§ 1. Посягательства на внешнюю безопасность Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Посягательства на внешнюю безопасность Российской Федерации |
§ 1. Посягательства на внешнюю безопасность Российской Федерации

Государственная измена. Это преступление во все времена считалось самым тяжким государственным преступлением, поскольку оно представляет собой предательство государства, гражданином которого является виновный. Предательство же всегда считалось самым гнусным и непростительным пороком человека и всегда вызывало презрение и ненависть к виновному. До самого последнего времени государственная измена именовалась в уголовном законодательстве СССР изменой Родине, вопреки общепринятому наименованию, очевидно потому, что она могла быть совершена только гражданином России. Такое наименование не является, строго говоря, юридическим, ибо в нем есть нечто матримониальное, чтото вроде измены большой семье. К тому же Родина — понятие скорее территориальное, чем государственное, ибо в обычном словоупотреблении — это место, где человек родился. Но гражданином России может быть человек, который родился за ее пределами и, в сущности, любой национальности, если он принял ее гражданство. В этом смысле возврат к общепринятому в мировой законодательной практике стандарту является вполне обоснованным, тем более что нередко человек, родившийся в России, может иметь и иностранное гражданство.

Объектом государственной измены в самом общем смысле, является внешняя безопасность Российского государства, которая включает в себя совокупность общественных отношений, установленных Конституцией РФ и другими важнейшими законодательными актами, которыми регулируется и защищается государственная безопасность от различных посягательств извне. Она включает в себя неприкосновенность границ России, ее территориальную целостность и неприкосновенность, военную мощь, экономические, политические, национальные и социa/ibnbit u111vii. ao.i л IV л i u i*. ее пезагтсл
мость, суверенитет во внешней и внутренней политике.
Термин «суверенитет» означает верховенство и независи мость государственной власти, которая проявляется в опреде ленных формах во внешней и внутренней политике, проводи мой соответствующими органами этой власти. Эта политик осуществляется в определенных рамках, обусловливающих по рядок осуществления этими органами своих функций государ ственной власти в реализации своих суверенных, т. е. толью им принадлежащих прав без какоголибо вмешательства со сто роны каких бы то ни было органов власти, политических орга низаций и других социальных структур другого государства ] рамках своей полной независимости. Этот фундаментальный ] международном праве принцип независимости закреплен в Ус таве ООН. Неприкосновенность государственного устройства i общественного строя и означает, что никакое иностранное государство или иностранные организации, а также граждане илг должностные лица иностранных государств не могут вмешиваться или направлять в желаемой ими форме проведение суверенной политики во всех ее проявлениях.
Необходимым условием такой политики является прежде всего территориальная неприкосновенность всего Российского государства, включая не только сушу, внутренние водоемы и установленную прибрежную полосу, а также островные территории, входящие в ее состав, а равно все суда, плавающие в открытом море и в прибрежных водах России.
Независимость любого суверенного государства поддерживается его военной мощью, которая определяется в конечном счете промышленным потенциалом страны.
Объективная сторона государственной измены заключается в совершении хотя бы одного из перечисленных в ст. 275 УК РФ деяния: шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Шпионаж является, пожалуй, одним из самых древних преступлений. Всякая закордонная разведка имеет своей задачей не только собирание сведений, составляющих государственную тайну, которые можно использовать против соответствующего государства, но и вербовку граждан этого государства для ока
Jtl 1111/1 piWLfV^lW 11 VI V 1 uvj^upv 1 Ljy 11V1»1V I I 1.1 1 XJ VU Wiip 41 1 1 1 1 1 11111 VpV
сующих сведений, а также употребить все возможные средства для того, чтобы сделать отдельных граждан России ее врагами. Шпионаж определяется как передача, а равно собирание, похищение или хранение с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Шпионаж может быть преступлением, совершенным как гражданином РФ, так и иностранцем либо лицом без гражданства. В последнем случае он представляет собой самостоятельное преступление, предусмотренное ст. 276 УК РФ.
Предмет этого преступления образуют сведения, составляющие государственную тайну. Такими сведениями являются любые данные, о которых речь идет в соответствующем перечне сведений, составляющих государственную тайну. Это могут быть сведения, составляющие собственно государственную тайну, а также сведения, являющиеся военной тайной. Кроме этого, предметом шпионажа могут быть любые иные сведения, которыми интересуются разведывательные органы других государств, если они собираются или передаются по заданию разведывательных органов этих государств и могут быть использованы в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Сведения, составляющие государственную тайну. Согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. № 54851 «О государственной тайне» под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Такое понятие дает ориентиры, с помощью которых определяется круг сведений, составляющих именно государственную тайну, т. е. высшие секреты, непосредственно касающиеся безопасности государства в целом. Государственную тайну могут содержать (законодательный термин — «носители государственной тайны») материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, ic л н и ч с с к и х решении и процессов, иными словам! государственную тайну могут представлять собой машинь: приборы, инструменты и другие предметы материального мирг используемые для получения секретной информации, носяще: характер государственной тайны, физические поля, в которы упомянутые сведения могут быть отображены в виде символов образов, сигналов, технических решений и процессов. Разуме ется, сюда же относятся и соответствующие документы, в ко торых изложена суть данных, полученных от упомянутых носи тел ей.
По своему содержанию ими могут являться сведения:
— в военной области о содержании стратегических и опера тивных планов, подготовке и обучении военнослужащих, под готовке планов военных операций по оперативному и мобили зационному развертыванию войск и использовании мобилиза ционных ресурсов;
— о развитии военной техники, вооружения, деятельносп научных учреждений, работающих в этой области, о вооруже нии и военной технике, включая сведения о ядерной техноло гии и о ядерном оружии, ракетном топливе и др.;
— о дислокации различных военных объектов, об их проек тировании и строительстве и т. п., о структуре воинских чаете! и их численности;
— в области экономики, науки и техники, о подготовке i планах ведения военных действий, о запасах стратегическогс сырья, о государственных резервах, о гражданской обороне, с ее силах и средствах, об объемах и планах государственного заказа, о средствах, отпускаемых на гражданскую оборону, о производственных мощностях, работающих на гражданскую оборону и т. п., о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней и т. д.;
— в области экономики и внешней политики;
— о разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности различного характера;
— о лицах, сотрудничающих с органами разведки, контрразведки;
— о системе правительственной и специальной связи, шифрах, о методах защиты секретной информации;
— иные сведения, передаваемые и добываемые по заданию иностранных разведок.
рактера, если они собираются или передаются по заданию иностранной разведки. Засекречивание сведений осуществляется путем составления списка, соответствующими органами и должностными лицами на то уполномоченными и утверждается Правительством РФ.
Перечисленные носители сведений о государственной тайне должны обладать определенными реквизитами о степени секретности, об органе, осуществившем засекречивание, и соответствующий регистрационный номер.
Под выдачей государственной тайны понимаются случаи передачи сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству, либо иностранной организации или ее представителям. Это действие по своему характеру аналогично шпионажу. Но отличается тем, что выдача заключается в обыкновенной передаче указанным выше организациям, органам или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, лицами, которые уже располагают этой тайной. При этом не имеет значения, владеют ли субъекты преступления о государственной тайне данными сведениями в силу служебного положения или рода занятий, либо деятельности или же владеют ими в силу случайных обстоятельств, например находки; однако они должны знать, что они имеют секретный характер. Кроме того, при шпионаже, как виде государственной измены, российский гражданин должен быть завербован иностранной агентурой и действовать в качестве ее агента. Передача же сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которое не входит в структуру иностранной шпионской агентуры, не является шпионажем, а является самостоятельным видом государственной измены.
Сама выдача сведений, составляющих государственную тайну, как правило, может носить разовый характер, однако не исключается и определенная система. Тем не менее между субъектом этого преступления и иностранным агентом нет отношений власти и подчинения, а отношения могут носить дружеский характер или могут существовать личные отношения, например, родственные.
Выдача или передача могут осуществляться любыми способами и с помощью любых средств: устно, письменно, фотокопиями, чертежами, предоставлением возможности ознакомитьными шифрами.
Передача сведений, составляющих государственную тайн может произойти как по инициативе самого субъекта, так благодаря угрозе, шантажу или иным формам физического ил психического насилия, за вознаграждение и т. п. Однако в oi личие от шпионажа как государственная измена наказываете только выдача сведений о государственной тайне, а не друга: не входящих в указанный перечень, сведений о государствен ной тайне.
Под иным оказанием помощи иностранному государству проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безо пасности России понимаются самые разнообразные действие совершенные по заданию иностранной разведки, иностранно: организации или их представителей, либо по собственной ини циативе. К таким действиям можно отнести: разжигание на циональной вражды, предоставление иностранным шпиона? фальшивых документов, явочных квартир, жилища, публика цию в российской или зарубежной печати, передачу по радио i телевидению различных фальшивок, направленных на ослабле ние внешней безопасности российского государства, на подрьи его авторитета в международных отношениях, обвинение ] мнимой агрессивности, в подготовке различных шагов к разжи ганию вражды между Россией и другими странами, попытю посеять ее между Россией и дружественными ей государствам! СНГ и т. п. Сюда же относятся: оказание помощи в организации иностранными разведками или враждебными России иностранными организациями либо отдельными гражданами диверсионных, террористических актов; действия, направленные на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами с целью их ухудшения или разрыва; нарушения международных договоров и соглашений; действия по вербовке шпионов из числа российских граждан или иностранных граждан; создание различных организаций, занимающихся пропагандой войны, расистских теорий и совершение других действий, направленных на вовлечение России в войну или вооруженные конфликты. Повторим, при условии, если эти действия совершаются по заданию, поручению или просьбе различных разведывательных органов, под каким бы прикрытием они ни функционировали.
жаться только в прямом умысле. Многие авторы, анализировавшие измену Родине (по ст. 64 УК РСФСР 1960 г.), утверждали, что данное преступление может быть совершено не только с прямым, но и с косвенным умыслом. С этим утверждением трудно согласиться. Косвенный умысел возможен лишь в тех случаях, когда преступный результат, хотя и реален, но в известной мере проблематичен. Он может наступить или не наступить, и его наступление субъекту преступления безразлично или, во всяком случае, он вполне допускает, что этот результат не наступит. Субъект собирает, передает, похищает сведения, составляющие государственную тайну, или иные государственные секреты для того, чтобы передать разведывательным органам иностранного государства. Он при этом понимает, для чего такие сведения передаются — очевидно, чтобы подвергнуть опасности, ослабить обороноспособность державы. Иностранное государство неизбежно при этом становится обладателем государственных секретов, подрывающих безопасность России и ее военную мощь, и лицо сознает это. Однако, сознавая неизбежность причинения такого ущерба, нельзя его одновременно не желать, а только допускать. Другое дело, что у изменника могли быть корыстные или иные мотивы и цели, которые толкнули его на государственную измену, но и при прямом умысле возможны различные мотивы поведения при одной и той же цели — причинение ущерба внешней безопасности своего государства, и эти мотивы могут быть и при других преступлениях, совершаемых с прямым умыслом, корыстными, но вполне возможны и другие, например: избежать неприятных последствий при шантаже, месть, ненависть, вызванная, например, нежелательной государственной политикой, желание изменить характер и направление деятельности законной власти государства и т. п. Мотивы преступления должны быть учтены при определении меры наказания как смягчающие или отягчающие обстоятельства. Однако при этом субъект должен всегда сознавать, что он собирает, похищает с целью передачи иностранным разведывательным органам, или связанным с ними иностранным организациям или лицам, сведения, составляющие государственную или военную тайну, а равно если он передает, собирает или похищает иные сведения с целью их передачи названным субъектам, то он отдает отчет, что они будут использованы ими для проведения враждебной деятельности вопрос, будут ли собранные или переданные им сведения и пользованы во вред России и когда это может произойти — э его уже касаться не может, поскольку он сознательно сдел все, что от него требовалось, и это произошло в соответствии его намерением.
Сущность прямого умысла при государственной измене з ключается в том, что лицо сознает, что оно собирает, похищав с целью передачи или передает врагу сведения, составляющ] государственную тайну, для использования их иностранным г< сударством или его органами для проведения враждебной, н< дружелюбной политики против России или, по крайней мере, определенных интересах какоголибо иностранного государст! в настоящем или в будущем. Если субъект передает сведения которые он не считал секретными, т. е. не имел умысла перед; вать сведения, составляющие государственную тайну, или детство вал в рамках неосторожной вины, то в его действиях отсут ствует состав государственной измены. Субъектом государственной измены может быть только гра жданин России. Иностранные подданные за аналогичные дей ствия могут нести ответственность по другим статьям разд. ] УК РФ. Согласно примечанию к ст. 275 УК РФ лицо, совер шившее государственную измену, шпионаж или насильствен ный захват власти, или насильственное удержание власти, ос вобождается от уголовной ответственности, если оно добро вольным и своевременным сообщением органам власти шп иным образом способствовало предотвращению дальнейшей ущерба своей стране и если в его действиях не содержится ино го состава преступления. Шпионаж. Непосредственным объектом шпионажа (ст. 27( УК РФ) выступает внешняя безопасность России. Предметом шпионажа являются сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения. Их специфика была раскрыта выше при анализе содержания ст. 275 УК РФ. Объективная сторона данного состава преступления заключается в передаче, собирании, похищении или хранении сведений, содержащих государственную тайну, а равно передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений. Передача означает сообщение, распространение воспроизведение сведений любым способом. вание, приобретение и получение их. Похищение сведений выражается в противоправном безвозмездном изъятии сведений, составляющих государственную тайну. Хранение сведений, составляющих государственную тайну, заключается в их сбережении. Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. В случае если шпионаж выполняется в форме собирания, похищения или хранения сведений, о которых речь идет в данном преступлении, обязательным признаком субъективной стороны является цель их передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Умыслом виновного охватывается использование сведений, составляющих предмет шпионажа, в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Шпионаж как вид государственной измены по ст. 275 УК РФ может вменяться только гражданам Российской Федерации, ибо только они могут изменить своему государству. Однако шпионаж нередко совершается лицами, которые не являются гражданами России, в рамках деятельности иностранных разведывательных органов или организаций, подчиненных им или сотрудничающих с ними, под прикрытием какихлибо общественных или частных компаний, бюро, туристических организаций и т. п. К числу таких субъектов относятся иностранные граждане и лица без гражданства, т. е. иностранные подданные, являющиеся гражданами любого государства, включая и граждан СНГ. Однако гражданами России могут быть и так называемые лица с двойным гражданством, т. е. одновременно являющиеся гражданами России и гражданами любого другого государства. При конкуренции в отношении указанных лиц ст. 275 и 276 УК РФ предпочтение должно отдаваться составу государственной измены. В качестве субъекта шпионажа (ст. 276 УК РФ) могут быть и лица без гражданства. К числу подобных лиц относятся все лица, не являющиеся гражданами России и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству какой-либо иностранной державы. Разглашение государственной тайны. Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ) также относится к преступлениям, угрожающим государственной безопасности России, потогут стать достоянием иностранных разведок, однако оно прям не направлено на причинение такого ущерба, а совершаете либо по неосторожности, либо без специальной цели — переда чи тайны указанным иностранным учреждениям. Тем не мене объектом этого преступления является сохранность государст венной тайны, которая обеспечивается установленным поряд ком ее хранения, и его нарушение может причинить ущерб го сударственной безопасности России как суверенному государ ству. С объективной стороны это преступление заключается в дей ствии или бездействии, которые приводят к разглашению госу дарственной тайны, вследствие чего ее обладателем становито лицо либо лица, которым знать данные сведения не положено Под действием понимается устное либо письменное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом которому данные сведения вверены в силу его служебного положения, физическими или юридическими лицами, которые не имеют отношения к деятельности, связанной с хранением сведений, составляющих государственную тайну, либо лицами или учреждениями, вообще не связанными с документами либс предметами, содержащими государственную тайну. Понятие государственной тайны и перечень сведений, содержащих таковую, указаны при анализе ст. 275 УК РФ («Государственная измена»), Закон не содержит перечня действий, которыми упомянутая тайна может быть разглашена. Следовательно, любые активные действия субъекта, вследствие которых тайна может быть разглашена, образуют объективную сторону преступления. К ним следует отнести любое нарушение правил хранения (сохранности) документов или предметов, вследствие чего содержание этих документов либо самих предметов, которые представляют государственную тайну, стали известны посторонним лицам. К таковым следует отнести разглашение: устное либо письменное; путем демонстрации документов, приборов, механизмов, опубликования в открытой печати, в публичном выступлении, в служебном разговоре или приватной беседе. Разглашением также считается и нарушение правил хранения документов, благодаря которому облегчается доступ к секретным документам, а также и непринятие мер, необходимых для их сохранности или обеспечения безопасности хранения. окончания требуется не только разглашение или нарушение правил хранения государственной тайны, но и наступление преступного результата — чтобы государственная тайна стала известна лицу или лицам, которые не должны знать данную государственную тайну. Такими лицами могут быть совершенно посторонние люди, которые не имеют никакого отношения к государственной тайне, а также лица, которые имеют доступ к документам или предметам, содержащим государственную тайну, но не должны знать содержание именно тех документов или предметов, о коих им стало известно от разгласившего лица либо по халатности которого государственная тайна была разглашена. С субъективной стороны данное преступление возможно в форме прямого умысла, преступной небрежности, либо преступного легкомыслия. Прямой умысел возможен в тех случаях, когда лицо сознает, что разглашает государственную тайну устно другому лицу (лицам) либо делает это письменно, в печати, в выступлении по радио или телевидению, либо по аудиозаписи, и желает этого с целью, например, показать свою осведомленность либо по просьбе других лиц, зная или полагая, что эти лица не имеют права знать разглашаемые сведения. Косвенный умысел в данном преступлении, по нашему мнению, невозможен. Чаще всего в этом деянии встречается вина в форме преступной самонадеянности или преступной небрежности. При преступном легкомыслии лицо сознает, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием других лиц, например, при сознательном нарушении правил хранения документов либо охраны предметов, содержащих таковую, но полагает, что в необходимых случаях может принять меры по предотвращению утечки таких сведений, однако его надежды оказываются недостаточными и такая утечка происходит. Чаще же всего разглашение сведений, содержащих государственную тайну, происходит в результате небрежного хранения секретных документов или предметов: субъект по рассеянности, забывчивости, поспешности нарушает правила хранения документов или предметов, содержащих государственную тайну, вследствие чего она становится известной лицам, не имеющим права ее знать. Например, в беседе с посетителем не убирает со стола секретные документы и во время ми. Либо во время беседы разговаривает по телефону и в сшг неосмотрительности сообщает сведения о государственной тай не своему начальнику или подчиненному в присутствии постороннего лица. В случае если разглашающий тайну субъект добросовестнс заблуждался (например, его слушатель предъявил ему документы, указывающие на то, что он имеет право ознакомиться с государственной тайной, а последние были искусно подделаны) то он освобождается от уголовной ответственности за разглашение. При установлении формы вины требуются бесспорные доказательства того, что субъект знал, что разглашаемые им сведения являются государственной тайной. Если такое знание отсутствует, то уголовная ответственность исключается. Субъектом данного преступления могут быть любые лица — граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, начиная с 16летнего возраста, которым была доверена или стала известна государственная тайна по службе или работе, если в их действиях нет признаков государственной измены. Квалифицированный состав данного преступления предусмотрен ч. 2 ст. 283 УК РФ и содержит лишь одно отягчающее обстоятельство — наступление тяжких последствий. При этом перечень таких последствий не дается. Однако по общему правилу к ним можно отнести: разглашение особо важных сведений, использование которых во враждебных целях может причинить серьезный ущерб безопасности России; разглашение, в результате которого, сведения стали достоянием иностранной разведки или ее агентуры. В каждом случае степень тяжести последствий разглашения устанавливается следственными органами или судом. В связи с этим необходимо учитывать и размер материального ущерба, причиненного разглашением, т. е. масштаб затрат, которые необходимы для нейтрализации возможных серьезных последствий для обороноспособности страны. Федеральный закон от 25 июня 1998 г. № 92ФЗ внес небольшое дополнение в действовавшую ранее редакцию Уголовного кодекса РФ, согласно которому уточнена форма вины при разглашении государственной тайны при наступлении тяжких последствий (ч. 2 ст. 283). Закон указывает только на неостоствий. Из этого следует сделать вывод, что при умышленной вине в виде тяжких последствий данное преступление необходимо квалифицировать по совокупности со статьями Уголовного кодекса, предусматривающими ответственность, например, за убийство, уничтожение или повреждение имущества и т. п. Разумеется, если речь идет об умышленном причинении ущерба государственной безопасности, деяние следует квалифицировать как государственную измену. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Объектом преступления, предусмотренного ст. 284 УК РФ, является государственная безопасность. Предметом преступления могут быть документы или предметы (приборы, механизмы, машины, оружие и т. п.), которые содержат или несут на себе сведения, содержание которых представляет собой государственную тайну. Под документом, в широком смысле этого слова, понимается материальный объект, который содержит информацию в зафиксированном виде и специально предназначен для ее передачи во времени и пространстве. Такими носителями могут быть бумага, перфокарта, фотопленка, магнитофонная лента и т. п. Смысл документа может быть выражен на естественном или формализованном языке, в звуковой информации или в изображении. По своему содержанию он может быть научнотехническим (статьи, книги, патенты, технические описания, отчеты, приказы, директивы, постановления, договоры и т. п.). Объективная сторона преступления заключается в нарушениях установленных законом или ведомственными инструкциями правил хранения документов, содержащих государственную тайну, обеспечивающих их сохранность и секретность, когда нарушение правил хранения повлекло за собой их утрату и имеется причинная связь между нарушением правил хранения и утратой. Состав данного преступления является материальным, т. е. оконченным оно является тогда, когда совершено нарушение правил хранения соответствующих документов или предметов, а само нарушение повлекло за собой утрату, с утратой же, в свою очередь, наступили тяжкие последствия. Между нарушением правил, утратой и наступлением тяжких последствий должна быть причинная связь. J riijjuruu . IV ' I\ V \ 1 4 I 1 1 V ' I > Л1 V i ирииоишы D | >V . 1 Г> 1 11 1 4 П W Г1 w
сти при их транспортировке, вследствие которой документы вышли из владения виновного. Нарушение правил хранения можеп заключаться и в том, что должностное лицо оставило документ прибор или иной предмет, составляющий государственную тайну, в ненадлежащем месте, откуда он пропал, был похищен, изъят по ошибке ит. п., документ может быть потерян, когда владелец его взял с собой с нарушением правил хранения и т. п.
В общем способ утраты, если документ или предмет хранился с нарушением существующих правил, значения для квалификации не имеет. Однако в отличие от диспозиции ч. 1 ст. 76 УК РСФСР 1960 г. уголовная ответственность наступает только в случае, если утрата повлекла за собой тяжкие последствия. По смыслу закона уничтожение документа или предмета, либо приведение его в такое состояние, при котором ознакомиться с его содержанием невозможно — исключает уголовную ответственность по ст. 284 УК РФ.
Тяжкие последствия — те же, что и предусмотренные ч. 2 ст. 283 УК РФ.
Субъективная сторона утраты, в отличие от разглашения, предусматривает только неосторожную вину, т. е. преступное легкомыслие либо преступную небрежность. При преступном легкомыслии субъект сознательно нарушает правила хранения документа или предмета, полагая, что это нарушение не повлечет его утраты. Например, берет с собой после работы домой указанные документы или предметы, а в пути следования их теряет, или их похищают у него при квартирной краже и т. д., хотя он считал, что этого не произойдет, так как надеялся принять все меры к их сохранности. Преступная небрежность налицо в тех случаях, когда нарушение правил хранения происходит по забывчивости, рассеянности, поспешности или по другим причинам.
Субъектом этого преступления могут быть все лица, в распоряжении которых находились документы или предметы, содержащие государственную тайну, и которые обязаны, в силу своего служебного положения, отвечать за их сохранность. Таковыми могут быть как должностные лица, так и недолжностные лица, например спецкурьеры, охранники и другие работники учреждений, которые располагают документами, содержащими государственную тайну.
Российской Федерации
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Преступление, предусмотренное ст. 277 УК РФ, одновременно посягает на два объекта: на жизнь государственного или общественного деятеля и на государственную или общественную деятельность этих лиц, точнее, на ее направление, принципы, политическую линию деятельности, активность и целеустремленность.
Государственными деятелями следует считать лиц, занимающих ответственное положение в государстве и причастных к сфере государственной власти (федерального уровня, а также субъектов РФ), чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер. К их числу относятся прежде всего глава государства, т. е. Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, руководители органов государственной власти субъектов РФ и другие государственные служащие, занимающие высшие государственные должности. Решающим фактором в данном случае является не столько уровень должностного положения лица, сколько политический характер его служебных функций.
К общественным деятелям относятся руководители и видные функционеры политических партий, других общественных организаций, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. Иными словами, общественные деятели — это лица, осуществляющие в тех или иных общественных организациях руководящую деятельность в общем генеральном направлении политики, экономики или социальной сфере, а равно военной политики. К общественным деятелям также могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.
По нашему мнению, объектом рассматриваемого преступления также может быть жизнь иностранного государственного или общественного деятеля в связи с его государственной или общественной деятельностью, направленной на укрепление дружеских связей и отношений с Россией и ее субъектами.
потаено смыслу диспозиции ст. z// У 1ч i mj к анализируе мому преступлению не относится посягательство на жизнь чле нов семьи государственного или общественного деятеля шп близких ему лиц, даже и в том случае, если эти действия пред ставляли собой акт мести за государственную или общественную деятельность.
Такие действия должны квалифицироваться по соответствующим статьям главы Уголовного кодекса РФ о преступлениях против жизни и здоровья.
Объективная сторона преступления в законе определяется как посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Под посягательством на жизнь следует понимать любые виды покушения на убийство государственного или общественного деятеля, а также оконченное преступление — убийство, т. е. насильственная смерть потерпевшего. Способы и средства, используемые виновным, для квалификации значения не имеют. Они могут быть учтены в рамках смягчающих обстоятельств. Состав данного преступления усеченный. Преступление считается оконченным с момента начала осуществления посягательства на жизнь, т. е. с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение потерпевшего жизни. Покушение может быть неоконченным, когда преступник не осуществил до конца действия, совершаемые им с целью убийства, и они не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам; если же он пытался выстрелить в государственного или общественного деятеля, но был вовремя обезоружен, выстрелил и промахнулся и был лишен возможности повторить свои преступные действия, то в данном случае налицо оконченное покушение. Анализируемое преступление считается оконченным преступлением и в том случае, если в результате посягательства потерпевшему причинен вред здоровью любой тяжести.
Приготовление же к рассматриваемому посягательству квалифицируется с учетом ст. 30 УК РФ.
Данное преступление считается оконченным, если наступила смерть потерпевшего, ему причинены телесные повреждения и даже в случае если он остался в результате покушения невредимым. Умышленное причинение имущественного ущерба потерпевшему, не связанное с посягательством на его жизнь, исключает основание для применения ст. 277 УК РФ.
на жизнь потерпевшего, значения для квалификации не имеют. Таковыми могут быть убийство с помощью любых видов огнестрельного или холодного оружия, отравление, убийство путем взрыва и т. п. Если при этом имело место убийство с признаками объективной стороны, предусмотренными в ст. 105 УК РФ, то совокупности не требуется, но отягчающие обстоятельства должны быть учтены при назначении наказания.
Субъективная сторона преступления заключается в прямом умысле — субъект предвидит, что своими действиями он посягает на жизнь именно государственного или общественного деятеля, и желает, чтобы последний был лишен жизни. При этом виновный преследует специальную цель — прекращение государственной деятельности потерпевшего либо его политической деятельности, либо месть за такую деятельность. В большинстве случаев эти две цели совпадают.
Если при совершении посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля были убиты другие лица (родственники потерпевшего, лица из его охраны или просто посторонние), то действия виновного (виновных) должны квалифицироваться по совокупности ст. 277 и 105 УК РФ. Совокупность ст. 277 и 167 УК РФ будет налицо в случае, если имело место уничтожение имущества в результате взрыва, поджога и т. п.
Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста, гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства.
Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Объект преступления, предусмотренного ст. 278 УК РФ, — государственная безопасность.
Под такими действиями следует понимать любые действия насильственного характера, направленные на то, чтобы захватить власть путем насилия, примененного к представителям государственной власти с целью смещения их с постов помимо их воли. В этом случае следует иметь в виду любые формы насилия — убийство, причинение вреда здоровью, незаконный арест или задержание, насильственное воспрепятствование осуществлению ими своих властных полномочий для того, чтобы эти функции исполнялись другими лицами. Возможно и психическое насилие, т. е. угроза применить названные формы физического насилия.
X X V 11XVW 1ХЛ XV V V^/ J X XXV I I. I X X XXXj/ V/ 1У Vll XXXV V1 1 1V V/ V/ А V/ X VAX X it ХУУ 1VVV XXX XX
рывается в тех случаях, когда представители всех видов власт и должностные лица, осуществляющие властные пол но мочи: незаконно лишаются возможности, на основе Конституци РФ, осуществлять свои служебные обязанности.
Представителями власти следует считать любых должност ных лиц, осуществляющих властные полномочия на основ Конституции РФ и в рамках законов, принятых на ее основе, отношении неопределенного круга лиц и в отношении любы учреждений, предприятий или организаций, действующих н всей территории России или в пределах ее территориальны подразделений. К ним следует отнести, прежде всего, государ ственных деятелей, о которых говорилось выше (см. анали ст. 277 УК РФ).
Представителями власти должны считаться и те должност ные лица, которые имеют определенные властные пол но мочи: в других органах власти в пределах территориальных подразде лений Российской Федерации, в частности судьи, прокуроры работники органов МВД и ФСБ, осуществляющие оператив ную работу, и все другие лица, которые имеют право приме нять принудительные меры не только внутри соответствующее органа, но и в отношении других граждан для исполнения последними Конституции страны, законов и других предписаний государственной власти.
С объективной стороны данное преступление характеризуется действиями, направленными на насильственный захват власти, насильственное удержание власти и насильственное изменение конституционного строя.
Захват власти означает, что соответствующий представитель власти насильственно отстраняется постоянно или временно от исполнения им своих прямых служебных обязанностей и вместо него эти обязанности исполняет лицо, осуществившее насильственные действия или незаконно назначенное на место законного представителя власти, либо лицо, не принимавшее участие в самом насилии. Для оконченного состава преступления — незаконного захвата власти — необязательно, чтобы власть была действительно захвачена, достаточно лишь совершения любых насильственных действий, направленных на такой захват. Поскольку ст. 278 УК РФ предусматривает действия, направленные на насильственный захват власти, то предна осуществление насилия.
Отметим, что насильственные действия могут быть осуществлены и в отношении членов семьи представителя власти либо его близких, если они направлены на то, чтобы данное лицо само уступило свои полномочия другому субъекту.
Насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ означает, что государственный деятель, представитель власти, либо смещенный со своего поста, либо лишенный своих полномочий на основе выборов, после истечения срока своих полномочий, организует, руководит либо иным путем содействует осуществлению насилия, чтобы удержать свой государственный пост, насильственно препятствует вновь избранному или назначенному на его место лицу осуществлять свои законные обязанности и законные права или использует с этой целью иныхлиц.
К действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, следует отнести применение насилия как в отношении самих государственных деятелей и представителей власти с целью изменения конституционного строя, так и в отношении других лиц. Среди таких лиц — родственники и близкие им лица. Насильственное изменение строя может распространяться на саму основу этого строя, т. е. изменение полномочий высших органов власти, президента или парламента в сторону их сокращения или расширения, взаимоотношений парламента, президента и исполнительных органов власти, т. е. правительства, министерств и ведомств России или отдельных субъектов. Если подобные действия были совершены в отношении органов, организаций, учреждений и предприятий, не указанных в Конституции РФ или созданных вне рамок прав и полномочий указанных органов и представителей власти, то такие насильственные действия могут быть квалифицированы по другим статьям Уголовного кодекса РФ (например, по ст. 286 УК РФ или иным статьям).
Состав анализируемого преступления можно назвать усеченным, так как окончание преступления согласно формулировке закона совпадает с совершением насильственных действий, направленных на захват, удержание власти или изменение конституционного строя государства и не предполагает действительный захват, удержание власти или изменение конституционного строя Российской Федерации.
умысел и специальную цель, т. е. виновный предвидит, что он с< вершает указанные в законе действия насильственного характ ра, желая таким путем захватить власть (занять различные п< сты в государственных органах власти), удержать ее, либо с п< мощью насилия изменить конституционный строй Российскс Федерации. Субъектами этого преступления могут быть как государс: венные деятели любого ранга, так и лидеры различных полг тических партий, члены этих партий, а также просто граждан России, иностранные граждане и лица без гражданства, оргг низующие или участвующие в насильственных действиях, об разующих объективную сторону рассматриваемого преступле ния. Примечание к ст. 275 УК РФ («Государственная измена» распространяется и на ст. 278 УК РФ. Это примечание предо ставляет возможность лицам, совершившим государственнуг измену, шпионаж или насильственный захват власти, насильст венное ее удержание, избежать уголовной ответственности по средством явки с повинной или иного действия, которое пре дотвратило бы причинение ущерба государственной безопасно сти России, ее территориальной целостности, независимости экономической и военной мощи, а также ее конституционном; строю. Данное примечание предоставляет возможность измен никам, шпионам, как гражданам России, так и иностранныл гражданам и лицам без гражданства, которые раскаялись в своих преступлениях и тем самым предотвратили наступление более тяжких последствий для Российского государства, избежать уголовной ответственности. Для применения данного примечания необходимо соблюдение одновременно ряда условий: — добровольность явки с повинной и заявления или сообщения о совершении ими либо об их содействии совершению государственной измены, шпионажа или насильственного захвата власти; — своевременность сообщения; — способствование предотвращению дальнейшего причинения ущерба государству, иным организациям; — в действиях указанных лиц не содержится состава другого преступления. Добровольность означает, что субъект сам, по личной инициативе явился в соответствующие органы и сообщил о готовя III. ^ .4 V /1 XXV XXX J /ivv V Ч' LJ V/j^ I I I ^1111 » X X X JV VV X J XIV XVXXXXXX 1 VVJ /i^vij' V X L/VX XX X V XX измене, шпионаже, насильственном захвате власти либо через третьих лиц осуществил эти действия. По своему характеру эти действия могут быть самыми разнообразными: задержание соучастников совершенного преступления, сообщение по радио или телевидению, телефону об основных фактах, касающихся совершенного преступления, об именах соучастников, как граждан России, так и других лиц либо личное оказание помощи правоохранительным органам в задержании преступников, например, сообщение адресов своих руководителей, организаторов преступления, представление доказательства их вины и т. п. Своевременность означает, что виновный до раскрытия преступления сообщил о нем органам власти и тем самым помог следствию произвести расследование дела и предотвратить возможность дальнейшего совершения преступления, не только помог раскрыть преступление, но и сделал все возможное, чтобы предотвратить продолжение преступления, поскольку все указанные преступления можно назвать продолжаемыми. Освобождение от уголовной ответственности, согласно данному примечанию, следует отличать от добровольного отказа, предусмотренного ст. 31 УК РФ, который возможен только на стадиях приготовления к преступлению или неоконченного покушения. В рассматриваемых случаях, которые предусмотрены в примечании к ст. 275 УК РФ, лицо уже совершило оконченное преступление, но, отказываясь от дальнейшего его продолжения или соучастия в нем, он не только отказывается от преступления, но и активно помогает органам правосудия пресечь преступную деятельность. Если же в процессе совершения данного преступления виновный совершал действия, предусмотренные другими статьями Уголовного кодекса, например убийство или похищение документов, содержащих государственную тайну, а равно причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, уничтожение имущества, разбойное нападение и другие преступления, он должен нести уголовную ответственность, и к нему данное примечание не применяется. Но искреннее раскаяние и действенная помощь органам правосудия должны быть учтены при назначении наказания. Вооруженный мятеж. Мятеж — это бунт локального характера вооруженной толпы людей, организованный и поднятый с 1 DrVJ /1 11.111 [ UH.N.II1L I I 11 1 V ' 1 V ' 11 1 1 11 1 /1 I\V ' I 1 1 1 IV 1 i 1 1 онного строя Российской Федерации либо нарушения ее терри ториальной целостности. Иными словами, вооруженный мя теж — это очаг гражданской войны в какомлибо регионе стра ны. Его общественная опасность велика, так как он сопряжен с убийствами, погромами, поджогами, уничтожением имущества и влечет массовую гибель не только защитников существующе го порядка в стране, но и мирных жителей, в том числе стариков и детей, причиняет колоссальный ущерб экономике, влечет за собой всплеск преступности. Объектом преступления, предусмотренного ст. 279 УК РФ является государственная безопасность, территориальная целостность России. С объективной стороны данное преступление выражается: — в организации вооруженного мятежа; — в активном участии в мятеже. Организация вооруженного мятежа с точки зрения закона — это организация преступного сообщества, т. е. большой группы лиц, которые объединились в устойчивую организацию, сплотившуюся для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. В данном случае предполагается организация вооруженных формирований для ведения военных действий против Вооруженных Сил РФ с целью свержения существующей законной власти либо ее изменения либо направленных на насильственное изменение конституционного строя России в целом или ее национальных республик либо нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Наряду с организацией вооруженного мятежа Уголовный кодекс РФ предусматривает активное участие в этом мятеже, т. е. непосредственное участие в боевых действиях, нападениях, в вооруженном сопротивлении представителям власти, законным вооруженным формированиям, выступающим на стороне Правительства РФ; выполнение боевых заданий командования бунтовщиков по разведке, диверсиям, террористически актам и т. п. Поскольку ст. 279 УК РФ сформулирована как усеченный состав, то данное преступление считается оконченным для организаторов (командиров, главарей различных бандформирований, руководителей мятежа) с момента самого заговора на вооруженное выступление, т. е. формирования вооруженных отрядов, групп, подразделений и приведения их к боевой готовнопредполагает непосредственную активную боевую деятельность в составе различных подразделений мятежников. Классическим примером мятежа является мятеж чеченских сепаратистов, который перерос в широкомасштабную гражданскую войну. Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел всех организаторов и активных участников мятежа. Субъект сознает, что он организует либо активно участвует в вооруженном мятеже, и преследует при этом цель свержения или насильственного изменения конституционного строя России либо нарушения ее целостности, т. е. отторжения от нее какой-либо территории — республики, края, области или района, с целью присоединения ее к какомулибо иностранному государству или превращения этой территории насильственным путем в суверенное государство, т. е. полного отделения от России. Субъектами этого преступления могут быть три категории лиц: 1) организаторы, в их число входят те, кто организовывал мятежные группы, банды, отряды для мятежного выступления, а также те, кто проявил особую активность в вооружении этих банд, отрядов, групп; 2) боевые командиры и начальники различных служб и подразделений всех рангов и чинов; 3) активные участники мятежа, т. е. рядовые бойцы и младшие командиры, проявлявшие активность в боевых действиях и отличившиеся в них — снайперы, разведчики, участники различных диверсионных групп. Закон ничего не говорит о простых участниках различных мятежных подразделений, которых силой или обманом вовлекли в мятежные воинские формирования, рядовых тыловых службах, врачах и других медицинских работниках, которые не принимали участия в боевых действиях непосредственно или участвовали в них по принуждению и не причинили серьезного вреда законным воинским частям и подразделениям, не участвовали в расстрелах, казнях пленных или в зверствах над ними. Очевидно, что такие участники должны быть освобождены от уголовной ответственности по ст. 279 УК РФ и могут отвечать по другим статьям Уголовного кодекса, если они совершили преступления, не связанные непосредственно с выполнением объективной стороны состава данного преступления. J^VJIH X X V_/ 1VX111VX V_/ P 1 111 1 11 J11 1_1, 11 1 1 1VJLX1 X vyivtl XX 1114 1 11 L> 1 JV/1 U у 111VI XI SI
нем непосредственно виновные участвовали в преднамереннь убийствах пленных, грабежах и погромах, в пытках и расстр< лах, издевательствах и других тяжких преступлениях, то он должны отвечать по совокупности по статьям, предусматривав щим уголовную ответственность за преступления против ли1 ности, собственности и других отношений между людьми, о: раняемых Уголовным кодексом. Диверсия. Объектом диверсии (ст. 281 УК РФ) следует счг тать экономическую безопасность Российской Федерации кг суверенного государства, ибо диверсионный акт направлен г просто против собственности ее владельцев, но именно протт самого государства, чтобы подорвать или ослабить его эконс мическую безопасность и обороноспособность. Объективная сторона преступления заключается в совер шении следующих действий: взрыв, т. е. использование любо1 взрывчатого вещества для разрушения материальных объекто] поджог (пожар), иные действия разрушительного характера (ш воднения, экологические катастрофы). К действиям иного хс рактера следует отнести также отравление водоемов, распрс странение эпидемий и эпизоотий, порчу продуктов питания кормов для животных. В ст. 281 УК РФ дается перечень объеь тов разрушения или повреждения при совершении д и вере ион ного акта. К таковым относятся: заводы, фабрики, произволе! венные или ремонтные мастерские, другие производственны сооружения; здания и сооружения общественного пользовани (столовые, рестораны, закусочные, рынки, маркеты и магази ны); зрелищные предприятия и все иные сооружения, предна значенные или специально приспособленные для осуществле ния производства, торговли, массовых развлечений, празднест ит. п., сооружения, в которых может иметь место скоплени людей: авто, авиаи железнодорожные вокзалы, гостиниць: санатории, дома отдыха, больницы, жилые дома и другие строе ния, предназначенные для жилья, производства, хранения, ре монта, торговли. Материальными объектами диверсионного акта согласно за кону являются пути сообщения, г. е. все виды железнодорож ных путей сообщения и строения на них, предназначенные дл всех видов другого наземного транспорта, все виды путевых со оружений, составляющих необходимый комплекс обслужива ния нормального и безопасного движения наземных транспорт служивающие все виды водного и воздушного транспорта, включая и сами транспортные средства: любые водные и воздушные суда. Диверсионным актом считается и разрушение телефонной, телеграфной, электронной и иных средств связи с помощью которых осуществляются массовые коммуникации. К числу объектов жизнеобеспечения населения следует отнести, кроме перечисленных сооружений, также все виды учреждений здравоохранения — поликлиники, больницы, научно-исследовательские институты медицинского и биологического профиля, а также санатории, дома отдыха и другие здравницы, обслуживающие население, и любые другие учреждения и предприятия, деятельность которых предназначена для жизнеобеспечения населения страны. Поскольку ст. 281 УК РФ сконструирована в виде усеченного состава, преступление считается оконченным с момента учинения взрыва, поджога или совершения иных разрушительных действий, т. е. моментом окончания преступления следует считать лишь совершение означенных действий независимо от наступления или ненаступления последствий, т. е. разрушения строений, путей и средств сообщения и связи, различных сооружений и т. п. В силу этого гибель людей, если виновный предвидел возможность подобного результата, должна квалифицироваться по совокупности по ст. 281 и 105 УК РФ либо ст. 277 УК РФ. С субъективной стороны данное преступление предполагает прямой умысел: виновный сознает, что взрывает, поджигает или иным способом разрушает предприятия, сооружения, пути или средства сообщения, средства связи и объекты жизнеобеспечения населения, и желает этого. Кроме того, для состава рассматриваемого преступления требуется наличие специальной цели — подрыва экономической безопасности и обороноспособности государства. Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста: гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Часть 2 ст. 281 УК РФ предусматривает квалифицированный состав преступления, т. е. диверсию, совершенную организованной группой, понятие которой дано в ст. 35 УК РФ. ВШи^АДСННС lllllillHK I II JIUUU И>1. il JlilDUU ^ЦПЛСИПС 4CJU
веческого достоинства. Объектом преступления, предусмотрет ного ст. 282 УК РФ, является национальное, расовое и релип озное, половое, языковое, социальное равноправие и свобо; исповедовать любую религию или быть атеистом, а также дос тоинство потерпевшего. Такие права и свободы закреплены конституциях всех демократических государств. Конституци РФ в ст. 19, 21, 29 запрещает любые формы ограничения прг граждан по признакам социальной, половой, языковой, расс вой, национальной и религиозной розни, их пропаганду и an тацию, а также совершение действий, направленных на униже ние человеческого достоинства.
Под нацией понимается общность людей, исторически слс жившаяся и сформировавшаяся на определенной территорю на основе экономических и культурных связей, отличающихс общностью литературного языка, культуры и национальног характера. Раса в отличие от нации — это исторически сложи! шаяся группа людей, связанных единством происхождения имеющая общие наследственные признаки. Это совокупност популяций, которым свойственны постоянные генетически (наследственные признаки). Существуют три основные групп: рас: европеоидная, негроидная и монголоидная. Если нацис нальность определяется главным образом социальнобиолога ческими и культурными факторами и ее могут образовать лк ди, относящиеся к различным этносам (американская нация США), но имеющая общий национальный язык и культурну] основу, то расы могут и не иметь языковой общности. Их обт единяют определенные генетические признаки. Следует отме тить, что в настоящее время абсолютно «чистых» рас и нацис нальностей фактически нет. Тем не менее национальный и рг совый вопрос существует, и на этой основе возникают национальные и расовые разногласия, противоречия и столк новения.
Что касается вероисповедания, то Россия представлена, в ос новном, тремя мировыми религиями: христианством, магоме танством (исламом) и буддизмом. Кроме этих религий болыпу] роль играет и иудаизм. Внутри этих религий имеются много численные ответвления. Христианство составляют православие католичество и протестантизм с их различными ответвлениям! Кроме того, все мировые конфессии имеют многочисленно количество различных сект, которые, имея в основе три указан riDiA pwimnn, п^нио^д^ш! раолпinoiv jvanunoi L> pcuvijvctл sjxjrxyv pv
лигий, а часто выходят далеко за их пределы, придерживаясь не только различных толкований чисто религиозных канонов, но и разных социальных укладов жизни. Многие из этих сект по своему мировоззрению представляют собой опасность для государства и общества, поэтому их деятельность во множестве стран запрещена и преследуется законом.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ, заключается в возбуждении ненависти или вражды, а также унижении человеческого достоинства.
Под возбуждением следует понимать публичную или с помощью средств массовой информации (печати, радио, телевидения) пропаганду или агитацию, содержащую открытые призывы, ‘внушающие неопределенному числу граждан вражду, ненависть, презрение к лицам иного пола, языка, иной национальности или расы путем внушения им идеи неполноценности этих граждан, оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство лишь на основе их национальной или расовой принадлежности.
Сказанное полностью относится к представителям другой религии: в этом случае возбуждение ненависти, презрения, унижения чувства собственного достоинства касается не принадлежности к нации или расе, а вероисповедания, которого придерживаются лица любой национальности или расы.
Подобные действия могут привести к конфликтам, открытой вражде, столкновениям, национальной или религиозной отчужденности, а равно к насилию, погромам, уничтожению имущества, дискриминации и т. п.
Равным образом закон преследует пропаганду превосходства или исключительности какой-либо конфессии, национальности или расы, языковой группы, социальной группы одной над другой. Подобные действия должны носить вызывающий характер, способный унизить, оскорбить религиозные или национальные чувства людей: обычные дискуссии о позитивных или негативных чертах, присущих той или иной нации или религии, не содержащие указанных свойств и признаков, не могут образовать состав данного преступления.
Поскольку ст. 282 УК РФ предусматривает действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, то данный состав следует
± CI ± X> , А. С. ДЛЛ ( /ЛЛ / Л Ttfl/K/f IV CVJCACIDCI JTLC ± у у с ±
чтобы упомянутая вражда возникла в действительности.
Субъективная сторона преступления заключается в прямо, умысле: субъект сознает, что он публично, т. е. обращаясь значительному числу лиц на митингах, собраниях и сборища толпы или используя любые средства массовой информациг стремится посеять национальную, расовую или религиозну] вражду либо ненависть среди населения или создать предстаЕ ление об исключительности или превосходстве иной языковой социальной либо половой группы, национальности, расы ил: религии над другими и желает достичь этой специальной цели
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигше 16 лет, гражданин РФ, иностранный гражданин либо лицо бе гражданства.
Часть 2 ст. 282 УК РФ предусматривает квалифицирующи признаки этого преступления:
— с применением насилия или с угрозой его применения. Суд по смыслу данной статьи и сравнивая санкции ст. 282 УК РФ i статей разд. VII УК РФ («Преступления против личности») следует прийти к выводу, что насилие, предусмотренное ч. : ст. 282 УК РФ, может быть сопряжено лишь с побоями и при чинением легкого вреда здоровью потерпевшего. Насилие же повлекшее более тяжкие последствия, сопряженные с возбуж дением национальной, расовой или религиозной вражды должно влечь квалификацию преступления по совокупностг ст. 282 УК РФ и соответствующей статьи о преступлениях про тив личности. Деяние, сопряженное с угрозой применения насилия, охватывается диспозицией ст. 282 УК РФ и не требуе’ квалификации по совокупности;
— лицом с использованием своего служебного положения. Общественная опасность преступления существенно повышается когда возбуждение указанной вражды осуществляется должностными лицами, если оно исходит с их стороны и это связано с использованием служебного положения для призывов или пропаганды национальной, расовой или религиозной вражды путем ущемления или нарушения прав и свобод представителей определенных национальностей или рас, запретов или ограничений в отправлении религиозных обрядов, службы, законных прав на владение собственностью религиозных общин, закрытия церквей, синагог, мечетей, молитвенных домов под вымышленными предлогами или других ограничений, если они нальности, расе или конфессии, и т. п., должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 282 УК РФ;
— совершенное организованной группой (см. ст. 35 УК РФ).
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом) признаются:
— деятельность общественных религиозных объединений либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
— публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
— финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
обращения, как правило, к неопределенному кругу лиц обычь в устной (но может быть и в письменной) форме. Публичное означает открытое гласное или настойчивое обращение к толг на митинге, к определенному большому кругу лиц, на собрани с подстрекательскими обращениями, разжигающими ненавие к существующему конституционному строю, призывающее ил к скорейшему бунту, восстанию, массовым беспорядкам, вед щим к открытому неповиновению законным требованиям вл< стей, отстранению от власти законно избранных или назначег ных государственных деятелей различного ранга либо должне стныхлиц, к назначению на их место новых людей, намеренны на основе осуществленных насильственных действий измени! конституционный строй страны. Публичные призывы могут содержать и призывы к приме нению насилия по отношению к законно избранным ил назначенным на основе Конституции страны или легальны нормативных актов должностным лицам со стороны лиц, под] лежащих увольнению, переизбранных или назначаемых Прези дентом России, президентами республик, главами администра ции краев или областей. Насилие может носить физически] или психический характер (насильственное препятствовани появлению на месте службы, а равно угрозы физической рас правы ит. п.). Высказывание собственного мнения, пожелания, убеждения и т. д. и обсуждение подобных заявлений и пожеланий в не большом кругу сообщников или случайно собравшихся лиц бе призыва к определенным и конкретным действиям насильст венного характера не образуют объективную сторону рассмат риваемого преступления. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, может быть совершено только с прямым умыслом Субъект сознает, что он призывает, причем открыто, публично вопреки законным конституционным способам к осуществлении экстремистской деятельности (в частности, к употреблении насильственных средств, способных изменить конституционный строй Российской Федерации, например с помощью вооруженных групп бунтовщиков разогнать парламент, насильственно лишить Президента или Правительство РФ, Конституционный Суд, Генеральную прокуратуру РФ и т. п. возможности KJ VJ JLLJ, W X DJlsl X D VDUM 1 1 W.l I 1 KJ iVJL V/ 1 Я У1 JliflUU V V I I V X DUI11 1U v/X JjClflil TLJfX X JJ их права и т. д.). Субъектом данного преступления может быть как должностное лицо (государственный деятель или другое лицо, занимающее какуюлибо должность в государственном аппарате Российской Федерации или в субъекте Федерации), так и частные лица, достигшие 16летнего возраста, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Часть 2 ст. 280 УК РФ предусматривает квалифицированный состав преступления, заключающийся в совершении преступления с использованием средств массовой информации, указанных в ст. 280 УК РФ. Под средствами массовой информации понимаются средства, предназначенные для информирования неопределенного, но большого числа лиц. Это в первую очередь всевозможные газетные (печатные) издания, рассчитанные на многочисленных читателей, как общего характера, так и специальные, различного рода журналы — публицистические или художественные либо специального назначения, телевидение, радио и другие видеои аудиосредства, способные передавать информацию для неопределенного числа слушателей и зрителей. Призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации представляют собой более значительную общественную опасность, чем действия, предусмотренные частью первой ст. 280 УК РФ, поскольку они рассчитаны на огромное количество читателей, слушателей или зрителей и способны более серьезным образом воздействовать на чувства и настроения людей. Организация экстремистского сообщества. Объектом преступления, предусмотренного ст. 282' УК РФ, выступает общественная безопасность в сфере обеспечения равенства людей. Диспозиция этой статьи признает уголовно наказуемыми создание экстремистского сообщества (организованной группы лиц) для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно совершение по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных ст. 148, 149, ч. 1 и 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ, т. е. преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в таxvw v V III. ^ 1 V 1 J 1 J jy 1 1 .!. * 11 1 IIV^J^VW^VVIVIJJI/IIUJIJ VV 1 tuuiw V • r; ¦| V ние объединения организаторов, руководителей или ины представителей частей или структурных подразделений таког сообщества в целях разработки планов и (или) условий дл совершения преступлений экстремистской направленное™ т. е. преступлений, указанных в диспозиции этой статьи. Создание экстремистского сообщества, а также объединени организаторов, руководителей или иных представителей чаете или структурных подразделений такого сообщества означае подготовительный (оформление членства, подбор места посто янной или временной дислокации организации (группы), соз дание материальной базы, вербовка членов) или завершенны] процесс оформления группы радикально настроенных людей объединенных идеями анархизма, фашизма, коммунизма, шо винизма, религиозного фанатизма и фундаментализма и т. п., : организационнофункциональное и структурное образование целью подготовки или совершения преступлений экстремист ской направленности. Экстремистское сообщество — это сплоченная организован ная группа радикально настроенных людей, движимые идеям! анархизма, фашизма, коммунизма, шовинизма, религиозное фанатизма и фундаментализма и т. п., объединенных в органи зационнофункциональное и структурное образование с цельк подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. К преступлениям экстремистской направленности закон относит преступления, уголовная ответственность за которые предусмотрена следующими статьями УК РФ: 148 («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»), 149 («Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», ч. 1 и 2 ст. 213 («Хулиганство»), ст. 214 («Вандализм»), 243 («Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»), 244 («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»), 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности») и 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Руководство экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями означает индивидуальное или групповое выполнение членами ^ i pv^ ivi iiv i ix w i i upi шшоацпп v i и\цtin v 11 paujivi i t.vvi\ui \J лирcuv тера, реализация которых направлена на обеспечение жизнедеятельности созданного сообщества, его части или входящих в такое сообщество структурных подразделений, выбор направлений, разработку планов, финансовое и иное материальное обеспечение их деятельности. Часть 2 анализируемой статьи предусматривает ответственность за участие в экстремистском сообществе, что означает добровольное членство в соответствующем экстремистском сообществе, подкрепляемое практической деятельностью по выполнению разнообразных заданий и поручений руководителя этого сообщества, его части или входящего в такое сообщество структурного подразделения. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 282' УК РФ, заключается в прямом умысле, суть которого выражается в желании виновного (виновных) создать экстремистское сообщество, руководить этим сообществом или участвовать в нем. Помимо прямого умысла закон предусматривает специальную цель создания указанного сообщества, которая направлена на разработку планов и (или) условий для совершения преступлений, предусмотренных ст. 148, 149, ч. 1 и 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ, т. е. преступлений экстремистской направленности, или на совершение этих преступлений. Своеобразие мотивов, побуждающих виновного (виновных) совершать анализируемое преступление, находит воплощение в том, что закон указывает на мотивы идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы. Ненависть представляет собой чувство вражды одного человека или группы людей к другому человеку или к другой группе людей, вызванное односторонней или взаимной их неприязнью. Вражда — это неприязненное, ненавистническое и недоброжелательное отношение одного человека или группы людей к другому человеку или к другой группе людей, порожденное одной стороной либо обеими сторонами относительно неопределенного круга фактов, событий, явлений. Под идеологической ненавистью либо враждой следует понимать чувство резкого отрицательного неприятия и осуждения одного человека или группы людей, системы политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов или идей какой-либо социальной группы людей, вызванное односторонней или взаимной их неприязнью. Политическая ненависть либо вражда означает чувство отвращения, злонамеренности, презрения представителей одной социальной группы, политической партии, движения, нации, проявляемое по отношению к другой социальной группе, политической партии, движению, нации в стремлении достичь, удержать или использовать государственную власть либо участвовать в делах государства или общественной жизни. К расовой ненависти либо вражде следует относить чувство презрения и ненависти представителей одной расы к образу жизни, культуре, религиозным обрядам другой расы. Национальная ненависть либо вражда — это чувство презрения и ненависти представителей одной национальности к образу жизни, культуре, религиозным обрядам другой национальности. К религиозной ненависти либо вражде следует относить чувство презрения и ненависти представителей одной религиозной конфессии к образу жизни, культуре, религиозным обрядам другой религиозной общности. Уголовная ответственность за совершение данного преступления наступает с 16 лет, независимо от идеологических, политических взглядов, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Применительно к ч. 3 ст. 282' УК РФ субъектом предусмотренного в этой части преступления может быть лишь лицо, занимающее определенное служебное положение, с использованием которого оно и совершило указанное преступление. Согласно примечанию к ст. 282' УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Организация деятельности экстремистской организации. Основным объектом преступления выступает общественная безопасность. Дополнительным объектом следует признать интересы правосудия. дсл!сльпиии иищсиссппи!и ИЛИ |<4. 1111 11V Н 1V1 V объединения либо иной организации может влечь уголовную ответственность лишь при условии, что в отношении перечисленных организаций (объединений) судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности. Экстремистской организацией применительно к ст. 2822 УК РФ следует признавать общественное или религиозное объединение либо иную организацию, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» судом принято решение об их ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, и это решение вступило в законную силу. Объективная сторона данного преступления заключается в умышленных действиях, позволяющих общественному или религиозному объединению либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, продолжать осуществлять экстремистскую деятельность. При этом у суда имеется альтернатива: либо полностью ликвидировать соответствующую общественную или иную организацию или религиозное объединение, либо, не ликвидируя их, запретить им заниматься деятельностью экстремистского характера. Все зависит от содержания и форм экстремистской деятельности соответствующего образования. Часть 2 анализируемой статьи предусматривает ответственность за участие, т. е. членство, в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется судебное решение, вступившее в законную силу, об их ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, суть которого заключается в желании организовать деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется судебное решение, вступившее в законную силу, об их ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, либо участвовать в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется судеоное решение, вступившее в законную силу, об их ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Мотив и цель на квалификацию влияния не оказывают, однако должны быть учтены при назначении судом наказания. Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако в соответствии с примечанием к ст. 2822 УК РФ человек, добровольно прекративший участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется судебное решение, вступившее в законную силу, об их ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.