§ 2. Преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств |
§ 2. Преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления (ст. 267 УК РФ) являются безопасные условия движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского, речного и автомобильного транспорта. Факультативный объект — жизнь или здоровье человека (нескольких людей) либо отношения собственности.
Предмет преступления по своему содержанию, видам и функциям аналогичен тому, о котором шла речь при анализе диспозиции ст. 266 УК РФ.
Объективная сторона этого преступления выражается в: а) разрушении; б) повреждении; в) приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования; г) блокировании транспортных коммуникаций; д) наступлении указанных в законе преступных последствий; е) наличии причинной связи между названными деяниями и последствиями.
Под разрушением следует понимать приведение в полную негодность транспортной технической системы, в результате которого она теряет способность выполнять свою основную функцию по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и не подлежит восстановлению.

Повреждение представляет собой частичное ухудшение содержательных и функциональных свойств транспортной технической системы, в результате которого она, до ее восстановления, полностью или частично утрачивает способность выполнять свое основное назначение по обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние заключается в совершении любых (за исключением разрушения или повреждения) действий, вследствие чего трансные элементы не могут быть использованы по своему основно му технологическому назначению.
Блокирование транспортных коммуникаций заключается разнообразных действиях по созданию препятствий для свобод ного передвижения транспортных средств (например, преграж дение взлетной полосы, железнодорожного полотна, дороги пу тем проведения демонстраций, митингов, манифестацш и т. д.).
К транспортным коммуникациям относятся пути сообщения и сооружения, возводимые на них (взлетная полоса, железно дорожное полотно, туннель, автомобильная дорога и т. д.).
Диспозиция ст. 267 УК РФ предусматривает наличие послед¦ ствий как результат приведения в негодность транспортньп средств или путей сообщения. Причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба влечет квалификацию пс ч. 1 ст. 267 УК РФ. Если же действия виновного повлекут причинение смерти одному человеку или нескольким лицам, то содеянное подлежит квалификации соответственно по ч. 2 или 2 ст. 267 УК РФ.
Преступление, предусмотренное ст. 267 УК РФ, признается оконченным при наступлении любого из указанных последствий, однако при условии, если эти последствия будут находиться в причинной связи с названными действиями виновного.
Субъективная сторона этого преступления характеризуется неосторожной формой вины по отношению к последствиям, т. е. виновный, приводя в негодность транспортное средство или пути сообщения, сознает общественную опасность совершаемого им деяния, предвидит возможность наступления названных в законе последствий, однако без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывает, что они не наступят, либо не предвидит их наступление, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Субъектом анализируемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 14летнего возраста.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Непосредственным объектом данного преступления (ст. 268 УК РФ) являются условия безопасного движения и ект — жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.
Предметом этого преступления являются все виды механического транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, речного, автомототранспорта и городского электротранспорта).
Если вредные последствия, указанные в ст. 268 УК РФ, причиняются гужевым транспортом (например, наезд на пешехода телегой или санями, а равно верховой лошадью), виновный отвечает либо за преступление против личности, либо при определенных условиях за преступление против собственности. Вместе с тем, если работник гужевого транспорта нарушает правила, обеспечивающие безопасную работу механического транспорта, его действия подлежат квалификации по ст. 268 УК РФ.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется деянием (нарушением), последствиями, указанными в законе, и причинной связью между деянием и последствиями.
В ст. 268 УК РФ речь идет о нарушении таких правил, которые обеспечивают безопасную работу только механических видов транспорта: железнодорожного, воздушного, морского, речного и автомобильного, исключая из этого перечня гужевой транспорт.
Содержание деяний, предусмотренных диспозицией ст. 268 УК РФ, может заключаться в нарушении указанных правил, в их неисполнении либо в ненадлежащем их исполнении. Диспозиция анализируемой статьи носит бланкетный характер и потому не содержит конкретного перечня правил, нарушение которых влечет ответственность. Разновидности правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, закреплены в различных нормативных источниках, и потому в каждом конкретном случае нарушения необходимо выяснять и указывать на их вид и содержание.
С объективной стороны предполагается такое нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, а применительно к ч. 2 и 3 ст. 268 УК РФ — смерти одного человека или соответственно двух и более лиц (см. анализ содержания ст. 263 УК РФ).
Ж 1 IIVJ J Jill 1J I I I X 1 V JJ p VvJJ J 11J 1 VAX V A 1WJ/ Jf XJIV1 111/1 11JJ4U1JV1, WVV11V UllfUlV
щих безопасную работу транспорта, последствия могут быт вменены соответствующему лицу только в том случае, если он находятся в причинной связи с конкретным нарушением указан ных правил. При отсутствии причинной связи, какими бы тяж кими ни были последствия, уголовная ответственность за нару шение соответствующих правил исключается.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления вы ражается только в преступном легкомыслии или преступно] небрежности. Нарушая правила, обеспечивающие безопаснуь работу транспорта, виновный сознает общественную опасност: своего деяния, предвидит возможность указанных в законе по следствий, однако без достаточных на то оснований рассчиты вает на их предотвращение либо не предвидит возможность на ступления этих последствий, но при необходимой вниматель ности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть и; наступление.
Субъектом этого преступления может быть любое (в toiv числе и должностное) вменяемое лицо, достигшее на момен: совершения преступления 16летнего возраста, в том числе \ работники соответствующего вида транспорта, за исключением лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ (пешеходы, велосипедисты, водители гужевых повозок (саней), погонщики вьючных верховых животных и скота и др.).
Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления (ст. 269 УК РФ) являются безопасные условия строительства, эксплуатации или ремонта магистральных трубопроводов. В роли факультативного объекта могут выступить жизнь или здоровье человека (многих людей), а также отношения собственности.
Предметом этого преступления закон называет магистральный трубопровод. Трубопровод представляет собой комплекс технических средств, предназначенных для транспортировки нефтяных газов и нефтепродуктов. Элементами указанного комплекса выступают: перекачивающие установки, трубы, запорные устройства, насосные установки, контрольноизмерительные приборы, теплоизоляция, вспомогательное оборудование, без которого нормальное функционирование трубопровида tianuBMita иракшчсскм псви^мижпым шш захрудпшсльНЫМ.
В зависимости от вида и содержания природного сырья, передаваемого по трубопроводам, они подразделяются на нефтегазопроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы и др. По своим функциям трубопровод может быть магистральным, вспомогательным и складским; наземным (надводным) и подземным (подводным).
Магистральным признается трубопровод, который транспортирует (перемещает) основной поток содержимого вещества. Вспомогательным является трубопровод, который, ответвляясь от магистрального, передает содержимое вещество потребителям по неосновным линиям. Складские трубопроводы предназначены для временного или постоянного хранения резервного содержимого материала в целях его оперативного или долгосрочного промышленного использования (применения). Два последних вида трубопровода предметом преступления, предусмотренного ст. 269 УК РФ, не являются. В связи с этим нарушение правил, обеспечивающих безопасность функционирования вспомогательного или складского трубопроводов, при определенных условиях может повлечь уголовную ответственность за уничтожение или повреждение имущества либо за нарушение правил безопасности, а равно за преступление против личности.
Объективная сторона анализируемого преступления заключается в нарушении правил, обеспечивающих безопасность строительства, ремонта или эксплуатации магистрального трубопровода, наступлении последствий, указанных в законе, и причинной связи между ними.
Нарушение правил может выражаться в их несоблюдении или в ненадлежащем соблюдении. Диспозиция ст. 269 УК РФ, будучи бланкетной, отсылает к специальным правилам, обеспечивающим безопасность строительства, эксплуатации или ремонта магистрального трубопровода, которые закреплены в различных нормативных источниках.
Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 269 УК РФ, наступает не за сам факт нарушения указанных правил, а за причинение в результате их нарушения тяжкого вреда здоровью человека.
J^VJili yivv UiiViV T.V1UIUV 1 1 upv 1 1 1 V/ 1 11Г1ЧУ 11VJJJJIV T.V1 WWt^/J/tU l/l// tl/Gf J.V
ловека или двух и более лиц, то содеянное подлежит квалифика ции по ч. 2 или соответственно по ч. 3 ст. 269 УК РФ (о специ фике и признаках этих последствий см. анализ содержани ст. 263 УК РФ).
Перечисленные тяжкие последствия должны находиться причинной связи с нарушением правил безопасности при строи тельстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопро вода.
Субъективная сторона преступления, предусмотренноп ст. 269 УК РФ, независимо от отношения виновного к факт нарушения правил безопасности характеризуется неосторожно, формой вины в виде преступного легкомыслия или преступно! небрежности по отношению к последствиям, предусмотренные законом.
Иными словами, виновный может сознавать общественнук опасность нарушения указанных правил, предвидеть в связи < этим возможность наступления предусмотренных законом по следствий, но без достаточных на то оснований рассчитывап на их предотвращение либо может не предвидеть возможносп наступления этих последствий, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. Умышленное отношение виновного к названным последствиям влечет уголовную ответственность за преступление протии жизни или здоровья человека или за преступление против собственности. Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16летнего возраста и осуществляющее строительство, эксплуатацию или ремонт магистрального трубопровода. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления (ст. 270 УК РФ) являются условия безопасности движения и эксплуатации морского или речного судна. В качестве дополнительного объекта выступают жизнь или здоровье одного человека или нескольких лиц. Потерпевшим от этого преступления может быть любой человек, т. е. гражданин любого государства, однако в обязательном порядке только тот, кто терпит бедствие на море или на ди, которым угрожает смерть при оставлении их без помощи, как непосредственно оказавшиеся в воде, так и находящиеся в лодке, на плоту или на ином плавающем предмете. Предметом этого преступления может быть только водный вид транспорта любого класса и назначения. С объективной стороны анализируемое преступление выражается в бездействии, т. е. в невыполнении капитаном судна правовой и профессиональной обязанности оказания необходимой и не терпящей отлагательства помощи гибнущим на водном пути людям. Обязанность капитана водного судна по оказанию помощи людям, терпящим на водных путях бедствие, а также порядок совершения соответствующих действий по спасению людей закреплены в различных правовых актах, действующих на морском и речном транспорте. Неоказание помощи капитаном водного судна исключает уголовную ответственность, если эта помощь не была оказана из-за обстоятельств, исключающих ее оказание (например, из-за сильного шторма, лишающего возможности подойти на судне к людям, терпящим бедствие), или эта помощь была сопряжена с серьезной опасностью как для своего судна (возможность пожара, взрыва, затопления и т. п.), так и для находящихся на судне экипажа и пассажиров. Иными словами, уголовная ответственность имеет место, если указанная в законе помощь могла быть оказана капитаном без серьезной опасности для своего судна, его экипажа или пассажиров, однако этой помощи не последовало. Оценка сложившейся на море или на ином водном пути ситуации и степени риска при спасательных работах может быть сделана с учетом заключения судоводительской или иной технической экспертизы. Не освобождает капитана судна от уголовной ответственности за неоказание им помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, ссылка его на то, что в результате спасательных мер его судну или его экипажу грозила опасность наступления имущественного ущерба (например, выплата штрафных санкций за срыв сроков поставки грузов). В случае если капитан судна был сам причастен к создавшейся опасности для потерпевших, то неоказание помощи с его стороны исключает уголовную ответственность по ст. 270 у к гч^ и может оыть квалифицировано как преступление п] тив личности. Состав преступления, о котором речь идет в ст. 270 УК Р относится к разряду формальных составов, и потому он приз] ется оконченным с момента неоказания капитаном помощи л дям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути. Наличие или отсутствие последствий в виде гибели люд: на квалификацию содеянного не влияет, однако должно учш ваться судом при назначении наказания. Обязательным признаком объективной стороны престути ния является место совершения преступления. Им может бь лишь водная поверхность моря или иного водного образован (реки, затона, залива, бухты, озера и т. д.). Субъективная сторона этого преступления заключается умышленной форме вины в виде прямого умысла, так как вине ный сознает, что наличие гибнущих на море или на ином вс ном пути (реке, озере, канале и т. д.) людей требует его по v щи и что он ее может оказать без серьезного риска. Сознав указанные обстоятельства, он желает бездействовать. Субъектом данного преступления является капитан любе водного (морского или речного, пассажирского или торгово: судна, не оказавший помощи терпящим бедствие людям. Су? ектом преступления может быть и лицо, временно выполня щее обязанности капитана во время, когда было необходи оказать помощь людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути. Капитан или члены экипажа судна, поте певшего аварию, имевшие возможность оказать помощь терг щим бедствие людям (другим членам своего экипажа или СБ им пассажирам), но не оказавшие ее, несут уголовную ответ< венность за оставление в опасности. Субъектом преступлен! предусмотренного ст. 270 УК РФ, может быть и шкипер сам ходной баржи. Нарушение правил международных полетов. Непосредстве ным объектом анализируемого преступления (ст. 271 УК Р< являются условия безопасности движения воздушного тран порта на международных авиалиниях. В связи с этим вряд . приемлемым можно признать мнение, высказанное А. И. Ч чаевым о том, что объектом преступления, предусмотреннс ст. 271 УК РФ, следует рассматривать порядок управления, СВЯЗИ С 4C1VL J1U lipCCl уилсиис для CHCICIVLBI iptlflCllUpiflBlA преступлений, по его мнению, является излишним . Предметом преступления выступает пилотируемое воздушное судно. Совершить международный полет может воздушное судно России, занесенное в государственный реестр гражданских воздушных судов, и только после соответствующего разрешения Министерства транспорта РФ. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России могут производиться на основании соглашений о воздушном сообщении, заключенных Россией и иностранными государствами, и специальных разрешений на разовые полеты, выдаваемых в установленном порядке указанным министерством. Если перелет границы выполняет беспилотный летательный аппарат, ответственность в этих случаях несут лица, осуществляющие управление им. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется нарушением правил международных полетов. Международным полетом признается всякий полет, при котором воздушное судно, принадлежащее России или иностранному государству, пересекает Государственную границу РФ и границу другого сопредельного государства. В связи с тем, что диспозиция ст. 271 УК РФ сконструирована законодателем как бланкетная, для правильного решения вопроса о наличии в действиях виновного состава нарушения правил международных полетов следует обращаться к соответствующим нормативным правовым актам, регулирующим правила международных полетов. Правила осуществления международных полетов над территорией нашей страны регламентируются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 47301 «О Государственной границе Российской Федерации», Воздушным кодексом РФ, положения которого дополняются и конкретизируются подзаконными нормативными правовыми актами, а также международными соглашениями. По установленным правилам международных полетов вылет из России и влет в Россию в каждом конкретном случае производится на основании выдаваемых экипажу разрешений. В этих }'t i i i^i 111 лл цл I 14 v.. i j iv' i ч u 114 n u ipuuvjuanmi 14 11}'t i m i.u i\ i vi u. дународного полета воздушного судна, нарушение которых вл чет уголовную ответственность. Типичные способы нарушеш правил международных полетов указаны в диспозиции ст. 2 УК РФ. Нарушение правил международных полетов заключается несоблюдении указанных в разрешениях маршрутов, мест поса ки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении пр вил международных полетов. Маршрутом полета признается заранее намеченный или у тановленный путь следования, направление воздушного суднг Под местом посадки понимается заранее намеченный ш установленный промежуточный или конечный пункт посад! воздушного судна. Воздушные ворота представляют собой заранее намеченнь или установленный воздушный коридор, в пределах которо] прокладывается маршрут полета воздушного судна. Высота полета (эшелон) представляет собой заранее нам< ченные или установленные минимальные и максимальные п; раметры высоты, в пределах которых прокладывается маршр; полета воздушного судна. К иному нарушению правил международного полета отн< сится, в частности, изменение типа воздушного судна, перес< кающего границу, перерыв радиосвязи с наземными службам России, несанкционированное сбрасывание с парашютами лк дей и грузов, погрузка в самолет людей или грузов без соотве' ствующих разрешений, изменение сроков перелета, отсутствг системы опознания, передача шифрованных радиосообщени из российского воздушного пространства, невключение опс знавательных знаков, пересечение границы с просроченны разрешением, неподчинение требованию совершить посадк и т. п. Уголовную ответственность по ст. 271 УК РФ влечет люба из перечисленных форм нарушения правил международных пс летов. Вместе с тем если указанные нарушения совершаются н внутренних авиалиниях, то при соответствующих обстоятельсп вах возможна квалификация содеянного по ст. 263 УК РФ. Не могут быть расценены как преступление случаи вынуж денной посадки, вызванные объективными обстоятельствам ^naiipriivicp, гюoa ышлп1з1л мниирилитчи^ьлл \v iv/i>iiii. вии^д
ствие стихийного бедствия, технических неполадок и других происшествий, которые угрожают гибели судна, экипажа, пассажиров и груза (захват самолета и др.).
Анализируемое преступление считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов, независимо от того, наступили или нет какие-либо последствия этого нарушения. Если же нарушение правил повлекло какие-либо последствия, то содеянное должно подлежать квалификации по совокупности преступлений: как нарушение правил международных полетов и, при соответствующих условиях, как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации, в частности, воздушного судна (ст. 263 УК РФ).
Оконченным анализируемое преступление признается с момента нарушения правил международных полетов. Наступившие в результате этого вредные последствия учитываются судом при назначении наказания.
С субъективной стороны данное преступление предполагает вину в форме умысла либо неосторожности. Умысел имеет место в тех случаях, когда виновный сознает, что он, управляя или командуя воздушным судном, нарушает правила международных полетов, и желает такого нарушения либо сознательно допускает возможность нарушения этих правил или безразлично относится к возможности такого нарушения. При преступном легкомыслии виновный сознает нарушение им правил международных полетов, но без достаточных на то оснований рассчитывает, что этого нарушения не произойдет, однако расчет его оказывается легкомысленным, и указанное нарушение происходит. Вместе с тем виновный может и не сознавать совершаемого им нарушения правил международных полетов, но при необходимой внимательности и наблюдательности должен был и мог предвидеть их нарушение.
Установление форм вины при нарушении правил международных полетов может иметь значение при определении судом наказания.
Если виновный, нарушая правила международного полета (например, осуществляет вылет из России без соответствующего разрешения), преследует цель вести враждебную против России деятельность, то гражданин России подлежит уголовной ответственности по совокупности преступлений за нарушение правил международных полетов и государственную измену.
1 Л..1 1 1 1 1 I 1 V ‘ ^ 1 J /111 11 1 I) 11 1 1 [ Д l/T\, Ц11 11 11 1 1 1 } / V ‘ I 11 1 1 nil i^ppniupr.
России с целью шпионажа, нарушая правила международш полетов, то содеянное подлежит квалификации по совокупи сти преступлений за нарушение правил международных пол тов и шпионаж.
По совокупности преступлений квалифицируются действ! виновного, если нарушение правил международных полетов с< пряжено, в частности, с угоном воздушного судна или с KOI трабандой. Субъектом этого преступления могут быть члены экипаэ воздушного судна, ответственные за соблюдение правил межд народных полетов, причем как те, которые пилотируют судн так и иные из них. Кроме того, не исключается, что субъекте анализируемого преступления могут быть и пассажиры, ее* нарушение правил международных полетов является результ; том их волеизъявления, осуществляемого умышленно (напр! мер, при захвате судна в полете воздушными пиратамитерр( ристами). Ответственность членов экипажа за нарушение пр; вил международных полетов исключается, если они действук по принуждению. Кто бы ни был виновным в нарушении пр; вил международных полетов: гражданин России, иностранны гражданин или лицо без гражданства, — как субъект этого пре ступления он должен быть на момент совершения престушк ния вменяемым и достичь 16летнего возраста.