§ 3. Преступное оставление без помощи лица либо неоказание ему помощи

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Преступное оставление без помощи лица либо неоказание ему помощи |
§ 3. Преступное оставление без помощи лица либо неоказание ему помощи

Неоказание помощи больному. Состав преступления — материальный. Ответственность по ч. 1 ст. 124 УК РФ устанавливается в том случае, когда бездействие — недобросовестное либо несвоевременное исполнение медицинским работником своих обязанностей — повлекло причинение средней тяжести вреда здоровью больного.
Ответственность за бездействие наступает при наличии объективной и субъективной предпосылок.
Объективная предпосылка — лицо должно было действовать. Обязанность оказывать помощь возлагается на виновного законом либо специальными правилами. В частности, ведомственными актами Минздрава России (ныне Минздравсоцразвития России) на медицинских работников возлагается обязанность
оказывать срочную медицинскую помощь лицам, которые пострадали от несчастных случаев, травм, отравлений и внезапных заболеваний. Эта помощь должна осуществляться безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, в любое время, в любом месте. Не имеет значения, был ли медицинский работник на дежурстве, дома, в отпуске или в поездке.

Причинение вреда здоровью больного из-за неисполнения названных обязанностей может влечь ответственность в соответствии с гражданским законодательством (по возмещению ущерба) и, кроме того, по Уголовному кодексу РФ.
Субъективная предпосылка — лицо могло действовать в соответствии с предписаниями закона или подзаконного акта. «Могло действовать» означает, что по своему физическому состоянию и обстановке медицинскому работнику никто и ничто не препятствовало в исполнении его обязанностей (врач был здоров, не был занят, допустим, оказанием неотложной помощи другому больному).
Совокупность названных объективных и субъективных предпосылок служит основанием уголовной ответственности за проявленное бездействие: уважительных причин для неоказания помощи не было.
С субъективной стороны отношение виновного к возможности наступления последствий в виде вреда средней тяжести здоровью потерпевшего — неосторожное. Недобросовестное отношение к исполнению профессиональных обязанностей врача приводит к наступлению указанных в ч. 1 ст. 124 УК РФ последствий, которые виновный не предвидел, но должен был и мог предвидеть либо самонадеянно рассчитывал их предотвратить.
Субъект — специальный: медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), на которого возложена законом или специальными правилами обязанность оказывать помощь больным.
Часть 2 ст. 124 УК РФ предусматривает в качестве отягчающих обстоятельств причинение по неосторожности смерти больному либо причинение тяжкого вреда его здоровью. Характеристика таких последствий дается в ст. 109 и 118 УК РФ.
Оставление в опасности. В данном случае речь идет о заведомом оставлении без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности при
П/1 1 D Л1 ^ |М>1 14 l\ 1V ^Л’Л} Al I 1 111IV ‘ 11V Л U LI V I. 1 OV . V/iajJUVШ, WUJIV^O
ни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан проявить о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.
Ответственность по данной статье наступает за бездействие, проявленное в двух случаях — когда виновный:
— был обязан оказать помощь человеку, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии, если он имел возможность и был обязан иметь заботу о потерпевшем;
— сам поставил потерпевшего в опасное для жизни состояние.
Ответственность за бездействие, названное в первом случае, несут следующие категории лиц:
— обязанных оказывать помощь на основании прямого указания закона: родители — несовершеннолетним детям; дети — престарелым родителям;
— обязанных выполнять названные действия в связи с избранной профессией или выполнением служебных обязанностей: воспитатели дошкольных детских учреждений; учителя школ; пожарные; руководители спортивных секций и др.;
— на которых указанные обязанности возложены по договору найма (например, няня — по уходу за малолетним ребенком, сиделка — по уходу за инвалидом либо больным и т. п.);
— названные обязанности которых вытекают из их предыдущего поведения.
Ситуация, опасная для жизни или здоровья потерпевшего, сложилась не по вине названных лиц, но в их обязанность входило оказание помощи (объективный критерий ответственности за бездействие) при реальной возможности ее оказать (субъективный критерий).
Термин «заведомое оставление без помощи» как раз подчеркивает наличие обоих критериев ответственности за бездействие.
Причины, породившие беспомощное состояние, могут быть обусловлены возрастными факторами (малолетие, старость); физиологическими и патологическими процессами, происходящими в организме человека (болезнь, паралич, обморок, начавшиеся роды, припадок эпилепсии на улице и т. д.); стихийными бедствиями (обрушившиеся от землетрясения стены дома лишили возможности людей самим выбраться изпод завалов и т. п.).
Второй случаи предусматривает ответственность для той ситуации, когда виновный сам поставил потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние и затем оставил без помощи. Например, оставление в опасном состоянии лиц, пострадавших от дорожнотранспортных происшествий; оставление среди улицы с интенсивным транспортным движением слабовидящего человека, которого виновный обязался перевести на другую сторону улицы, и др.
Состав — формальный. Преступление считается оконченным с момента бездействия.
С субъективной стороны преступление, указанное в ст. 125 УК РФ, совершается с прямым умыслом. При этом сознанием виновного охватывается ряд обстоятельств, относящихся к потерпевшему, обстоятельств, создавших угрозу для его жизни и здоровья и своих собственных возможностей. Так, виновный сознает,
— потерпевший находится в опасном для его жизни и здоровья состоянии;
— лишен возможности к самосохранению по малолетству, старости, болезни, беспомощности, которая может быть вызвана различными физиологическими и патологическими изменениями, происходящими в организме человека, преступными действиями людей;
— угроза его жизни или здоровью исходит от действий механизмов, транспорта, собственного бездействия потерпевшего, действий виновного;
— оказание помощи потерпевшему находится в пределах возможностей виновного.
Волевой момент умысла характеризуется желанием уклониться от исполнения лежащей на нем обязанности по оказанию помощи потерпевшему.
Термин «заведомость оставления без помощи», употребляемый в ст. 125 УК РФ, подчеркивает наличие именно прямого умысла. В связи с этим нельзя согласиться с высказанным мнением о возможности совершения анализируемого преступления с косвенным умыслом либо двойной формой вины, так как эти формы и виды вины невозможны по формальным составам преступлений.
Мотивы бездействия могут быть самыми различными. Они должны учитываться судом при индивидуализации наказания.
Последствия, которые могут наступить от бездействия виновного, лежат за рамками состава ст. 125 УК РФ и могут быть вменены ему дополнительно (ст. 109 или 118 УК РФ) при наличии всех признаков названных составов. Решение зависит от определения формы и вида вины по отношению к наступившим последствиям.