§ 7. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые с использованием прав участника внешнеэкономической деятельности

| Правовой портал "Правопорядок" | § 7. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые с использованием прав участника внешнеэкономической деятельности |
§ 7. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые с использованием прав участника внешнеэкономической деятельности

Контрабанда. Непосредственным объектом преступления (ст. 188 УК РФ) являются отношения в сфере экономической деятельности, обеспечивающие совокупность прав участника внешнеэкономической деятельности.
Предмет преступления по ч. 1 ст. 188 УК РФ — любые товары или иные предметы, за исключением специальных предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ.
По таможенному законодательству России товар — это любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых в международных перевозках для платной перевозки лиц, либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также штатных запасных частей транспортных средств, принадлежностей и оборудования, содержащихся в их штатных баках горючесмазочных материалах и топлива, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
Предметом преступления согласно ч. 2 ст. 188 УК РФ являются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещениячерез таможенную границу Российской Федерации, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Понятие наркотических средств и психотропных веществ будет раскрыто при анализе ст. 228 УК РФ; сильнодействующих и ядовитых веществ — ст. 234; ядерных материалов и радиоактивных веществ — ст. 220; оружия, взрывных устройств, взрывных веществ и боеприпасов — ст. 222; оружия массового поражения — ст. 355; культурных ценностей — ст. 190 УК РФ.
Что касается остальных специальных предметов незаконного ввоза и вывоза через таможенную границу Российской Федерации, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК РФ, то имеет смысл пояснить, что отравляющие вещества — это такие высокотоксичные химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в весьма незначительных количествах вызывают их поражение (не относясь при этом к химическому оружию). По характеру действия на организм отравляющие вещества условно подразделяются на нервнопаралитические, общеядовитые, кожнонарывные, удушающие, раздражающие и психотомиметические.
Взрывчатые вещества — химические соединения или смеси, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т. д.) к самораспространяющейся с большой скоростью (км/с) химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла (тол, динамит, пироксилин и т. д.).
Материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу России, — это сырье, лабораторное и промышленное оборудование; технологии, которые могут быть использованы для разработки, изготовления и испытания оружия массового поражения любого вида или средств его доставки. Данные предметы включены в различные перечни, и экспорт их осуществляется в соответствии с особым порядком, согласно действующим нормативным предписаниям. Так, в целях реализации Указа Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» и Положения об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий таможенное оформление вывозимых из Российской Федерации и ввозимых в Российскую Федерацию (за исключением перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита) ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий может осуществляться при условии представления в таможенные органы лицензий, оформленных лицензирующим органом, и других документов, необходимых для таможенных целей.
Под стратегически важными сырьевыми товарами, в отношении которых установлены специальные правила вывоза из Российской Федерации, понимаются товары, изложенные в специальных перечнях или приложениях, утверждаемых российским правительством.
К стратегически важным сырьевым товарам отнесены в соответствии с ними: природный газ, электроэнергия, сырая нефть (включая газовый конденсат), продукты переработки нефти, нефтяные газы и углеводороды (сжиженные), прокат
гие товары.
С объективной стороны преступление выражается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием.
Перемещение в соответствии с таможенным законодательством — это совершение действий по ввозу на таможенную территорию России или вывозу с этой территории товаров (предметов, транспортных средств) любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.
Таможенную территорию Российской Федерации составляет ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, а также находящиеся в ее морской исключительной экономической зоне искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории России, за исключением случаев, определяемых таможенным законодательством. Пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации.
Под перемещением товаров или иных предметов таможенного контроля понимается их ввоз или вывоз вне определенных российскими таможенными органами мест таможни, таможенных постов или вне установленного времени производства таможенного оформления. Согласно Таможенному кодексу РФ (ТмК РФ) пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы России допускается лишь в местах, определенных ее таможенными органами, и во время их работы. В иных местах и вне времени работы таможенных органов России товары и транспортные средства могут пересекать ее таможенную границу по согласованию с российским таможенным органом. Понятие «перемещение через таможенную границу» следует отличать от понятия «пересечение таможенной границы», поскольку первое может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы России, так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти или ввезти товары или транспортные средства.
Основными принципами перемещения являются согласно таможенному законодательству следующие положения: все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному контролю; перемещение этих товаров и транспортных средств производится только в соответствии с их таможенными режимами.
Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов России путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, осмотра территорий и помещений складов, свободных таможенных зон и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.
Сокрытие от таможенного контроля товаров или иных предметов означает любой способ их утаивания, затрудняющий их обнаружение (как с использованием различного рода тайников либо камуфлирования подлинности товаров, так и без такового, например в расчете на невнимательность таможенника).
Обманное использование документов или средств таможенной идентификации представляет собой предъявление таможенному контролю в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 188 УК РФ предметов, заведомо поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, а также документов, содержащих недостоверные сведения или относящихся к другим товарам (предметам); использование средств таможенной идентификации (фальсифицирование пломб, печатей, идентификационных знаков, цифровой, буквенной или иной маркировки и т. д.).
Недекларирование или недостоверное декларирование означает перемещение товаров или иных предметов без заявления об этом в установленной законом форме либо заявление ложных сведений о товарах (предметах), их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Это, к примеру, поставка по импорту готовых изделий под видом прочих частей и комплектующих изделий к оборудованию; поставка по комплектов деталей к оборудованию; поставка по импорту курток мужских и женских под видом костюмов, жакетов и прочей одежды; поставка по импорту курительного табака под видом табачных отходов; поставка по импорту спиртов под видом растворителей и эликсиров; поставка по импорту вина под видом виноматериалов; поставка по импорту кофе под видом кофейного напитка; поставка по импорту средств для дезодорирования воздуха помещений (наполнителей для кошачьих туалетов) под видом веществ минеральных, прочих; поставка по импорту компьютерной обучающей техники под видом электронных игр.
Помимо перечисленных деяний обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является перемещение через таможенную границу предметов контрабанды в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ, контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает 250 тыс. руб.
В случае отсутствия крупного размера совершение указанных в ч. 1 ст. 188 УК РФ деяний не образует преступления, а составляет соответствующее нарушение таможенных правил, наказуемое в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (гл. 16).
Перемещение предметов контрабанды, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК РФ, может быть осуществлено в любом размере, поскольку даже незначительное перемещение через таможенную границу взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия, в том числе и ядерного, химического, биологического, других предметов, изъятых из свободного оборота, создает угрозу общественной безопасности.
По конструкции состав преступления, предусмотренный ст. 188 УК РФ, является формальным. Преступление следует считать оконченным с момента фактического перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу России. При этом в зависимости от специфики определения таможенной границы момент этот имеет свои особенности. При ввозе предметов контрабанды на таможенную территорию России и при вывозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории страны преступление считается оконченным при фактическом
пересечении российской таможенной границы. При вывозе данных предметов с таможенной территории России и при их ввозе с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады состав оконченного преступления налицо после подачи таможенной декларации или иного действия, направленного на реализацию намерения ввезти или вывезти товары (предметы).
Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Лицо сознает, что незаконно перемещает предметы или товары через таможенную границу Российской Федерации, и желает совершить эти действия.
Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16летнего возраста.
Часть 3 ст. 188 УК РФ предусматривает квалифицированный состав преступлений, предусмотренных ч. 1 или 2 ст. 188 УК РФ. В число квалифицирующих признаков входят: совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения; применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
К должностным лицам относятся в данном случае должностные лица таможенных органов России, а также должностные лица, освобожденные в соответствии с таможенным законодательством от определенных форм таможенного контроля (Президент РФ, депутаты и члены Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, если они пересекают таможенную границу страны в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей). Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ. Не относятся к должностным лицам по действующему уголовному законодательству, а значит, не могут быть привлечены к ответственности по п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. Так, к примеру, не признается должностным лицом специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат и действующий от имени таможенного брокера, поскольку таможенным брокером является коммерческая организация.
писилие muaci иьнь как исиличаким, 1ак и физическим.
Физическое насилие может включать в себя нанесение ударов, побои, причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью потерпевшего, убийство лица, осуществляющего таможенный контроль. При этом умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и убийство не охватываются ч. 3 ст. 188 УК РФ; содеянное, помимо ч. 3 ст. 188 УК РФ, должно дополнительно квалифицироваться по п. «а» ч. 2 ст. 111 УК РФ или по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Психическое насилие состоит в угрозе применения физического насилия той же степени тяжести. По своему содержанию угроза должна быть реальной и непосредственной.
Часть 4 ст. 188 УК РФ предусматривает особо квалифицированный состав контрабанды — совершение преступления организованной группой. Организованной группой признается, применительно к контрабанде, устойчивая, состоящая из двух или более лиц, сплоченная группа лиц, специально объединившихся для неоднократного занятия контрабандой. Специфической особенностью организованной группы является то, что ответственность по ч. 4 ст. 188 УК РФ при наличии указанных в законе признаков наступает не только для лиц, непосредственно перемещающих товары или предметы через таможенную границу России, но и для других лиц, которые, будучи членами организованной группы, выполняли какие-либо другие действия, например приобретали предметы контрабанды, хранили их или реализовывали. Ссылка на ст. 33 УК РФ в данном случае не требуется.
В силу особенностей предмета контрабанды и способов ее осуществления контрабанда нередко сопряжена с совершением различного рода самостоятельно наказуемых в уголовном порядке деяний, таких, например, как предусмотренные ст. 221, 222, 223, 226, 228, 2281 УК РФ.
Содеянное в подобных случаях должно квалифицироваться по совокупности преступлений — по ст. 188 УК РФ за контрабанду и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса. В том случае, если контрабанда была сопряжена с ввозом на территорию России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и тому подобных предметов, с целью использования их при совершении актов терроризма, диверсий, Для организации незаконного вооруженного формирования или создания банды, содеянное расценивается как контрабанда и приготовление к совершению соответствующих преступлений (ст. 205, 208, 209, 281 УК РФ).
Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Объектом преступления (ст. 189 УК РФ) являются в данном случае общественные отношения по поводу осуществления государством внешнеэкономической деятельности.
Сферой осуществления преступления выступает внешнеторговая деятельность, включая область военнотехнического сотрудничества. Под внешнеторговой деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Предмет преступления — сырье, материалы, оборудование, технологии, научнотехническая информация, работы, услуги, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники (ч. 1 ст. 189 УК РФ), а также при создании оружия массового поражения, средств его доставки (ч. 3 ст. 189 УК РФ).
Сырье — стратегически важные сырьевые товары естественного происхождения, используемые при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки.
Материалы — это компоненты создаваемого вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки как естественного, так и синтетического происхождения.
Оборудование — специально созданные системы и приспособления, позволяющие перерабатывать исходные компоненты (сырье, материалы) с использованием соответствующих технологий в конечный продукт — вооружение, военную технику, оружие массового поражения, средства его доставки.
Под технологией понимается специальная информация, которая необходима для разработки, производства и использования вооружения и военной техники.
Научнотехническая информация включает в себя отчеты, схемы. гпагЬики. чептежи модели технические ппоекты инструКЦММ il друшс ivitlicpiltuibl, tBMМИПЫС С И^и1СДUBtllCJlbCKiliVlil
работами, разработкой и созданием вооружения и военной техники.
Под услугами понимается участие в подготовке специалистов за рубежом по этим вопросам, консультирование их, наладка и ремонт соответствующего оборудования, проведение технических экспертиз, участие в производстве испытаний оружия и военной техники, обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружений и военной техники.
Обязательным признаком является наличие специального экспортного контроля в отношении предмета преступления, под которым следует понимать комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом от 18 июля 1999 г. № 183Ф3 «Об экспортном контроле», а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
— идентификацию контролируемых товаров и технологий, т. е. установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научнотехнической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в ст. 6 Закона об экспортном контроле;
— разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
— таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
— применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный Законом об экспортном контроле, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.
Нарушениями российского законодательства в области экспортного контроля считаются: осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений; получение лицензий или разрешений посредством предоставления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения; нарушение требований и условий лицензий или разрешений на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль. Лицензии или разрешения могут использоваться их законными владельцами только для совершения той внешнеэкономической операции, на осуществление которой такие лицензии или разрешения были выданы.
В утвержденных Правительством РФ положениях о порядке контроля за экспортом из России различных материалов, оборудования и технологий, которые используются (могут быть использованы) для создания различных видов оружия и военной техники, как правило, устанавливается следующий порядок экспортного контроля: 1) подготовка и выдача заключений о возможности экспорта соответствующих материалов, технологий и услуг; 2) получение лицензии; 3) таможенное оформление и таможенный контроль.
Организации, получившие такое право, включаются в реестр организаций Российской Федерации, имеющих право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, и им выдается соответствующее свидетельство.
президент i оссии ни представлению правительства гф утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (список № 1), и список государств, в которые разрешен экспорт данной продукции (список № 2).
Решением Президента РФ может быть запрещен или ограничен вывоз продукции военного назначения в отдельные государства, в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов России.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 189 УК РФ, заключается в незаконном экспорте или передаче иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, незаконном выполнении работ либо незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.
Под экспортом понимается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.
Передана — действия по сообщению, распространению товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Номенклатура подпадающих под экспортный контроль отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружений, военной техники, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.
Перечни данных технологий, видов информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, устанавливаются высшими органами власти Российской Федерации. Понятие конкретного материала, технологии, информации, услуг, сырья, оборудования, подлежащих экспортному контролю, определяется соответствием их характеристик описанию, приведенному в графе «наименование» соответствующих списков и перечней.
Под вооружением и военной техникой понимаются комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе способов доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры, имитаторы различных видов вооружения и военной
техники).
К продукции военного назначения относятся: техническая документация, регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения; научнотехническая документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность производства продукции военного назначения; стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды; результаты научно-исследовательских и опытноконструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники; научнотехническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военнотехнического назначения; специальное программноматематическое обеспечение систем научно-исследовательских и опытноконструкторских работ военного назначения.
Часть 2 ст. 189 УК РФ устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 189 УК РФ, совершенные группой лиц по предварительному сговору.
Часть 3 ст. 189 УК РФ — за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 189 УК РФ, совершенные организованной группой лиц либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, работ (услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен специальный контроль.
Оружие массового уничтожения (поражения) — это оружие, которое действует путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в
6VTTVTTTP,M обттяттятптттрр ГР!ОЙГТР!ЯМИ ятпмнпй бомбы или nnvmm
V 11 О VIЯ М у I и I и выше Ору ЖИМ . IN. UpVVMIHJ MclCC OtSOl и нирджемии ui
носится ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие.
Ядерное оружие — оружие (например, водородная бомба), в котором средством поражения является ядерный заряд, т. е. устройство, содержащее запас ядерной энергии. Последнее заключено в определенных веществах и приспособлениях, обеспечивающих быстрое освобождение энергии для осуществления ядерного взрыва. Для употребления ядерного заряда в качестве ядерного оружия для доставки его к месту применения ядерный заряд помещают в авиационную бомбу, боевую головку ракеты, в торпеду и т. п. Действие ядерного оружия основано на использовании поражающих факторов ядерного взрыва, т. е. грандиозного по своим масштабам и разрушительной силе взрыва, вызываемого высвобождением ядерной энергии. Поражающими факторами являются: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное загрязнение.
К химическому оружию относятся отравляющие вещества и средства их боевого применения (специальные ракеты, артиллерийские снаряды, мины, авиационные бомбы; химические фугасы, ручные химические гранаты и т. д.). Поражающее действие химического оружия как вида массового поражения основано на токсичных свойствах химических соединений, которые, находясь в парообразном, жидком или аэрозольном состоянии, могут проникать в организм через органы дыхания, кожные покровы, слизистые оболочки, пищевой тракт. Оно предназначено для уничтожения живой силы, но может быть использовано и для заражения местности, вооружения, боевой техники и различных тыловых объектов.
Бактериологическое (биологическое) оружие основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов, способных вызывать массовые заболевания людей, животных и растительного мира. Основой его поражающего действия являются бактериальные средства — бактерии, вирусы, грибы и токсические продукты их жизнедеятельности, используемые для военных целей с помощью живых зараженных переносчиков заболеваний (насекомых, грызунов, клещей) или в виде суспензий и порошков. К бактериальным средствам, предназначенным для поражения людей, относятся возбудители чумы, оспы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, холеры и других болезней. Бактериальные средства могут применяться с помощью специальных ракет, артиллерийских снарядов, авиационных бомб и других боеприпасов.
Средства доставки оружия массового поражения представляют собой ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.
Преступление считается оконченным с момента фактического перемещения через таможенную границу сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, работ (услуг), используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что осуществляет незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, работ (услуг), которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки, и желает этого. Мотив преступления не является обязательным признаком субъективной стороны преступления, но может быть учтен при назначении наказания.
Субъект преступления — специальный: лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, согласно примечанию к ст. 189 УК РФ понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории России, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории России и зарегистрированное на территории России в качестве индивидуального предпринимателя.
В тех случаях, когда незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий, научнотехнической информации, работ (услуг), которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки, составляют государственную тайну и передаются иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, а равно если они и не являются государственной тайной, но также преданы в целях причинения ущерба внешней безопасности Российской Фелепяттии гплеяннпе пплжнп ккяттигЬиттиппкяться
как государственная измена (ст. in у к гч^;. незаконный экспорт научнотехнической информации, технологий, составляющих государственную тайну, лицом, которое имело доступ к этим сведениям и которому они были доверены или стали известны по службе, при отсутствии признаков государственной измены, должно квалифицироваться по совокупности преступлений по ст. 189 и 283 УК РФ.
Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. Объект преступления (ст. 190 УК РФ) — общественные отношения, обеспечивающие абсолютное субъективное право государства на владение, пользование и распоряжение предметами художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран.
Предмет преступления — культурные ценности, составляющие художественное, историческое и археологическое достояние народов Российской Федерации и зарубежных стран. Перечень предметов, подпадающих под данную категорию, предусмотрен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 48041 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Это исторические ценности, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративноприкладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, Дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интеpec (исторический, художественный, научный и литературный) отдельно или в коллекциях; русские рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото, фоно, кино, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны; предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Предметом преступления могут быть культурные ценности: созданные отдельными лицами или группами лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на ее территории иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории России; обнаруженные на территории России; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; приобретенные в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
Не подлежат вывозу: движимые предметы, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов России, независимо от времени их создания; движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки; культурные ценности, созданные более ста лет назад, если иное не предусмотрено законом. Данный запрет относится как к временному вывозу культурных ценностен из госсиискои Федерации, так и к перемещению их б соответствии с установленным в ст. 188 УК РФ порядком ввоза и вывоза культурных ценностей через таможенную границу России.
С объективной стороны преступление состоит в невозвращении в установленный срок на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение являлось обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Временно вывозить предметы художественного, исторического и археологического достояния Российской Федерации и зарубежных стран, могут музеи, архивы, библиотеки, другие юридические и физические лица для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью, в иных необходимых случаях.
Временный вывоз осуществляется лишь при условии заключения ходатайствующей стороной с уполномоченным на то государственным органом в лице федеральной службы по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей.
Государственный контроль за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, решение о возможности вывоза, заключение договора с юридическими и физическими лицами, выдача свидетельства на право временного вывоза осуществляются специально уполномоченным на то органом.
Условия договора о целях и условиях временного вывоза ценностей не подлежат изменению после выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей.
В случае невозвращения в установленный срок на территорию страны вывезенных ценностей преступление следует считать оконченным.
Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Лицо сознает, что не возвращает в установленный срок на территорию России предметы художественного, исторического или археологического достояния народов России, и желает этого.
Субъект преступления — собственник культурных ценностей либо лицо, уполномоченное на то собственником, обязанное в установленном законом порядке возвратить на территорию России вывезенные им предметы художественного, исторического или археологического достояния народов России или зарубежных стран.
Вывоз предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законом порядке.