§ 8. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые путем незаконного обращения с валютными ценностями, а также драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом

| Правовой портал "Правопорядок" | § 8. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые путем незаконного обращения с валютными ценностями, а также драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом |
§ 8. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые путем незаконного обращения с валютными ценностями, а также драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Объектом преступления (ст. 191 УК РФ) являются в данном случае общественные отношения, регулирующие права владения, пользования и распоряжения на территории России драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом. Отношения, возникающие в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, регулируются в настоящее время Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Предмет преступления — драгоценные металлы, природные драгоценные камни, а также жемчуг. Согласно названному Закону к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических’ соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; к драгоценным камням — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются также уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Драгоценные металлы могут выступать предметом преступления в следующем виде: в стандартных и мерных слитках; е минеральном и вторичном сырье, содержащем золото и серебро, в виде полуфаорикатов, содержащих золото и сереоро, не относящихся к ювелирным и иным бытовым изделиям; в виде полуфабрикатов, содержащих золото и серебро и используемых для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и бытовые изделия).
Не являются предметом анализируемого преступления драгоценные металлы, содержащиеся в монетах; в ювелирных и иных бытовых изделиях; в ломе ювелирных и иных бытовых изделий; сусальное золото, представляющее собой тончайшие пленки золота, наносимые на изделия в декоративных целях. К монетам, находящимся на территории России, относятся при этом: золотой червонец, выпущенный в обращение Госбанком СССР на основании Декрета СНК РСФСР от 26 октября 1922 г. «О чеканке золотых червонцев»; монеты из драгоценных металлов, выпущенные в обращение в СССР в период с 1977 по 1991 г. и формально находящиеся в обороте; памятные и юбилейные монеты Российской Федерации, выпущенные в обращение начиная с 1992 г. Основными признаками любой монеты являются наличие номинала — обозначения достоинства или нарицательной стоимости и выполнение функций законного средства обращения и средства платежа.
К драгоценным камням как к предмету анализируемого преступления могут быть приравнены: сырые отсортированные и оцененные, обработанные (ограненные вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения); рекуперированные (извлеченные из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов).
Жемчуг — только ориенталь и речной, масса которых, как и масса драгоценных камней, исчисляется в каратах. Не относится к предмету данного преступления культивированный, кафимский и другой жемчуг, исчисляемый в граммах, кустарные изделия из жемчуга, а также жемчуг ориенталь и речной, подвергшиеся механической обработке, в том числе и кустарным способом.
Оборот признается незаконным, если нарушает порядок владения, пользования и распоряжения драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, либо жемчугом, установленный законодательством Российской Федерации, противоречит установленному порядку их хранения, перевозки или пересылки.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, включает в себя две разновидности самостоятельных действий:
— совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо жемчугом в нарушение правил, установленных законодательством России;
— незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней в любом виде, состоянии, за исключений ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий. Объективную сторону образует совершение сделки с любым нарушением норм, регулирующих порядок совершения сделок с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями.
Сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом — это действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога. Законность или незаконность сделки зависит в данном случае от двух факторов: предмета сделки и субъекта, ее совершающего.
Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней признается Российская Федерация. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа (процесса очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведения драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории России, или международным стандартам) также сохраняется за их первоначальными сооственниками, если иное не оговорено условиями сделок.
Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми Законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях и соответствующими договорами (подробнее см. гл. V Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях).
Сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями, к которым в настоящее время относятся не только купляпродажа, обмен и использование в качестве средства платежа указанных драгоценных металлов и драгоценных камней, но и любые иные сделки, может совершать лишь тот круг лиц, что очерчен Законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, равно как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома этих изделий, не образуют объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, а при наличии соответствующих признаков могут образовывать незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ).
Помимо сделок, совершаемых в нарушение указанных выше правил, объективная сторона рассматриваемого преступления включает незаконное хранение, перевозку или пересылку драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга.
Хранение — это любые действия виновного, связанные с нахождением у него драгоценных металлов или драгоценных камней. Перевозка — перемещение с одного места в другое любым видом транспорта, но обязательно с личным участием. Пересылка — перемещение предметов преступления с одного места на другое, без личного участия, путем использования средств связи и сообщения.
В соответствии со ст. 29 Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях организации, осуществляющие геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычу, производство, использование и обращение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, организуют охрану указанных ценностей, а также продукции из них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Для этого указанные предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны проводить мероприятия по укреплению объектов, на которых осуществляются операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, оснащению их специальными техническими средствами охраны, сигнализации и связи, создавать собственные охранные службы, а при невозможности их создания заключать договоры о предоставлении услуг с организациями, специализирующимися в области деятельности по
охране объектов.
Слитки золота и серебра, изделия, содержащие золото и серебро и не относящиеся к ювелирным и другим бытовым изделиям, полуфабрикаты, содержащие золото и серебро и используемые для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия), подлежат хранению в помещениях, оборудованных в соответствии с требованиями, установленными соответствующими государственными органами. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней (за исключением хранения в уполномоченных банках) может осуществляться только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для их хранения. Таким образом, хранение будет незаконным, когда оно осуществляется неспециализированными предприятиями или лицами, не имеющими на это права по закону; когда нарушается порядок хранения и инвентаризации природных драгоценных металлов и драгоценных камней.
Транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в места хранения, фонды и запасы осуществляется воздушным, водным, железнодорожным и специальным автомобильным транспортом, оборудованным соответствующими техническими средствами, в сопровождении вооруженной охраны. Оборудование специального автомобильного транспорта должно обеспечивать безопасность указанных грузов. Требования к оборудованию специального автомобильного транспорта, за исключением специального автомобильного транспорта служб безопасности и инкассации банков, устапашшоаги11/Л 411 ч iu11iii>11v уиилпимичиппвш vj’4,} AL I m l ni \i upia
HOM исполнительной власти по согласованию с органами внутренних дел.
По установленным правилам минеральное сырье подлежит транспортировке только на перерабатывающие предприятия и аффинажные заводы, а производят транспортировку только специализированные предприятия, обладающие техническими возможностями для перевозки драгоценных металлов. Аналогично решается вопрос и в отношении транспортировки вторичного сырья, содержащего золото и серебро.
Транспортировка слитков, изделий, содержащих золото и серебро (за исключением ювелирных и иных бытовых изделий), полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы, осуществляется только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для их хранения и перевозки и только в установленном правовыми предписаниями порядке. Транспортировка драгоценных металлов в нарушение указанных установленных правил также должна соответственно считаться незаконной.
Пересылка является незаконной в любом случае. И, думается, это не требует подробных объяснений. Особый режим хранения, инвентаризации и перевозки делает недопустимым любую почтовую пересылку драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга.
По конструкции состав анализируемого преступления относится к формальным. Преступление следует считать оконченным с момента совершения любого из деяний, предусмотренных диспозицией нормы.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает незаконные действия по обороту драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, и желает их совершить. Мотив преступления на квалификацию не влияет и может быть учтен судом лишь при назначении наказания.
Часть 2 ст. 191 УК РФ предусматривает квалифицированный состав преступления. Квалифицирующими признаками являются: совершение преступления в крупном размере (п. «б»); группой лиц по предварительному сговору, организованной группой (п. «в»). Крупным размером в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ признается стоимость драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, в отношении которых совершен незаконный оборот, превышающая 250 тыс. руб. Понятия «группа лиц по предварительному сговору», «организованная группа» даны в ст. 35 УК РФ.
Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. Объектом преступления (ст. 192 УК РФ) являются общественные отношения в области финансовой деятельности государства.
Предмет данного преступления — драгоценные металлы и драгоценные камни, которые могут быть добытыми из недр; полученными из вторичного сырья; поднятыми и найденными в пределах территории, на которой производится промышленная разработка недр, или вне ее.
Согласно Закону о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, регулируются вышеназванными законами о недрах, о драгоценных металлах и драгоценных камнях, а также рядом других федеральных законов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Понятие драгоценных металлов и драгоценных камней дано при анализе ст. 191 УК РФ.
Вторичное сырье — это лом и отходы переработки минерального сырья, содержащие драгоценные камни и металлы. Способ получения драгоценных металлов и камней из вторичного сырья может быть любым.
Особое значение приобретает в настоящее время выделение из категории драгоценных металлов — уникальных самородков, а из категории драгоценных камней — уникальных драгоценных камней, порядок и критерии отнесения которых к категории уникальных устанавливаются Правительством РФ.
С объективной стороны преступление характеризуется самостоятельными разновидностями преступного бездействия: уклонением от обязательной сдачи на аффинаж; уклонением от обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней. Деяние в обеих
(JJUpiVLtlA дилжпи Ubllb С U t5C|J LUC М U В К 1>уГ1 пил! ризмере, 1. С. LUlJiaL
но примечанию к ст. 169 УК РФ на сумму, превышающую 250 тыс. руб.
Добыча и производство драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном Законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях, другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии). Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных, металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артелями старателей.
Под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), рассыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Под добычей драгоценных камней — извлечение драгоценных камней из коренных, рассыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней. Сортировка и первичная классификация драгоценных камней представляет собой завершающую часть процесса обогащения, позволяющую на основании утвержденных коллекций типовых образцов и классификаторов выделить из извлеченного минерального сырья драгоценные камни, а также разделить их на отдельные сорта, соответствующие принятым на мировом рынке; первичная оценка драгоценных камней — завершающая часть технологического процесса обогащения, обеспечивающая оценку драгоценных камней на основании прейскурантов, применяемых для оценки аналогичных сортов минерального сырья на мировом рынке.
Под рекуперацией драгоценных камней понимается извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации по иным причинам инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов.
Производство драгоценных металлов — это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и Других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.
Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны согласно ст. 20 Закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях поступать для аффинажа (процесса очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведения их до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории России, или международным стандартам) в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками, если иное не оговорено условиями сделок. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, а также порядок оплаты предоставляемых этими организациями услуг и предельные сроки проведения аффинажа устанавливаются Правительством РФ,
Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа также определяется Правительством РФ. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми соответствующими лицензиями и договорами. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются:
— специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
— уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.
Подробный порядок и условия как обязательной сдачи на аффинаж, так и обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней определены Законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, производству драгоценных металлов возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения ее действия.
Драгоценные металлы или драгоценные камни, поднятые из недр или найденные в пределах территории, на которой производится промышленная разработка недр, или вне ее лицами, не имеющими такой лицензии, подлежат обязательной сдаче соответственно или на золотодобывающие предприятия, или на предприятия, добывающие драгоценные металлы.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение по вине пользователей недр условий продажи драгоценных металлов и драгоценных камней государству, предусмотренных лицензиями на право пользования недрами, является основанием для отзыва лицензии на право пользования недрами в порядке, установленном Законом о недрах.
Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи драгоценных камней, совершенное в крупном размере, образует преступление.
Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Лицо сознает, что уклоняется от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов и драгоценных камней в крупном размере, и желает этого.
Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16летнего возраста. В зависимости от объективной стороны состава анализируемого преступления это могут быть руководители организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней; индивидуальные предприниматели, добывающие их на основании лицензии, а также отдельные граждане, нашедшие их в пределах территории, на которой производится промышленная разработка недр, либо вне ее.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Объект преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, — общественные отношения в области финансовой деятельности государства, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля. В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного сотрудничества Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» организациям, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющим местонахождение на территории России (резидентам), предписывается иметь счета в иностранной валюте только в уполномоченных банках и только на ее территории. В банках за ее пределами — исключительно в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным
банком РФ.
Иностранная валюта, полученная резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках России, к которым в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле относятся кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Банка России филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте лишает государство возможности увеличивать свой валютный фонд, приводя к дестабилизации финансовой обстановки в стране и в ряде случаев — к уклонению предприятий от налогообложения. При наличии крупного размера невозвращенной валюты содеянное надлежит квалифицировать по ст. 193 УК РФ.
Предмет преступления — иностранная валюта. В соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 1) к ней относятся: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на терриiирии cooiBciciByiuiyci о инш;1раннши 1осударсхва группы
иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
С объективной стороны анализируемое преступление заключается в невозвращении в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.
При буквальной трактовке понятия «невозвращение» действия виновного должны были бы состоять из вывоза иностранной валюты за границу и невозвращения ее обратно в страну. Действия, образующие объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ, предполагают, однако, нечто иное. В соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории России товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Банком России.
Таким образом, под невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте следует понимать невыполнение руководителем организации обязанности перевести средства в иностранной валюте, как перечисленные за импортные товары, так и полученные за экспорт товаров, в уполномоченный банк Российской Федерации.
Как явствует из судебной практики, при перечислении средств за импорт товаров это может выражаться: в завышении стоимости импортных товаров и оставлении части средств за рубежом на личных счетах руководителей организаций; непринятии мер к возвращению средств при неисполнении обязательств иностранным партнером; при поставке на экспорт — в занижении стоимости экспортируемых российских товаров и зачислении части средств в иностранной валюте на личные счета, непринятии мер к перечислению валюты при неисполнении обязательств иностранным партнерам.
В уголовно-правовой литературе называются такие часто встречающиеся способы совершения данного преступления, как: зачисление экспортной выручки за поставленную продукцию на специальные счета (номерные, закрытые) банков в странах с жесткой системой сохранности банковской тайны; зачисление части валютной выручки на закрытые счета в зарубежных банках и использование остальной части валюты, без возвращения ее в Россию, для закупки товара и ввоза его в страну; намеренное занижение цен на экспортируемую продукцию или сырье с последующей доплатой покупателем при получении товара и переводом разницы на счет отправителя в зарубежном банке; перевод валюты за рубеж в качестве предоплаты за якобы ожидаемую поставку продукции по заключенному контракту; использование сети дочерних и офшорных компаний, принадлежащих одной компании в России, где закупается товар или сырье, которые затем продаются за валюту своей же офшорной компании по минимальной цене. А затем товар перепродается третьей компании по среднемировой цене, и полученная разница остается за рубежом.
Обязательным признаком объективной стороны преступления является наличие крупного размера невозвращенных средств. В соответствии с примечанием к ст. 193 УК РФ невозвращение средств в иностранной валюте признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 5 млн руб.
Преступление следует считать оконченным с момента невозвращения средств в иностранной валюте из-за границы или, иными словами, при непоступлении средств в иностранной валюте на счета уполномоченного банка в предельные сроки, установленные в контрольных документах банка — паспорте сделки, учетной карточке таможеннобанковского контроля, досье. Хищение средств в иностранной валюте не охватывается составом, предусмотренным ст. 193 УК РФ, содеянное в таком случае подлежит дополнительной квалификации.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что не возвращает из-за границы средства в иностранной валюте в крупном размере, и желает этого. Мотивы содеянного могут быть различными, в том числе и ложно понятые интересы предприятия.
Субъект преступления — руководитель организации (независимо от формы собственности), обязанный перечислить валютную выручку, полученную за границей, в уполномоченный банк России.
О ‘ 1 J 1 I r—i 7
совершаемые путем уклонения от исполнения имущественных обязательств
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Объектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства.
Предмет преступления — таможенные платежи, взимаемые таможенными органами с организации или физического лица.
Согласно Таможенному кодексу РФ к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы. Порядок, сроки уплаты таможенных пошлин, налогов, их исчисление регулируются разд. 111 ТмК РФ.
Объективная сторона преступления характеризуется уклонением организации или физического лица от уплаты таможенных платежей в крупном размере.
Уклонение могут в данном случае составлять следующие действия: заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера; представление таможенному органу России документов, содержащих недостоверные сведения, дающих право на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их невозвращение либо возвращение не в полном объеме; нарушение сроков уплаты таможенных платежей, т. е. неуплата таможенных платежей в установленные сроки.
Иными словами, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться либо в действиях, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, либо в действиях, направленных на возврат уплаченных платежей, получение выплат и иных возмещений, либо на их невозвращение без надлежащих оснований, либо собственно в неуплате платежей в установленные сроки.
действия, нипривленные ни непривимерние исвииижиение ит таможенных платежей или их занижение, предполагают заявление в таможенной декларации и иных необходимых документах недостоверных сведений о таможенном режиме, стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера.
Основой для исчисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является определяемая в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 50031 «О таможенном тарифе», таможенная стоимость товаров и транспортных средств и (или) их количество. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. При этом заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, согласно ст. 323 Закона о таможенном тарифе должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
К иным документам, необходимым для таможенных целей, точнее, в целях подтверждения достоверности заявляемых в декларации сведений, относятся транспортные, товаросопроводительные, а также иные документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.
Под иными недостоверными сведениями понимаются любые сведения, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или уменьшения их размера. Прежде всего это сведения о наименовании и коде товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; сведения о сроках непрерывного временного пребывания в иностранных государствах; сведения о работе лица на российском судне заграничного плавания; сведения о работе лица в качестве члена экипажа российского воздушного судна, выполнявшего регулярные полеты за границу, и некоторые другие.
Действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, — это представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей. Возврат уплаченорганами в случаях: неправильного исчисления сумм таможенных платежей, в том числе в связи с корректировкой таможенной стоимости; взыскания ранее таможенными органами платежей в соответствии с таможенным режимом.
Нарушение сроков уплаты таможенных платежей — это неуплата таможенных платежей в установленные ст. 329 ТмК РФ сроки.
Уголовная ответственность по ст. 194 УК РФ наступает при условии уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, под которым согласно примечанию к анализируемой статье понимается уклонение, при котором стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб.
Преступление считается оконченным с момента: 1) когда виновный обманным путем получил полное или частичное освобождение от платы таможенных платежей; 2) возврата таможенных платежей; 3) неуплаты таможенных платежей в установленные сроки.
Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо сознает общественно опасный характер своих действий и желает их осуществления.
Субъект преступления — лицо, являющееся плательщиком таможенных платежей. Согласно ст. 320 ТмК РФ это декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является в соответствии с п. 2 ст. 144 ТмК РФ брокер.
Часть 2 ст. 194 УК РФ предусматривает ответственность за квалифицированный состав уклонения от уплаты таможенных платежей: совершение его группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 1,5 млн руб.
Неправомерные действия при банкротстве. Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 195 УК РФ, — общественные отношения, регулирующие основанную на законе предпринимательскую деятельность и обеспечивающие охрану законных интересов кредиторов. Дополнительным объектом могут выступать имущественные интересы кредиторов. Основу современного института банкротства составляют федеральные законы от 26 октяоря 2UU2 г. J№ 12/ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и от 25 февраля 1999 г. № 40ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также гражданско-правовые нормы и ряд изданных в развитие названных законов нормативных правовых актов. В случаях, когда руководитель или собственник организации либо индивидуальный предприниматель, оказавшийся банкротом, не только не объявляют о своей несостоятельности, как этого требует закон, но и пытаются скрыть свое положение, чтобы избежать исполнения обязательств перед своими экономическими контрагентами, уголовное законодательство предусматривает ответственность по ст. 195 УК РФ.
Предметами преступления согласно диспозиции ч. 1 ст. 195 УК РФ являются имущество, имущественные права, имущественные обязанности, сведения об имуществе, о его размере, местонахождении, либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях; бухгалтерские и иные учетные документы, отражающие экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя.
По Закону о несостоятельности (банкротстве) несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации согласно Закону о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций также понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Кредиторами являются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; конкурсными кредиторами — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителен (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Денежное обязательство — это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ основанию; обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей указываются в ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Неправомерные действия при банкротстве, предусмотренные ст. 195 УК РФ, предполагают три разновидности самостоятельных деяний. Сходные по объекту, они значительно отличаются друг от друга по объективной стороне преступления, а также субъекту преступления.
С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 195 УК РФ, состоит в ряде альтернативных неправомерных действий, совершаемых виновным при наличии признаков банкротства:
— сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях;
— передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества;
— сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Согласно Закону о несостоятельности (банкротстве) гражданин считается банкротом, т. е. неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Таким образом, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота, не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.
При определении критериев несостоятельности (банкротства) принимаются во внимание лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок.
Совершение должником действий, перечисленных в ч. 1 ст. 195 УК РФ и имеющих признаки банкротства, выявленные в порядке, установленном Законом о несостоятельности (банкротстве), является незаконным.
В случае причинения кредитору (кредиторам) в результате указанных действий крупного ущерба виновное лицо за содеянное подлежит уголовной ответственности. Крупным согласно примечанию к ст. 169 УК РФ признается ущерб в сумме, превышающей 250 тыс. руб.
Под сокрытием имущества, имущественных прав и имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях понимается их утаивание различными способами: невключение в баланс или конкурсную массу какой-либо части приобретенного имущества либо умышленное исключение имущества из общей массы, снятие его с учета, перемещение в места, скрытые от обозрения кредиторами или другими участниками производства по делу о несостоятельности; неуказание местонахождения имущества или указание на нахождение его в другом месте или у другого лица, сообщение ложных сведений о стоимости имущества, его качестве; времени и месте изготовления, величине амортизационного износа; достижение договоренности с экономическими партнерами об отсрочке выполнения ими имущественного обязательства и т. д.
Передача имущества во владение иным лицам означает временную переуступку права пользования им. Это может быть как передача имущества иным лицам путем заключения какихлибо сделок, предусмотренных гражданским законодательством (аренда, залог, прокат и др.), так и тайная неофициальная передача имущества комулибо на время, а также передача имущества на основании притворных сделок.
Отчуждение имущества — это все формы безвозмездной и возмездной (продажа, мена, дарение) передачи его новому собственнику.
Уничтожение имущества предполагает приведение его в полную негодность или в такое состояние, когда восстановление имущества становится экономически нецелесообразным.
Фальсификация документов — это их подделка, искажение, внесение изменений, направленных на уменьшение размера активов, выражающееся в занижении объема имеющихся материальных ценностей, размера денежных средств или иного имущества, либо направленных на увеличение пассивов, выраженное в завышении своих долгов и обязательств перед кредиторами.
Представляя собой особую форму объективной стороны преступления, фальсификация официальных документов, по которым можно судить об экономической деятельности должника, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, не требует необходимости дополнительной квалификации по ст. 325 или 327 УК РФ. К такого рода документам относятся, как правило, баланс предприятия, карточки складского учета, документы по учету и инвентаризации имущества.
По конструкции состав преступления относится к материальным, а потому преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины. Лицо сознает, что совершает неправомерные действия при банкротстве, предвидит возможность причинения крупного ущерба кредитору (кредиторам) и желает этого (прямой умысел) либо сознательно допускает его причинение или безразлично относится к его наступлению {косвенный Умысел).
Субъект преступления исходя из диспозиции ч. 1 ст. 1Ьо УК РФ — специальный. Им может быть руководитель юридического лица или его учредитель (участник) либо индивидуальный предприниматель.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 195 УК РФ, заключается в неправомерном удовлетворении имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника — юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим кредиторам, если это действие совершено при наличии признаков банкротства и причинило крупный ущерб.
Как следует из ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве), очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется в соответствии со ст. 855 ГК РФ. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
оис очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства: судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренные ст. 28 и 54 Закона о несостоятельности (банкротстве); расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено названным Законом; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
В случае, если прекращение деятельности организациидолжника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
Нарушение данного порядка удовлетворения имущественных требований отдельных кредиторов, повлекшее крупный ущерб, влечет уголовную ответственность. Крупный ущерб в данном случае определятся также, как и в ч. 1 ст. 195 УК РФ.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 195 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины. Умысел, как и в ч. 1 ст. 195 УК РФ, может быть прямым и косвенным. Мотивы и цели действий виновного на квалификацию не влияют.
Субъект преступления также специальный. Им может быть руководитель юридического лица или его учредитель (участник) либо индивидуальный предприниматель.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 195 УК РФ, состоит в незаконном воспрепятствовании деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, в том числе выражается в Уклонении или отказе от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу либо кредитной организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица либо кредитной организации возложены соответственно на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) согласно Закону о несостоятельности (банкротстве) — это гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных указанным Законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций. В числе обязанностей арбитражного управляющего можно назвать: принятие мер по защите имущества должника; анализ финансового состояния должника, его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; положения на товарных и иных рынках; ведение реестра требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о несостоятельности (банкротстве); предоставление реестра требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных этим Законом; возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков; выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельств, ответственность за которые предусмотрена п. 3 и 4 ст. 10 указанного Закона.
Временная администрация — это специальный орган управления кредитной организацией, назначаемый Банком России в порядке, установленном Законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и нормативными актами Банка России.
В случаях, когда функции руководителя юридического лица либо кредитной организации возложены на руководителя временной администрации кредитной организации, временная администрация вправе: осуществлять полномочия исполнитель
НЫА upi clHUb КрСДИ 1 HUH Up I ННИЗсЩИИ, приводи! ь ооследованим
кредитной организации; устанавливать наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности; разрабатывать мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организовывать и контролировать их исполнение; принимать меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации; устанавливать кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам; принимать меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией; обращаться в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации; реализовывать иные функции в соответствии с федеральными законами.
Для осуществления данных функций временная администрация, в частности, наделяется законом правом получать от руководителя, других работников кредитной организации, а также иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации; предъявлять от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды; назначать представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций; согласовывать решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за рядом исключений; отстранять членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освобождать от занимаемой должности) и приостанавливать выплату им заработной платы (подробнее см. гл. 3 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
По конструкции рассматриваемый состав преступления относится к материальным, а потому преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла и специальной Целью — воспрепятствовать деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации.
Субъект преступления исходя из диспозиции ч. 3 ст. 195 УК РФ — лицо, обязанное выполнять требования арбитражного управляющего либо временной администрации по передаче им документов или имущества, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей.
Преднамеренное банкротство. Объектом рассматриваемого преступления (ст. 196 УК РФ) являются общественные отношения в области финансовой деятельности государства, обеспечивающие осуществление основанной на законе предпринимательской деятельности.
С объективной стороны преступление состоит в совершении руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Объявление гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица банкротом — институт, направленный на защиту экономического оборота и его участников от риска неудачной деятельности тех из них, кто в силу объективных изменений в экономической деятельности государства либо собственного неудачного или нерадивого ведения предпринимательской деятельности оказался неспособным удовлетворить требования кредиторов, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в связи с превышением взятых денежных обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества или в связи с неудовлетворительной структурой
баланса.
Преднамеренное банкротство предполагает такое заведомо несостоятельное осуществление предпринимательской деятельности (заключение невыгодных сделок, небрежное ведение бухгалтерской или иной финансовой деятельности, небрежный подбор экономических контрагентов или деловых партнеров, незаконное расходование денежных средств на нужды, не связанные с экономическими интересами предприятия, и т. д.), которое искусственно порождает неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательciBdivi VI {vuivi; исполни lb ииимниинь ни уилаю ииилнсльныд
платежей.
С учетом того, что по отношению к неисправному должнику в целях восстановления его платежеспособности могут быть применены те или иные меры экономического или организационного характера, в результате проведения которых финансовые интересы кредиторов в той или иной мере подвергаются ущербу, преднамеренное банкротство причиняет значительный вред основанной на законе предпринимательской деятельности. В случае, если такое преднамеренное банкротство причинило крупный ущерб, т. е. ущерб в сумме свыше 250 тыс. руб., виновный подлежит уголовной ответственности. Между причинением крупного ущерба и преднамеренным банкротством должна обязательно существовать причинная связь.
Состав анализируемого преступления относится к материальным. Преступление следует считать оконченным с момента причинения виновным крупного ущерба.
Субъективная сторона преступления выражается виной в форме как прямого, так и косвенного умысла. Лицо сознает, что заведомо совершает действия (бездействие), влекущие неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, предвидит в результате этого причинение крупного ущерба (прямой умысел) либо сознательно допускает наступление этих последствий или безразлично к ним относится (косвенный умысел).
Субъект преступления — специальный. Им может быть руководитель или учредитель (участник) юридического лица либо индивидуальный предприниматель.
Фиктивное банкротство. Объектом преступления, предусмотренного ст. 197 УК РФ, являются общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, регулирующие осуществление основанной на законе предпринимательской деятельности.
Объективная сторона преступления заключается в заведомо ложном публичном объявлении руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности.
Как уже указывалось при анализе составов преступлений, предусмотренных ст. 195 и 196 УК РФ, несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Фиктивное банкротство представляет собой заведомо ложное публичное, не соответствующее действительному экономическому положению и предъявляемым для этого Законом о несостоятельности (банкротстве) требованиям объявление руководителем или учредителем (участником) о несостоятельности юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности.
Уголовная ответственность за фиктивное банкротство наступает, если это деяние причинило крупный ущерб. Крупный ущерб в данном составе, как и в составах, предусмотренных ст. 195, 196 УК РФ, — это ущерб на сумму, превышающую 250 тыс. руб.
В отличие от преступлений, предусмотренных ст. 195, 196 УК РФ, несостоятельность при фиктивном банкротстве отсутствует. Данное преступление по ряду признаков — обманный способ совершения, корыстный мотив — следует отграничивать от мошенничества. При мошенничестве потерпевший считает, что передает имущество виновному на законном основании, полагая, что виновный имеет право на получение имущества, а потерпевший обязан его передать. При фиктивном банкротстве потерпевший знает, что он не «обязан» передавать имущество, передача является добровольным его волеизъявлением, причем весьма выгодным ему самому.
i i vj Kum/ip^b^nn i^utioB 11} 4 iv i i.i ч 1111 л — urn Lj’u ил пппш. преступление следует считать оконченным с момента причинения в результате осуществления фиктивного банкротства крупного ущерба кредиторам.
Субъективная сторона преступления — прямой умысел и наличие специальных целей. Лицо сознает, что делает ложное публичное объявление о несостоятельности юридического лица или о своей несостоятельности, и желает этого в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долга. Фактическая неуплата виновным налогов или страховых взносов требует дополнительной квалификации по ст. 198, 199 УК РФ.
Субъект преступления — специальный. Им может быть только руководитель или учредитель (участник) юридического лица либо индивидуальный предприниматель.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Объектом данного преступления (ст. 198 УК РФ) являются общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета от сбора налогов и (или) сборов с физических лиц.
Предмет преступления составляют суммы налогов и сборов, уплата которых обязательна для физических лиц, это могут быть суммы любых неуплаченных налогов или сборов, взимаемых с физических лиц (ст. 13—15 НК РФ). Налоговое законодательство разграничивает понятия «налог» и «сбор». Под налогом в соответствии со ст. 8 НК РФ следует понимать обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Объективная сторона преступления выражается в двух формах:
1) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, совершенное в крупном размере;
2) уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов путем включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере. Обе формы могут присутствовать в действиях виновного одновременно.
Под уклонением понимается невыполнение налогоплательщиками — физическими лицами определенных норм налогового законодательства, выраженное как в действии, так и в бездействии.
Налогоплательщиками налогов и (или) сборов с физическихлиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в России, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ). Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны вести учет получаемых ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, представлять в предусмотренных законом случаях налоговым органам декларацию о доходах и расходах по форме, установленной Федеральной налоговой службой, а также другие документы и сведения, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных, способствующие исчислению суммы налога.
Налоговая декларация является основополагающим документом в налоговой отчетности. В соответствии со ст. 80 НК РФ это письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и соорах. ь тех случаях, когда ооязанность по исчислению суммы налога возлагается на налогового агента или налоговый орган, обязанность представлять декларацию на налогоплательщика не возлагается.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации и может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку о принятии и дату представления на копии налоговой декларации.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации неотражения или неполного отражения сведений, ошибок, приводящих к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан внести дополнения и изменения в налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов РФ.
Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году. Датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода физическому лицу либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи лицу дохода в натуральной форме, а также день оплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам, приобретения товаров — при получении доходов в виде материальной выгоды. У физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации, учитываются доходы от источников в России и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих постоянного места жительства в Российской Федерации, — только от источников в России. При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Размер подлежащего обложению совокупного годового дохода определяется с учетом льгот и вычетов, установленных ст. 218—221 НК РФ. Налоговое законодательство налагает на граждан, подлежащих налогообложению, обязанность в установленных законодательством случаях вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, исчислять сумму налога, подлежащую оплате (подп. 3 п. 1 ст. 23, ст. 54 НК РФ).
В соответствии со ст. 229 НК РФ представить декларацию о фактически полученных в течение отчетного года доходов и произведенных расходов налогоплательщики должны не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Обязанность подачи декларации Налоговый кодекс РФ налагает на следующие категории физических лиц:
— зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, — по суммам, полученным от такой деятельности (ст. 227);
— не являющихся налоговыми агентами, но получающих вознаграждение на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
— налоговых резидентов Российской Федерации, получающих доходы из источников, находящихся за пределами России, — исходя из сумм таких доходов;
— получающих другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;
— получающих выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), — исходя из сумм таких выигрышей (ст. 228).
Непредставление декларации о доходах, а равно иных документов, представление которых в соответствии с законодательосязательным, предполагает оезоеиствие, т. е. невыполнение лицом, на которое возложена обязанность представить декларацию (иные документы), данной обязанности, следствием чего явилась неуплата налога и (или) сбора. Вместе с тем сама по себе неподача декларации о доходах (иных документов), даже при наличии обязанности по ее подаче, не образует оконченного преступления, а нередко не является даже покушением, поскольку обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности должно быть уклонение от фактической уплаты налогов в крупном размере. Таким образом, уголовная ответственность наступает не за сам факт неподачи декларации о доходах (иных документов), а за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, которое применительно к рассматриваемой форме заключается в умышленной неподаче декларации (иных документов) в установленный срок и в последующей неуплате налога.
Включение в декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, заключается либо в умышленном занижении получаемых доходов, либо в преувеличении расходов, либо в указании вымышленных, а не истинных источников доходов, в умышленных ошибках при расчете размера налога и (или) сбора, в указании несуществующих оснований для льготного налогообложения или для освобождения от уплаты налога и (или) сбора, т. е. умышленном указании в декларации или иных документах любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов, а также об источниках доходов.
Крупный размер как при первой, так и при второй форме — это согласно примечанию к ст. 198 УК РФ сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб.
Понятие доходов и расходов дано в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов».
Доходы — это совокупный (общий) доход, полученный физическим лицом в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды, без уменьшений на сумму произведенных расходов.
Расходы — это понесенные физическим лицом затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.
При этом, поскольку налогообложению подлежат доходы, полученные физическим лицом в связи с осуществлением им любых видов предпринимательской деятельности, действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит согласно п. 4 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ.
Согласно п. 5 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ преступление, предусмотренное ст. 198 УК РФ, следует считать оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий период в срок, установленный налоговым законодательством. Представление неверной декларации может образовывать стадию покушения на рассматриваемое преступление, при наличии намерения уклониться от уплаты налога по истечении установленного для ее подачи предельного срока.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что уклоняется от уплаты налога в крупном размере, и желает этого.
Субъект преступления — специальный. Им может быть только физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное представлять декларацию о доходах и расходах в органы государственной налоговой службы.
Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налогов гражданином, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, т. е. по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 198 УК РФ, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности — то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 290, 292 УК РФ).
Часть 2 ст. 198 УК РФ предусматривает квалифицированный состав преступления. Квалифицирующим признаком является совершение преступления в особо крупном размере.
Особо крупный размер — это сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Объектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства в части формирования бюджета от сбора налогов с юридических лиц.
Предмет преступления составляют суммы налогов и сборов, обязанность по уплате которых возложена на организации налоговым законодательством. К основным видам налогов согласно ст. 12 НК РФ относятся: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (так называемые региональные налоги и сборы); местные налоги и сборы. Налоги, независимо от того, к какому виду они относятся, олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных доходов), необходимых ему для выполнения социально-экономических функций. Уклонение экономических субъектов от уплаты установленных государством налогов приводит к дестабилизации экономики и финансовой системы страны.
Налоговым законодательством предусматриваются сегодня три основных способа уплаты налогов: денежный — в безналичном порядке и наличными денежными средствами; уплата налога имуществом (натуральный способ); обращение взыскания на имущество и дебиторскую задолженность.
Объективную сторону преступления образует уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем:
— непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, — совершенное в крупном размере;
— включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, — совершенное в крупном размере.
Объекты, подлежащие налогообложению, в соответствии с налоговым законодательством подразделяются на следующие виды: права (имущественные и неимущественные) и действия (деятельность) и их результаты. Организация в случае наличия у нее объекта налогообложения обязана уплачивать налоги в размере установленной законом налоговой ставки и в определенные сроки. Под ставкой налога или нормами налогового обложения понимается при этом размер налога, приходящийся на единицу налогообложения, а под налоговым периодом — срок, в течение которого формируется налогооблагаемая база и определяется размер налогового обязательства.
К организациям в смысле ст. 199 УК РФ, относятся согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 8 все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории России.
В п. 1 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что уклонение от уплаты налогов с организации может выражаться как в действиях, так и в бездействии. Уклонение в виде непредставления декларации или иных документов, равно, как и включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведении, по своему содержанию аналогично соответствующим понятиям в ст. 198 УК РФ.
Под доходом согласно ст. 199 УК РФ следует понимать выручку от реализации продукции (работ, услуг), от реализации основных фондов и доходы от внереализационных операций без учета расходов по этим операциям, поскольку расходы в диспозиции данной статьи указаны отдельно.
Под расходами подразумеваются затраты, которые связаны с получением дохода и предусмотрены в качестве таковых законодательством.
Обязательным признаком объективной стороны преступления является уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации в крупном размере. Крупный размер, как при первой, так и при второй форме, это согласно примечанию к ст. 199 УК РФ сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.
Преступление следует считать оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Факт включения искаженных данных о доходах и расходах в бухгалтерские документы первичного учета следует расценивать как покушение на преступление (естественно, при доказанности умысла на уклонение от уплаты налога в крупном размере).
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что уклоняется от уплаты налогов, и желает этого. Мотивы и цели не являются обязательными признаками субъективной стороны преступления и на квалификацию содеянного влияния не оказывают.
Субъект преступления — специальный. Им могут быть руководители организацииналогоплательщика, главные (старшие) бухгалтера, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера. Лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организацииналогоплательщика, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т. п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ.
Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налогов с организации, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, т. е. по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности — то и по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285,
290, 292 УК РФ).
Часть 2 ст. 199 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное: группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере. Признаки группы лиц, совершившей преступление по предварительному сговору, даны в ст. 35 УК РФ. Особо крупный размер применительно к рассматриваемому составу преступления — это сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.
Неисполнение обязанностей налогового агента. Объектом преступления, предусмотренного ст. 199’ УК РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства в части формирования бюджета от сбора налогов с юридических и физических лиц.
Предмет преступления — суммы налогов и сборов, подлежащих в соответствии с законодательством России о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Понятия налогов, сборов, налогоплательщиков, используемые в данной статье, аналогичны этим же понятиям, упомянутым в данной главе учебника при анализе составов преступлений, предусмотренных в ст. 198, 199 УК РФ.
Объективную сторону преступления составляет неисполнение обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих i соответствии с законодательством госсиискои чуедерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Согласно налоговому законодательству налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Вместе с тем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Во исполнение этой обязанности налоговые агенты должны: правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Обязательным признаком объективной стороны преступления является неисполнение обязанностей налогового агента в крупном размере. Крупный размер — это согласно примечанию к ст. 199 УК РФ сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн руб.
Преступление следует считать оконченным с момента фактического неисполнения вышеуказанных обязанностей налогового агента в срок, установленный налоговым законодательством.
Субъективная сторона преступления выражена прямымумыслом. Лицо сознает, что не исполняет обязанности, возложенные на него налоговым законодательством, и желает этого. Более того, обязательным признаком субъективной стороны преступления является наличие личных интересов налогового агента в неисполнении своих обязанностей. Понятие личных интересов совпадает с понятием личной заинтересованности, не раз уже подробно рассматривавшимся в рамках данного учебника.
Субъект преступления — специальный. Им может быть налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Часть 2 ст. 1991 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное в особо крупном размере.
Особо крупный размер — это согласно примечанию к ст. 199 УК РФ сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн руб.
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Объектом преступления, предусмотренного ст. 1992 УК РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности государства в части формирования бюджета от сбора налогов с юридических и физических лиц.
Предмет преступления — денежные средства либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.
Недоимка — это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах или сборах срок. Порядок обращения взыскания на денежные средства или имущество организации или индивидуального предпринимателя подробно регулируется в ст. 46—48 НК РФ, в частности взыскание налога за счет имущества налогоплательщикаорганизации или налогового агента — организации производится
последовательно в отношении: наличных денежных средств; имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений; готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве; сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств; имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; другого имущества. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента весьма схоже с приведенным выше для организации. Отличием является взимание денежных средств сначала на счетах в банках, а затем наличных денежных средств, и установление исключения по взысканию на имущество, предназначенное для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону преступления составляет сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.
Под сокрытием денежных средств или имущества понимается их утаивание различными способами — снятие денежных средств со счета или перевод их на счет других юридических или физических лиц, неуказание местонахождения имущества или указание на нахождение его в другом месте или у другого лица, сообщение ложных сведений о стоимости имущества, его качестве, времени и месте изготовления и т. д.
Обязательным признаком объективной стороны преступления является сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя в крупном размере. Крупным размером согласно примечанию к ст. 169 УК РФ является стоимость денежных средств или имущества в сумме, превышающей 250 тыс. руб.
Преступление следует считать оконченным с момента фактического сокрытия денежных средств или иного имущества в крупном размере.
Субъективная сторона преступления выражена прямымумыслом. Мотивы и цели на квалификацию влияния не оказывают, но могут учитываться при назначении наказания.
Субъект преступления — специальный: собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, или индивидуальный предприниматель.