§ 4. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые с использованием монопольного положения на рынке или с помощью принуждения

| Правовой портал "Правопорядок" | § 4. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые с использованием монопольного положения на рынке или с помощью принуждения |
§ 4. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые с использованием монопольного положения на рынке или с помощью принуждения

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Объектом преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, выступают в данном случае общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе состязательности предпринимателей на товарных рынках.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения.
ui рситиачегиал, у v i рап^пил i\v J11 i\v I 11 u 111 v J Д i1 Г) 11 Г»1Л 111 upi апамн
исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ регулируются федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
С объективной стороны рассматриваемое преступление содержит три самостоятельных вида нарушения антимонопольного законодательства: 1) недопущение конкуренции; 2) ограничение конкуренции; 3) устранение конкуренции. При этом недопущение, ограничение или устранение конкуренции образуют объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, если это осуществляется путем: 1) установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен; 2) раздела рынка; 3) ограничения доступа на рынок либо устранения с него других субъектов экономической деятельности; 4) установления или поддержания единых цен.

Указанные виды нарушения связаны с экономической и властной деятельностью хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти и непосредственно посягают на конкурентные отношения. Как следует из ст. 10 вышеупомянутого Закона, недопущение, ограничение, устранение конкуренции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующееположение, могут составить такие, например, действия (бездействие), как: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования); экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйственными субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеpiuiuiiuiiviri OUlVUllUlVlJfl, XXJ_/CXXJV/ JJJJXiVXJfX CVXVX CUVXXTX X XjJVJJfl
дента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства; созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.
В соответствии со ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Банку России запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Как следует из ст. 16 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Товарным рынком признается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Ш Ж Г VT Г Г Г V) f ty Г FH’t^ flfrww^yw X V I V JJVIJ^ ^ J V V I V JV L»A V J JL VJU. X J»
сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает:
— цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
— сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из вышеназванных критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.
Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена:
— ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;
— ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.
Цена товара не признается монопольно низкой, если:
— она не соответствует хотя бы одному из вышеуказанных критериев;
— ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке;
— она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на товар, определенного органом регулирования естественной монополии.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) , доля которого на рынке определенного товара:
— превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
— составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия: совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующие суиьектоБ, доля каждою из которых иольше долей дру! их хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%); в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (подробнее см. ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Раздел рынка — это разграничение сферы обращения товара по территории (регионам), по общему объему продаж или закупок, а также по ассортименту продаваемых товаров, по кругу продавцов или покупателей (заказчиков). К ограничению конкуренции путем раздела рынка относится при этом раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо кругу продавцов или покупателей (заказчиков).
Ограничение доступа на рынок — это действия (бездействие) виновного лица, направленные на создание любых неправомерных препятствий для входа на рынок того или иного хозяйствующего субъекта, ущемляющие его свободу экономической деятельности.
Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности — действия виновного лица, принуждающие хозяйствующих субъектов, работающих на данном рынке, полностью или частично прекратить там свою экономическую деятельность.
Обязательным признаком состава преступления является причинение в результате совершения вышеуказанных действий крупного ущерба, под которым в соответствии с примечанием к ст. 178 УК РФ следует понимать ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.
По конструкции состав преступления, предусмотренный ст. 178 УК РФ, относится к материальным. Преступление следует считать оконченным с момента причинения в результате осуществления виновным действий, составляющих объективную сторону преступления, крупного ущерба.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Мотив и цель не входят в обязательные признаки объективной стороны данного преступления, однако исходя из содержания статьи можно сделать вывод, что мотив чаще всего бывает корыстный, хотя нельзя исключать и мотив мести по отношению к своему конкуренту. Цель преступления, как правило, заключается в получении незаконного обогащения за счет осуществления монополистической деятельности.
Субъект преступления — специальный. Им могут быть индивидуальные предприниматели, руководители российских и иностранных организаций и их объединений (союзов или ассоциаций), занимающихся предпринимательской деятельностью.
Часть 2 ст. 178 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные: лицом с использованием своего служебного положения; группой лиц по предварительному сговору.
К лицам, использующим свое служебное положение, следует относить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. При наличии последних в качестве субъектов образуется конкуренция уголовно-правовых норм: ст. 169, ст. 178 и ст. 285 УК РФ (ст. 286 УК РФ). Согласно правилам квалификации специальной нормой по отношению к ст. 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности») выступает ст. 178 УК РФ, а потому, если злоупотребление полномочиями должностного лица либо превышение лицом своих должностных полномочий выражалось в совершении действий, предусмотренных ст. 178 УК РФ, содеянное должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 178 УК РФ в совокупности со ст. 285 УК РФ (ст. 286 УК РФ).
Совершение преступления группой лиц по преоварителъному сговору может иметь место, когда индивидуальные предприниматели, руководители хозяйствующих субъектов, должностные лица органов власти и управления (совместно друг с другом или каждый в отдельности) договорились действовать сообща по недопущению, ограничению или устранению конкуренции на будущее, т. е. до начала выполнения какихлибо действий, указанных в ч. 1 ст. 178 УК РФ.
Часть 3 ст. 178 УК РФ предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой же статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой.
Насилие как физическое воздействие на потерпевшего может выражаться в незаконном лишении свободы, в истязании, побоях, причинении вреда здоровью различной степени тяжести. Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью охватываются при этом ч. 3 ст. 178 УК РФ, а причинение тяжкого вреда здоровью требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ. В случае причинения смерти содеянное следует квалифицировать по совокупности с п. «б» или «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ соответственно.
Угроза насилием как средство принуждения при осуществлении рассматриваемых действий выражается в запугивании лишить потерпевшего свободы, нанести ему удары, побои, причинить легкий, средней тяжести или тяжкий вред здоровью, убить. Способ выражения угрозы может быть различным: устным, письменным, переданным лично или через посредника. При этом неважно, имеет ли угрожающий действительное намерение привести угрозу в исполнение, достаточно, что потерпевший воспринимает ее как реальную.
Уничтожение или повреждение имущества (признаки данных деяний тождественны рассмотренным в ст. 167 УК РФ) могут образовывать состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 178 УК РФ, как в случае, если они повлекли причинение значительного ущерба потерпевшему, так и в том случае, если осуществлялись путем поджога, взрыва, общеопасным способом либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Потерпевшими от указанных выше насильственных действий могут быть как конкурирующие предприниматели и руководители организаций — хозяйствующих субъектов, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, так и члены их семей, а также близкие им лица. Насилие и угрозы, применяемые к перечисленным категориям лиц, должны быть в данном случае связаны с достижением целей ограничения конкуренции в тех ее формах, что указаны в ст. 178 УК РФ. Дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 167 УК РФ, исходя из содержания санкции ст. 178 УК РФ, в этом случае не требуется.
Угроза уничтожения или повреждения имущества может быть как непосредственной, так и обращенной в будущее, как определенной («сожгу дом»), так и неопределенной, когда лицо угрожает уничтожить или повредить имущество вообще, не конкретизируя, что именно и каким образом. Так же, как и при угрозе применения насилия, не имеет значения, имел ли виновный действительное намерение привести угрозу в исполнение, достаточно, чтобы потерпевшему она представлялась реальной.
Обязательным признаком для уничтожения или повреждения имущества, либо угрозы его уничтожения или повреждения, является отсутствие требований, угрожающих совершить какие-либо действия имущественного характера — передать имущество или право на имущество, совершить другие действия имущественного характера.
В том случае, если уничтожение или повреждение имущества либо угроза его уничтожения или повреждения сопряжены с требованиями имущественного характера, содеянное подлежит квалификации не по ч. 3 ст. 178 УК РФ, а по ст. 163 УК РФ как вымогательство.
Ограничение конкуренции как одну из форм нарушения антимонопольного законодательства следует отличать от ограничений прав сторон по предпринимательскому договору, в ряде случаев возможных по гражданскому законодательству (см., например, п. 1 ст. 1033 ГК РФ).
Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения. Объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие и осуществление предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом в зависимости от характера и интенсивности психического насилия, применяемого виновным, могут выступать честь и достоинство (ч. 1 ст. 179 УК РФ) либо свобода и здоровье личности.
С объективной стороны анализируемое деяние представляет собой составное преступление, складывающееся из двух действий: требования совершить сделку или отказаться от ее совершения психического насилия.
Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения заключается в применении незаконных методов психического или физического воздействия к участнику со стороны его контрагента (выгодоприобретателя) по законной сделке.
Принуждение, выражающееся в психическом насилии, может выступать в виде угрозы:
— применения насилия;
— уничтожения или повреждения чужого имущества;
— распространения сведений, оглашение которых может причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.
Угроза — это психическое воздействие на участника сделки, приводящее к волеизъявлению при отсутствии внутренней воли. Основной функцией психического насилия при любом виде угрозы является воздействие на психику потерпевшего с целью побуждения его к совершению сделки или отказу от ее совершения.
Способом угрозы являются: применение насилия в отношении принуждаемого лица или его близких (причинение вреда здоровью любой степени тяжести; причинение смерти; насильственные действия сексуального характера); уничтожение или повреждение имущества, принадлежащего потерпевшему или его близким; распространение сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.
Формы выражения угрозы могут быть различными: устная, письменная, переданная лично или через посредника, по почте или по телефону и т. д.; определенная, т. е. направленная на причинение конкретного вида вреда потерпевшему («застрелю», «подожгу дом» и т. д.), так и неопределенная, выражающаяся в запугивании причинить вред вообще, без конкретизации его степени тяжести. При психическом насилии особое значение приобретает такой обязательный признак угрозы, как ее реальность, т. е. действительная возможность причинения вреда участнику сделки или его близким и ее восприятие таковой самим потерпевшим.
Реальность угрозы и ее восприятие в качестве таковой зависят в конечном счете от совокупности ряда обстоятельств: от характера угрозы, ее интенсивности, особенностей личности угрожающего, их числа, места, времени, обстановки, в которой это происходит, и т. д. При этом не имеет значения, намеревался ли виновный привести угрозу в исполнение, достаточно того, что потерпевший воспринимал ее как реальную. Не имеет значения для квалификации и то, кто является адресатом угроз — сам потерпевший, принуждаемый совершить сделку, либо отказаться от ее совершения, или его близкие.
Под близкими исходя из содержания статьи следует подразумевать как родственников, друзей, так и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся обстоятельств стати дороги потерпевшему.
Способ, которым виновный угрожает уничтожить или повредить имущество, на квалификацию содеянного влияния не оказывает.
Уничтожение имущества — это приведение его в полную негодность, когда оно совершенно утрачивает потребительские свойства и экономическую ценность, не может быть использовано по своему обычному назначению и не может быть восстановлено.
Повреждение имущества — частичное ухудшение потребительских свойств вещи. Оно, в отличие от уничтожения, не исключает возможности использования его по целевому назначению.
Угроза распространения сведений заключается в огласке таких сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Виновный может угрожать сообщением сведений как многим лицам, так и одному лицу, мнением которого дорожит потерпевший. Из содержания статьи не ясно, должны ли быть эти сведения заведомо ложными или только правдивыми.
Вероятно, они могут быть как вымышленными, так и соответствующими действительности, как позорящими для потерпевшего или его близких, так и непозорящими, но нежелательными для распространения. Кроме того, сведения как позорящего, так и непозорящего характера должны быть
/^TTn/^nFitrtT гттдитдитдттспя1 гт гтясялт тд i^Fnuuu^j тдит^тл^/^ялт ттп_ 1 VxpilV^DJLLV^l \J ilvlil VI W WJ111J IViJL А. иЦ^ШУИ VV I I I. W A JJ VyI 1 I 1 \J VI JkJL 1 CllVV/JL V/
вреда во многом зависит от субъективного восприятия этого потерпевшим.
Отличительной чертой данного состава преступления является отсутствие при принуждении к совершению сделки или к отказу от ее совершения признаков вымогательства. Вымогательство, как отмечалось ранее, — преступление против собственности. Предметом вымогательства согласно ст. 163 УК РФ являются имущество, право на имущество и действия имущественного характера, которые потерпевший должен совершить по требованию вымогателя в его пользу (погашение долга, оплата покупки, производство ремонта и т. д.). Принуждение к совершению сделки — преступление, посягающее на отношения, обеспечивающие нормальное развитие и осуществление предпринимательской деятельности. Незаконное требование совершить сделку или отказаться от ее совершения — это прежде всего принуждение к установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, но без изменения отношений собственности.
По конструкции состав преступления относится к категории формальных. Преступление следует считать оконченным в момент принуждения вне зависимости от того, удалось ли виновному достичь своей цели. В случаях приведения угрозы в исполнение содеянное при наличии к тому оснований в соответствии с характером причиненного вреда должно дополнительно квалифицироваться по соответствующим статьям Уголовного кодекса.
Если лицо совершило сделку под влиянием психического принуждения или наоборот отказалось от ее совершения, сделка или действия лица по ее отказу должны быть в соответствии с гражданским законодательством признаны недействительными со всеми вытекающими отсюда гражданско-правовыми последствиями.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели. Виновный сознает, что незаконно принуждает лицо к совершению сделки или к отказу от ее совершения, и желает этого в интересах контрагента или выгодоприобретателя по заключаемой или расторгаемой сделке.
В качестве контрагента или выгодоприобретателя может при этом выступать как сам виновный, так и другие лица (родственники, друзья, конкуренты — предприниматели и т. д.). Мотивы преступления на квалификацию деяния влияния не оказывают и могут быть учтены лишь при назначении наказания.
Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16летнего возраста. Если принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, или должностным лицом, использующим свои полномочия, то в соответствующих случаях содеянное квалифицируется по совокупности ст. 179 и 201 УК РФ или ст. 285 (286) УК РФ.
Часть 2 ст. 179 УК РФ предусматривает квалифицированный состав анализируемого преступления. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 179 УК РФ предусмотрено принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, совершенное с применением насилия (п. «б») или организованной группой (п. «в»).
Под совершением преступления организованной группой понимается совершение действий по принуждению к заключению сделок или к отказу от их совершения устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для данных действий или иной преступной деятельности. Члены группы необязательно должны выполнять объективную сторону преступления (предъявлять требования или применять психическое насилие), они могут выполнять и другие функции — оформлять документы, сообщать информацию, необходимую для осуществления сделки, и т. д. Несмотря на различный характер выполняемых членами группы функций, все они несут ответственность по ч. 2 ст. 179 УК РФ как соисполнители.
Под насилием в п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ следует понимать истязание, причинение побоев, легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, нанесенного виновным с целью подкрепить требования по совершению сделки или отказу от ее совершения. Применение указанного насилия охватывается в данном случае п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ и не требует дополнительной квалификации. В случае умышленного причинения потерпевшему смерти, содеянное подлежит дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ. Самостоятельной квалификации подлежит также любое насилие, примененное к потерпевшему с целью отомстить за неподчинение требованию по совершению сделки или отказу от ее совершения.