§ 6. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые путем злоупотреблений при выпуске ценных бумаг либо путем изготовления или сбыта поддельных денег, ценных бумаг, кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов

| Правовой портал "Правопорядок" | § 6. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые путем злоупотреблений при выпуске ценных бумаг либо путем изготовления или сбыта поддельных денег, ценных бумаг, кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов |
§ 6. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые путем злоупотреблений при выпуске ценных бумаг либо путем изготовления или сбыта поддельных денег, ценных бумаг, кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов

Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг. Объектом преступления, предусмотренного ст. 185 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг. Данные отношения независимо от типа эмитента, а также особенностей создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39Ф3 «О рынке ценных бумаг».
Предмет преступления — эмиссионные ценные бумаги. Согласно Закону о рынке ценных бумаг эмиссионная ценная бумага — это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Это акции, облигации, опцион эмитента. Понятие эмиссионных ценных бумаг дается в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг.

Под выпуском эмиссионных ценных бумаг понимается совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска, а в случае, если в соответствии с законом выпуск эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер.
Эмитентами могут быть юридические лица, органы исполнительной власти или местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Законом о рынке ценных бумаг последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, включающая: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
С объективной стороны рассматриваемое преступление образует ряд альтернативных действий:
— внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации;
— утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
— размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Обязательными признаками объективной стороны преступления являются помимо деяния причинение крупного ущерба владельцу гражданам, организации или государству и наличие причинной связи между перечисленными выше действиями и
ке ценных оумаг проспект эмиссии должен содержать краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг; основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска; подробную информацию об эмитенте; сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента; подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента; сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность; бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию; подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг; дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах. Состав перечисленных сведений определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Внесение заведомо недостоверной информации в проспект эмиссии ценных бумаг — это включение в его содержание по вышеуказанным данным сведений, не соответствующих действительности.
Утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг — действия уполномоченного органа, направленные на придание официального значения проспекту эмиссии ценных бумаг. В свою очередь, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии ценных бумаг — придание официального значения проспекту эмиссии ценных бумаг, содержащему в своем составе сведения, не соответствующие действительности.
По общему правилу эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг, не подлежат размещению, если иное не предусмотрено данным Законом.
Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом на основании заявления эмитента.
Под размещением эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, следует понимать совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам; внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг) либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением); выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения), при отсутствии у выпуска данных эмиссионных ценных бумаг индивидуального государственного регистрационного номера, идентифицирующего конкретный выпуск ценных эмиссионных бумаг.
Утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг — это действия уполномоченного органа, направленные на придание официального значения отчету об итогах выпуска ценных бумаг. В нем указывается информация по датам начала и окончания размещения ценных бумаг; фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг; количество размещенных ценных бумаг; доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска; общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе: объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг; объем денежных средств в иностранной валюте, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг и выраженных в валюте Российской Федерации по курсу Банка России на момент внесения; объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации; о сделках, признаваемых федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, которые совершены в процессе размещения ценных бумаг.
.> ПЧ,и f/.m ULI! 11LL U It^LrU ‘< [ < / П L< ' тЛПИ^А ПГ\ЛЛТТА1ЛТО ТТР UUl TV !г\Л ГЛЮГ АМ/»Й _
квартального отчета эмитента ценных оумаг и сооощении о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам содержатся в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. № 06117/пзн.
Под сделками и иными операциями с ценными бумагами подразумеваются действия владельцев (держателей) ценных бумаг, связанные с куплейпродажей, дарением, меной, передачей в доверительное управление ценных бумаг, а также совершение иных предусмотренных действующим законодательством действий с ценными бумагами как предметом гражданского оборота.
Под инвестором понимается лицо, помещающее деньги в ценные бумаги, а под контролирующим органом — Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
Уклонение от предоставления вышеописанной информации должно быть злостным. Законодатель не раскрывает содержания «злостности» уклонения. По нашему мнению, злостным следует считать уклонение, если лицо ранее привлекалось за аналогичное деяние к административной ответственности. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в ст. 15.19 предусматривает административную ответственность эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг за непредставление или недостоверное представление предусмотренной законодательством информации инвестору, а также за нарушение порядка раскрытия такой информации. Таким образом, если профессиональный участник рынка ценных бумаг или эмитент ранее были привлечены к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ, то совершение в Дальнейшем аналогичного правонарушения должно быть расценено как злостное уклонение, влекущее уже уголовную ответственность. Сложнее обстоит дело с владельцами ценных бумаг, поскольку в ст. 15.19 КоАП РФ в числе субъектов административного правонарушения они не названы. Применительно к ним злостным уклонением можно считать систематическое, т. е. три и более раз, неисполнение требования ФСФР России и ее региональных представительств, а также уполномоченных ею иных органов по представлению соответствующей информации.
Обязательными признаками объективной стороны преступления являются помимо деяния, причинение крупного ущерба владельцу гражданам, организации или государству и наличие причинной связи между перечисленными выше действиями и причинением крупного ущерба. Крупный ущерб согласно примечанию к ст. 185 УК РФ — это ущерб, превышающий 1 млн
руб.
По конструкции состав преступления относится к материальным, преступление следует считать оконченным с момента причинения виновным крупного ущерба гражданам, организациям или государству.
С субъективной стороны преступление выражено прямым умыслом. Мотивы и цели не имеют значения для квалификации и могут быть учтены лишь при назначении наказания.
Субъект преступления — эмитенты, профессиональные участники рынка ценных бумаг; владельцы ценных бумаг, если они совершают действия, предусмотренные ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг.
Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Объектом данного преступления, предусмотренного ст. 186 УКРФ, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование денежно-кредитной системы Российской Федерации.
Предмет преступления — банковские билеты Банка России, металлическая монета, государственные ценные бумаги или другие ценные бумаги в российской валюте либо иностранная валюта или ценные бумаги в иностранной валюте. Правовые основы денежного обращения в России закреплены в Конституции страны. Конституционные принципы нашли свое воплощение в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Платежи в иностранной валюте допускаются в случаях.
предусмотренных законом i оссии о валютном регулировании и валютном контроле.
Официальной денежной единицей (валютой) России является рубль. Единственным законным средством платежа на территории России являются банкноты (банковские билеты) и металлические монеты любого достоинства, выпущенные Банком России. И рубль, и металлические монеты обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории России в отношении всех платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для переводов. Помимо денег в гражданском обороте участвуют ценные бумаги.
Ценные бумаги в соответствии со ст. 142 ГК РФ — это документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. По российскому законодательству (ст. 143 ГК РФ) к ценным бумагам относятся: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. В целях стимулирования инвестиций в развитие добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней по решению Правительства РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах в обращение сегодня могут выпускаться государственные ценные бумаги, номинированные в массе драгоценных металлов.
В соответствии с Международной конвенцией по борьбе с подделкой денежных знаков от 20 апреля 1929 г. предметом преступления может выступать и иностранная валюта или ценные бумаги в иностранной валюте. К иностранной валюте относятся деньги в виде бумажных знаков и металлической монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Ценные бумаги в иностранной валюте — это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации и др.) и прочие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Не образуют предмета данного преступления лотерейные билеты, проездные билеты, сберегательные книжки, товарные чеки и тому подобные бумаги. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг» судам разъяснено, что билет денежновещевой лотереи не является ценной бумагой. Поэтому его подделка с целью сбыта или незаконного получения выигрыша квалифицируется как приготовление к мошенничеству, а в случае сбыта либо получения по нему выигрыша — как мошенничество (п. 10). Не могут также согласно п. 6 вышеназванного постановления Пленума расцениваться в качестве предмета данного преступления денежные знаки и ценные бумаги, изъятые из обращения (монеты старой чеканки, советские деньги, отмененные денежными реформами, и т. п.) и имеющие лишь коллекционную ценность. Их изготовление с целью сбыта или сбыт должны при наличии к тому оснований квалифицироваться как
мошенничество.
С объективной стороны преступление состоит в совершении двух самостоятельных альтернативных действий: изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
Изготовление поддельных денежных знаков и ценных бумаг — это их полное изготовление либо внесение исправлений в натуральные, действительные денежные знаки или бумаги. Способ изготовления поддельных денег или бумаг не влияет на квалификацию преступления. Оно может быть совершено вручную (например, нарисовано), с использованием технических средств (фотоспособом, методом ксерокопии, печатания на ротапринте или типографским способом и т. д.).
Изготовление поддельной металлической монеты может быть совершено литьем, штамповкой и другими способами.
Для квалификации действий по ст. 186 УК РФ необходимо, чтобы поддельные денежные знаки или ценные бумаги имели существенное сходство с подлинными по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам. Не составляют признаков преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, действия лиц, выразившиеся в изготовлении или сбыте купюр с наклеенным номиналом, подписями, изображениями.
Если в силу явного несовершенства или незавершенности (весьма грубая подделка) они не могут участвовать в обращении под видом денег или ценных бумаг, признаков фальшиво
VI Utttl H И ICC 1 В Cl ПС1. I (IM’IC ДСИС I ВИ>1 В idBULH VI и С I И U1 14 и Г114 [J С I
ных обстоятельств дела образуют иной состав преступления — мошенничество (см. п. 3 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Изготовление денежных знаков или ценных бумаг считается оконченным преступлением с момента изготовления хотя бы одного экземпляра поддельного денежного знака (банкноты, монеты) любого достоинства либо ценной бумаги, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки.
Сбыт предполагает выпуск в обращение поддельных банковских билетов Банка России, металлической монеты, ценных бумаг в валюте России, иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте. Он может заключаться в использовании их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и т. п. Приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать по ст. 30 и 186 УК РФ (п. 5 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ). Следует заметить, что уголовной ответственности за сбыт поддельных денежных знаков или ценных бумаг подлежат не только лица, их изготовившие, но и лица, которые получили их от изготовителей либо стали их владельцами в силу стечения обстоятельств, сознающие это и, тем не менее, использующие их как подлинные.
Оконченным преступление в данной форме считается при сбыте хотя бы одного экземпляра поддельной денежной купюры (монеты) или ценной бумаги (п. 4 этого же постановления Пленума Верховного Суда РФ). Однако в зависимости от конкретного предмета и количества поддельных экземпляров содеянное в исключительных случаях может быть в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ признано малозначительным. Незаконное приобретение лицом чужого имущества на фальшивые деньги или ценные бумаги полностью охватывается составом преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ и дополнительной квалификации по соответствующим статьям, предусматривающим ответственность за хищение, не требует.
Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Лицо сознает, что изготавливает или сбывает поддельные денежные знаки или ценные бумаги, и желает этого. Для изготовления характерно также наличие в качестве обязательного признака субъективной стороны преступления специальной цели — цели сбыта. Отсутствие цели введения поддельных денежных знаков или ценных бумаг в обращение исключает уголовную ответственность по ст. 186 УК РФ.
Субъект преступления — общий: любое вменяемое лицо, достигшее 16летнего возраста.
Часть 2 ст. 186 УК РФ предусматривает ответственность за фальшивомонетничество, совершенное в крупном размере. Крупный размер — это размер в сумме, превышающей 250 тыс. руб.
Часть 3 ст. 186 УК РФ предусматривает ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, совершенные организованной группой. Совершение рассматриваемого преступления организованной группой означает осуществление изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг устойчивой группой лиц, объединившихся для систематического изготовления или сбыта поддельных денежных знаков (банкнот, монет) или ценных бумаг, а также занятием какой-либо иной преступной деятельностью.
Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов. Объектом преступления, предусмотренного ст. 187 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование денежно-кредитной системы государства.
Предмет преступления — кредитные или расчетные карты, а также иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами. По материалу, из которого изготовлены карты, они подразделяются на бумажные (картонные), пластиковые (получившие в настоящее время повсеместное распространение) и металлические. По способу записи информации на карту: графическая запись, эмбоссирование, штрихкодирование, кодировка на магнитной полосе, чип, лазерная запись (оптические карты). По общему назначению: идентификационные, информационные, для финансовых операций (расчетов). По эмитентам: банковские (универсальные) карты, выпускаемые банками и финансовыми компаниями; частные карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент в международных платежных системах: обычная карточка, серебряная карточка, золотая карточка и электронная карточка. В зависимости от того, на каких именно в зависимости от платежной (расчетной) схемы, — на кредитные, расчетные и дебетные.
Таким образом, кредитная карта — это платежнорасчетный документ, являющийся инструментом безналичных расчетов и средством получения кредита.
Иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами, — это документы, позволяющие произвести как наличные, так и безналичные расчеты. Это платежные поручения, авизо, аккредитивы, банковские тратты и иные документы, предусмотренные законом, установленные в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Для квалификации действий по ст. 187 УК РФ названные платежные документы должны обладать теми же признаками, что и предмет преступления, предусмотренный ст. 186 УК РФ, т. е. они должны находиться в обращении и иметь разительное сходство с настоящими.
С объективной стороны преступление состоит из двух альтернативных действий: изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами.
Изготовление, так же как и в составе преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, может быть полным или частичным. Способы изготовления поддельных документов весьма различны и во многом определяются специфическими особенностями кредитных или расчетных карт либо иных платежных документов. Это, например, изменение информации, имеющейся на магнитном носителе. Магнитная запись является одним из способов нанесения информации на магнитные карты, но на сегодняшний день она не обеспечивает, в отличие, например, от чипа (микросхемы) должного уровня защиты, а потому является одним из наиболее уязвимых мест кредитной карточки. Не менее распространенными способами подделки является изменение графической записи на карте, «выглаживание» пластмассы, если запись информации выполнена путем эмбоссирования (выдавливания), подделки подписи держателя карты.
Способ подделки указанных документов на квалификацию содеянного влияния не оказывает.
Сбыт означает выпуск в обращение поддельных кредитных или расчетных карт либо иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами; использование как средства получения кредита, оплаты товаров или услуг, дарения, мены и т. д.
Состав преступления — формальный, а потому преступление в зависимости от объективной стороны следует считать оконченным либо с момента изготовления, либо с момента сбыта хотя бы одной кредитной карты или платежного документа.
Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Лицо сознает, что изготавливает или сбывает поддельные кредитные или расчетные карты либо иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами, и желает этого. Обязательным признаком субъективной стороны преступления в форме изготовления указанных документов является также цель сбыта.
Субъект преступления — любое вменяемое лицо, достигшее 16летнего возраста. Уголовной ответственности за сбыт подлежат при этом лица, не только их изготовившие, но и получившие их от иных лиц.
Часть 2 ст. 187 УК РФ предусматривает ответственность за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, совершенные организованной группой. Организованной группой признается устойчивая группа из двух или более лиц, специально объединившихся для занятия преступной деятельностью.
В случаях присвоения средств по поддельным платежным документам и причинения этим имущественного вреда собственнику содеянное должно дополнительно квалифицироваться как хищение.