§ 2. Преступное поставление в опасность, не сопряженное с насилием

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Преступное поставление в опасность, не сопряженное с насилием |
§ 2. Преступное поставление в опасность, не сопряженное с насилием

Заражение венерической болезнью. Частным случаем причинения вреда здоровью является заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни.
Под венерическими понимается группа инфекционных заболеваний, передающихся половым путем. Кроме сифилиса к данной группе заболеваний относят также гонорею, мягкий шанкр, паховый лимфогранулематоз, хламидиоз и др. Для определения, относится ли то или иное заболевание к венерическим, проводится судебномедицинская экспертиза с участием врачейвенерологов.
Высокая общественная опасность этого преступления состоит в его чрезвычайной распространенности среди молодежи, широко практикуемом самолечении больных, что не приводит к их выздоровлению, тяжких последствиях в виде патологических изменений у детей, родившихся от родителей, болевших, например, сифилисом. Последствия неизлечимой гонореи проявляются в бесплодии, длительном последующем расстройстве здоровья и т. п.
С объективной стороны заражение — материальный состав преступления. Оконченным это преступление считается при наступлении указанных в законе последствий — факта заражения другого лица венерической болезнью. Необходимо установление причинной связи между действием виновного и заражением потерпевшего.

С субъективной стороны данное преступление может совершаться умышленно.
Решение вопроса о виде вины необходимо начинать с указания в ч. 1 ст. 121 УК РФ, что лицо знает о наличии у него венерической болезни. Эти знания он может получить из компетентного официального источника — кожновенерологического диспансера, где не только ставят диагноз, называя болезнь, но и предупреждают больного о последствиях болезни, грозящих самому пациенту и его половым партнерам. Вступление в половые контакты при такой ситуации и, как результат, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью партнера, следует оценивать как совершенное с прямым умыслом по ст. 111 или 112 УК РФ.
Чаще это преступление совершается с косвенным умыслом. Вступая в беспорядочные половые связи с малознакомыми лицами, часто в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, больные, знающие о своей болезни, безразлично относятся к возможности заражения партнера.
Мотивы преступления могут быть различными: месть, злоба за собственное заболевание, вымещаемая на невиновных в этом лицах, стремление к половым контактам при снижении нравственного контроля под влиянием алкоголя, наркотиков и т. д.
О неосторожной форме вины в виде преступного легкомыслия можно говорить в тех случаях, когда лицо занималось, например, самолечением и самонадеянно без достаточных к тому оснований считало себя излеченным.
Преступная небрежность по данному преступлению исключается, так как изначально лицо, привлекаемое к ответственности по ст. 121 УК РФ, знает о наличии у него венерической болезни, а следовательно, и предвидит (реально или абстрактно) возможные последствия. Конструкция ст. 121 УК РФ не предусматривает уголовной ответственности за неосторожные действия. В ч. 2 ст. 121 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих признака: заражение двух и более лиц и заражение заведомо несовершеннолетнего. Характеристика этих признаков аналогична той, которая давалась при анализе других преступлений против здоровья.
Субъектом анализируемого преступления являются лица, достигшие 16 лет, страдающие венерическим заболеванием и знающие о наличии у них этого заболевания.
Заражение ВИЧинфекцией. Синдром приобретенного иммунодефицита человека (СПИД) является инфекционным заболеванием, возбудителем которого служит вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Вирус содержится в крови, слюне, сперме инфицированного или больного человека.
Общественная опасность данного вида преступления состоит в том, что вирус поражает иммуную систему человека, защищающую его от инфекционных и другйх заболеваний.
Опасность ВИЧинфекции объясняется и тем, что вирусоноситель может не знать об этом (инкубационный период может Длиться десятилетиями). Нарушая правила гигиены и санитарии при контактах с другими людьми, он может заразить большое количество людей, обрекая их на смерть, ибо до настоящего времени медицинских препаратов лечения СПИДа нет.
Передается ВИЧинфекция через кровь и травмированные слизистые оболочки тела человека. Наиболее часто (по данным медицины) заражение происходит половым путем, как при гомосексуальных, так и при гетеросексуальных контактах. Кроме того, судебной практике известны не редкие уже случаи заражения при пользовании нестерильными инструментами, шприцами, системами при хирургических операциях, переливании крови, заборе крови от доноров, принятии родов. Отмечаются случаи передачи инфекции от больной матери ребенку в процессе грудного вскармливания.
Объектом исследуемого преступления традиционно считается здоровье человека. Думается, что это не совсем точно. Современная наука не выработала эффективных медицинских препаратов, которые предотвратили бы наступление смерти больного. Летальный исход заболевания однозначен, неизбежен. Варьироваться может только время его наступления. Поэтому объектом по ст. 122 УК РФ следует считать жизнь человека, а действия, названные в каждой из четырех частей ст. 122 УК РФ, — способами причинения вреда названному объекту.
Объективная сторона содержит различные конструктивные признаки. Так, в ч. 1 ст. 122 УК РФ состав формальный. Наказание устанавливается за заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧинфекцией. При этом не имеет значения, знал ли потерпевший о заболевании лица, был ли он согласен на поставление его в опасность заражения. Более того, согласие потерпевшего на поставление его в опасность заражения ВИЧинфекцией не освобождает виновного от уголовной ответственности. То обстоятельство, что потерпевший лишь ставится в опасность причинения вреда здоровью, свидетельствует, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 122 УК РФ, следует относить к группе преступлений, ставящих в опасность жизнь и здоровье. Данное преступление чаще всего совершается путем действий. Термин «поставление», используемый в ч. 1 ст. 122 УК РФ, означает начало выполнения объективной стороны данного состава преступления. Оно может выражаться в попытке вступления ВИЧинфицированного в сексуальный контакт с потерпевшим (потерпевшей), при начальном этапе введения крови больного донора пациенту (например, попытка ввести иглу в вену пациенту) и других подобных действиях, характеризующих начало выполнения объективной стороны формального состава преступления. В результате противоправных действии ВИЧинфицированного потерпевший реально поставлен в опасность заражения.
Приготовительные действия: договоренность сексуальных партнеров о совершении контакта в любой форме (гетеросексуального, гомосексуального, орального), вручение денежных сумм до вступления в такой контакт, встреча на квартире с целью совершения названных действий и т. п. — состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 122 УК РФ, не образуют.
Эти действия можно рассматривать (при установлении прямого умысла) как приготовление к заражению (ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 122 УК РФ).
Поставление в опасность заражения может выполняться и путем бездействия. Это касается случаев ненадлежащей работы медицинских и бытовых учреждений (отсутствие стерилизации инструментов в отделениях больниц, маникюрных, педикюрных кабинетах и т. д.).
Поставление в опасность заражения ВИЧинфекцией при изнасиловании или совершении насильственных действий сексуального характера содеянное необходимо квалифицировать как идеальную совокупность по ч. 1 ст. 122 и ст. 131 (132) УК РФ.
Субъективная сторона ч. 1 ст. 122 УК РФ поставления в опасность заражения характеризуется только прямым умыслом. Лицо знает о наличии у него заболевания и заведомо, т. е. сознательно, вполне определенно, ставит другого человека в опасность заражения.
Термин «заведомость» означает, кроме того, что виновный не предпринимал никаких мер предосторожности, препятствующих заражению. В случае если принятые меры оказались неэффективными и потерпевший был поставлен в опасность заражения помимо воли виновного, исчезает понятие заведомости и, как результат, отсутствует состав преступления.
Субъект — лицо, достигшее 16летнего возраста, знавшее о наличии у него ВИЧинфекции.
Часть 2 ст. 122 УК РФ предусматривает ответственность за заражение другого лица ВИЧинфекцией. Оконченным это преступление будет с момента фактического заражения.
Понятия двух и более лиц и заведомо несовершеннолетнего, называемые в ч. 2 и ч. 3 ст. 122 УК РФ, аналогичны тем, о которых шла речь в ч. 2 ст. 105 и ч. 2 ст. 117 УК РФ.
Часть 4 ст. 122 УК РФ, сходная с ч. 2 и 3 ст. 122 УК РФ по всем признакам, отличается от предыдущих частей по субъекту преступления. В ней определено: «заражение другого лица ВИЧинфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». К названным лицам относятся медицинские работники широкого профиля, чья профессиональная деятельность связана с манипуляциями с кровью. Это работники станций по переливанию крови, медицинские сестры и врачи хирургических, стоматологических, акушерскогинекологических и других служб. Профессиональные обязанности могут нарушаться путем использования нестерильных инструментов, шприцев, недостаточной проверки доноров на предмет наличия вируса и т. д.
Для установления конкретного вида нарушения обязанности, приведшего к заражению, проводится судебномедицинская экспертиза с обязательным участием врачаинфекциониста, специализирующегося по диагностике и методике лечения ВИЧинфекции.
С субъективной стороны данное преступление совершается по неосторожности. Лицо, нарушающее профессиональные обязанности, не предвидит возможности заражения пациента ВИЧинфекцией, так как, например, работает в регионе, где не зарегистрированы вирусоносители, но должно было и могло предвидеть внесение любой опасной инфекции (в том числе и ВИЧ) в организм человека при пользовании нестерильными инструментами, либо шприцем многоразового использования. Преступное легкомыслие возможно в тех случаях, когда медицинский работник, осознанно нарушая профессиональные обязанности, абстрактно предвидит возможность внесения инфекции в организм пациента, но надеется на какие-либо реальные обстоятельства, способные предотвратить наступление вредных последствий. Например, применяя устаревшую методику обработки металлических инструментов путем кипячения, медицинская сестра хирургического отделения рассчитывает, что такой способ окажется достаточным для предотвращения заражения, однако ее расчет оказывается неверным. К числу нарушений профессиональных обязанностей относятся также игнорирование требований, инструкций об обязанности пользоваться только одноразовыми системами и шприцами в процедурных кабинетах, при заборе крови у доноров и т. д.
При наличии умысла на заражение ВИЧинфекцией действия виновного предполагается квалифицировать по ст. 122 УК РФ. Думается, что в случае смерти потерпевшего от умышленного заражения, следует говорить о косвенном умысле по отношению к такому последствию, так как лицо, совершая названные умышленные действия, предвидит реальную возможность наступления смерти другого человека и сознательно допускает либо относится безразлично к возможности ее наступления. Действия виновного надо квалифицировать по ст. 105 УК РФ.
Заражение ВИЧинфекцией возможно также при изнасиловании, насильственных действиях сексуального характера и половом сношении с лицом, не достигшим 16летнего возраста.
В п. «б» ч. 3 ст. 131 УК РФ («Изнасилование») и п. «б» ч. 3 ст. 132 УК РФ («Насильственные действия сексуального характера») заражение потерпевших ВИЧинфекцией рассматривается в качестве особо тяжких последствий указанных преступлений. Здесь наблюдается конкуренция части (ч. 1—3 ст. 122 УК РФ) и целого (п. «б» ч. 3 ст. 131 или 132 УК РФ). Предпочтение при квалификации по правилам конкуренции отдается целому, т. е. ст. 131 или 132 УК РФ. Дополнительной квалификации по ст. 122 УК РФ не требуется.
При половом сношении с лицом, не достигшим 16летнего возраста (ст. 134 УК РФ), сопряженном с заражением ВИЧинфекцией, наблюдается множественность преступлений — идеальная совокупность. Виновный одним действием выполняет состав двух однородных преступлений. В этом случае квалифицировать его действия необходимо по ч. 3 ст. 122 УК РФ (деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего) и ст. 134 УК РФ (половое сношение с лицом, не достигшим 16летнего возраста).
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162ФЗ ст. 122 УК РФ дополнена примечанием следующего содержания: лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 данной статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧинфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.
Незаконное производство аборта. Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья беременной женщины.
Аборт — это искусственное прерывание беременности в случаях и в соответствии с правилами, установленными органами здравоохранения. Аборт проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины — независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности.
Перечень медицинских показаний для прерывания беременности определяется Минздравом России, а перечень социальных показаний — положением, утверждаемым Правительством РФ.
Незаконным считается искусственное прерывание беременности, если оно совершено:
— вне стационарного лечебного учреждения, кроме случаев крайней необходимости (ст. 39 УК РФ);
— лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (акушергинеколог);
— при наличии противопоказаний для аборта. Таковыми могут быть: срок беременности свыше 12 недель при отсутствии медицинских или социальных показаний; болезненное состояние женщины, препятствующее производству операции; неистечение шести месяцев после предыдущего аборта.
Преступление считается оконченным с момента выполнения действий по изгнанию плода. Способы плодоизгнания могут быть различными — оперативный, механический, токсический и т. д.
С субъективной стороны данное преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы совершения преступления — различные. Довольно часто — корыстные, но могут быть и сострадание к женщине, ожидающей ребенка от внебрачной связи, желание помочь скрыть беременность незамужней женщины либо женщины юного возраста и т. д.
Субъект — лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля. Таковыми могут быть врачи другого профиля (хирурги, терапевты и др.) либо медицинские сестры, фельдшера, а также лица, вообще не имеющие медицинского образования. Производство аборта указанными лицами может производиться только с согласия женщины. Аборт без ее согласия влечет для виновного ответственность по ст. 111 УК РФ.
Часть 2 ст. 123 УК РФ предусматривает отягчающее обстоятельство — судимость за незаконное производство аборта. Судимость не должна быть погашена (ст. 86 УК РФ). Незаконное производство аборта неоднократно при отсутствии судимости хотя бы за одно из преступлений, квалифицируется по ч. 1 или, при наличии последствий, по ч. 3 ст. 123 УК РФ.
Часть 3 ст. 123 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное производство аборта при особо отягчающих обстоятельствах, к которым относятся неосторожное причинение смерти потерпевшей либо тяжкого вреда ее здоровью.
Данный состав относится к материальным. Необходимо установление причинной связи между искусственным незаконным прерыванием беременности и наступившими последствиями.
Под тяжким вредом здоровью потерпевшей понимается стойкая утрата трудоспособности более, чем на одну треть; утрата органа; утрата органом его функций (например, неспособность к вынашиванию детей, бесплодие, длительное расстройство здоровья ит. п.).
С субъективной стороны по ч. 3 ст. 123 УК РФ имеется в виду двойная форма вины.
Если названные в ч. 3 ст. 123 УК РФ последствия наступили в результате искусственного прерывания беременности на законном основании (например, при наличии медицинских или социальных показаний), но по небрежности врачаспециали. ста, он может быть привлечен к уголовной ответственности за неосторожное причинение смерти или неосторожное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшей.