§7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОМ ПОРЯДКА СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ

| Правовой портал "Правопорядок" | §7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОМ ПОРЯДКА СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ |
§7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ЗАКОНОМ ПОРЯДКА СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ

Административную ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования устанавливает статья 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Федеральная таможенная служба издала «Методические рекомендации по квалификации нарушений валютного законо дательства» , в которых определено, что объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КОАП, являются публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. Объективную сторону данных правонарушений образуют противоправные деяния лиц, осуществляемые в нарушение норм права, установленных российским валютным законодательством.
В связи с действием таких ограничений при осуществлении операций с иностранной валютой, как требование о реализации, об использовании специального счета и об обязательной продаже части валютной выручки, ответственность за нарушение вышеперечисленных требований устанавливались пунктами 1 и 3 статьи 15.25 КОАП.

Невыполнение требований о резервировании и об использовании специального счета определяло наложение административного штрафа на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от трех четвертей до одного размера суммы незаконной валютной операции или суммы денежных средств, списанных или зачисленных без выполнения требования о резервировании. В том же размере, только от суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, налагался административный штраф на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при невыполнении или выполнении с нарушением установленного порядка обязанности по продаже части валютной выручки.
В действующем законодательстве определены: санкции за нарушение норм валютного законодательства, которые применяются ко всем участникам валютных правоотношений; санкции, применяющиеся только к гражданам; санкции, применяющиеся только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
На все назначенные категории распространяется действие норм о нарушении порядка открытия счетов за пределами Российской Федерации. Для индивидуальных предпринимателей административный штраф составляет от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а для юридических лиц от 500 до 1 000 минимальных размеров оплаты труда.
За недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации и подлежащей обязательному письменному декларированию, статьей 16.4 КОАП предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 10 до 25 минимальных размеров оплаты труда.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяется ответственность за нарушение порядка возвращения изза границы средств в иностранной валюте, а также за несоблюдение порядка предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям. В частности, пунктом 6 статьи 15.25 КОАП предусмотрено наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо установленных сроков хранения учетных, отчетных документов или паспортов сделок.
За невозвращение изза границы средств в иностранной валюте предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 5 000 000 рублей. В соответствии со статьей 193 Уголовного кодекса Российской Федерации такое деяние квалифицируется как преступление и подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до 3х лет.
Административная ответственность за несоблюдение резидентами обязанности по репатриации иностранной валюты в Российскую Федерацию наступает:
при невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся ему за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентом услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
при невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неока занные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Указанные нарушения влекут за собой наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от трех четвертых до 1 размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках либо не возвращенных в Российскую Федерацию.
Проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами активов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за их нарушение имеют право в пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля и их должностные лица.
Практические задания
1. Правительство Российской Федерации, намериваясь осуществить реструктуризацию государственного долга, обратилось с соответствующими предложениями к кредиторам по конкретным внешним заимствованиям. Данные предложения кредиторами были отвергнуты.
А. Каковы юридические последствия данной ситуации?
Б. Какие правовые гарантии прав кредиторов в данном случае должны быть реали зовывать?
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятия «иностранная валюта».
2. Дайте определение понятия «валютная ценность».
3. Сформулируйте определение понятия «уполномоченные банки» в соответствии с российским законодательством.
4. Перечислите перечень документов, необходимых для получения лицензии банком в качестве уполномоченного банка.
5. Опишите права резидентов по осуществлению ими валютных операций.
6. Опишите права нерезидентов по осуществлению валютных операций в соответствии с российским законодательством.
7. Изложите содержание письма ЦБ РФ от 1 октября 1993 г. об изменении порядка реализации гражданами товаров, работ и услуг за иностранную валюту.
8. Каково содержание и значение решений Совета безопасности РФ «Об итогах работы государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка» от 02.11.1994 г.?
9. Перечислите учреждения, являющиеся органами валютного контроля в РФ в соответствии с Федеральным законом 10 декабря 2003 г.
10. Дайте определение понятия «агенты валютного контроля».
11. Охарактеризуйте важнейшие нормативно-правовые акты, на основе которых осуществляется валютное регулирование в РФ.
Тест
1. Что является иностранной валютой по российскому законодательству?
а) банкноты, казначейские билеты и монеты, находящиеся в обращении в иностранном государстве или группе государств;
б) банкноты, казначейские билеты и монеты, находящиеся в обращении в иностранном государстве или группе государств, а также средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах;
в) банкноты, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении в иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки, подлежащие обмену, а кроме того, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, международных денежных и расчетных единицах.
2. Что является валютной ценностью по российскому законодательству?
а) валюта Российской Федерации, иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте;
б) иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, за исключением ювелирных и бытовых изделий;
в) ценные бумаги в иностранной валюте, иностранная валюта, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий.
3. Кто является резидентом в сфере валютных операций по российскому законодательству?
а) граждане России, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами страны;
б) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, юридические лица и предприятия, не имеющие статуса юридических лиц, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, дипломатические представительства и иные официальные представительства РФ;
в) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ.
г) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
4. Кто является нерезидентом в сфере валютных отношений в соответствии с российским законодательством?
а) граждане иностранных государств и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
б) физические лица, имеющие постоянное место жительства вне пределов РФ, юридические лица и предприятия, не имеющие статуса юридических лиц, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ, иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в РФ;
в) физические лица граждане Российской Федерации, не признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; иностранные граждане и лица без гражданства, не признаваемые в соответствии с законодательством РФ постоянно проживающими в Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
г) граждане иностранных государств, юридические лица с местонахождением вне пределов РФ и дипломатические представительства иностранных государств находящиеся в РФ.
5. Какое конкретное значение вкладывает российское законодательство в понятие «текущие валютные операции»?
а) переводы из РФ и в РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа на срок не более 180 дней и переводы неторгового характера;
б) переводы неторгового характера; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы иностранной валюты для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортноимпортных операций на срок не более 180 дней;
в) переводы неторгового характера и переводы иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа.
6. Какие переводы относятся к переводам неторгового характера?
а) переводы сумм наследства, судебных издержек, сумм, взысканных по суду, переводы алиментов, заработной платы и гонораров, а также иные аналогичные операции;
б) переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов;
в) переводы сумм, взысканных по суду, алиментов, заработной платы и пенсий.
7. Кто имеет право собственности на валютные ценности в Российской Федерации?
а) резиденты и нерезиденты;
б) резиденты и государство;
в) резиденты, государство и нерезиденты.
8. Кто обладает правом иметь счета в иностранной валюте в России?
а) резиденты в уполномоченных банках;
б) резиденты и нерезиденты в уполномоченных банках;
в) нерезиденты в уполномоченных банках.
9. Какие установления и учреждения относятся к органам валютного контроля?
а) Центральный банк и Правительство РФ в лице Министерства финансов;
б) Министерство финансов, Таможенный комитет и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;
в) Правительство РФ в лице Министерства финансов и Таможенного комитета и Центральный банк РФ.
10. Каковы параметры квот обязательной продажи валютной выручки предпринимателямирезидентами РФ?
а) 75%;
б) 30%;
в) не более 30%;
г) 50%;
д) 25%.
Заключение
Изучение курса «Финансовое право» должно способствовать формированию знаний, которые безусловно необходимы в работе юристовпрактиков как в органах государственной власти и управления, так и в частных предпринимательских структурах всех уровней.
учебно-практическое пособие по данной дисциплине содержит материал, позволяющий уяснить важнейшие базовые понятия, связанные с правовым регулированием финансовых правоотношений. Определение таких фундаментальных категорий, как: финансовый контроль, функции, задачи и методы работы контрольных органов, элементы бюджетного процесса, формы взаимодействия бюджетов разных уровней, правовое положение внебюджетных фондов, обязательства юридических и физических лиц перед этими фондами, методы управления государственным долгом, принципы организации налогообложения, понятия налога и сбора, объекта налогообложения, налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, правоотношения между страхователем, страховщиком и государством, деноминация и денежная реформа, прерогативы Центрального банка в отношении коммерческих кредитных организаций, валютные ограничения и т.д. позволяет свободно ориентироваться в постоянно меняющемся финансовом законодательстве России.
Главной целью пособия является формирование у специалистов юридического инструментария, профессиональных навыков, которые необходимы для адекватного понимания существа конкретных норм финансового права, для их анализа и, в результате, для эффективного правоприменения в точном соответствии с законом.
Семинарские занятия
Финансовая деятельность государства
1. Конституционное закрепление основных принципов финансовой деятельности российского государства.
2. Правовые акты, регулирующие финансовые правоотношения. Виды данных актов.
3. Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.
Предмет, метод и система финансового права (ФП)
1. Специфика правоотношений, возникающих по поводу аккумуляции, распоряжения и расходования денежных средств, необходимых для осуществления государством своих функций.
2. Особенности ФП как отрасли.
3. Специфика норма ФП.
4. Метод регулирования финансовых правоотношений.
Источники ФП
1. Конституция РФ как важнейший источник ФП.
2. Специальные кодексы регулирования финансовыми правоотношениями: Общая часть Налогового кодекса (НК), Особенная (вторая) часть НК, Бюджетный кодекс (БК).
3. Система прохождения законопроектов законов, связанных с аккумуляцией, распределением и расходованием государственных денежных ресурсов в российском Парламенте.
4. Наиболее важные федеральные законы (ФЗ), регулирующие финансовые правоотношения. Их место в современном российском законодательстве.
Субъекты финансовых правоотношений
1. Гарантии прав субъектов финансовых и правовых отношений в российском праве. Специфика этих гарантий.
2. Исключительные права (прерогативы) государства и уполномоченных им органов как субъект финансовых правоотношений.
3. Императивный характер норм ФП.
4. Санкции, применяемые за финансовые правонарушения, их особенности.
Финансовый контроль
1. Значение финансового контроля как специального вида государственного контроля.
2. Виды финансового контроля. Парламентский контроль, осуществляемый непосредственно Государственной Думой и Советом Федерации.
3. Структура, задачи, функции и прерогативы Счетной палаты РФ.
4. Понятие аудита как особого вида предпринимательской деятельности. Правовое регулирование аудита в РФ и его значение.
Бюджетное право и бюджетное устройство РФ
1. Значение государственного бюджета в осуществлении политикоэкономических и социальных задач государства.
2. Принципы бюджетного устройства РФ, анализ их юридического содержания.
3. Предмет бюджетного права. Конституционные основы бюджетного права.
4. Анализ конкретных статей Конституции, определяющие бюджетное устройство.
5. Бюджетные правоотношения, понятие, субъекты и особенности.
6. Структура, содержание и значение Бюджетного кодекса.
Бюджетный процесс
1. Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса.
2. Нормы бюджетного процесса в БК. Порядок составления проектов бюджетов различных уровней.
3. Порядок утверждения бюджета.
4. Исполнение бюджета. Права и обязанности получателей бюджетных средств.
5. Порядок составления, утверждения и рассмотрения отчета об исполнении бюджета.
Правовой статус и режимы функционирования государственных целевых внебюджетных фондов
1. Задачи социальных целевых внебюджетных фондов федерального значения.
2. Порядок аккумуляции денежных средств в государственных целевых внебюджетных фондах в соответствии с российским законодательством. Система исчисления Единого социального налога.
3. Организация управления целевых внебюджетных фондов.
4. Взаимоотношения целевых внебюджетных фондов федерального значения и органов государственной власти РФ (Правительства РФ, Государственной Думой Федерального Собрания).
Система государственных доходов РФ, их правовое регулирование
1. Классификация государственных доходов, в соответствии с положениями I части НК и БК.
2. Понятие налога; понятие пошлины, понятие сбора в трактовке современного российского законодательства и в трактовке науки ФП.
3. Доминирующее положение налогообложения в формировании государственных доходов в странах с рыночной экономикой.
Структура, содержание и значение Налогового кодекса РФ
Налоговые правоотношения.
Система налогов, согласно Общей части НК.
Субъекты налоговых правоотношений.
Объект и предмет налогообложения в трактовке НК и в трактовке науки ФП.
Ответственность налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства.
Обеспечение прав налогоплательщиков и порядок обжалования действий налоговых органов.
Вторая часть НК: содержание и особенности.
Правовое регулирование государственного кредита
1. Понятие государственного кредита.
2. Формы государственного кредита.
3. Положение БК РФ о внутреннем и внешнем государственном долге.
4. Формы государственного долга.
5. Управление государственным долгом в соответствии с российским законодательством.
6. БК о предельном объеме государственного долга РФ и предельных объемах государственных заимствований РФ.
7. Трактовка условий договора государственного займа в Гражданском кодексе РФ и реальная практика функционирования данного договора. Содержание 105 и 106 статей Бюджетного кодекса.
Правовая регламентация государственных расходов
1. Система государственных расходов РФ.
2. Принципы бюджетного финансирования государственных расходов.
3. Объекты бюджетного финансирования.
4. Бюджетный кодекс о формах расходов бюджетов. Анализ содержания перечня форм расходов бюджетов, который входит в БК.
5. Понятие «трансферты населению». Виды данных трансфертов.
6. Порядок выделения бюджетных кредитов юридическим лицам.
Правовое регулирование государственного страхования
1. Понятие и виды государственного страхования.
2. Обязательное государственное личное страхование отдельных категорий государственных служащих.
3. Обязательное государственное личное страхование отдельных категорий граждан, не связанных обязанностями государственной службы.
Правовое регулирование банковского дела
1. Основные понятия банковской деятельности.
2. Банковская система РФ.
3. Задачи Банка России и его правовой статус.
4. Формы взаимодействия Банка России и высших органов государственной власти.
5. Организация ЦБ РФ. Его полномочия, надзорные функции и прерогативы.
6. Договор банковского счета, договор банковского вклада в соответствии с положениями ГК РФ, юридическое содержание данных норм ФП.
Правовое регулирование денежного обращения
1. Понятие денежной системы, ее элементы.
2. Право денежной эмиссии в РФ.
3. Денежная реформа, ее особенности.
4. Понятие деноминации.
Правовое регулирование вексельного обращения в РФ
1. Понятие «вексель».
2. Основные характеристики простого и переводного векселей: безусловность, абстрактность, формальность.
3. Женевская вексельная конвенция и правовые акты советской эпохи о векселях и вексельном обращении.
4. Содержание и значение Закона «О переводном простом векселе» 1997 г.
Основы валютного законодательства РФ
1. Принципы и задачи валютного регулирования.
2. Три режима использования иностранной валюты.
3. Понятие иностранной валюты и его трактовка в российском законодательстве.
4. Права резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций.
5. Валютные ограничения в РФ. Понятие «репатриации иностранной валюты»
Итоговый тест
1. К какому праву относится отрасль финансовое право?
а) к частному праву;
б) к публичному праву;
в) и к публичному, и к частному праву.
2. Что является объектом финансовых правоотношений?
а) наличные деньги;
б) наличные деньги, безналичные деньги и денежные обязательства;
в) наличные и безналичные деньги.
3. Устанавливает ли государство общие условия проведения лотерей?
а) устанавливает самостоятельно;
б) устанавливает совместно с организаторами лотерей;
в) не устанавливает.
4. Какие компоненты образуют особенную часть финансового права?
а) нормы права, регулирующие отношения в сфере государственных финансов и кредитования;
б) нормы права, регулирующие отношения в сфере страхования;
в) нормы права, регулирующие отношения, функционирующие в рамках всех финансовых институтов.
5. Что является основным источником финансового права?
а) судебные прецеденты;
б) нормативно-правовые акты;
в) обычное право.
6. Чем обеспечивается самостоятельность бюджетов разных уровней с юридической точки зрения?
а) тем, что бюджеты принимают соответствующие законодательные органы;
б) тем, что бюджеты основываются на соответствующих налоговых и неналоговых поступлениях;
в) тем, что принятие бюджетов осуществляют соответствующие органы представительной власти, а их исполнение соответствующие органы исполнительной власти.
7. Кому принадлежит право использования средств федеральных целевых внебюджетных фондов после утверждения их бюджетов Государственной Думой?
а) Государственной Думе;
б) Правительству РФ;
в) Правлению конкретного фонда и исполнительной дирекции.
8. Что является объектом налогообложения?
а) фактически существующий индивидуализированный материальный объект;
б) юридический статус субъекта;
в) юридический факт: действие субъекта, право собственности, юридический статус субъекта, событие, происходящее с субъектом.
9. Что подлежит финансовому контролю?
а) исключительно денежные средства государства;
б) денежные средства государства и других субъектов финансового права;
в) денежные средства всех субъектов финансового права и вообще все ресурсы, поскольку их использование осуществляется в денежной форме.
10. Какие санкции может применить Счетная палата в случае неоднократного неисполнения ее предписаний проверяемой организацией?
а) самостоятельно приостановить все виды финансовых операций по счетам данной организации;
б) принять решение о приостановлении финансовых операций по счетам организации и известить об этом Государственную Думу;
в) обратиться в суд общей юрисдикции с иском о наложении ареста на финансовые операции.
11. В каком случае субвенции подлежат возврату?
а) в случае нецелевого использования;
б) в случае целевого использования, но не в установленный срок;
в) как в случае нецелевого использования, так и в случае нарушения установленных сроков использования.
12. Какой орган власти утверждает Федеральный бюджет Российской Федерации?
а) Президент РФ;
б) Федеральное Собрание РФ;
в) Правительство РФ.
13. Какими актами, в соответствии со сложившейся в РФ практикой, могут быть консолидированы в бюджет государственные внебюджетные целевые фонды?
а) Постановлением Правительства РФ;
б) Указом Президента РФ;
в) Постановлением Государственной Думы.
14. Какие из нижеперечисленных элементов нормы, устанавливающей налог, являются факультативными?
а) единица налогообложения;
б) налоговые льготы;
в) ответственность за налоговые правонарушения.
15. В чем заключается полная налоговая обязанность?
а) в том, что налогообложению подлежат все доходы, получаемые юридическим или физическим лицом на территории государства, резидентом которого оно является;
б) в том, что налогообложению подлежат доходы, получаемые резидентом в других государствах;
в) в том, что налогообложению подлежат все доходы резидента независимо от того, где они получены.
16. Каким образом устанавливается фактическая ставка налогового обложения?
а) прямо указывается в конкретном налоговом законе и устанавливается в зависимости от налогового разряда;
б) устанавливается как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
в) определяется на основе отношения уплаченного налога к совокупному доходу.
17. Кто обязан рассчитать сумму налога при уплате налога по декларации?
а) сам налогоплательщик;
б) налоговая инспекция;
в) налоговый агент.
18. В каком случае истец должен быть освобожден от уплаты судебной исковой пошлины?
а) если иск подан о взыскании алиментов;
б) если иск подан о взыскании ущерба, нанесенного неправомерными действиями органов государственной власти;
в) если иск подан о возмещении вреда, причиненного увечьем.
19. Кто является плательщиком государственной пошлины?
а) граждане РФ;
б) граждане РФ и иностранные граждане;
в) граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.
20. Чем обеспечивается внутренний государственный долг Российской Федерации?
а) золотовалютными резервами Банка России;
б) всем достоянием Российской Федерации;
в) всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
21. Кто является эмитентом казначейских обязательств?
а) Центральный банк РФ;
б) Министерство финансов РФ;
в) Правительство РФ.
22. Какие действия предпринимает Правительство РФ, осуществляя конверсию внутреннего государственного долга?
а) продляет срок действия ранее выпущенных займов;
б) осуществляет только обмен нескольких займов на один;
в) осуществляет изменение доходности займа и обмен нескольких займов на один.
23. Какой орган власти или управления осуществляет контроль за государственным внутренним долгом РФ?
а) Правительство РФ и Банк России;
б) Федеральное Собрание;
в) Президент РФ и Министерство финансов РФ.
24. Каким нормативно-правовым актом может быть упразднен Банк России?
а) Указом Президента РФ;
б) Постановлением Правительства РФ;
в) Федеральным законом, принятым Государственной Думой и обнародованным в законном порядке.
25. Что представляет собой международная расчетная единица?
а) это реальная денежная единица, эмитентом которой является Международный Валютный Фонд;
б) это золото соответствующей пробы, измеряемое в тройских унциях;
в) это искусственная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств.
Каким образом устанавливаются правила проведения банковских операций и правила отчетности банков?
Федеральными законами;
а) подзаконными нормативно-правовыми актами Банка России;
б) совместными подзаконными нормативно-правовыми актами Банка России и Министерства финансов РФ.
Каким актом было определено проведение деноминации рубля в Российской Федерации?
а) Федеральным законом;
б) Указом Президента РФ;
в) Постановлением Правительства РФ.
Каким образом реализуется такой инструмент управления внутренним государственным долгом, как конверсия?
а) обменом нескольких ранее выпущенных займов на один новый;
б) изменением доходности займа;
в) продлением срока действия ранее выпущенных займов.
Кто может быть страхователем по обязательному государственному страхованию за счет средств бюджета?
а) физические лица без ограничений;
б) юридические лица;
в) физические дееспособные лица и юридические лица.
Какой режим обращения иностранной валюты действует в современной России?
а) режим отсутствия какихлибо валютных ограничений;
б) режим общего государственного валютного регулирования и применения ограничений;
26.
27.
28.
29.
в) режим валютной монополии.