§ 1. Преступления против здоровья, сопряженные с умышленным причинением вреда определенной тяжести

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Преступления против здоровья, сопряженные с умышленным причинением вреда определенной тяжести |
§ 1. Преступления против здоровья, сопряженные с умышленным причинением вреда определенной тяжести

Виды причинения тяжкого вреда здоровью. Статья 111 УК РФ предусматривает ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1); тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах (ч. 2); тяжкого вреда здоровью при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 и 4). Кроме того, ответственность предусмотрена за причинение тяжкого вреда здоровью при наличии смягчающих обстоятельств (ст. 113 и 114 УК РФ) и по неосторожности (ст. 118 УК РФ).
Критерием классификации тяжкого вреда здоровью по видам является степень общественной опасности деяния, позволяющая разграничить однородные преступления. Она зависит прежде всего от объективно установленного вреда, причиненного здоровью потерпевшего, от способа, обстановки, формы вины и мотивов совершения преступления, а также наступления особо тяжких последствий и рецидива. В уголовно-правовой литературе в качестве критериев определения вреда здоровью называются далеко не бесспорные анатомопатологический, экономический и эстетический критерии.

Изменения уголовного законодательства, связанные с вступлением в силу Уголовного кодекса РФ, в значительной степени коснулись и преступлений против здоровья человека. Многие из критериев определения тяжести телесных повреждений, предусмотренных приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. № 1208 «О введении в практику Правил судебномедицинского определения степени тяжести телесных повреждений», оказались неприменимыми к положениям Кодекса, что привело к изданию нового приказа Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 407 «О введении в практику Правил производства судебномедицинских экспертиз». Отмена данного приказа в 2001 г. приказом Минздрава России от 14 сентября 2001 г. № 361 «Об отмене приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 1996 г. № 407» привела к тому, что на практике сложилась противоречивая ситуация: часть экспертов при проведении судебномедицинской экспертизы попрежнему применяла недействующий приказ № 407, а другая часть руководствовалась фактически действовавшим все это время приказом № 1208.
Для разрешения этого противоречия 17 августа 2007 г. было принято постановление Правительства РФ № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», предусматривающее, что вред определяется в зависимости от степени его тяжести (тяжкий вред, средней тяжести вред и легкий вред) на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных п. 4 данных Правил, и в соответствии с медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждаемыми Минздравом России. В связи с этим Минздраву России предложено разработать и утвердить эти критерии и дать необходимые разъяснения по применению Правил, утвержденных вышеуказанным постановлением. Следует также отметить, что приказом Минздрава России от 14 сентября 2001 г. № 361 Правила производства судебномедицинских экспертиз, предусмотренные в приказе № 407, отменены.
Тяжкий вред здоровью бывает двух видов: а) опасный для жизни; б) не опасный для жизни, но отнесенный к тяжкому по исходу, т. е. по наступившим последствиям.
Опасным для жизни признается причинение вреда здоровью, который угрожает жизни потерпевшего в момент его причинения и при обычном его течении заканчивается смертью. К нему, в частности, относятся проникающие ранения черепа, позвоночника, груди, живота даже без повреждения внутренних органов; внутричерепное кровоизлияние при наличии угрожающих жизни явлений; проникающие ранения глотки, гортани, трахеи, пищевода; термические ожоги 3—4й степени с площадью поражения, превышающей 15% поверхности тела, и другие виды телесных повреждений.
Умышленный тяжкий вред здоровью, опасный для жизни в момент его причинения, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 111 УК РФ независимо от процента утраты трудоспособности или наступления какихлибо последствий в будущем. Не влияет на квалификацию и то обстоятельство, что последствия Не наступили вообще, благодаря своевременной медицинской помощи. Сам факт опасности для жизни в момент причинения вреда достаточен для вменения ч. 1 ст. 111.
Анализируемый вид причинения тяжкого вреда здоровью необходимо отграничивать от покушения на убийство, которое может совершаться только с прямым умыслом на лишение жизни. Причинение же вреда здоровью возможно как с прямым, так и с косвенным умыслом.
Если умысел виновного был направлен на причинение потерпевшему легкого вреда здоровью, а последствия наступили из-за имевшегося у него заболевания, о котором виновному не было известно, его действия не могут расцениваться, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 УК РФ к тяжким повреждениям по исходу относятся: потеря зрения, речи, слуха или какоголибо органа, либо утрата органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившееся в неизгладимом обезображении лица, или вызвавшее значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности.
Под потерей зрения следует понимать полную стойкую слепоту на оба глаза или такое состояние, когда имеется понижение зрения до счета пальцев на расстоянии двух метров и менее (острота зрения 0,04 м и ниже). Потеря зрения на один глаз представляет собой утрату органом его функции и относится к тяжкому вреду здоровья. Потеря одного глазного яблока представляет собой потерю органа. Повреждение слепого глаза, потребовавшее его удаления, оценивается в зависимости от длительности расстройства здоровья.
Потеря речи означает потерю способности выражать свои мысли членораздельными звуками, понятными для окружающих, в результате повреждения (потери) языка либо потери голоса.
Под потерей слуха следует понимать полную глухоту или такое необратимое состояние, когда потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3—5 см от ушной раковины. Потеря слуха на одно ухо, как утрата органом его функций, относится к тяжкому вреду здоровья.
Под потерей какоголибо органа либо утратой органом его функций следует понимать:
— потерю руки, ноги, т. е. отделение их от туловища или утрату ими функций (параличи или иное состояние, исключающее их деятельность). Под анатомической потерей руки или ноги следует понимать потерю кисти или стопы и ампутацию на уровне не ниже локтевого или коленного суставов; все остальные случаи должны рассматриваться как потеря части конечности и оцениваться по признаку стойкой утраты трудоспособности более одной трети;
— потерю производительной способности, заключающуюся в потере способности к совокуплению либо в потере способности к совокуплению, оплодотворению, зачатию и деторождению. Потеря одного яичка считается потерей органа.
Прерывание беременности, независимо от ее срока, относится к тяжкому вреду здоровью, если оно не связано с индивидуальными особенностями организма, а находится в прямой причинной связи с причиненным повреждением. Судебномедицинская экспертиза в этих случаях производится совместно с акушеромгинекологом.
К признакам тяжкого вреда здоровью относится и психическое расстройство. Диагностика этого заболевания и его причинная связь с полученной травмой устанавливаются психиатрической экспертизой. Оценка степени тяжести такого последствия телесного повреждения производится с участием судебномедицинского эксперта.
Заболевание наркоманией или токсикоманией как следствие причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего может вменяться лицу только в случае установления причинной связи между его действиями и наступившими последствиями. Способом доведения потерпевшего до заболевания может служить неоднократное насильственное введение в организм потерпевшего наркотиков или токсических средств. Цель — принудить (приобщить) потерпевшего к систематическому их потреблению и в конечном счете привести к заболеванию. Степень заболевания и причинную связь устанавливает судебномедицинский эксперт (врачнарколог).
Часть 1 ст. 111 УК РФ по данному признаку следует отличать от сходных составов преступлений, связанных с потреблением потерпевшими наркотических или психотропных веществ. Так, от ч. 3 ст. 151 УК РФ — вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление одурманивающих веществ, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, — ч. 1 ст. 111 УК РФ отличается по объективной, субъективной сторонам и по потерпевшему. Потерпевшим по ч. 3 ст. 151 УК РФ может быть только лицо, не достигшее к моменту вовлечения 18 лет, в то время как по ч. 1 ст. 111 УК РФ им может быть лицо любого возраста.
Различными являются и способы совершения преступления. В ч. 3 ст. 151 УК РФ — это насилие (физическое и психическое) , не выходящее за рамки причинения вреда средней тяжести. Свобода воли потерпевшего, принимающего решение об употреблении одурманивающих веществ, полностью не подавляется. Умысел виновного ограничен желанием вовлечь несовершеннолетнего в названные противоправные действия. В ч. 1 ст. 111 УК РФ просматривается встречающийся по уголовным делам термин «посадить на иглу», т. е. умышленно противоправно, помимо воли и желания потерпевшего, насильственно приобщить его к употреблению наркотических или других средств, ведущих к заболеванию.
Различаются эти составы и по предмету, который навязывается потерпевшему. В ст. 151 УК РФ — это одурманивающие (т. е. любые, кроме наркотических) вещества. В ст. 111 УК РФ — наркотики и токсины. Аналогично, по способам и направленности умысла воздействия, от ст. 111 УК РФ следует отграничивать ч. 3 ст. 230 УК РФ — склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее тяжкие последствия.
Неизгладимое обезображение лица отнесено к виду тяжкого вреда в связи с тем, что оно придает облику потерпевшего «эстетический эффект со знаком минус». Асимметрия глаз, удаление ушей, носа, ожоговые рубцы багрового цвета обезображивают человека, делают его лицо отталкивающим. Сами по себе повреждения могут быть отнесены к средней тяжести или даже легкому вреду, но перечисленные признаки отрицательно влияют на душевный настрой потерпевшего, способны перечеркнуть всю его жизнь и даже повлечь самоубийство.
Вопрос об обезображении лица решают следствие и суд, ориентируясь на общепринятое эстетическое понятие о красоте и его антиподе — уродстве. Во внимание принимаются пол, возраст, профессия потерпевшего, оценивается степень изуродованности лица нанесенными повреждениями. Необходимо также установить причинную связь между действиями виновного и наступившим обезображением, исключив такие моменты, как неумелые действия врачей при ушивании ран, приведшие к названным последствиям.
Неизгладимость — понятие медицинское. Судебномедицинский эксперт устанавливает характер и степень тяжести самого повреждения и определяет, является ли оно изгладимым. Под изгладимостью повреждения следует понимать значительное уменьшение патологических изменений (рубца, деформаций, нарушения мимики и проч.) с течением времени под воздействием разнообразных терапевтических средств. Если же для их устранения требуется применение хирургических способов (например косметической операции), то повреждение лица считается неизгладимым.
Расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть, также относится к тяжким повреждениям. Размеры стойкой утраты общей трудоспособности при повреждениях устанавливаются после определившегося исхода повреждения, на основании объективных данных и с учетом таблицы процентов утраты трудоспособности.
Стойкая — это утрата общей трудоспособности на продолжительный срок, может быть, на всю жизнь. Лицо с такого рода тяжким вредом не может выполнять никакие трудовые функции. Оно является инвалидом 1 или II группы.
Полная утрата профессиональной трудоспособности означает, что потерпевший из-за полученной травмы не может выполнять профессиональные функции (пианист не может играть, балерина — танцевать, спортсмен — заниматься легкой атлетикой либо силовыми видами спорта и т. д.).
Вменение ответственности за тяжкий вред здоровью с названными последствиями возможно лишь в случае, когда виновный заведомо знал и, следовательно, желал своими действиями полностью лишить потерпевшего профессиональной трудоспособности. Общая трудоспособность может быть и сохранена.
Квалифицирующие признаки умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, перечисленные в ч. 2 и 3 ст. 111 УК РФ, в большинстве совпадают с аналогичными признаками ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство»), Признак «мучения и издевательство», указанный в п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ, аналогичен признакам, названным в ст. ПО УК РФ («Доведение до самоубийства»).
Деяния, предусмотренные ч. 1,2 или 3 ст. 111 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, должны быть квалифицированы по ч. 4 ст. 111 УК РФ. Здесь налицо двойная форма вины (ст. 27 УК РФ). Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью повлекло тяжкое последствие в виде смерти потерпевшего. Наступление ее не охватывалось умыслом виновного. Ответственность за их наступление возможна в том случае, когда лицо предвидело возможность их наступле ния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рас считывало на их предотвращение, или в случае, если лицо н< предвидело, но должно было и могло предвидеть возможност] наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенный умышленно. Виновное причинение смерти по неосторожностг повышает степень общественной опасности действий причини теля тяжкого вреда здоровью потерпевшего и влечет за собор ужесточение наказания. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлек шее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УЪ РФ), необходимо отграничивать от умышленного убийств; (ст. 105 УК РФ) и причинения смерти по неосторожностг (ст. 109 УК РФ). Имея сходство в объекте и объективной сторо не, названные преступления различаются по субъективной сто роне. Статья 105 УК РФ предусматривает умысел (прямой илг косвенный) на лишение жизни: лицо желает либо сознательнс допускает наступление смерти потерпевшего; ч. 4 ст. 111 УЪ РФ — умысел (прямой или косвенный) на причинение тяжкогс вреда: лицо желает либо сознательно допускает наступление тяжкого вреда здоровью потерпевшего. По отношению к смерти, наступившей в результате умышленных действий, форм, вины неосторожная; ст. 109 УК РФ — отсутствие умысла на ли шение жизни либо на причинение тяжкого вреда здоровью. Умышленное причинение средней тяжести вреда. Признакам! данного вида преступления являются: отсутствие опасности дш жизни потерпевшего; отсутствие последствий, предусмотренных в ст. 111 УК РФ в отношении тяжкого вреда здоровью длительное расстройство здоровья; значительная стойкая утрат, трудоспособности менее чем на одну треть. Под длительным расстройством здоровья понимается непосредственно связанная с причинением вреда временная утрат, трудоспособности продолжительностью свыше трех недель (более 21 дня). Под значительной стойкой утратой трудоспособности пони мается утрата общей трудоспособности от 10 до 33%. К вреду средней тяжести, в частности, относят потерю паль ца руки или ноги, трещины и переломы мелких костей, грудины, одного—трех ребер на одной стороне, мелкие закрытые пе реломы костей, вывихи в мелких суставах и т. д. Умысел может быть прямым и косвенным (простым, определенным либо неконкретизированным). Мотивы любые. Квалифицирующие признаки этого вида преступления, предусмотренные в ч. 2 ст. 112 УК РФ, совпадают с аналогичными перечисленными в ст. 111 УК РФ. Умышленное причинение легкого вреда здоровью. Признаками легкого вреда, причиненного здоровью, являются кратковременность и незначительная стойкая утрата общей трудоспособности. Кратковременным считается расстройство здоровья, непосредственно связанное с повреждениями, продолжительностью не свыше трех недель (21 дня). Под незначительной стойкой утратой трудоспособности подразумевается продолжительная (может быть, на всю жизнь) утрата общей трудоспособности, равная 5%. Каждый из названных признаков образует самостоятельный оконченный состав преступления. К легкому вреду судебная практика относит ослабление зрения и слуха, связанное с незначительной стойкой утратой трудоспособности, множественные ссадины, кровоподтеки, потерю пальца на руке (кроме указательного и большого) и т. д. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162ФЗ ст. 115 УК РФ дополнена ч. 2, в п. «а» которого указано: «То же деяние, совершенное из хулиганских побуждений». В связи с этим нет необходимости вменять виновному в нанесении легкого вреда здоровью дополнительно ст. 213 УК РФ, так как его действия могут совершаться и при отсутствии признака хулиганства — грубого нарушения общественного порядка. С субъективной стороны преступление совершается как с прямым, таки с косвенным умыслом. Мотивы могут быть любые, чаще — личные неприязненные отношения, возникшие между виновным и потерпевшим, ревность, хулиганские мотивы. В случае причинения такого вреда в процессе хулиганства, действия виновного следует квалифицировать по ст. 213 УК РФ.