§ 2. Нарушение правил охраны неживой природы

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Нарушение правил охраны неживой природы |
§ 2. Нарушение правил охраны неживой природы

Загрязнение вод. Объектом преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ, являются отношения в области водопользования и охраны водных объектов. Основания, порядок водопользования, а также общие требования к охране водных объектов предусмотрены Водным кодексом РФ.
Предметом преступной деятельности выступают: поверхностные воды; подземные воды; источники питьевого водоснабжения.
Поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши. Поверхностные водные объекты подразделяются на:
— поверхностные водотоки — к ним относятся реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов;
— поверхностные водоемы — озера, водохранилища, болота и пруды;
— ледники — движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения;
— снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.
Подземные водные объекты — сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющих границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся: воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород; бассейн подземных вод; месторождение подземных вод.

Источниками питьевого водоснабжения являются специально устроенные водохранилища, водозаборные емкости и т. п. Для питьевого водоснабжения используются защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность таких водных объектов в качестве источника питьевого снаожения определяется государственными органами санитарноэпидемиологического надзора, с учетом возможности организации зон и округов санитарной охраны.
Объективную сторону преступления образуют: загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
Загрязнение водных объектов — это сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.
Засорение водных объектов состоит в сбросе или поступлении иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.
Истощение вод заключается в устойчивом сокращении запасов и ухудшении качества поверхностных и подземных вод.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Такие нормативы устанавливаются исходя из:
— предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
— предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условий целевого использования водного объекта.
Водный кодекс РФ устанавливает общие требования к охране водных объектов, в соответствии с которыми запрещается осуществлять сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых, других отходов; производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние; осуществлять размещение свалок, кладбищ, скотомогильников на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения и т. п. Общие положения водного законодательства конкретизируются в государственных стандартах, таких как: общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения пестицидами, минеральными удобрениями, нефтью и нефтепродуктами.
Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны. Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
В пределах водоохранных зон запрещается проведение авиационнохимических работ; обработка посевов и почвы агрохимикатами; строительство складов для хранения минеральных удобрений и ядохимикатов, горючесмазочных материалов; использование навозных стоков для удобрения почв; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, других машин и механизмов; рубка главного пользования в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Обязательным признаком объективной стороны данного преступления являются последствия в виде причинения существенного вреда животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.
При описании степени вредных последствий законодатель использует оценочное понятие, поэтому значительность причиненного ущерба определяется с учетом фактических обстоятельств дела. Ущерб сельскохозяйственному производству может выражаться в приведении в негодное состояние выпаса для скота, гибели посевов, животных, повреждении и уничтожении береговых лесонасаждений и т. п. Вред рыбным запасам — это гибель рыбы, уничтожение нерестилищ, нагульных площадей, существенное изменение вкусовых качеств рыбы, в результате чего она не может быть употреблена в пищу.
Преступление признается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий. Между загрязнением, засорением и истощением водных объектов и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.
Согласно вышеуказанному постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 250 УК РФ.
Субъективная сторона преступления выражается в форме как умысла, так и неосторожности.
Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, в том числе должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.
В качестве квалифицирующих признаков ч. 2 ст. 250 УК РФ законодателем указаны признаки, относящиеся к объективной стороне преступления, — причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных (последствия) и место совершения преступления — территория заповедника, заказника либо зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации.
Под причинением вреда здоровью понимается причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия могут объявляться водные объекты, их части и их водосборные площади, где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят изменения, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей природной среды.
Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № ЗЗФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и экологопросветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В качестве особо квалифицирующего признака, предусмотренного ч. 3 ст. 250 УК РФ, законодателем указана смерть человека. Форма вины по отношению к данному последствию может быть только неосторожной.
Загрязнение атмосферы. Объект преступления, предусмотренного ст. 251 УК РФ, — отношения в сфере охраны атмосферного воздуха и обеспечения экологической безопасности населения.
Предмет — атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельно допустимых концентраций, причинившее вред здоровью человека, должно квалифицироваться по ст. 143 УК РФ.
Объективную сторону преступления образуют: нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.
Согласно Федеральному закону от 4 мая 1999 г. № 96ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Основными компонентами, загрязняющими атмосферный воздух, являются: твердые вещества (пыль), двуокись и окись азота, двуокись серы, окись углерода, формальдегид. Источник вредных выбросов — объект, производящий эти выбросы.
Под выбросами понимается поступление вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух. Вредное (загрязняющее) вещество — химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов.
Технический норматив выброса — норматив выброса вредного вещества, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных средств и другие показатели.
Предельно допустимый выброс — норматив, который устанавливается для конкретного стационарного источника.
Если в воздухе городов и других населенных пунктов концентрация вредных веществ уже превышает ПДК, а значение предельно допустимого выброса по причинам объективного характера не может быть достигнуто, для соответствующих предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ и вводится поэтапное снижение их показателей.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании решения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных веществ устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Правила выброса вредных веществ в атмосферу считаются нарушенными при отсутствии разрешений, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями.
В целях предупреждения вреда, который может быть причинен окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека, стандартами на новые технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, которые могут оказать вредное воздействие на атмосферный воздух, устанавливаются требования охраны атмосферного воздуха.
Запрещается внедрение новых техники, технологий, материалов и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным требованиям, а также выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и окружающей природной среды не установлена.
Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов выражается в эксплуатации их без соответствующих фильтровых устройств, с неисправными фильтрами, без контрольноизмерительных приборов и т. п.
Обязательным признаком объективной стороны данного преступления являются общественно опасные последствия — загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.
Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать поступление в атмосферу или образование в ней вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
К иному изменению природных свойств воздуха следует отнести вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.
Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет, как должностное, так и недолжностное.
Квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 2 ст. 251 УК РФ, является причинение вреда здоровью человека, выразившееся в причинении легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью. Форма «www данного преступления только неосторожная, которая выражается в виде легкомыслия или небрежности.
Частью 3 ст. 251 УК РФ предусмотрено особо квалифицирующее обстоятельство — смерть человека. Преступление, квалифицируемое по данной норме, может быть совершено только по неосторожности.
Загрязнение морской среды. Объект преступления, предусмотренного ст. 252 УК РФ, — экологическая безопасность морской среды.
Местом преступления является морская среда, т. е. внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации и воды открытого моря.
Внутренними морскими водами России считаются морские воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод (территориального моря) Российской Федерации; воды портов России, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат России, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; воды заливов; бухт, губ и лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащие России.
К территориальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих России, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Иная ширина территориальных вод (территориального моря) может устанавливаться международными договорами или в соответствии с общими принципами и нормами международного права.
Открытым морем являются все морские пространства, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какоголибо государства.
Объективная сторона преступления выражается в загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.
загрязнение морской среоы означает, что уровень концентрации вредных веществ в воде превышает установленные нормативы.
Вредное вещество — вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, которое подлежит контролю на основании международных договоров Российской Федерации.
Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ. Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать загрязнение водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты. При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается: осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод; осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.
Другим видом действия, в котором может быть выражена объективная сторона этого преступления, является нарушение правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря.
Под сбросом веществ и материалов следует понимать их умышленное затопление вопреки требованиям правил охраны от загрязнения прибрежных вод морей и правил выдачи разрешений на сброс с целью захоронения в море отходов и других материалов, регистрации их характеристик и количества, определения места, времени и метода сброса. Перечень веществ, сброс которых запрещается, и нормы предельно допустимых концентраций этих веществ в сбрасываемых смесях, а также перечень отходов и других материалов, сброс которых в море в целях захоронения запрещен или допускается по специальному разрешению, установлены в приложениях к названным правилам.
Захоронение — любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
К транспортным средствам относятся:
— морские транспортные суда — грузовые, пассажирские, военные, научно-исследовательские;
— плавучие средства — технические передвижные устройства, предназначенные для выполнения отдельных видов работ;
— воздушные суда — летательные аппараты любого типа и назначения;
— платформы и другие возведенные в море искусственные сооружения — стационарные технические устройства, предназначенные для выполнения работ в море.
Захоронение и сброс токсичных веществ и материалов в водные объекты запрещается. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), допускается только после их очистки в установленном порядке. Требования к захоронению отходов и других материалов на континентальном шельфе устанавливаются Законом о континентальном шельфе Российской Федерации, в соответствии с которым такие действия (захоронение) допускаются на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды, и при обеспечении надежной локализации захороненных отходов. Иностранные государства, их физические и юридические лица могут осуществлять захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе только при наличии международного договора между Российской Федерацией и заинтересованным иностранным государством. Российские и иностранные заявители, получившие разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, имеют право производить захоронение отходов в точном соответствии с полученным разрешением и только в присутствии официального должностного лица, уполномоченного федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов на осуществление контроля за захоронением отходов и других материалов.
Преступление считается оконченным с момента загрязнения Морской среды.
Субъективная сторона преступления характеризуется только умышленной формой вины и может выражаться как в прямом, так и в косвенном умысле.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет, гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства.
В ч. 2 ст. 252 УК РФ установлена ответственность за те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам. Существенным вредом здоровью человека следует признать возникновение заболевания, вызвавшего причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда. Вред окружающей природной среде может быть признан существенным, если, например, сброс сточных вод был осуществлен в водные объекты, отнесенные к особо охраняемым территориям, в места нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных; в местах туризма, спорта и массового отдыха населения.
Особо квалифицирующим признаком в ч. 3 ст. 252 УК РФ является причинение смерти человеку. Данный состав преступления может быть совершен только с неосторожной формой вины в обоих ее видах.
Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Объектом преступления, предусмотренного ст. 253 УК РФ, являются отношения в сфере охраны природных ресурсов континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и обеспечения безопасности морского судоходства.
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.
Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 253 УК РФ, образуют:
— незаконное возведение искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации;
— незаконное создание вокруг них зон безопасности;
— нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок и сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.
Создавать перечисленные искусственные объекты на континентальном шельфе вправе федеральные органы исполнительной власти и органы федеральной власти субъектов РФ, физические и юридические лица Российской Федерации (российские заявители), а также иностранные государства, их физические и юридические лица, компетентные международные организации (иностранные заявители).
Искусственные сооружения могут быть созданы для:
— регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;
— промысла, сохранения и защиты живых ресурсов;
— проведения морских научных исследований.
Для создания искусственного сооружения необходимо разрешение, которое выдается уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр по согласованию с соответствующими федеральными органами (по рыболовству, по науке и технической политике и др.). Создание сооружения без соответствующего разрешения является незаконным.
Для иностранных заявителей устанавливаются дополнительные условия — они могут начинать работы по созданию и эксплуатации искусственных сооружений только в присутствии и под контролем представителей Российской Федерации, специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти, выдавшими разрешение.
Вокруг искусственных сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края искусственных сооружений.
Законодательство о континентальном шельфе четко регламентирует права и обязанности заявителей при создании искусственных островов, установок и сооружений, нарушение этих требований следует рассматривать как нарушение правил эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства. К ним, например, относятся:
— использование искусственных сооружений не в соответствии с выданным разрешением;
— необеспечение исправного состояния постоянных средств предупреждения о наличии искусственных островов, установок и сооружений;
— нарушение правил по удалению установок и сооружений, эксплуатация которых прекращена, и т. п.
Состав преступления законодателем сконструирован как формальный, следовательно, преступление признается оконченным с момента совершения одного из указанных в диспозиции статьи деяний.
С субъективной стороны это преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности, в зависимости от вида нарушения. Например, возведение сооружений на континентальном шельфе, создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности может быть совершено только с прямым умыслом. В этом случае лицо должно осознавать, что нарушает установленный законом порядок создания соответствующих сооружений или зон безопасности вокруг них, и желает совершить эти действия.
Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства может быть совершено как с прямым умыслом, так и по небрежности.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет, гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства.
VslllKSjSKSlby li^VVlJJllJiVJIJ’m, llj^V^J V1V1V1J/V1111V/1 V JL • z
ст. 253 УК РФ, образуют исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения.
К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации относятся минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т. е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами.
Участки континентального шельфа предоставляются заявителям, как российским, так и иностранным, для регионального геологического изучения, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов на основании лицензии, которая выдается специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр по согласованию со специально уполномоченными органами ряда ведомств (пограничной службы, обороны и др.). Проведение морских исследований без лицензии признается незаконным.
Порча земли. Объект преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ, — отношения в сфере использования и охраны земель как природного фактора, составной части окружающей природной среды.
Объективная сторона преступления выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.
Источниками отравления, загрязнения или иной порчи земли являются:
— удобрения — органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений и используемые для повышения плодородия почв. К ним относятся азотные, фосфатные, калийные удобрения;
чес кие вещества, стимулирующие рост растений путем ускорения деления клеток или их растяжения в длину. К природным стимуляторам относятся фитогормоны — ауксины, гиббереллины, цитокинины, к синтетическим — их аналоги;
— ядохимикаты (пестициды) — химические препараты для борьбы с сорняками (гербициды), с вредителями (инсектициды, акарициды, зооциды и др.), болезнями (фунгициды, бактерициды) сельскохозяйственных растений, деревьев и кустарников, зерна;
— производственные и бытовые отходы.
Экологические требования при использовании химических
веществ в народном хозяйстве предусматривают обязанность для граждан, работников предприятий, организаций соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве средства защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, выполнять установленные нормативы их использования и принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» запрещает применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую среду. Правила охраны окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека от экологически вредного воздействия химических веществ, применяемых в народном хозяйстве, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарноэпидемиологического надзора.
Одной из ответственных экологических обязанностей, которые возлагаются на хозяйствующих субъектов, является очистка, обезвреживание, утилизация и размещение производственных и бытовых отходов. Под обезвреживанием отходов понимается освобождение их от вредных примесей. Утилизация отходов означает их обезвреживание с одновременным извлечением полезных продуктов, необходимых для дальнейшего производства. Размещение отходов предполагает складирование или захоронение; складирование — размещение их на поверхноспециальных контейнерах на определенной глубине от поверхности земли.
В соответствии с вышеназванным Законом запрещается размещение (складирование и захоронение) токсичных отходов промышленности на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния окружающей природной среды.
Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 254 УК РФ необходимо установить причинную связь между загрязнением, отравлением земли в результате нарушения правил использования, хранения, транспортировки веществ, указанных в диспозиции, и наступлением общественно опасных последствий в виде причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.
Причинение вреда здоровью человека может быть выражено в заболевании, которое квалифицируется как легкий, средней тяжести или тяжкий вред. Вред окружающей среде может выразиться в гибели диких животных, птиц, в консервации деградированных и загрязненных земель, т. е. временном исключении их из хозяйственного оборота.
Субъект ивная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.
Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.
Квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 2 ст. 254 УК РФ, является место совершения преступления — зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации — их характеристика дана при раскрытии признаков, предусмотренных ч. 2 ст. 247 УК РФ.
Особо квалифицирующим признаком, предусмотренным ч. 3 ст. 254 УК РФ, законодателем признается смерть человека. Форма вины по отношению к данному последствию может быть только неосторожной.
Нарушение правил охраны и использования недр. Объектом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, являются отношения в сфере рационального использования и охраны недр.
Согласно Закону о недрах недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутстпростирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии с действующим законодательством недра предоставляются для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.
Объективная сторона преступления выражается в двух формах:
— нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.
Нарушение правил охраны и использования недр состоит, например, в несоблюдении технических проектов, планов и схем развития горных работ; выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых; нарушении стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации; неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых состоит в несоблюдении условий застройки.
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
К числу обязательных признаков объективной стороны относятся последствия в виде причинения значительного ущерба. Ущерб может заключаться в нарушении естественных свойств недр; в затратах по проведению консервации и ликвидации горнодобывающих предприятий; затратах на проведение работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.
При самовольной застройке площадей учитывается величина утраты балансовых запасов полезных ископаемых.
При характеристике субъективной стороны анализируемого преступления необходимо учитывать форму преступной деятельности. Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, причинившее значительный ущерб, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Умышлен
I lt l/1 Dnna 1V1U7IVV1 UD11D DDipayiVVna D ирлжKJ1V1 XlJll L JV VJV иI 1 I 1 V/ 1V1 у iVJLJJJLV
ле. Нарушение соответствующих правил по неосторожности может быть совершено в виде легкомыслия или небрежности.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, причинившая значительный ущерб, характеризуется только умышленной формой вины, причем к факту застройки умысел может быть только прямым, об этом свидетельствует употребление законодателем термина «самовольная застройка». Таким образом, лицо сознает, что осуществляет застройку площадей без соответствующего разрешения. К факту наступления последствий умысел может быть как прямым, так и косвенным.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет, при нарушении правил пользования недр им будет субъект предпринимательской деятельности независимо от форм собственности.