§ 1. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств |
§ 1. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Сфера возможного совершения преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, ограничена областью использования (движения и эксплуатации) железнодорожного, воздушного, морского или речного (хотя было бы целесообразным, как и в названии статьи, речь вести в целом о «водном» транспорте, ибо трудно будет определять уголовно-правовую судьбу «озерного» транспорта или транспорта типа «река — море») транспорта, независимо от форм собственности и его ведомственной принадлежности. Из этого общего положения имеют место два исключения:
— нарушение правил безопасности движения и эксплуатации городского электротранспорта (трамвая) влечет уголовную ответственность по ст. 264 УК РФ;
— нарушение правил полетов или кораблевождения, допущенное военнослужащими на военных транспортных средствах, образуют преступления, предусмотренные ст. 350, 351 или 352 УК РФ.
Непосредственный объект рассматриваемого преступления — безопасные условия движения и эксплуатации перечисленных видов транспорта. Поскольку уголовная ответственность за указанное преступление поставлена законом в зависимость от причинения физического или имущественного вреда, постольку факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.

дсистьующии у I UJ lUBHblH iilKUH В KtlMCC I DC njJL’OML’mU преступления выделяет четыре вида транспорта: железнодорожный, воздушный, морской и речной.
Железнодорожный транспорт представляет собой функциональную совокупность рельсовых транспортных средств (локомотивов, электровозов и т. д.), магистральных железнодорожных путей сообщения (включая подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги и другие железные дороги специального назначения и т. п.) и системы обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов (средства световой и звуковой сигнализации и др.).
Вместе с тем используемые виды внутризаводского, внутрицехового, внутришахтного и другого подобного электротранспорта (электровозы, вагонетки и т. п.) в случае нарушения правил безопасности при их эксплуатации, в предмет анализируемого преступления не входят. В случаях рискованного вождения или опасной их эксплуатации в приведенных ситуациях, содеянное при соответствующих обстоятельствах следует квалифицировать по ст. 143 либо по ст. 268 УК РФ. Обоснованием этого вывода служит то обстоятельство, что в указанных случаях эти виды транспортных средств выполняют производственные функции, сопряженные с технологическими процессами на данном конкретном предприятии, и речь потому должна идти о нарушении правил охраны труда или правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а не о правилах безопасности его движения и эксплуатации.
Метро, являясь городским рельсовым транспортом, с учетом условий его работы, а также характера возможных вредных последствий нарушения правил движения и эксплуатации в смысле уголовно-правовой юрисдикции приравнивается к железнодорожному транспорту.
Воздушный транспорт — это функциональная совокупность всех видов гражданских летательных аппаратов (самолетов, гидросамолетов, вертолетов, аэростатов, автожиров, дирижаблей, планеров и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок воздушным путем пассажиров и грузов.
Под морским транспортом следует понимать функциональную совокупность судов (пароходов, теплоходов, плавбаз, плавзаводов и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок морским путем пассажиров и грузов.
XV ^/WHH/jr^ I I bjS УЛI I I VJ V_’ 1 1 1 v_’ V t 1 1 V У V tJJ J lllVLIjIlVJ.ltWlL’UVi/JL VV/17V1VJ 11
ность судов (в том числе и маломерных) и других плавательны) средств (пароходов, теплоходов, плотов, катеров, моторных лодок и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозо! водным (за исключением морского) путем пассажиров и грузов
Объективная сторона рассматриваемого преступления сформулирована по типу материального состава и потому заключав! в своем содержании: а) деяние, б) последствия и в) причиннук связь между ними.
Безопасная работа транспорта зависит не только от его модернизации и технической оснащенности, но и от четкого выполнения правил его вождения и эксплуатации. Деяние как элемент объективной стороны этого преступления как раз и выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта. В связи с тем, что диспозиция ст. 263 УК Р<Г является бланкетной, для оценки содержания и вида нарушения закон отсылает к ведомственным нормативным правовым актам, которыми регулируется безопасность движения и эксплуатации указанного вида транспорта. Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполнении установленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости, проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречном движении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т. д.). Нарушение правил эксплуатации выражается в использовании транспортного средства с отступлением от требований технического его обслуживания (использование подвижного транспорта на неисправных путях, при поврежденной сигнализации, выпуск в рейс воздушного, морского или речного судна при метеорологических условиях, исключающих возможность их эксплуатации, и др.). Думается, было бы более логичным между понятиями «движение» и «эксплуатация» транспортных средств вместо соединительного союза «и» предусмотреть разделительный (альтернативный) союз «или», так как соединительный союз «и» не исключает провоцирующего вывода о том, что уголовная ответственность возможна только тогда, когда нарушены правила безопасности движения и правила эксплуатации транспортных средств. В целом правильная мысль законодателя, воплощенную терминологическую обрисовку. Независимо от того, действием или бездействием было совершено нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, ответственность по ч. 1 ст. 263 УК РФ наступает лишь при условии наступления указанных в законе последствий. В случае причинения тяжкого вреда здоровью (см. § 1 гл. 3 учебника) содеянное подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ. Субъективная сторона этого преступления характеризуется отношением виновного не столько к факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, сколько его отношением к наступившим указанным в законе последствиям. Объясняется это положение конструкцией состава преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, который относится к разряду материальных, а в нем решающим при определении формы и вида вины является отношение виновного именно к последствиям. В связи с этим ошибочным следует признать суждение о том, что «данное транспортное преступление являет собой пример состава с двумя формами вины»'. Ошибочным — по двум основаниям. во-первых, две формы вины не могут иметь место в составах преступления с такой законодательной конструкцией, где его элементы, по различному воспринимаемые сознанием виновного, не обладают относительно самостоятельным (локальным) уголовно-правовым значением. В составе преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, деяние (нарушение правил безопасности), безотносительно к указанным в законе последствиям, имеет лишь административноправовое значение. уголовно-правовое значение это деяние приобретает лишь в неразрывной связи с последствиями, указанными в законе. во-вторых, две формы вины не могут иметь место в составах преступления, в которых не исключается неосторожная форма вины ко всем элементам основного состава, а именно подобное имеет место в анализируемом нами преступлении (неосторожная форма вины при нарушении правил не исключается, а, на 1 Куриное Б. А. Автотранспортные преступления. М., 1970. этого нарушения). Кстати, и сам законодатель, допуская отве ственность за преступления, совершенные с двумя фopмa^ вины, предваряет ст. 27 УК РФ словами: «Если в результате с вершения умышленного преступления...» Приведенные соображения позволяют заключить, что г форме вины преступление, предусмотренное ст. 263 УК Рс| может быть только неосторожным, так как виновный, сознавс факт нарушения правил безопасности движения и эксплуат; ции указанных видов транспорта, предвидит возможность npi чинения смерти или тяжкого вреда здоровью человеку либ смерти нескольким лицам, но без достаточных к тому ОСНОВЕ ний самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих по следствий либо не предвидит возможность их наступления, хот при необходимой внимательности и предусмотрительности дол жен был и мог их предвидеть. Различное психическое отношение виновного к факту нару шения правил безопасности, о которых речь идет в ст. 263 У1 РФ, должно учитываться судом лишь при назначении наказа ния. Субъект преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, — специальный, т. е. им может быть лишь вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16летнего возраста, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные в законе правила. Иными словами, закон акцентирует внимание не на профессии или должности виновного, а на его функциональных обязанностях, при наличии которых он должен, а в силу имеющейся профессии или занимаемой должности и может обеспечивать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта (диспетчер, капитан судна, пилот, командир экипажа, машинист и т. д.). Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, повлекшее смерть одного человека, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 263 УК РФ. Подобным же образом должны быть квалифицированы и действия виновного, в результате которых наступает смерть человека и причиняется тяжкий вред здоровью одного или нескольких лиц. Причинение смерти двум и более лицам в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации рассматрич. 3 ст. 263 УК РФ. Действия виновного, повлекшие наступление последствий, предусмотренных различными частями ст. 263 УК РФ, но составляющие единое преступление, должны учитываться в полном объеме, но квалифицировать их надлежит по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из них. В случае нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта в разное время и не связанных между собой (при наличии реальной совокупности) каждый факт нарушения требует самостоятельной квалификации. Указанные в законе последствия только тогда могут вменяться в вину, когда они находятся в причинной связи с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации анализируемых видов транспорта. Вопрос о причинной связи должен обсуждаться только после установления факта нарушения соответствующих правил безопасности движения или правил эксплуатации транспорта. Для объективной стороны этого преступления обязательным элементом является место совершения преступления: железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, выступают безопасные условия дорожного движения и эксплуатации автомобильного и коммунального транспорта. Поскольку уголовная ответственность за рассматриваемое преступление поставлена законом в зависимость от причинения физического вреда, факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека. Под безопасностью движения следует понимать урегулированный нормативными актами процесс движения транспортных средств, исключающий возможность причинения физического вреда. Специфика предмета этого преступления заключается в том, в его роли выступает транспортное средство, под которым закон подразумевает все виды автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств. машину, главным образом на колесном ходу, приводимую движение собственным двигателем (внутреннего сгоранш электрическим или паровым) и подлежащую регистрации в ор ганах Государственной инспекции безопасности дорожног движения (ГИБДД). Автомобили классифицируются по различ ным критериям. По назначению автомобили разделяются н транспортные, специальные и гоночные. Транспортные авто мобили, в свою очередь, подразделяются на: легковые, грузе вые и автобусы, служащие для перевозки грузов и пассажиро! Специальные автомобили имеют постоянно смонтированно оборудование или установки и применяются для различных це лей (скорая медицинская помощь, пожарные, коммунальны и т. п.). Гоночные автомобили предназначаются для спортив ных соревнований, в том числе для установления рекордов ско рости (рекордногоночные). По проходимости автомобили разделяются на дорожные внедорожные (карьерные) и автомобили повышенной проходи мости. По типу двигателя — паровые, бензиновые, дизельные газобаллонные, газогенераторные, газотурбинные и электриче ские. Трамвай — это поезд городской наземной железной дороги состоящий из одного или нескольких вагонов, предназначен ный для перевозки пассажиров (а иногда и грузов). Согласно примечанию к ст. 264 УК РФ под другим механиче ским транспортным средством в данной статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины мотоциклы и иные механические транспортные средства. Троллейбус представляет собой многоместную пассажирскук машину с электрической тягой. Иными словами, троллейбу< является разновидностью городского безрельсового электриче ского транспорта. Разновидностью городского электротранспорта является фуникулер, подвесной электротранспорт. Трактор — это самоходная машина на гусеничном или колесном ходу для приведения в действие прицепленных к нег или установленных на ней машинорудий (сельскохозяйственных, дорожных ит. п.), кроме того, может быть предназначенным для привода стационарных машин или для буксирована прицепов. Иные самоходные машины представляют собой самодвижущиеся транспортные средства, предназначенные для выполненых, сельскохозяйственных и других подобных видов работ с использованием их скоростных возможностей в целях оперативного перемещения с одного участка работы на другой (самоходный комбайн, водополивочная машина, мусоросборщик и т. д.). Мотоцикл — это одноколейное двухколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания. Иные механические транспортные средства — такие, которые сходны с перечисленными видами транспортных средств, однако отличающиеся от них меньшей двигательной мощью (однако с рабочим объемом двигателя не менее 50 куб. см), конструктивной скоростью (но не менее 50 км/ч) и имеющие иное, чем они, более ограниченное функциональное значение (мопеды, мотоколяски, мотонарты и т. д.). Механические транспортные средства должны быть самодвижущимися, т. е. иметь автономный двигатель. Транспортные средства, не оборудованные двигателем (гужевой транспорт, велосипеды, самокаты и т. д.), предметом рассматриваемого преступления не могут быть. Думается, что, вводя в официальный оборот понятия «иные самоходные» и «иные механические» транспортные средства, законодатель, на наш взгляд, слишком перенасытил диспозицию этой статьи тавтологическими положениями. Объективная сторона анализируемого преступления содержит элементы материального состава: деяние, последствия и причинную связь между ними. Деяние, о котором речь идет в ст. 264 УК РФ, может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия, однако в любом случае оно выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение правил дорожного движения находит свое выражение в отклонении лица, управляющего транспортным средством, от соблюдения правил безопасного дорожного движения (превышение скорости, нарушение правил обгона, проезд на запрещенный знак и т. д.). Правила безопасности движения содержатся в различных правовых актах, основными из которых являются Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090. в неисполнении или ненадлежащем исполнении соответствуй: щими лицами установленных правил технической эксплуата ции транспортного средства, заключающейся в проведени] комплекса организационных, технических и иных мер, необхо димых для безопасного использования этого средства в соот ветствии с его предназначением (перевозка пассажиров на не оборудованном для этих целей грузовом транспорте, отсутствие габаритных указателей на транспортном средстве и др.). Ука занные правила содержатся в правилах технической эксплуата ции, инструкциях заводовизготовителей и других нормативны; актах. Определяя виновность лица в нарушении правил дорожногс движения и эксплуатации транспортного средства, необходимс определить, какие именно правила виновным были нарушены. Ответственность по ст. 264 УК РФ наступает только в тол< случае, когда транспортное происшествие сопряжено с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Если же лицо, управляющее транспортным средством, нарушает правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя и во время движения транспортного средства, его действия надлежит квалифицировать по ст. 143, 216, 269 УК РФ и др., предусматривающим ответственность за нарушение этих правил. Состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, признается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе, дифференциация ответственности за причинение которых зависит от их тяжести. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека (см. § 1 гл. 3 учебника), подлежит квалификации по ч. 1 ст. 264 УК РФ. В случае причинения смерти при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства одному человеку содеянное следует квалифицировать по ч. 2 ст. 264 УК РФ. Если же в результате совершения указанного преступления причиняется смерть двум и более лицам, то действия виновного подлежат квалификации по ч. 3 ст. 264 УК РФ. или эксплуатации транспортных средств, повлекшие наступление последствий, предусмотренных различными частями ст. 264 УК РФ, но составляющие одно преступление, надлежит квалифицировать по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из них. В случае нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, если действия виновного совершены в разное время и взаимно не связаны между собой (при наличии реальной совокупности), каждый факт совершения преступления требует самостоятельной квалификации. Ответственность лица, нарушившего правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, за причинение указанного в законе вреда, наступает при условии, если между нарушением и этим вредом имеется причинная связь. Если же наступление последствий было обусловлено иными обстоятельствами и не находилось в непосредственной связи с допущенным нарушением правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, содеянное по ст. 264 УК РФ квалифицироваться не может. Дорожнотранспортное происшествие зачастую есть результат действия множества обстоятельств, совокупными своими усилиями создавших экстремальную ситуацию. Задача специалистов заключается в том, чтобы из многих причастных к происшествию обстоятельств выбрать те, которые и выполнили роль основной причины, приведшей к тяжким последствиям, и дать необходимую оценку тем, которые выполнили лишь функцию условий, способствующих, как совершению преступления в целом, так и наступлению тяжких последствий. Дорожнотранспортное происшествие и последовавшие за ним вредные последствия, по мнению М. С. Гринберга , могут быть результатом: — неправильных действий водителя транспортного средства; — неправомерных действий других участников движения (пешехода, внезапно оказавшегося перед транспортным средством, и т. д.); — создания или неустранения помех для безопасного движения транспорта (ремонтные работы на дороге, проводимые без должного ограждения, освещения, и т. п.); транспортного происшествия (неправильное лечение потерпевшего); — несовершенства самой техники — источника повышенно! опасности (поломка коленчатого вала или рулевой тяги иззг усталостных напряжений металла и т. п.). При уяснении содержания причинной связи необходимо учитывать не только поведение лица, управляющего транспортным средством, но и ненадлежащее (виновное или невиновное) поведение других участников движения, которое может исключить ответственность водителя транспортного средства полностью, смягчить его ответственность или не повлиять на содержание и объем его ответственности. Если допущенное соответствующим лицом нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства не находилось в причинной связи с наступившими вредными последствиями, то такое лицо не может нести уголовной ответственности за эти последствия. Место совершения данного преступления уголовно-правового значения не имеет, так как законодатель связывает уголовную ответственность не с местом дорожнотранспортного происшествия, а с фактом нарушения соответствующих правил и наступлением в результате этого указанных в законе последствий. Естественно, что данное преступление возможно лишь в сфере движения и эксплуатации автомототранспорта, трамвая и других подобных транспортных средств. Субъективная сторона этого преступления характеризуется только неосторожной формой вины (преступным легкомыслием или преступной небрежностью). Сознавая факт нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, виновный предвидит возможность причинения смерти или тяжкого вреда здоровью человека либо смерти нескольким лицам, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение либо не предвидит эти последствия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть. Приведенные положения не исключают возможности того, что сами правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств могут быть нарушены как неосторожно, так и умышленно. Если же и причинение смерти или вреда здоровью V' / V 1 w 1 V J JHL»1VV1V1I1 1—' 1111 V ХУ1 X VУ 1 V ^ х v_/ v vyi X 1Л X W XX V^^XV^XVXX X 4V сматривать как преступление против жизни, здоровья. Субъектом рассматриваемого преступления может быть только достигшее на момент совершения преступления 16летнего возраста вменяемое лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Человек признается управляющим транспортным средством как в процессе самодвижения транспортного средства, так и при его принудительном движении (на прицепе у другого транспортного средства), если он находится за пультом управления (рулевым управлением) этого транспортного средства. Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ не имеет значения правомерность или неправомерность управления транспортным средством. Лицо должно считаться управляющим транспортным средством, когда оно само его ведет или когда осуществляет управление параллельно с лицом, которого обучает вождению. В силу этого не является субъектом рассматриваемого преступления обучаемое лицо, еще не имеющее прав на управление и находящееся за рулевым управлением транспортного средства под контролем инструкторанаставника, на которого и возлагается весь комплекс обязанностей. Однако субъектом рассматриваемого преступления является не только профессиональный водитель, но и лицо, не имеющее водительских прав, как законный владелец транспортного средства, так и лицо, самовольно им завладевшее. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, совершенное при управлении ею военнослужащим или иным лицом, которое в силу специального указания закона несет ответственность за преступления против военной службы, если нарушение повлекло за собой причинение смерти, тяжкого вреда здоровью человека или смерти нескольким лицам, подлежит квалификации по ст. 350 УК РФ. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ, являются безопасные условия движения и эксплуатации транспортных средств. В роли факультативных объектов этого преступления могут выступить жизнь или здоровье людей, а равно отношения собственности. ЛJ 1VU JL W JL J» t tjy I 4 11J/VV 1 J H^lVi 111/1 JW1V Vll HtVvJlJlL>tVV J 1^/UlJV
портные средства, пути сообщения, средства сигнализации шл связи, а равно иное транспортное оборудование.
О понятии, видах и специфике транспортных средств см выше анализ ст. 263 и 264 УК РФ.
Пути сообщения представляют собой совокупность механических коммуникаций, узлов и сооружений, выступающих неотъемлемым элементом технической системы эксплуатации транспортных средств и функционально необходимых дл* обеспечения безопасного движения и эксплуатации транспортных средств (рельсы, шпалы, стрелочные переводы, взлетные полосы, причалы, дорожное полотно и т. п.).
Под средствами сигнализации понимаются механические устройства, выступающие неотъемлемым элементом технической системы эксплуатации транспортных средств и предназначенные для передачи световой или визуально воспринимаемой информации на расстояние, необходимое для создания безопасных условий управления и эксплуатации транспортных средств (семафоры, светофоры, шлагбаумы, маяки, бакены, световое ограждение взлетной полосы, сигнальные устройства, системы автоблокировки и т. д.).
К средствам связи относятся механические устройства, выступающие неотъемлемым элементом технической системы эксплуатации транспортных средств и предназначенные для передачи звуковой или графически выполненной информации, с помощью которой создаются необходимые условия безопасного движения и эксплуатации транспортных средств (ведомственные телефонные, радиотелефонные и телеграфные линии, рации, аппаратура спутниковой связи и т. д.).
Иное транспортное оборудование включает в себя вспомогательные механизмы и сооружения, выступающие неотъемлемым элементом технической системы эксплуатации транспортных средств, возводимые на путях сообщения и необходимые для создания и поддержания условий безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (мосты, виадуки, эстакады, радиолокаторы, тоннели, шлюзы и т. п.).
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием или бездействием, выражающимся в недоброкачественном ремонте или выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, обязательным
I lat i \ i i.i n imt.R, u i mni 11 111′ 111111111 w 11 ^ о л H>IV между \ a ш 11
ными действиями и последствиями.
Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования заключается в восстановлении их функциональных свойств с нарушением технологических процессов или с использованием для этих целей недоброкачественных (бракованных) деталей, приборов и других необходимых средств, которые в силу этого не соответствуют техническим требованиям, обеспечивающим безопасность работы транспорта и элементов технической системы его эксплуатации. В результате недоброкачественного ремонта транспортное средство, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование не могут выполнять свои основные функции и потому резко повышают риск опасности прежде всего для людей.
К объективной стороне данного преступления относится и выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Технически неисправным транспортное средство должно признаваться во всех случаях, когда оно имеет технические дефекты ходовой или двигательной системы (тормозной системы, рулевого управления, колес, шин и т. д.), внешних световых приборов, а также иных элементов конструкции, обеспечивающих условия безопасности движения или эксплуатации транспортного средства.
Под выпуском в эксплуатацию, о котором речь идет в ст. 266 УК. РФ, следует понимать выдачу разрешения или предписания использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности, способные создать (создающие) аварийную ситуацию и в конечном счете привести к наступлению указанных в законе тяжких последствий.
Недоброкачественный ремонт транспортного средства или выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства влекут уголовную ответственность при условии, если эти деяния повлекут причинение тяжкого вреда здоровью человека (см. об этом выше анализ ст. 264 УК РФ).
Если же деяния, о которых речь идет в ст. 266 УК РФ, повлекут смерть одного человека или двух и более лиц, содеянное надлежит квалифицировать соответственно по ч. 2 или ч. 3 ст. 266 УК РФ.
IXV’VIVV’JIDIVJ VVVX UL» 11^/VVI Jf ilvi vllll/l^ JLJL|7 V^J ViU V I. JJ Vlllim IJL V X , Z_ W
УК РФ, относится к разряду так называемых материальных со ставов, обязательным элементом объективной стороны являет ся причинная связь между деяниями и последствиями, указан ными в законе.
Субъективная сторона анализируемого состава преступление характеризуется только неосторожной формой вины по отноше нию к указанным в законе последствиям. Житейская логик; подсказывает, что недоброкачественный ремонт названных i ст. 266 УК РФ видов механизмов не исключает ни преступное легкомыслие, ни преступную небрежность. Иными словами «ремонтник» сознает, что осуществляет недоброкачественны! ремонт транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи, а равно иного транспортного оборудования, предвидит возможность наступления последствий, указанных в законе, но без достаточных на то оснований рассчитывает, что они не наступят, либо не предвидит их наступления, однако при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог это предвидеть. Что же касается выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, то он чаще всего совершается с преступным легкомыслием, ибо «ответственное» за выпуск лицо, предвидя возможность наступления названных последствий, без достаточных на то оснований рассчитывает на их предотвращение. Вместе с тем не исключается и возможность совершения рассматриваемого вида преступления и с преступной небрежностью, ибо виновный может не предвидеть наступление указанных в законе последствий в результате дачи им разрешения (распоряжения) на выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, однако при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Субъектом недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи, а равно иного транспортного оборудования может быть любое лицо, осуществляющее ремонт указанных механизмов. Субъектом же выпуска является лишь лицо, на которое действующими нормативными актами либо в силу занимаемого им служебного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств, т. е. речь в данном случае идет и с^ецншшлшн суиъссхс нрссхунлспня умслшик, дисис1чср, начальник автоколонны, инженер по безопасности движения и т. д.).