§ 1. Простое убийство и иные преступления против жизни

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Простое убийство и иные преступления против жизни |
§ 1. Простое убийство и иные преступления против жизни

Понятие убийства. Большинство преступлений, входящих в анализируемую группу, сопряжены с убийством, т. е. незаконным лишением жизни человека путем действия или бездействия. Исключением является ст. 109 УК РФ, предусматривающая ответственность за причинение смерти по неосторожности: смерть наступает хотя и от неправомерного поведения, но помимо воли виновного, в связи с чем и это преступление не относится к убийству (как это устанавливал УК РСФСР 1960 г.).
Нельзя считать убийством и доведение до самоубийства (ст. ПО УК РФ). В данную группу эти два преступления включены по признаку объекта преступления, несмотря на значительные отличия в объективной и субъективной сторонах составов преступлений.
Убийство — наиболее тяжкое преступление против личности, однако степень тяжести его зависит от целого ряда обстоятельств, сопутствующих ему либо послуживших поводом совершения преступления. С учетом степени общественной опасности деяния варьируются и наказания: от смертной казни, пожизненного лишения свободы, либо лишения свободы от восьми до двадцати лет (ч. 2 ст. 105 УК РФ) до двух лет лишения (ограничения) свободы по ч. 1 ст. 108 УК РФ.

Высокая степень общественной опасности убийства при наличии отягчающих обстоятельств (ч. 2 ст. 105 УК РФ) влечет для осужденного ряд дополнительных негативных правовых последствий, касающихся назначения вида исправительного учреждения, условий досрочного освобождения от отбывания наказания, исчисления сроков судимости. В случаях, прямо указанных в законе, убийство, сопряженное с другим преступлением либо послужившее способом совершения (сокрытия) другого преступления, всегда влечет квалификацию по двум статьям Уголовного кодекса РФ.
Объектом убийства является жизнь человека. В теории уголовного права России наблюдается тенденция возвращения к определению объекта при убийствах, как защищенного правом жизненного интереса, данному еще представителями классической и социологической школ уголовного права. Не имеет значения при этом пол, возраст, социальное положение, вероисповедание, состояние здоровья, поведение и другие личностные характеристики потерпевшего. Библейская заповедь «не убий», трансформировавшись за многие века в нормы закона, запрещает человеку лишать жизни себе подобного, какими бы мотивами и побуждениями ни руководствовался убийца. Они (мотивы) могут влиять на квалификацию, либо индивидуализацию ответственности, но само умышленное виновное лишение жизни одним человеком другого остается деянием наказуемым и порицаемым моралью.
Уголовный закон в равной степени считает убийством не только случаи лишения жизни помимо воли потерпевшего, но и с его согласия. По уголовному закону России эвтаназия приравнивается к убийству. Врач не может и не должен убивать ни при каких обстоятельствах, чтобы не подвергать риску нравственные основы профессии медика.
Для решения вопроса о наличии или отсутствии объекта посягательства на жизнь, необходимо установить ее начальный и конечный моменты.
Медики рассматривают роды как процесс, начинающийся прорезыванием головки ребенка, выходящего из утробы матери, и заканчивающийся отделением ребенка от тела матери и первым самостоятельным вдохом. Следовательно, жизнь человека начинается с момента начала процесса рождения. Посягательство уже в этот период времени необходимо расценивать как убийство, либо покушение на него (хотя в судебной практике и неизвестны такие преступления).
Умышленное умерщвление плода ребенка, находящегося в чреве матери, до начала физиологических родов следует считать криминальным абортом.
Моментом наступления смерти человека с точки зрения медицины считается полное прекращение работы сердца и деятельности мозга в результате распада клеток центральной нервной системы. Это — биологическая смерть. В отличие от нее клиническая смерть, характеризующаяся приостановкой работы сердца, имеет обратимый характер. Жизнь еще может быть восстановлена. Преступное воздействие на больного даже б данный период с целью сделать процесс необратимым надс считать убийством.
Посягательство на мертвого человека, ошибочно принятого за живого, необходимо рассматривать, как покушение на убийство по правилам фактической оценки в объекте.
С объективной стороны убийство может быть совершено как путем воздействия на жертву, так и путем бездействия. Первое может осуществляться физическим либо психическим путем: нанесение ранений, дача отравляющих веществ, удушение и т. п. Второе — угрозами, испугом, умышленным сообщением сведений, вызвавших, например, инфаркт, либо невыполнением обязанностей по охране жизни потерпевшего.
Ответственность за убийство путем бездействия в этом случае наступает лишь при наличии объективных и субъективных предпосылок: специально возложенных на лицо обязанностей по охране жизни законом, профессией, договором и имевшейся у лица реальной возможности предотвратить наступление смерти.
Общественно опасное последствие — смерть потерпевшего — обязательный признак объективной стороны убийства.
Необходимо установление причинной связи между деянием виновного (действием или бездействием) и наступившими последствиями — смертью потерпевшего. При этом время наступления смерти — сразу или через определенный промежуток времени — решающего значения для установления ответственности за убийство не имеет. Важно другое — установление умысла на лишение жизни.
Способы совершения убийства учитываются в качестве квалифицирующих признаков лишь тогда, когда они прямо указаны в законе. Например, на обшеопасный способ убийства указывается в п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ. В других случаях способы могут учитываться при индивидуализации наказания.
С субъективной стороны убийство может быть только умышленным. Виновный сознает, что посягает на жизнь другого человека, предвидит неизбежность либо реальную возможность причинения смерти потерпевшему и желает ее наступления (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел).
Покушение на убийство возможно только с прямым умыслом. При решении вопроса о содержании умысла виновного необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств совершения преступления, в частности учитывать предшествующее поведение виновного и потерпевшего, их взаимоотношения, причины прекращения преступных действий, способы и орудия преступления, а также характер и локализацию ранений, например в жизненно важные органы, а также последующее поведение виновного. При доказанности покушения на убийство, дополнительной квалификации по фактически наступившим для потерпевшего последствиям не требуется.
В число обстоятельств, характеризующих субъективную сторону убийства, входят также мотив, цель, эмоции. Они могут выступать в качестве обязательных признаков состава (например, цель скрыть другое преступление является обязательным признаком убийства, квалифицируемого по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ, состояние аффекта — обязательный признак ст. 107 УК РФ) либо учитываться при индивидуализации наказания в качестве смягчающих либо отягчающих обстоятельств.
Субъект убийства — по ст. 105 — вменяемое на момент совершения преступления физическое лицо, достигшее к этому времени 14летнего возраста, по всем остальным видам убийства—с 16 лет.
Ответственность за убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств предусмотрена ч. 1 ст. 105 УК РФ. Как правило, это убийства, совершенные из ревности, на почве бытовой мести, вытекающей из личных неприязненных отношений, в драке или ссоре.
Вместе с тем вменение ч. 1 ст. 105 возможно в том случае, когда, судя по конкретным обстоятельствам, в действиях виновного отсутствовали признаки, отнесенные законодателем к отягчающим либо смягчающим. Так, драка, при которой произошло лишение жизни, может в одних случаях содержать признаки необходимой обороны, в других — элементы хулиганской расправы под видом драки, а в ряде случаев не исключено лишение жизни по неосторожности.
Установление конкретных мотивов убийства позволит правильно квалифицировать действия виновного.
Доведение до самоубийства. Объектом данного преступление также является жизнь другого человека.
Объективная сторона характеризуется как действиями, так и бездействием. В том и другом случае применяются специфические для данного состава преступления способы, указанные i диспозиции ст. ПО УК РФ. Это могут быть угрозы, жестокое обращение с потерпевшим или систематическое унижение егс достоинства.
Каждый из этих способов образует самостоятельное преступление против жизни, здоровья, чести и достоинства личности Однако при вменении ст. 110 нет необходимости в дополнительной квалификации за эти преступления, так как они являются обязательным конструктивным признаком анализируемой статьи. Здесь имеет место конкуренция части и целого, при которой предпочтение отдается целому — ст. ПО УК РФ, полностью охватывающей названные самостоятельные действия. При наличии условий, предусмотренных данной статьей, самостоятельная квалификация по двум и более преступлениям из числе названных выше может быть только при условии реальной совокупности деяний. Исключением из этого правила являются случаи совершения более тяжких преступлений при доведении лица до самоубийства, чем то, которое предусмотрено ст. 11С УК РФ. Так, если потерпевшему был причинен тяжкий вред: здоровью (ст. 111 УК РФ), то действия виновного следует квалифицировать по совокупности ст. 110 и 111 УК РФ.
Состав ст. 110 УК РФ — материальный. При анализе такогс преступления необходимо установить: наличие деяния; наступивших последствий в виде самоубийства либо покушения т него, причинную связь между ними.
Под угрозами следует понимать такое психическое воздействие, которое для потерпевшего стало побудительным мотивом к самоубийству. Такими могут быть угрозы: убийством, причинения вреда здоровью, лишения свободы, распространения клеветнических измышлений, лишения пищи, жилья, средств к существованию и т. д.
Жестокое обращение может проявляться как в действии, так и в бездействии виновного. Оно может выражаться в физическом воздействии на потерпевшего (нанесение вреда здоровью различной тяжести) либо в отказе в крове, пище, необоснованном увольнении с работы, сообщении сведений жене (мужу) о намерении бросить семью и других видах физического либо психического воздействия на потерпевшего, которое послужило причиной самоубийства либо покушения на него.
Жестокость — понятие правовое, базирующееся на уголовном законе и нормах морали и нравственности, принятых в обществе. Нельзя считать жестоким законное обоснованное лишение свободы лица, совершившего преступление, даже если по этой причине задержанный попытается покончить жизнь самоубийством.
При доказывании факта жестокого обращения следует учитывать и свойства личности потерпевшего, способность воспринимать жестокое обращение, как нечто из ряда вон выходящее, несовместимое с продолжением жизни. Виновный может знать о ранимости его психики при более или менее продолжительном знакомстве с ним либо оценивать объективно свои действия по отношению к другим лицам, как проявление жестокости.
Судя по конструкции статьи, доведением до самоубийства может быть признан единственный случай угрозы или жестокого обращения с потерпевшим. Однако, по оценке суда, он должен быть настолько интенсивным, что решение, принятое потерпевшим, становится вполне объяснимым.
Систематическое унижение человеческого достоинства — это ряд тождественных действий (не менее трех в течение фактического года), которые могут проявляться в оскорблениях, особенно с использованием сведений о какихто физических недостатках потерпевшего, травле, клевете.
Унижение достоинства может выражаться и в физическом воздействии, например истязаниях, нанесении ударов в присутствии лиц, чье мнение о себе потерпевший высоко ценит, и т. п.
Оконченным этот вид доведения до самоубийства признается при установлении системы действий. Квалификация в этом случае осуществляется по совокупности преступлений: ст. 110 и ч. 1 ст. 117 УК РФ.
Все перечисленные способы совершения преступления могут быть осуществлены как раздельно, так и в совокупности.
Субъективная сторона доведения до самоубийства характеризуется неосторожностью либо косвенным умыслом по отношению к последствиям.
При наличии прямого умысла на доведение до самоубийства виновный должен нести ответственность за убийство. То обстоятельство, что лишение жизни выполняется самим потерпевшим, не имеет значения для квалификации деяния. Оно является особенно важным, когда совершается подстрекательство к самоубийству малолетнего, невменяемого либо ограниченно вменяемого.
Мотивы доведения до самоубийства могут быть различными: корысть, неприязнь, ненависть, хулиганство, злоупотребление властью или превышение властных (служебных) полномочий.
Ответственность по ст. 110 УК РФ наступает в том случае, когда самоубийство или покушение на него совершается потерпевшим умышленно, о чем могут свидетельствовать его действия, специально направленные на лишение себя жизни.
Субъектом уголовной ответственности за доведение до самоубийства могут быть любые вменяемые лица, достигшие на момент совершения преступления 16летнего возраста.
Причинение смерти по неосторожности. В Уголовном кодексе РФ вполне обоснованно исключено рассматриваемое преступление (ст. 109) из числа убийств, так как в подобных случаях лицо не намеревается вообще совершать какоелибо преступление или, нарушая какието правила (обращение с оружием, по технике безопасности, обычной житейской предосторожности), не предвидит возможности наступления смерти, хотя должно было и могло их предвидеть.
В других случаях лица, нарушающие правила и подвергающие тем самым опасности причинения вреда потерпевшего, легкомысленно надеются с помощью какихто реальных сил предотвратить наступление смерти.
Бесспорно, что легкомыслие и небрежность в делах, выполнении профессиональных обязанностей, исполнении общественного долга вряд ли можно признать положительными качествами личности, но вместе с тем назвать таких людей убийцами, наряду с теми, кто замышлял и умышленно лишал жизни потерпевшего, нельзя.
Вместе с тем их виновно совершаемые действия нуждаются в уголовно-правовой оценке.
Уголовной ответственности лица, допустившие неосмотрительность, легкомыслие, небрежность, подвергаются лишь е том случае, когда от их непродуманных действий наступав!
смерть потерпевшего. В этих случаях надо выяснить, не имел ли виновный умысла на причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Особенно важно это тогда, когда лицо обвиняется в нанесении ударов, побоев, причинивших вред здоровью различной тяжести, от которых потерпевший падает и погибает от удара, например, головой о твердую поверхность.
С другой стороны, виновный должен был и мог предвидеть возможность наступления таких последствий, исходя из понимания фактических обстоятельств дела (места нанесения ударов, побоев, состояния потерпевшего, соотношения их физических данных, возраста и т. д.).
С субъективной стороны неосторожное лишение жизни возможно как по легкомыслию, так и по небрежности.
Причинение смерти по неосторожности, как самостоятельное преступление, следует отграничивать от преступлений с двойной формой вины. В них отношение к основному действию и ближайшим последствиям характеризуется умышленной формой вины, а к отдаленным последствиям — смерти потерпевшего — неосторожной.
Уголовный кодекс в ч. 2 ст. 109 предусматривает ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Таковыми лицами могут быть врачи, учителя в школах, тренеры спортивных секций, воспитатели в детских учреждениях. Кроме того, к этой группе субъектов по ст. 109 можно отнести лиц, чья профессия связана с источником повышенной опасности (лифтеры, электромонтеры, водители электротранспорта) и т. д. Следовательно, суд обязан прежде всего установить, в чем конкретно выразилось ненадлежащее исполнение обязанностей, как в соответствии с требованиями профессии должны были исполняться такие обязанности. Например, врач не обследовал достаточно глубоко рану на ноге у поступившего с травмой больного, вследствие чего не заметил разрыв кровеносного сосуда. Больной через восемь часов пребывания в больнице пожаловался на ухудшение состояния, а еще через шесть часов скончался от гангрены, развившейся в результате осложнения.
Ненадлежащее исполнение обязанностей — это халатность (ст. 293 УК РФ), однако в связи с тем, что небрежное отношение к работе (службе) проявляет не должностное лицо, квалификация действий осуществляется по ст. 109 УК РФ.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162ФЗ ввел б ст. 109 УК РФ ч. 3 следующего содержания: «Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без таковой».
Усиление ответственности за неосторожное причинение смерти объясняется тем, что липа с низким профессиональные уровнем, выполняющие ответственную деятельность, должнь: отвечать за неумелые, небрежные, непродуманные действия не только в дисциплинарном, гражданско-правовом, но и в уголовном порядке. Степень общественной опасности таких действий достаточно высока, невосполнимый вред причиняете* самому ценному объекту охраны — жизни человека.