формы подобного покровительства могут быть разнообразными: предоставление кредитов или льгот по налогообложению, сдача в аренду зданий или земельных участков, оформление документации вне очереди, освобождение от различных проверок и ревизий, воспрепятствование деятельности конкурентов и т. п.
пят последствия, предусмотренные в ст. 285 УК РФ, то вмен надо только эту статью.
Состав данного преступления является формальным и счи ется оконченным с момента совершения описанных в дне по ции действий. Хотя в научной литературе существует и иг мнение, суть которого сводится к тому, что предоставлен льгот, преимуществ и иное покровительство являются вид последствий. Сторонники этой точки зрения относят данш состав к материальным.
Если участие должностного лица в предпринимательск деятельности выразилось в иной форме (кроме учрежден коммерческих организаций и участия в их управлении), то т кое деяние будет уголовно наказуемым лишь в случае, ког, оно повлечет существенное нарушение прав или законных и: тересов граждан или и организаций либо охраняемых законе интересов общества или государства. Подобная деятельное должна квалифицироваться по ст. 285 УК РФ.
Незаконное участие в предпринимательской деятельност] совершенное должностным лицом за вознаграждение, превь шающее его труд в коммерческой организации, должно кваш фицироваться по совокупности со ст. 290 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямы умыслом. Чаще всего субъект при этом руководствуется корыст ными побуждениями.
Субъектом преступления являются должностные лица гос\ дарственных органов и органов местного самоуправленш К рядовым служащим этих организаций при совершении по добных действий может быть применена ст. 288 УК РФ.
Служебный подлог. Еще одной разновидностью злоупотреб ления должностными и служебными полномочиями являете: подлог — внесение в официальные документы заведомо лож ных сведений или исправление, искажение их действительног< смысла. Следовательно, предметом данного преступления (ст. 292 УК РФ) являются официальные документы. В уголовном праве, ? также в иных отраслях права нет единого понятия официального документа. Большинство авторов к официальным документам традиционно относят акты, составленные надлежащим образом и содержащие необходимые реквизиты, удостоверяющие факты собны порождать определенные правовые последствия в виде возникновения, изменения или отмены правоотношений. В ряде случаев предметом рассматриваемого преступления могут быть и частные документы, находящиеся в ведении государственных и муниципальных органов и учреждений (договоры, завещания и т. п.). Документы могут иметь не только письменную форму (например, на дискетах, в виде аудиозаписей). По конструкции объективной стороны состав преступления, предусмотренный ст. 292 УК РФ, является формальным составом и считается оконченным с момента совершения одного из следующих действий: — внесение в официальный документ заведомо ложных сведений. В данном случае в подлинный документ, сохраняющий все признаки и реквизиты настоящего документа, вносятся сведения, не соответствующие действительности. При этом часть сведений может быть и правдивой; — внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. В данном случае в изначально подлинный документ вносятся какие-либо исправления (путем подчистки, подтирки, удаления иным способом части текста, уточнения какихлибо данных и т. п.), которые делают документ не соответствующим действительности; — составление, изготовление документа, полностью не соответствующего действительности. В научной литературе выделяют два вида служебного подлога по способу его осуществления: — интеллектуальный, состоящий во внесении ложных сведений; — материальный, заключающийся в физическом воздействии на документ путем подчисток, вытравления текста, вклеивания и т. п. Если в результате служебного подлога, совершенного должностным лицом, будут существенно нарушены права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства, то содеянное надлежит квалифицировать только по ст. 285 УК РФ. Служебный подлог часто является способом приготовления ние ложного документа и его использование — это самостоятельные действия, то содеянное надлежит квалифицировать пс совокупности ст. 292 УК РФ и статьям, предусматривающим ответственность за соответствующие преступления. С субъективной стороны служебный подлог может быть совершен только с прямым умыслом. Обязательным признаком данного преступления также является наличие корыстной или иной личной заинтересованности. Субъектом преступления являются и должностные лица, и государственные служащие, и служащие органов местного самоуправления. Халатность. Преступление, предусмотренное ст. 293 УК РФ, является одним из наименее опасных среди преступлений против государственной власти, поскольку это единственное деяние, совершаемое по неосторожности. По объективной стороне халатность заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба. Следовательно, данный состав является материальным. Он будет закончен с момента причинения крупного ущерба. Крупным ущербом в данной статье признается только имущественный ущерб (реальный ущерб, неполучение должного, упущенная выгода), сумма которого превышает 100 тыс. руб. Рассматриваемое деяние может быть совершено как путем действия (ненадлежащее исполнение должностных обязанностей), так и путем бездействия (неисполнение этих обязанностей). Для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить, что оно обязано было в силу занимаемой должности совершить определенные действия, неисполнение которых повлекло вредные последствия. Эти обязанности закрепляются в законах, должностных инструкциях, положениях, приказах и т. п. Помимо установления обязанности действовать определенным образом необходимо также выяснить, имело ли должностное лицо реальную объективную и субъективную возможность добросовестно, качественно и своевременно выполнить возложенные на него обязанности. Если в процессе расследования дела будет установлено, что такая возветственности. Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности (легкомыслие или небрежность). Субъектом преступления является должностное лицо. К квалифицирующим признакам халатности (ч. 2) относится причинение по неосторожности смерти или тяжкого вреда здоровью, а к особо квалифицирующим (ч. 3) — деяние из ч. 1, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.