§ 1. Преступления против принципа равноправия и политических прав граждан

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Преступления против принципа равноправия и политических прав граждан |
§ 1. Преступления против принципа равноправия и политических прав граждан

Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.
Конституция России закрепляет равенство всех граждан России перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или какимлибо специальным группам.
Одним из способов осуществления гарантий является уголовно-правовая защита права на равноправие, предусмотренная ст. 136 УК РФ, содержащей понятие дискриминации, т. е. нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или какимлибо социальным группам.
В качестве квалифицирующего признака ч. 2 ст. 136 УК РФ предусматривает совершение тех или иных деяний лицом с использованием своего служебного положения.

Объектом по данной статье является равенство прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией.
Объективная сторона преступления состоит в дискриминации прав, свобод и законных интересов гражданина, под которой понимается ограничение в правах по названным признакам либо лишение равноправия отдельного гражданина из-за его национальности, расы, вероисповедания и других признаков, прямо названных в данной статье. Нарушение прав и свобод человека и гражданина может совершаться в любой сфере деятельности и проявляется как в активных действиях, так и в бездействии. Примером первого может быть отказ в принятии на работу, учебу, предоставление льгот и прав на получение льгот и т. п. Примером совершения преступления в форме бездействия может служить игнорирование законных требований со стороны отдельных граждан по дискриминационным мотивам, при условии, что лицо должно было и могло выполнить предъявленные требования. Таковыми могут быть длительное время решения вопроса о прописке отдельных граждан в столице России и крупных промышленных центрах по названным мотивам, предоставлении российского гражданства лицам из бывших союзных республик и т. п.
В качестве способов совершения данного преступления можно назвать как прямой отказ в выполнении законных требований граждан, так и отказ, совершаемый в завуалированной форме (требование большого количества справок и документов, затягивание решения вопроса на длительный срок) и т. д.
Состав, указанный в ст. 136 УК РФ, — материальный. В качестве последствий закон называет вред, причиненный правам, свободам и законным интересам человека и гражданина. Размер и вид вреда в ст. 136 УК РФ не называется, поэтому таковым можно, думается, считать как имущественный вред, так и физический, а также и моральный. Размер вреда может быть любым, но таким, который требует применения именно уголовно-правового воздействия.
Между действиями (бездействием) субъекта и наступившими последствиями необходимо устанавливать причинную связь.
С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины. Лицо осознает, что нарушает равноправие граждан, предвидит неизбежность либо возможность причинения вреда правам и законным интересам гражданина и желает либо сознательно допускает его наступление. В случаях проявления ярко выраженного чувства национализма, шовинизма ит. п., лицо безразлично относится к возможности наступления вредных последствий для потерпевшего.
Мотивы преступления могут быть различными: чувство шовинизма, национализма, нетерпимости к другим религиозным конфессиям, кроме своей, и т. д. Но в любом случае мотивы относятся к низменным побуждениям, идущим в разрез с конституционно закрепленными принципами межличностных отношений в обществе, способным спровоцировать серьезные конфликты между членами одного общества.
Субъект преступления по ч. 1 ст. 136 УК РФ — общий, достигший на момент совершения преступления 16летнего возраста.
Часть 2 ст. 136 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения. Этим лицом может быть должностное лицо государственного органа, органа местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (см. примечания к ст. 285 УК РФ), а также лицо, наделенное определенными полномочиями в общественной организации или иной негосударственной организации (см. примечание к ст. 201 УК РФ).
Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Конституция России предоставляет гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Статья 141 УК РФ служит одной из гарантий осуществления избирательных прав граждан.
Объективная сторона состава — сложная, диспозиция альтернативная, предусматривающая следующие четыре самостоятельных преступных действия:
— воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав;
— воспрепятствование осуществлению гражданином права участвовать в референдуме, нарушение тайны голосования;
— воспрепятствование работе избирательных комиссий;
— воспрепятствование работе комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
Воспрепятствование означает создание различных помех осуществлению свободных демократических выборов или проведению референдума, проводимого в соответствии с законом. Эти помехи могут быть направлены как против избирателей и граждан, желающих принять участие в референдуме, так и против законной деятельности избирательных комиссий по проведению референдума.
Оконченным каждое из указанных в ч. 1 ст. 141 УК РФ преступлений будет с момента выполнения действий, направленных на воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме либо воспрепятствование работе избирательных комиссий.
Конкретный механизм совершения данного преступления может быть установлен при анализе соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих правила проведения выборов, референдумов, деятельность избирательных комиссий и т. п. В сложных случаях целесообразно привлечение в качестве экспертов специалистов государственного, конституционного права.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что препятствует проведению свободных выборов или проведению референдума на законной основе, либо нормальной деятельности избирательной комиссии и желает так поступить.
Мотивы могут быть самыми разнообразными, но цель (не являясь обязательным признаком конкретного состава преступления) все же наличествует во всех случаях и сводится к воспрепятствованию осуществлению гражданами прав на участие в избирательной кампании или выражения своего мнения в референдуме.
Субъект — общий, уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет.
Часть 2 ст. 141 УК РФ содержит три квалифицирующих признака. Это воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий:
— соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения;
— совершенное лицом с использованием своего служебного положения;
— совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Подкуп — это выдача (или обещание выдачи) денежного или материального вознаграждения избирателю или участнику референдума за его высказанное волеизъявление в пользу того кандидата (при выборах) или дачи такого ответа (при референдуме), который выгоден виновному.
Обман — это введение избирателя или участника референдума в заблуждение относительно времени, места, обстоятельств проведения выборов или референдума, правил заполнения бюллетеня для голосования или опросного листа при референдуме и т. п.
Под применением насилия либо угрозой его применения понимается физическое либо психическое воздействие на избирателя (участника референдума, членов избирательной комиссии) с целью воспрепятствовать их свободному волеизъявлению (нормальной законной деятельности комиссии). Тяжесть физического насилия и угрозы не выходят за рамки ст. 115 УК РФ. Более интенсивные способы насилия с причинением более тяжких видов вреда здоровью (ст. 111, 112 УК РФ) требуют дополнительной квалификации.
Воспрепятствование с использованием служебного положения виновным содержит те же характеристики, что и в ч. 3 ст. 139 УК РФ.
Воспрепятствование, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. об этих признаках ст. 35 УК РФ).
Нарушение порядка финансирования избирательной комиссии, кандидата избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Статья 141′ УК РФ введена Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 94ФЗ и призвана обеспечить конституционное право каждого кандидата, участвующего в избирательной кампании, на равное, законное финансовое обеспечение этой деятельности.
Оказание финансовой (материальной) поддержки юридическими либо физическими лицами кандидату, участвующему в выборах кроме средств избирательного фонда считается незаконным и влечет разные меры пресечения такой незаконной деятельности. Одной из таких мер является уголовная ответственность, предусмотренная анализируемой статьей УК РФ.
Объективная сторона преступления, указанного в ст. 141′ УК РФ, складывается из ряда альтернативных действий, каждое из которых образует самостоятельный состав преступления. Одно из таких действий — оказание финансовой (материальной) поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного блока (объединения) либо деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо средств избирательного блока.
Обязательным признаком рассматриваемого преступления является крупный размер финансовой (материальной) поддержки, т. е. размер суммы денег, стоимости имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного ст. 141′, но при этом составляют не менее 1 млн руб. Окончанием такого преступления с материальным составом будет момент получения финансовой (материальной) поддержки названными людьми (объединениями, группами). Способами поддержки помимо передачи денежных средств либо материальных ценностей на безвозмездной основе кандидату, избирательному объединению (блоку) для осуществления ими своей избирательной кампании могут быть также изготовление или распространение агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных из этого фонда, но по необоснованно заниженным расценкам. Кроме того, это может быть и внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц либо перечисление денег на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.
Любой из названных способов нарушения установленного законом порядка финансирования избирательной кампании либо проведения референдума дает необоснованные незаконные преимущества определенному кандидату (блоку, группе) в избирательной кампании. Такие действия порождают коррупцию, ибо кандидат, чье прохождение во власть любого уровня финансировалось определенными лицами, группами, вынужден будет лоббировать интересы этих лиц в ущерб законному решению вопросов в выборных органах государственной власти любого уровня.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что нарушает порядок финансирования избирательной компании определенного кандидата (объединения, блока) и желает выполнить такие действия. Мотивы преступления могут быть разными: корыстными, политическими, низменными. Они не влияют на квалификацию деяния, однако могут быть учтены при индивидуализации наказания (ст. 61—63 УК РФ).
Субъект преступления — общий, физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Однако сфера совершения анализируемого преступления — избирательная кампания либо проведение референдума, позволяет заметить, что субъектом по ч. 1 ст. 141′ УК РФ выступают лица, достигшие совершеннолетия, обладающие финансовыми (материальными) возможностями влиять на исход выборов (референдума) путем незаконных финансовых способов поддержки конкретных лиц (объединений, групп).
Часть 2 ст. 1411 УК РФ представляет собой самостоятельную правовую норму, предусматривающую уголовную ответственность лиц, незаконно использующих либо расходующих полученные финансовые (материальные) средства в процессе проведения избирательной кампании (референдума).
Объективная сторона преступления состоит в использовании помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной компании кандидатом либо в расходовании пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах, которые были перечислены юридическими или физическими лицами на специальный избирательный счет, специальный счет референдума.
Названные действия подлежат уголовной ответственности при обязательном условии, что использование или расходование средств осуществлялось в крупных размерах, т. е. в размере 1 млн руб. Оконченными эти преступления будут с момента выполнения названных в ч. 2 ст. 141′ УК РФ действий.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы могут быть любые. Они указываются при индивидуализации наказания.
Субъект преступления — специальный. Это лицо, баллотирующееся на выборах как в местные (городская, областная дума), так и в центральные выборные органы, использующее (расходующее) средства финансовой (материальной) поддержки, незаконно предоставленные физическими или юридическими лицами. В качестве субъекта могут выступать сам кандидат, представитель по финансовым вопросам либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока с ведома кандидата. Кроме того, субъектом преступления может выступать уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Фальсификация избирательных документов, документов референдума. Статья 142 УК РФ является как бы продолжением ст. 141, но касается других сторон деятельности избирательных комиссий. Общественная опасность действий, названных в диспозиции ст. 142, состоит в том, что демократические принципы формирования и функционирования государственной власти и местного самоуправления, заложенные Конституцией РФ, остаются нереализованными. К власти могут прийти люди, которые по своим качествам не должны занимать государственные посты.
Объектом преступления является предусмотренный Конституцией порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления.
Предмет преступления — избирательные документы и документы референдума (бюллетени для голосования, открепительные удостоверения, подписные листы, форма и порядок заполнения которых устанавливаются законом).
Объективная сторона преступления состоит из фальсификации избирательных документов, документов референдума. Состав формальный. Преступление будет оконченным с момента внесения ложных сведений в эти документы.
Фальсификация документов состоит в сознательном внесении ложных сведений в избирательные документы или документы референдума; в искажении документа, например в перечеркивании его, замене одного документа с положительным ответом на поставленный в нем вопрос на другой, с противоположным решением, составлении избирательных документов от имени подставных лиц и т. п.
С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы — чаще всего конкуренция кандидатов либо коррупция, получение задания избирательной комиссией от глав администрации либо влиятельных лиц, баллотирующихся по данному региону, и т. п.
Субъект преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ, специальный. Это могут быть: член избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидат или уполномоченный им представитель.
Часть 2 данной статьи предусматривает два квалифицирующих признака: подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата и заверение заведомо поддельных подписей (подписных листов), если указанные действия совершаются: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения; с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения.
В принципе — это формальный состав, однако в случае наступления последствий в виде нарушения прав и законных интересов граждан или организаций или охраняемых законом интересов общества или государства он преобразуется в материальный.
Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней или бюллетеней для голосования на референдуме.
Под изготовлением понимается производство или создание любым способом хотя бы одного избирательного бюллетеня или бюллетеня для голосования на референдуме.
К хранению следует относить нахождение предмета у субъекта независимо от места хранения.
Перемещение предмета из одного места в другое с использованием транспортных средств составляет суть перевозки указанных предметов преступления.
Состав преступления по конструкции формальный и деяние считается оконченным с момента совершения действий, указанных в ст. 142 УК РФ.
Субъективная сторона преступления заключается только в
прямом умысле.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16летнего возраста.
Фальсификация итогов голосования. Объектом данного преступления выступает установленный порядок подсчета голосов и подведения итогов голосования.
Объективная сторона преступления состоит в фальсификации итогов голосования, которая заключается в совершении любого из следующих действий, указанных в диспозиции ст. 142′ УК РФ:
— включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
— представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;
— заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;
— фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума;
— замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума;
— порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума;
— законное уничтожение бюллетеней;
— заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума;
— подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования;
— заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования;
— незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения;
— заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.
Данный состав преступления является формальным и считается оконченным с выполнением любого из перечисленных действий.
Субъективная сторона преступления выражается только в прямом умысле, так как субъект осознает общественно опасный характер своих действий и желает их выполнить.
Субъект преступления — специальный. Это член избирательной комиссии или комиссии референдума.
Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них. Конституция России предоставляет право гражданам Российской Федерации проводить мирно, без оружия собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31).
Названные в Конституции права граждан обеспечиваются, в частности, с помощью уголовно-правовых способов, предусмотренных ст. 149 УК РФ.
В случаях применения по отношению к участникам собраний, митингов и других акций граждан насилия или угрозы его применения можно выделять еще и факультативный объект — жизнь, честь, достоинство потерпевших.
Объективная сторона преступления — сложная, диспозиция статьи — альтернативная. Ответственность устанавливается за следующие незаконные действия, нарушающие права и свободы граждан: незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо понуждение к участию в них. Данное преступление может выполняться как действием, так и бездействием.
Незаконность означает, что должностное лицо без оснований, самоуправно запрещает проведение митингов, шествий и других действий либо дает указание о выставлении заслонов на пути демонстрантов из работников силовых структур.
Если воспрепятствование осуществляется частными лицами, то способом совершения преступления служит физическое насилие либо угроза в адрес участников собрания, митинга и т. п. Однако в любом случае незаконность действий должностного или частного лица лишает возможности граждан проводить одно из действий, названных в диспозиции статьи или участвовать в них.
Принуждение к участию в проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования. Способы принуждения могут быть физическими или психическими, по тяжести соответствующие ст. 112, 115, 116 УК РФ. Психическое принуждение состоит в угрозе немедленно причинить названные виды насилия, если потерпевший даже под принуждением отказывается от участия в шествиях, демонстрациях и т. п. Если высказывается угроза жизни, здоровью, имуществу принуждаемого — возможна квалификация по совокупности ст. 149 и 119 УК РФ.
Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента выполнения любого из действий, названных в диспозиции статьи.
Субъективная сторона характеризуется прямымумыслом. Мо тивы могут быть разными. Со стороны должностных лиц — перестраховка, проявление на региональном уровне синдрома «унтера Пришибеева» (по Чехову) и т. п.
Мотивы деятельности частных лиц необходимо исследовать глубоко, так как действия, совершаемые виновными, на первый взгляд могут выглядеть как хулиганские. Более тщательное исследование может показать, что за спиной исполнителя стоят лица, заинтересованные в проведении акций неповиновения официальным властям по конъюнктурным соображениям, политическим мотивам (захвата, допустим, власти в регионе) и т. д.
Субъект преступления — общий, вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления возраста 16 лет, либо специальный — должностное лицо (см. примечание к ст. 285 УК РФ).
Квалификация действий должностных лиц производится только по ст. 149 УК РФ, если именно названными в статье действиями и осуществляется ими злоупотребление своим служебным положением. По анализируемой статье наблюдается конкуренция общего (ст. 285 УК РФ) и специального (ст. 149 УК РФ) составов, при которой предпочтение в квалификации отдается специальному составу (ст. 149 УК РФ).