§ 1. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения |
§ 1. Преступления в сфере экономической деятельности, совершаемые должностными лицами с использованием своего служебного положения

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Объектом преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие соблюдение законодательно гарантированного права на занятие предпринимательской или иной деятельностью.
С объективной стороны преступление характеризуется совершением ряда неправомерных (незаконных) альтернативных действий или бездействия:
— отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
— уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
— отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
— уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
— ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
— ограничение самостоятельности либо иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Обязательным признаком всех перечисленных деяний является их незаконность, а отличительной особенностью диспозиции — бланкетный характер. Для уяснения сущности любого из названных деяний требуется обратиться к Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ, Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», другим нормативным правовым актам. Рассмотрим это более подробно.
Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица состоит в открытом, явном нежелании произвести регистрацию, несмотря на соблюдение заявителем установленного вышеназванным Законом порядка государственной регистрации.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с вышеуказанным Законом.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. После чего регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, также устанавливаются Правительством РФ.
При государственной регистрации как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются документы, перечень которых исчерпывающим образом указан в вышеупомянутом Законе о государственной регистрации. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов. Предъявление регистрирующими органами иных требований к заявителям и документам, представляемым для регистрации, также не допускается.
Отказ в государственной регистрации согласно ст. 23 Закона о государственной регистрации допускается лишь в случае:
— непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов;
— представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
— предусмотренном п. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации, а именно если регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, то с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Согласно п. 4 ст. 221 Закона о государственной регистрации не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, обусловленные ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
При этом решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона.
Если в регистрации отказывают по мотивам нецелесообразности создания юридического лица, либо отсутствия документов, которые, по мнению регистрирующего органа, заявителем должны быть представлены дополнительно, а также любым иным причинам, не относящимся к предусмотренным этим Законом, такой отказ является неправомерным.
Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица также неправомерно и может выражаться в двух формах: открытой и завуалированной.
При открытой форме регистрация затягивается сверх установленного Законом о государственной регистрации срока без предъявления какихлибо возражений в адрес представленных документов.
При завуалированной форме требования предъявляются, но явно незаконные. Например, требуют личного присутствия заявителя в момент регистрации в случаях, когда учредительные документы высланы по почте, или настаивают представить документы, подтверждающие место нахождение юридического лица, указанного в учредительных документах, и т. д.
Согласно ст. 49 ГК РФ осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства лицензии — специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Основным нормативным правовым актом, определяющим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и порядок лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности выражается в открытом, явном нежелании выдать такое разрешение при отсутствии к этому законных оснований. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган указанные в ст. 9 Закона о лицензировании документы. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных этим Законом и иными федеральными законами. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (при упрощенном порядке лицензирования — в срок, не превышающий 15 дней).
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии по какимлибо иным основаниям является неправомерным. В частности, не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Уклонение от выдачи лицензии, так же как и уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, может быть выражено в двух формах: открытой и завуалированной.
Открытое уклонение означает невыполнение обязанности по выдаче лицензии на право осуществления определенной деятельности в установленный срок без предъявления какихлибо претензий к представленным заявителем документам либо порядку их подачи.
Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган принимает в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.
Завуалированное уклонение — невыдача лицензии в установленный срок под прикрытием ряда существующих, по мнению уполномоченного органа, препятствий к этому, не являющихся по сути своей правомерными.
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица может происходить только на основе федерального законодательства, и только в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности государства. Вмешательство государственных и муниципальных органов и их должностных лиц в деятельность субъектов предпринимательства допустимо в свою очередь лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, санитарноэпидемиологическому надзору, соблюдению требований радиационной и экологической безопасности, пресечению нарушений правил торговли и в иных предусмотренных законом случаях.
Таким образом, неправомерное ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности может заключаться в:
— создании дискриминационных условий для занятия предпринимательской или иной деятельностью в отношении того или иного субъекта предпринимательской или иной деятельности;
— нарушении прав равного доступа всех субъектов экономической деятельности к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам;
— посягательстве на свободу выбора сферы деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
— необоснованной экономической, научнотехнической и правовой поддержке отдельных предпринимателей или юридических лиц по отношению к другим;
— ограничении или лишении возможности оспаривать в суде (арбитраже) в установленном порядке те или иные действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления и т. д.
Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица означает создание препятствий в возможности самостоятельно:
— формировать производственную программу;
— выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены;
— привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
— осуществлять внешнеэкономическую деятельность, административнораспорядительную деятельность по управлению предприятием и т. д. Сюда же, по весьма распространенному в юридической литературе мнению, следует относить издание должностным лицом акта общего характера, ограничивающего права предпринимателей, поскольку подобный акт общего характера непосредственно затрагивает интересы конкретных предпринимателей, противоречит Конституции России и федеральному законодательству.
По своей законодательной конструкции анализируемый состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из альтернативно перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК РФ деяний.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что своим действием (бездействием) без какихлибо законных оснований препятствует предпринимательской или иной деятельности, и желает этого. Мотивы и цели не имеют в данном случае обязательного значения. Если, однако, отказ или уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя (юридического лица) либо выдачи им лицензии, а также иные действия по ограничению прав и законных интересов субъектов экономической деятельности выступали способом вымогательства у них взятки, содеянное надлежит квалифицировать не только как воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, но и как получение либо покушение на получение взятки, сопряженное с ее вымогательством.
Субъект преступления — специальный. Им может быть должностное лицо федерального органа исполнительной власти, в чьи служебные обязанности входит регистрация субъектов предпринимательской деятельности либо выдача специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Иные лица, лишь способствующие, при наличии сговора с должностным лицом (лицами), уполномоченным на принятие решения, могут быть признаны соучастниками данного преступления. При отсутствии сговора ответственность их должна наступать только по ст. 285 или 286 УК РФ.
Субъектом незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть любое должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также представитель власти. Важно лишь, чтобы воспрепятствование предпринимательской деятельности осуществлялось должностным лицом с использованием служебного положения.
Часть 2 ст. 169 УК РФ содержит два квалифицирующих признака: совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК РФ, в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившее крупный ущерб.
Как уже отмечалось при анализе ч. 1 ст. 169 УК РФ, отказ в государственной регистрации или уклонение от регистрации, отказ в выдаче лицензии, ограничение самостоятельности может быть в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 11 — 13 ГК РФ оспорен в суде. Оспариванию могут подлежать другие действия (бездействие), препятствующие осуществлению законной предпринимательской или иной деятельности. В случае если суд примет решение о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от регистрации либо о признании недействительным какоголибо иного акта органа исполнительной власти, нарушающего права индивидуального предпринимателя или юридического лица, то совершение одного из деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 169 УК РФ и составляющих объективную сторону воспрепятствования предпринимательской или иной деятельности, после вступления в силу решения суда влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 169 УК РФ. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности в нарушение вступившего в силу судебного акта следует отличать от неисполнения приговора, решения суда или иного судебного акта, ответственность за которые предусмотрена ст. 315 УК РФ. Часть 2 ст. 169 УК РФ является специальной нормой по отношению к ст. 315 УК РФ, а потому воспрепятствование законному предпринимательству или иной экономической деятельности в нарушение судебного акта полностью охватывается ч. 2 ст. 169 УК РФ.
Крупный ущерб в настоящее время категория не оценочная. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным ущербом признается ущерб в сумме, превышающей 250 тыс. руб.
Что касается соотношения ст. 169 УК РФ и ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), то здесь следует заметить, что сфера применения ст. 169 УК РФ шире сферы применения ст. 285 УК РФ. Обязательными условиями привлечения к ответственности по ст. 285 УК РФ являются: последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также наличие специального мотива — корыстной или иной личной заинтересованности. Статья 169 УК РФ содержит формальный состав преступления, уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности наступает за совершение самих действий (бездействия), перечисленных в диспозиции статьи, вне зависимости от наступивших от этого последствий. Не имеет значения и мотив совершения преступления. Между тем, если должностное лицо в интересах какоголибо конкретного индивидуального предпринимателя или юридического лица препятствует доступу на рынок новым хозяйствующим субъектам, отказывая им в регистрации или лицензировании, в действиях его образуется совокупность двух преступлений — воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ) и монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ). Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности осуществляется должностным лицом из корыстной заинтересованности, оно может нести ответственность не только по ст. 169 УК РФ, но и по ст. 290 УК РФ как за получение взятки.
Регистрация незаконных сделок с землей. Определение правового режима земли отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К основным законам Российской Федерации, регулирующим земельные отношения, относятся Земельный и Гражданский кодексы РФ (гл. 17), а также федеральные законы от 24 июля 2002 г. № 101ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; от 18 июня 2001 г. № 78ФЗ «О землеустройстве»; от 2 января 2000 г. № 28ФЗ «О государственном земельном кадастре»; Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 17381 «О плате за землю» и др. Наряду с закреплением права граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, закон одновременно устанавливает и презумпцию права государственной собственности на землю, ее оборот ограничивается и подчиняется специальным правилам.
Объектом преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие правовой режим земли как объекта права собственности, а также установленный государством порядок регистрации сделок с землей.
С объективной стороны преступление характеризуется рядом самостоятельных действий:
— регистрация заведомо незаконных сделок с землей;
— искажение учетных данных Государственного земельного кадастра;
— умышленное занижение размеров платежей за землю.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с землей, равно как и с другим недвижимым имуществом, подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. До этого момента сделка не считается совершенной в требуемой законом форме, а следовательно, и действительной.
Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и его территориальными органами, действующими в соответствующих регистрационных округах.
Сделка с землей признается незаконной, если она не соответствует требованиям закона или иным правовым актам, а именно если она:
1) совершается с нарушением целевого назначения земли и ее правового режима как объекта права собственности;
2) не отвечает требованиям, предъявляемым законом к ее оформлению.
Совершение любых гражданско-правовых сделок с землей возможно лишь с учетом земельного, лесного, природоохранного и иного специального законодательства. При этом земля согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ, как и другие природные ресурсы, может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, не допускается, к примеру, заключение сделок коммерческими организациями по куплепродаже индивидуальных жилых домов с земельными участками для предпринимательской деятельности, поскольку этим нарушается целевое использование земли. А потому регистрация такой сделки является явно незаконной. Строго ограниченным является также оборот земельных участков. Согласно ст. 4 Закона о об обороте земель сельскохозяйственного назначения, к примеру, не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям, установленным указанной статьей Закона. Не допускается выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами РФ в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве предельного минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, за рядом предусмотренных законом исключений, и т. д.
Незаконной может быть признана также сделка, зарегистрированная уполномоченными на то должностными лицами без истребования всех необходимых и надлежаще оформленных для ее регистрации документов. Так, в государственной регистрации должно быть отказано, если:
— право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с действующим законом;
— с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
— акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
— лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
— лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
— правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
— осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с п. 5 ст. 252 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При возмездном отчуждении доли в праве общей собственности на земельный участок должны быть соблюдены требования гражданского законодательства о преимущественном праве сособственников на приобретение отчуждаемой доли в праве общей собственности. При отчуждении земельного участка, приобретенного супругами в период брака и являющегося общей совместной собственностью супругов, должно быть в наличии нотариальное согласие супруга продавца земельного участка на продажу (мену) этого участка. Если сособственником отчуждаемого земельного участка являются несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, сделки от имени указанных лиц должны совершаться с предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Несоблюдение вышеназванных и некоторых других основных требований к содержанию договора об отчуждении земельных участков при их регистрации, влечет незаконность действий.
Ряд сделок, связанных с землей, подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Так, к примеру, согласно ст. 163 ГК РФ нотариальное оформление требуется: по договору ренты (ст. 584 ГК РФ); брачному договору (ст. 41 СК РФ); соглашению об уплате алиментов путем предоставления имущества в виде земельного участка (ст. 100, 104 СК РФ). Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее недействительность, а потому и государственная регистрация такой с точки зрения гражданского законодательства ничтожной сделки является незаконной.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» Единый государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, — о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации; сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельном участке и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Ведение Государственного земельного кадастра осуществляется на всей территории Российской Федерации по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории России, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет заключается в описании и индивидуализации в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый из них приобретает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку.
Под искажением учетных данных Государственного земельного кадастра следует понимать внесение в кадастр данных, не соответствующих действительности, завышение или занижение их, невнесение в кадастр новых учетных данных, а также подделку, подчистку и любое иное искажение вышеназванных сведений, фиксируемых в земельнокадастровой документации, относительно состояния и использования земельных участков, их площадях, месторасположении, экономических и качественных характеристиках.
Пользование землей в России является платным. Порядок, размеры оплаты, круг плательщиков земельного налога, ряд других положений регламентируются Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 17381 «О плате за землю», постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли», другими нормативными правовыми актами.
Платежи за использование земли состоят из ежегодного земельного налога с собственников земли, землевладельцев и землепользователей, за исключением арендаторов (с них взимается арендная плата), а также нормативной цены земли, установленной для покупки земли и для получения банковского кредита под залог земельного участка.
Занижение размеров платежей за землю выражается в уменьшении любым способом ставок земельного налога, арендной платы или нормативной цены земли.
По конструкции состав преступления, предусмотренный ст. 170 УК РФ, является формальным. Преступление следует считать оконченным с момента совершения любого из деяний, образующих объективную сторону этого преступления.
Субъективная сторона преступления выражена прямымумыслом. Виновный сознает, что регистрирует незаконные сделки, искажает учетные данные Государственного земельного кадастра или занижает размеры платежей за землю, и желает это совершить. Обязательными признаками субъективной стороны преступления являются корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность означает стремление лица за счет регистрации незаконных сделок с землей получить имущественную выгоду. Получение взятки не охватывается в данном случае составом данного преступления и квалифицируется дополнительно по ст. 290 УК РФ. Иная личная заинтересованность состоит в стремлении виновного путем использования должностных полномочий получить выгоды неимущественного характера (протекционизм, семейственность, получение взаимной услуги ит. д.).
Субъект преступления — специальный. Им в зависимости от указанных в диспозиции деяний может быть должностное лицо:
— осуществляющее регистрацию сделок с землей или веде
— органа местного самоуправления, незаконно понизившее ставки или установившее льготы по земельному налогу для отдельных плательщиков;
— государственной налоговой службы, в служебные полномочия которого входит начисление земельного налога гражданам.
Следует согласиться при этом с мнением Б. В. Волженкина о том, что должностное лицо предприятия, учреждения или организации, в функции которого входит представление в налоговые органы отчетности по взимаемым размерам платежей за землю, в случае их занижения должно нести ответственность лишь по ст. 199 УК РФ — за уклонение от уплаты налога за землю.
Как и применительно к рассмотренному ранее составу преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ, нельзя не сказать о соотношении анализируемого преступления с составами преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Регистрация незаконных сделок с землей (в части регистрации незаконных сделок и занижения размеров платежей за землю) представляет собой разновидность злоупотребления должностными полномочиями. Норма, содержащая состав преступления, предусмотренный ст. 170 УК РФ, является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК РФ, содержащей в данном случае общую норму. Исходя из правил конкуренции уголовно-правовых норм, в том случае, если деяния, образующие объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, не повлекли за собой последствий, предусмотренных ст. 285 (ст. 286) УК РФ, содеянное подлежит квалификации только по ст. 170 УК РФ, если повлекли — по совокупности преступлений (ст. 170 и 285 либо ст. 170 и 286 УК РФ). Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра является, в свою очередь, частным случаем служебного подлога (ст. 292 УК РФ). В связи с этим согласно ч. 3 ст. 17 УК РФ применению в соответствующем случае подлежит ст. 170, а не ст. 292 УК РФ.
Если регистрация заведомо незаконной сделки с землей была осуществлена для придания законного характера владению земельным участком, полученного преступным путем, содеянное, по мнению большинства ученых, должно квалифицироваться по совокупности преступлений — по ст. 170 и 33 и ст. 174 УК РФ как пособничество в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.