§6. КОНТРОЛЬ ЗА РЕПАТРИАЦИЕЙ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

| Правовой портал "Правопорядок" | §6. КОНТРОЛЬ ЗА РЕПАТРИАЦИЕЙ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ |
§6. КОНТРОЛЬ ЗА РЕПАТРИАЦИЕЙ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

Требование о репатриации касается только резидентов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Законодательство СССР и Закон РФ 9 октября 1992 года не содержали определения репатриация. Однако предпринимались некоторые попытки осуществления контороля за поступлением в Россию валютной выручки. Так, Письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 года №352 «О регулировании валютных операций на территории СССР (основные положения)» в пунктах 69 предусматривало, что иностранная валюта, полученная резидентами в результате внешнеэкономической деятельности, подлежала обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках, перевод на счета которых осуществлялся в течение 30 дней со дня получения платежа. Резидент был не вправе продлевать срок исполнения обязательств нерезидента, а также какимлибо способом уменьшать сумму этих требований или обязательств. Подлежавшая переводу в СССР валютная выручка могла использоваться резидентом до осуществления перевода только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с внешнеэкономической операцией, по которой была получена эта выручка. Центральный банк и Государственный таможенный комитет выпустили Инструкции от 12 октября 1993 года №19, 0120/10283 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» и от 26 июля 1995 года №30, 0120/10538 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», которыми было установлено:

экспортеры были обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках, причем не допускалось зачисление данной выручки на любой другой счет, за исключением случаев получения индивидуального разрешения у Центрального банка;
импортеры несли финансовую ответственность перед государством в размере всей суммы иностранной валюты, которая была переведена на счет нерезидента и не возвращения на текущий валютный счет импортера в случае непоступления на таможенную территорию Российской Федерации оплаченных товаров.
Статья 5 Закона РФ 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле» обязывала резидентов, являвшихся предприятиями (организациями) зачислять получаемую ими иностранную валюту на их счета в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности на счета резидентов или третьих лиц в банках за границей допускалось в сумме, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным соглашениям с организацияминерезидентами, являвшимися агентами правительств государствчленов ФАТФ и ОЭСР. При использовании средств в иностранной валюте на указанных счетах в иных целях, эти средства должны были быть переведены на валютные счета резидентов в уполномоченных банках.
Действующий закон №173ФЗ в статье 19 предписывает, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:
1. Получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
2. Возврат в Российскую Федерацию иностранной валюты, уплаченной нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения резидентов от обязанности осуществлять репатриацию иностранной валюты, причем перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять иностранную валюту на свои счета в уполномоченных банках, намного шире, чем в Законе РФ 1992 года. Резиденты освобождаются от обязанности репатриации иностранной валюты:
1. При зачислении валютной выручки на счета юридических лиц резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации в целях при исполнении обязательств юридических лиц резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государствчленов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух дет. Для этих целей валютная выручка может зачисляться на счета резидентов и третьих лиц в банках за границей.
2. При использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий.
3. При оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, на период строительства. По окончании строительства оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов в уполномоченных банках.
4. При проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям).
5. При проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющихся страховыми организациями или страховыми брокерами.
Кроме того, под репатриацией подразумевается возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Валютный контроль. Цель валютного контроля обеспечение соблюдения действующего валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Закон от 9 октября 1992 года установил основные направления валютного контроля. К ним были отнесены: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации .
Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и агентами валютного контроля.
К первой категории относятся Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. В 1993 году Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября была образована Федеральная служба по валютному и экспортному кон тролю . Этот орган предназначался для реализации функций Правительства России по валютному контролю и контролю за экспортом. В системе Федеральной службы Постановлением Правительства РФ была создана сеть региональных центров и отделений, т.е. территориальных органов . Вероятно, работа данной службы оказалась малоэффективной, т.к. с августа 1996 года ее функции были переданы Министерству финансов Российской Федерации . Министерство контролирует соблюдение законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций. К его функциям относятся также контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, за соблюдением порядка лицензирования экспорта товаров и услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. органами валютного контроля являются: Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Агенты валютного контроля это организации, которые в соответствии с законом осуществляют функции валютного контроля и в этом плане подотчетны органам валютного контроля. Таким образом, функционирует своеобразная двухуровневая система. Высший уровень образуют ЦБ РФ и Правительство РФ. Второй уровень сформирован из уполномоченных банков и иных кредитных организаций, имеющих лицензии на проведение валютных операций. Основой реального валютного контроля является обязанность всех субъектовучастников валютных операций представлять органам и агентам валютного контроля всю необходимую документацию и информацию о валютных операциях и давать, в случае необходимости, разъяснения по возникающим вопросам.