§ 2. Иные преступления против здоровья населения

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Иные преступления против здоровья населения |
§ 2. Иные преступления против здоровья населения

Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью. Основным непосредственным объектом преступления (ст. 235 УК РФ) является здоровье населения, дополнительным — здоровье конкретного человека, факультативным — жизнь человека.
Состав данного преступления — материальный. Обязательными признаками объективной стороны являются: деяние, выражающееся в занятии частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии на избранный вид деятельности; преступные последствия в виде причинения вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 235 УК РФ) и смерть человека (ч. 2); причинноследственная связь между деянием и последствиями.
Медицинская деятельность — деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней, т. е. оказание медицинских услуг. Согласно законодательству России об охране здоровья граждан, медицинские услуги включают в себя оказание профилактической, лечебнодиагностической, реабилитационной, протезноортопедической, зубопротезной помощи гражданам.

Фармацевтическая деятельность — деятельность по изучению, получению, исследованию, хранению, изготовлению и отпуску лекарственных средств.
Оказание медицинской и фармацевтической помощи гражданам производится государственной системой здравоохранения, муниципальной системой здравоохранения и частной системой здравоохранения. К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические учреждения и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Частная медицинская практика — это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной или муниципальной систем здравоохранения за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в том числе страховых медицинских организаций, в соответствии с заключенными договорами. Таким образом, частной медицинской практикой занимаются не только те медицинские работники, которые оказывают медицинские услуги в частном порядке без образования юридического лица, но и медицинские работники, работающие в медицинских кооперативах или иных лечебно-профилактических учреждениях, являющихся юридическими лицами, основанными на частной форме собственности.
К частной медицинской практике приравнивается также деятельность народных целителей, применяющих методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на утвердившихся народных традициях, но не зарегистрированные в установленном законом порядке органами здравоохранения.
Частная фармацевтическая деятельность — это деятельность по изготовлению, хранению, отпуску лекарственных средств, которая осуществляется вне фармацевтических учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Право на занятие частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности. Народные целители должны иметь диплом целителя, выдаваемый органами здравоохранения областей, краев, республик.
В соответствии с законодательством о здравоохранении, все предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензий на избранный вид деятельности. Однако отсутствие лицензии у учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения не влечет за собой уголовную ответственность. Таковая в ст. 235 УК РФ связывается только с отсутствием лицензии в системе частного здравоохранения.
Основные правила лицензирования установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Порядок и условия выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельностью устанавливаются Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30, и другими нормативными правовыми актами.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности регулируется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 416.
Согласно данным нормативным правовым актам лицензированию подлежит медицинская и фармацевтическая деятельность, осуществляемая всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Лицензия — это официальный документ, который разрешает осуществление указанного в ней вида медицинской и фармацевтической деятельности в течение установленного срока и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензирование медицинской деятельности в соответствии с вышеуказанным Положением о лицензировании медицинской деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор).
Согласно Закону о лицензировании лицензия выдается сроком на пять лет. Продление лицензии производится в том же порядке, что и получение лицензии. Лицензионный орган может приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях: обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получение лицензии, нарушении лицензиатом условий лицензирования, невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законодательством России; ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Лицензия распространяется только на территорию той области, республики или края, чей исполнительный орган выдал ее. Осуществление медицинской деятельности на территории иных субъектов РФ может осуществляться только после признания и регистрации такой лицензии исполнительным органом другого ее субъекта. При этом данный орган может отказать в регистрации лицензии, выданной органом другого субъекта РФ.
Лицензированию подлежит каждый вид деятельности, осуществляемый субъектом. В том случае, если тот или иной вид деятельности не указан в лицензии, следует считать, что он осуществляется без лицензии.
Таким образом, занятием частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии следует считать осуществление такой деятельности без лицензии вообще; в случае отказа лицензионноаккредитационной
IVUlViriVVl’lJ’i U 1»шди TV И ЦЪ 1 1 J 11 »А 5 lipV^VJl/IVVllJflV ,41, V./A A vJlJJll VV A A: A A A \J
лицензии, срок которой уже истек; осуществление деятельности при приостановленной лицензии; продолжение деятельности после аннулирования лицензии; осуществление иных видов деятельности, которые не указаны в лицензии; осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на другой административной территории, на которую не распространяется выданная лицензия.
Не образует рассматриваемый состав преступления осуществление частной медицинской практики с нарушением условий лицензирования, хотя это способно создать не меньшие опасности для здоровья населения. Например, лицензия на некоторые виды медицинских услуг выдается лишь для врачей определенной категории, скажем высшей, а также при определенном минимальном стаже работы медицинского работника. В некоторых случаях руководители медицинских кооперативов получают лицензию под одних работников, а фактически услуги оказывают другие, не обладающие необходимой квалификацией, что вполне способно причинить вред здоровью обращающихся в кооператив граждан. Следовало бы, по нашему мнению, установить ответственность за занятие частной медицинской и фармацевтической практикой не только без лицензии, но и с нарушением порядка лицензирования.
Уголовная ответственность устанавливается не за сам факт осуществления частной медицинской или фармацевтической деятельностью без лицензии, а лишь за то, что в результате таковой наступают преступные последствия. В качестве таковых в ч. 1 ст. 235 УК РФ названо причинение вреда здоровью. Вред может быть любым по тяжести: легким, средним, тяжким. Он может быть причинен хотя бы одному человеку. В ч. 2 данной статьи последствием является смерть человека. При этом самое сложное и важное при доказывании данного состава преступления будет заключаться в установлении причинноследственной связи между фактом занятия частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью без лицензии и наступившим вредом для здоровья обратившихся за помощью граждан или их смерти. Необходимо иметь в виду, что само по себе занятие частной медицинской или фармацевтической деятельностью без лицензии не способно причинить какой-либо вред здоровью человека. Причина наступления этого вреда кропел D пару^иегиалл икаоаппл iiwiviwixj.j’i. neiij./ciDj’ijiDnwyi
диагностике, нарушении рецептуры изготавливаемых лекарств и т. п.
С субъективной стороны отношение лица к факту занятия частной медицинской или фармацевтической деятельностью без лицензии только умышленное. Отношение же к последствиям — только неосторожное. Лицо относится к смерти или причинению вреда здоровью потерпевшего либо преступно небрежно (не осознает опасность своей деятельности для жизни и здоровья потерпевшего, не предвидит возможность причинения вреда здоровью или смерти, но по обстоятельствам дела могло и должно было предвидеть), либо легкомысленно (осознает опасность своего поведения, предвидит возможность наступления последствий для пациента, но без достаточных на то оснований рассчитывает их предотвратить, надеясь на реальные обстоятельства). Однако юридической конструкции двойной формы вины в данном случае нет, поскольку само по себе деяние без последствий не влечет уголовной ответственности, поэтому отношение виновного в деянию не является юридически значимым. Преступление в целом признается неосторожным. В том случае, если будет установлен прямой или косвенный умысел на причинение смерти или вреда здоровью потерпевшего, действия медицинских работников следует квалифицировать по статьям о преступлениях против личности.
Субъект данного преступления специальный. Им могут быть любые медицинские и фармацевтические работники, входящие в систему частного здравоохранения. Таковыми прежде всего являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде оказания медицинских и фармацевтических услуг без образования юридического лица. Кроме того, субъектами данного преступления являются руководители лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений, основанных на частной форме собственности, в чьи обязанности входит получение лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности.
Статью 235 УК РФ следует отграничивать от ст. 171 УК РФ, которая также устанавливает ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность без лицензирования. Данные нормы соотносятся между собой как общая (ст. 171 УК РФ) и специальная (ст. 235 УК РФ).
с том случае, если последствиями осуществления медицинской деятельности без лицензирования является причинение смерти или тяжкого вреда здоровью или вреда средней тяжести, возникает проблема соотношения ст. 235 УК РФ и ч. 2 ст. 109 УК РФ, а также ч. 2 и 4 ст. 118 УК РФ. Наиболее часто причинение смерти и вреда здоровью связано с нарушениями профессиональных обязанностей именно медицинскими работниками. По нашему мнению, субъектами данных преступлений являются медицинские и фармацевтические работники систем государственного и муниципального здравоохранения независимо от наличия или отсутствия у них лицензии на право осуществления медицинской или фармацевтической деятельности, а также работники системы частного здравоохранения, имеющие лицензию на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности. Работники системы частного здравоохранения, не имеющие лицензии на осуществление деятельности, отвечают по ст. 235 УК РФ.
Нарушение санитарноэпидемиологических правил. Основным непосредственным объектом преступления (ст. 236 УК РФ) является здоровье населения, дополнительным — здоровье конкретных граждан, факультативным — жизнь граждан.
Объективная сторона выражается в нарушении санитарноэпидемиологических правил, повлекшем по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ) или повлекшем по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК РФ).
Диспозиция анализируемой статьи — бланкетная. Основным нормативным правовым актом, регулирующим санитарноэпидемиологическое благополучие населения, является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».
Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы — это нормативные правовые акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Эпидемиологические правила — это нормативные правовые акты, устанавливающие порядок выявления, регистрации, учета, профилактики распространения эпидемий инфекционных заболеваний.
Санитарноэпидемиологические правила устанавливаются во всех сферах жизнедеятельности человека: планировка и за стройка населенных пунктов, хозяйственнопитьевое водоснаб жение населения, снабжение населения продуктами питания i промышленными товарами, захоронение, переработка и обез вреживание производственных и бытовых отходов, строитель ство и эксплуатация производственных, общественных зданю и сооружений и помещений и т. п. Поэтому санитарноэпиде миологические правила устанавливаются очень многими за конами и иными нормативными правовыми актами, в числ< которых федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7Ф^ «Об охране окружающей среды», от 12 января 1996 г, № 8Ф: «О погребении и похоронном деле», Закон РФ от 14 мая 1993 г № 49791 «О ветеринарии» и др. Контроль за соблюдением санитарноэпидемиологическю правил осуществляют органы государственного и ведомственного санитарноэпидемиологического контроля, а также производственного и общественного контроля. Возглавляют систелп контроля органы Государственной санитарноэпидемиологической службы. Нарушение санитарноэпидемиологических правил може! заключаться как в действии, так и в бездействии. Примерами активного нарушения санитарноэпидемиологических правил являются продажа мяса, молока, других продуктов питания от животных, зараженных той или иной инфекцией, способной передаваться людям; загрязнение воздуха, питьевой воды болезнетворными организмами; захоронение бытовых или производственных отходов в местах или способами, способными привести к массовым заболеваниям или отравлениям людей, и т. п. Однако чаще всего нарушение правил выражается в бездействии, т. е. невыполнении санитарных правил при производстве работ, оказании услуг, строительстве и т. п. Например, непроведение дезинфекции посуды в предприятиях общественного питания, неуничтожение зараженных продуктов, невыполнение предписания работников санитарноэпидемиологических служб и др. Нарушение санитарноэпидемиологических правил влечет уголовную ответственность лишь в том случае, если в результате их нарушения последовали указанные в законе последствия. Массовое заболевание людей. Заболевание — это расстройство здоровья человека, нарушение правильной деятельности организма. заболевания считаются массовыми, если той или инои болезнью заболело большое количество людей. Критерии массовости заболевания устанавливаются эпидемиологическими нормами. Заболевания делятся на инфекционные, неинфекционные, профессиональные. Массовое заболевание инфекционными, т. е. заразными, заболеваниями называется эпидемией. Отравления — это группа заболеваний, обусловленная воздействием на организм группы ядовитых веществ различного происхождения. Отравление может быть химическим, бактериологическим, производственным, бытовым, лекарственным, пищевым и т. п. Отравление считается массовым, если ему подверглось большое количество людей. В ч. 2 ст. 236 УК РФ в качестве более тяжкого последствия названа смерть хотя бы одного потерпевшего. Для вменения ст. 236 УК РФ важно установить причинноследственную связь между фактом нарушения лицом санитарноэпидемиологических правил и наступившими последствиями. Поскольку норма является бланкетной, то как для установления самого факта нарушения санитарноэпидемиологических правил, так и для установления факта массовых отравлений и заболеваний и для установления причинноследственной связи между двумя эти явлениями необходимо производство экспертизы. Характер экспертизы обусловливается характером нарушенных правил. Она может быть градостроительной, экологической, химической, пищевой, метрологической и т. п. Субъективнаясторонахарактержзуетсянеосторожнойформой вины по отношению к преступным последствиям. Лицо либо не предвидит последствий нарушения им санитарноэпидемиологических правил, но должно было и могло их предвидеть, либо предвидит возможность последствий, но без достаточных на то оснований рассчитывает предотвратить эти последствия. Само нарушение санитарноэпидемиологических правил может быть как умышленным, так и неосторожным, но отношение к ним не имеет юридического значения, поскольку ответственность за их нарушение законодатель связывает только с наступлением указанных в законе последствий. Субъект данного преступления может быть как общий, так и специальный. Специальный субъект — это лицо, на которое возложены в установленном законом порядке обязанности по соблюдению санитарноэпидемиологических правил. Такие лица могут быть должностными и недолжностными. Для должност ных лиц при определенных обстоятельствах возможна совокуп ность ст. 326 УК РФ и должностных преступлений. В том случае, если в результате нарушения специальные субъектом санитарноэпидемиологических правил наступав' смерть потерпевшего, возникает проблема разграничения ч. , ст. 236 УК РФ с ч. 2 ст. 109 УК РФ. Представляется, что дан ные нормы соотносятся между собой как общая (ст. 109 УК РФ) и специальная (ст. 236 УК РФ) нормы. Предпочтение i данном случае должно отдаваться специальной норме. Статью 236 УК РФ следует также разграничивать со ст. 23? УК РФ. Федеральный закон «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» нормы и требования к выпуску и реализации товаров населению также относит к санитарноэпидемиологическим. Поэтому ст. 238 УК РФ следует рассматривать как более специальный вид нарушения санитарноэпидемиологических правил. Кроме того, в ст. 238 УК РФ последствия не носят массовый характер. Вред в этом случае причиняется одному или нескольким лицам, но не многим лицам, как это установлено в ст. 236 УК РФ. В том случае, если выпуск или продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг повлекли за собой массовые заболевания или отравления людей, действия следует квалифицировать по ст. 236 УК РФ. Большие трудности вызывает разграничение данных преступлений в случае причинения вреда по неосторожности хотя бы одному человеку (ч. 2 ст. 236 и ч. 2 ст. 238 УК РФ). В данном случае разграничение можно провести по следующим признакам. Статья 236 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение многочисленных норм, установленных санитарноэпидемиологическими правилами. В ней речь идет о всех санитарных правилах, тогда как в ст. 238 УК РФ — только о тех из них, которые связаны с выпуском и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Если смерть наступила именно в результате нарушения санитарноэпидемиологических правил, допущенного при производстве товаров или оказании услуг, действия следует квалифицировать по ст. 238 УК РФ. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей. В соответствии с законодательством о санитарноэпидемиологическом благополучии населения граждане России имеют право при обращении на предприятия и в организации на получение от них полных и дис I и верных введении, и с ос I и ям и и иреды ииигании и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; о принимаемых мерах по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия и их результатах, о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воде. В свою очередь предприятия и организации, их должностные лица обязаны обеспечивать население информацией о санитарноэпидемиологическом благополучии. Таким образом, основным непосредственным объектом данного преступления (ст. 237 УК РФ) является здоровье населения. Право граждан на получение достоверной и полной информации следует признать дополнительным объектом. Здоровье отдельной личности может быть признано факультативным объектом. Предметом анализируемого преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. События, факты и явления, создающие опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды, весьма многообразны и многоплановы. Так. согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайными признаются ситуации, которые могли повлечь или повлекли человеческие жертвы, ухудшение здоровья людей или окружающей среды, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации могут иметь природный характер. Таковые образуются в результате опасного природного явления или стихийного бедствия (наводнение, землетрясение, шторм, ураган, паводок, засуха и т. п.). Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в результате производственной деятельности человека (аварии, крушения, катастрофы). Наконец, чрезвычайные ситуации могут носить и социальный характер и вызываться такими явлениями, как забастовка, массовые беспорядки, вооруженные конфликты и т. п. Названный Закон обязывает органы, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации о грозящих и возникших чрезвычайных ситуациях. AV лишчршии,!!!! v 1 I1/1/V, Jt 1 /IU^IVJ 1 11/1/v, v> 41W I I I,x 1 /v
опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающий среды, вышеупомянутый Закон также относит информацию о радиационной, химической, медикобиологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующей территории.
Если проанализируем другие федеральные законы, заметим, что, например, Закон о санитарноэпидемиологическом благополучии населения к информации о фактах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, относит информацию о:
— предельно допустимой концентрации вредных химических веществ в атмосферном воздухе, в жилых и производственных помещениях, в питьевой и технической воде, в почве и продуктах питания;
— предельно допустимых нормах вредных физических воздействий (вибрации, шума);
— предельно допустимом уровне радиационного воздействия;
— вредных биологических воздействиях на продукты питания, воду, наличии микроорганизмов и иных возбудителей заболеваний в воде.
Закон об охране окружающей среды устанавливает нормативы предельно допустимых воздействий на природную среду. Среди них предельно допустимые нормативы (нормы):
— выбросов и сбросов вредных веществ;
— уровней магнитных полей и иных вредных физических воздействий;
— применения агрохимикатов в сельском хозяйстве;
— нагрузки на окружающую природную среду;
— санитарных и защитных зон.
Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, выражается в сокрытии информации и искажении информации. Сразу же следует отметить, что все вышеуказанные законы устанавливают ответственность должностных лиц за сокрытие информации, несвоевременное предоставление информации и предоставление заведомо ложной информации. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 237 УК РФ, не устанавливает ответственность за несвоевременное предоставление информации, хотя именно своевременность имеет огромное значение для предот
IUJJ, VI111/1 V_’/l\l 1U1/V 1JJJ liJl/V HV/VJIV^VIUIIH /IVt 1 vj 1 111 t 1 «J^V^/V
вья населения.
Под сокрытием информации следует понимать как пассивное умалчивание о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья граждан или для окружающей среды, так и активное поведение должностного лица, выразившееся в отказе от предоставления имеющейся в его распоряжении информации, принятии решения о включении данной информации в документы, засекречивающие данную информацию, например признание ее государственной, служебной или коммерческой тайной.
Под искажением понимается предоставление заведомо ложной информации, такой, которая не соответствует действительности. Например, сообщение в средствах массовой информации о том, что уровень радиации не создает опасности для жизни и здоровья населения, тогда как в действительности он превышает допустимые нормы.
Состав данного преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента сокрытия или искажения информации. Наступления какихлибо вредных последствий для населения или окружающей среды в рамках основного состава преступления не требуется.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, при котором лицо сознает, что оно скрывает или искажает информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды, которую оно обязано доводить до населения, и желает этого. Мотивы, которыми руководствуется лицо, скрывая или искажая информацию, могут быть любые. Чаще всего это ложно понятые интересы службы.
Субъектом данного преступления являются лишь лица, обязанные обеспечивать вышеуказанной информацией население либо органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности. Так, вышеупомянутый Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возлагает такую обязанность на Должностных лиц единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Закон об охране окружающей среды к числу таковых относит федеральные органы, уполномоченные в сфере охраны окружающей среды, и их территориальные подразделения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 54871 и Закон о санитарноэпидемиологической безопасности населения России обязывают обеспечивать информацией органы санитарноэпидемиологического надзора, органы местного самоуправления и иные.
Представляется, что такая обязанность для данного лица должна носить нормативный характер, что по конкретному уголовному делу должно доказываться с помощью выписок из законов, нормативных актов и должностных инструкций лица.
Квалифицирующие признаки данного состава преступления характеризуют субъект или последствия данного преступления.
Сокрытие или искажение информации рассматривается в качестве квалифицированного состава, если оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Понятие указанных субъектов дано в п. 2 примечания к ст. 285 УК РФ.
К числу последствий закон относит причинение вреда здоровью человека и иные тяжкие последствия.
Причинение вреда здоровью человека предполагает причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью человека, заражение инфекционными, профессиональными, иными заболеваниями, отравления людей. Иные тяжкие последствия могут выражаться в причинении материального ущерба, уничтожении или повреждении государственного имущества, имущества физических и юридических лиц; в затратах на восстановительные работы, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые можно было бы избежать в случае своевременного получения информации; в причинении экологического вреда (загрязнение воздуха, воды, земли, уничтожение и повреждение флоры и фауны); социального вреда (массовые беспорядки, паника, возникшая в результате отсутствия информации или ее искажения); физического вреда (причинение вреда большому количеству людей, возникновение эпидемии и т. п.).
В случае причинения вреда здоровью человека либо наступления иных тяжких последствий необходимо устанавливать причинноследственную связь между сокрытием или искажением информации и наступившими последствиями.
Субъективная сторона ч. 2 ст. 237 УК РФ характеризуется умышленной формой вины. Лицо сознает, что скрывает или искажает информацию о сооы i них, фактах и явлениях, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, а равно для окружающей среды, предвидит возможность наступления последствий для здоровья или жизни людей, окружающей среды, не желает, но сознательно допускает их наступление, безразлично к ним относится или надеется на случайное стечение обстоятельств.
Представляется, что в ст. 237 УК РФ законодатель сформулировал специальный вид должностного злоупотребления, который в виде общей нормы дан в ст. 285 УК РФ. В связи с этим квалифицировать деяния по совокупности данных статей нет необходимости.
Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, являются здоровье населения, дополнительным — право потребителей на безопасность приобретаемых товаров, работ и услуг, факультативными — имущественные права потребителя, установленный законом порядок сертификации продукции, здоровье и жизнь потребителей.
Данная норма носит бланкетный характер, поэтому основные понятия и термины, используемые при анализе состава данного преступления, основываются на положениях Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2ФЗ), Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184ФЗ «О техническом регулировании» и иных нормативных правовых актов, посвященных стандартизации и сертификации товаров, работ и услуг.
В качестве предмета преступления выступают товары, работы и услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, а также официальные документы, удостоверяющие соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.
Товар — продукт труда, произведенный для продажи, обладающий потребительской стоимостью.
Работа — производственная деятельность по созданию или обработке чеголибо. Применительно к анализируемому составу под выполнением работ понимаются строительные, ремонтные работы и т. п.
В данном случае речь идет об оказании жилищнокоммунальных, бытовых, медицинских и иных услуг населению.
Предметом преступления являются не любые товары, работы и услуги, а только те, которые не отвечают требованиям безопасности. Безопасность продукции — это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Однако предметом преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, являются только те предметы, которые могут причинить вред именно жизни и здоровью граждан. Иные товары, работы и услуги, создающие опасность для окружающей среды либо для имущества потребителя, предметом данного преступления быть не могут.
Официальными документами, подтверждающими соответствие указанных товаров, работ и услуг требованиям безопасности в соответствие с действующим законодательством, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии.
Потерпевшим в данной статье назван потребитель, под которым понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар, работа и услуга при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации были безопасны для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также не причиняли вред имуществу потребителя.
Требования к качеству товаров, работ и услуг, в том числе и в первую очередь тех, которые обеспечивают безопасность товаров для жизни и здоровья потребителей и носят обязательный характер, содержатся в технических регламентах. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда здоровью потребителя устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механичеэлектрическую, ядерную и радиационную безопасность.
Порядок разработки и принятия технических регламентов установлен вышеуказанным Законом о техническом регулировании. На территории России действуют также международные и национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, общероссийские классификаторы техникоэкономической и социальной информации, стандарты организаций.
Однако требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, содержатся только в технических регламентах.
Согласно названным законам о защите прав потребителей и о техническом регулировании товар, работа или услуга, на которые техническими регламентами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, подлежат обязательному подтверждению на соответствие требованиям технических регламентов.
Порядок подтверждения соответствия установлен вышеуказанным Законом о техническом регулировании, который различает два вида подтверждения соответствия — добровольное и обязательное. Добровольное проводится по инициативе заявителя для установления соответствия товаров, работ и услуг требованиям национальных стандартов, стандартам организаций, условиям договора. Подтверждение соответствия продукции и услуг требованиям технических регламентов, в которых установлены обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, носит обязательный характер.
Номенклатура продукции, товаров, работ и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждается Правительством РФ. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии либо обязательной сертификации. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.
Реализация продукции, выполнение работ и оказание услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, без сертификата соответствия либо декларации о соответствии, выданных в установленном законом порядке, запрещается.
Объективная сторона анализируемого состава преступления заключается:
— в производстве товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей в целях их сбыта;
— хранении указанных товаров в целях их сбыта; их перевозке в целях сбыта;
— сбыте товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности;
— выполнении работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей;
— оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей;
— неправомерной выдаче официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности;
— неправомерном использовании такого документа.
Под производством понимается деятельность предприятия по изготовлению, выработке, созданию товара. При этом под производством в широком смысле слова понимается изготовление товара в любом количестве, в то время как под производством в узком смысле этого слова обычно понимается серийное изготовление товара. Под производством применительно к данной статье понимаются и серийное, и штучное (единичное) изготовление товара. Следует также обратить внимание на то, что по действующему законодательству ответственность устанавливается именно за производство, изготовление товара, не отвечающего требованиям безопасности, а не за выпуск его в продажу, как было ранее. Поэтому объективная сторона данного деяния считается оконченным составом преступления с момента изготовления товара, независимо от того, выпущен ли он в продажу. Однако с субъективной стороны диспозиция статьи предусматривает специальную цель — сбыт произведенной продукции. В связи с этим так называемый внутризаводской брак, не поступивший в продажу и не предназначенный для сбыта, не может образовывать состав анализируемого преступления.
Хранение — это любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, во владении виновного, фактическое обладание данными предметами определенное время. Длительность данного обладания для признания деяния преступным значения не имеет, равно как и место хранения подобных товаров — в специально оборудованных складских помещениях, в необорудованных помещениях, в жилище, в других местах. Главное, что хранение производится с целью сбыта данных товаров.
Под перевозкой следует понимать умышленные действия по перемещению товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства. Перевозка также должна осуществляться с целью последующего сбыта данного товара.
Сбыт представляет собой любой способ отчуждения товаров. Наиболее часто сбыт выражается в заключении договора купли-продажи товаров в оптовой или розничной торговле. Однако сбыт может выражаться также в заключении и выполнении договоров контрактации, поставки продукции, переработки давальческого сырья, мены, уплаты долга и ряде других гражданско-правовых договоров.
Выполнение работ представляет собой процесс производства и переработки, обработки какихлибо вещей. Объективную сторону образуют как сам процесс выполнения работ, не отвечающих требованиям безопасности, например обработка химикатами или иными веществами без соблюдения установленных правил, так и результат этой работы — получение готовой продукции, которая также не отвечает требованиям безопасности (построенное помещение по своим санитарным нормам не отвечает требованиям безопасности).
Оказание услуг — это выполнение определенной работы, результатом которой не является вещь материального мира. Это коммунальные услуги, бытовые, почтовотелеграфные, гостиничные и т. п. Объективную сторону могут образовывать сам процесс оказания услуги, если он не отвечает требованиям безопасности, и результат оказания данной услуги, также создающий опасность для жизни и здоровья граждан.
Неправомернаявыдачаофициальногодокумента,удостоверяющего соответствиеуказанных товаров,работ и услуг требованиям безопасности, установленным техническими регламентами. Порядок подтверждения соответствия товаров, работ и услуг и выдачи официальных документов по его результатам устанавливается вышеупомянутым Законом о техническом регулировании и рядом подзаконных актов.
Если порядок подтверждения соответствия, определенный законодательством, полностью соблюден, выдача документов будет носить законный характер.
Выдача сертификата соответствия и декларации о соответствии признается незаконной во всех случаях нарушения порядка подтверждения соответствия. Это могут быть выдача сертификата соответствия без проведения испытаний, исследований и измерений, если они являются необходимыми; некачественное или неполное проведение испытаний; проведение испытаний и исследований по иным методикам, нежели установленные органами сертификации; выдача сертификатов соответствия неаккредитованными органами и испытательными центрами и т. п.
Неправомерное использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ и услуг требованиям безопасности, означает использование сертификата соответствия и декларации о соответствии, полученных незаконным путем, либо использование поддельного сертификата, сертификата, срок действия которого истек, сертификата, действие которого приостановлено или прекращено, использование сертификата, выданного на другую партию аналогичной продукции.
Неправомерное использование официальных документов могут осуществлять как изготовители, оптовые продавцы, посредники, так и продавцы товаров.
Состав данного преступления — формальный. Уголовная ответственность наступает за сам факт совершения перечисленных в диспозиции статьи деяний, независимо от наступления преступных последствий.
Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется умышленной формой вины. Действия, перечисленные в диспозиции статьи, совершаются умышленно: лицо сознает, что производит, хранит, перевозит или сбывает товары и продукцию, выполняет работы, оказывает услуги, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, сознает опасность этих действий для жизни и здоровья населения и желает совершить эти действия. Аналогично умышленная форма вины конструируется применительно к неправомерной выдаче или неправомерному использованию официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.
Субъект преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ, всегда является специальным. Однако признаки специального субъекта меняются в зависимости от формы объективной стороны. Субъектом производства товаров, оказания услуг, выполнения работ являются руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, которые занимаются производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг. Субъектом могут также быть лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производящие продукцию, выполняющие работы или оказывающие услуги.
При хранении товаров субъектами могут быть работники складских помещений, владельцы жилищ, подсобных помещений, в которых производится хранение товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Субъектами перевозки — водители автомашин, экспедиторы, иные перевозчики, если они осознавали, что перевозят товары, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, предназначенные для сбыта. Субъектами сбыта — работники оптовых и розничных торговых организаций, реализующих товары потребителям. Таковыми являются руководители предприятий, товароведы и иные лица, принимающие товар по качеству и обязанные проверять соответствие товаров установленным требованиям, а также лица, принимающие решения о продаже таких товаров (завотделами). Продавцы и реализаторы могут быть субъектами данного преступления лишь в случае, если согласно установленным требованиям именно на них лежала обязанность по проверке соответствия товаров установленным требованиям.
При выдаче официальных документов, подтверждающих соответствие товаров, работ и услуг требованиям технических регламентов, субъектами данного преступления являются работники органов сертификации, имеющие право на выдачу таких документов.
При использовании официальных документов субъектами могут быть как руководители предприятийизготовителей, производителей работ, так и посредники, а также руководители торговых организаций.
Квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 238 УК РФ, включает в себя три признака. Это совершение преступления:
1) группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой. Понятие группы лиц по предварительному сговору и организованной группы в данном составе преступления полностью совпадает с понятием данных видов соучастия в ст. 35 УК РФ;
2) в отношении товаров, работ и услуг, предназначенных для детей в возрасте до блет (к примеру, молочные смеси, заменители молока, соки, каши, фруктовые смеси, детское белье, подгузники, средства ухода за малышами и т. д.);
3) повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
Понятие тяжкого вреда здоровью человека соответствует признакам ст. 111 УК РФ. Отношение к последствиям в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти должно быть только неосторожным: либо в виде преступного легкомыслия (лицо предвидело абстрактную возможность наступления последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо смерти человека, не желало их наступления, однако без достаточных к тому оснований рассчитывало на их предотвращение), либо в виде преступной небрежности (лицо не предвидело наступления преступных последствий, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть). В квалифицированном составе данного преступления присутствует конструкция двойной формы вины. Если в ходе расследования дела будет установлена умышленная форма вины по отношению к последствиям, действия виновного следует квалифицировать по статьям об умышленном убийстве или умышленном причинении тяжкого вреда здоровью человека.
Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 238 УК РФ) характеризуется действиями, повлекшими по неосторожности смерть двух или более лиц.
Во всех случаях наступления последствий требуется установление причинноследственной связи между производством, хранением, перевозкой или сбытом товаров, выполнением работ и оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и наступившими последствиями.
Отношение виновного к последствиям должно быть только неосторожным. В случае установления умысла по отношению к последствиям действия следует квалифицировать как умышленное причинение вреда и умышленное убийство.
Организация объединения, посягающего на личность и права гралдан. Основным непосредственным объектом данного преступления (ст. 239 УК РФ) является здоровье населения, законные права и интересы граждан. Дополнительным объектом — общественные отношения, регулирующие порядок создания и деятельности общественных и религиозных объединений. Факультативным объектом — здоровье граждан.
Объективная сторона выражается в:
— создании религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, или к совершению иных противоправных действий;
— руководстве таким объединением;
— участии в деятельности таких объединений;
— пропаганде деяний, предусмотренных основным составом.
Понятие общественного или религиозного объединения дается Федеральным законом о некоммерческих организациях. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Порядок создания и функционирования таких организаций определяется вышеназванным Законом, а также Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которым общественное объединение определено как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
В Законе об общественных объединениях содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Однако Уголовный кодекс РФ устанавливает дополнительный запрет на создание и деятельность организаций, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, или к совершению иных противоправных действий.
Под насилием в данной статье следует понимать как физическое, так и психическое насилие, т. е. угрозу применения физического насилия. Насилие может быть: не опасным для жизни и здоровья граждан; связанным с незаконным лишением свободы, причинением физической боли, телесных повреждений, не повлекших за собой расстройства здоровья. Насилие, опасное для жизни, заключается в причинении гражданам легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, в лишении их жизни, а также угрозе причинения такого вреда. Угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, побои, причинение легкого вреда и вреда средней тяжести охватываются составом ст. 239 УК РФ и дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности не требуют. Причинение тяжкого вреда и умышленное убийство следует квалифицировать по совокупности статей.
К насилию следует отнести также изнасилование и насильственные действия сексуального характера. Иное причинение вреда здоровью граждан заключается в ненасильственном причинении вреда здоровью человека. Это могут быть догмы, проповедующие отказ от пищи, от соблюдения необходимых для существования человека санитарногигиенических требований, употребление в пищу непригодных веществ, использование для совершения религиозных обрядов веществ, причиняющих вред здоровью человека (одурманивающие газы, ядовитые вещества и т. п.).
Как иное причинение вреда здоровью граждан следует расценивать случаи самоистязания, самобичевания, проповедуемые некоторыми религиозными и общественными объединениями. Рассматривать такие способы причинения вреда здоровью человека как применение насилия нельзя, поскольку в уголовном праве насилие понимается только как противоправное воздействие на тело другого человека, а в этом случае речь идет об аутоагрессии.
Побуждение граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей — это призывы и проповеди отказа от прохождения службы в армии, получения пенсии, работы в государственных органах, отказ от родителей или детей, от исполнения законов и т. п.
Побуждение к совершению иных противоправных действий — проповеди культа насилия, жестокости, а также призыв к совершению преступлений и правонарушений.
Объективная сторона анализируемого состава преступления заключается в создании таких объединений. Создание — это любая деятельность, направленная на организацию религиозного или общественного объединения, заключающаяся в вовлечении в них участников, выработке идеологии деятельности такой группы, в некоторых случаях в регистрации такого объединения в установленном законом порядке, объединении участников группы, создании организационных структур.
Уголовная ответственность связывается с самим процессом создания группы, а не с результатами организационной деятельности. Ответственность наступает и тогда, когда группа еще не оформилось, не сформировалась окончательно.
Ответственность за создание таких объединений несут лица, являющиеся идеологами и организаторами данной группы.
Руководство объединением представляет собой деятельность одного или нескольких лиц, направленную на руководство членами группы, обеспечение объединения финансовыми средствами, отправление обрядов и соблюдение правил поведения, принятых в группе, прием в объединение новых членов, координацию деятельности структурных подразделений объединения. Чаще всего руководство объединением осуществляют те лица, которые создали его. В этом случае они несут ответственность за оба эти деяния. Если объединением руководит лицо, не создававшее группу, оно отвечает только за руководство данным объединением.
Участие в деятельности религиозного или общественного объединения предполагает не только членство в данных объединениях, но и активное участие в их деятельности, в собраниях, отправлении обрядов, предоставлении финансовых средств для существования группы, вербовке новых членов объединения.
lipunutunuu — ли дсяхслыписхь у час i лика даппию ииьсди
нения либо лица, его участником не являющегося, но поддерживающего идею и установки объединения, распространяющего идеи, учения объединения среди населения. Речь идет о пропаганде самих идей насилия над личностью, отказа от исполнения гражданских обязанностей, призывах к совершению преступлений и правонарушений. Пропаганда самого религиозного или общественного объединения должна рассматриваться как вербовка новых членов этих объединений и квалифицироваться как создание объединения или участие в нем.
Субъективная сторона выражается в прямом умысле.
Субъектом данной формы могут быть как участники объединения, так и лица, не состоящие в нем. В целом субъект данного преступления — общий: вменяемое физическое лицо, достигшее 16летнего возраста.