§5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ДОЛИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ В РФ

| Правовой портал "Правопорядок" | §5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ДОЛИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ В РФ |
§5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ДОЛИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ В РФ

В связи с негативными последствиями действовавшей системы распределения валютных поступлений, был принят Указ Президента СССР от 2 ноября 1990 года «Об особом порядке использования валютных ресурсов в 1991 году». Указом был установлен порядок, согласно которому предприятия и организации независимо от территориальной и ведомственной принадлежности и от формы собственности были обязаны продавать 40 процентов от валютных поступлений, полученных ими в результате экспортной деятельности, Внешторгбанку СССР по коммерческому курсу, установленному Госбанком СССР .
Коммерческий курс был определен тогда же, в конце 1990 года. Письмом Госбанка СССР 352 от 24 мая 1991 года были утверждены «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР» . Этот документ имел большое юридическое и практическое значение, так как содержал важнейшие определения основных понятий валютных правоотношений и конкретные нормы, регулировавшие такие правоотношения. Следующий этап развития валютного регулирования Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», согласно которому коммерческий курс рубля не устанавливался с 1 января 1992 г. 2 января Центральный банк России ввел рыночный курс рубля относительно иностранных валют .

Обязательная продажа валютной выручки вслед за вышеназванным актом СССР была определена указом Президента РФ от 30 декабря 1991 года №335 «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году», которым с 1 января 1992 года был установлен единый по всем видам валют норматив обязательной продажи в размере 40% выручки предприятий и организаций в иностранной валюте от экспорта определенных видов товаров и услуг. Параметры обязательной продажи валютной выручки, впоследствии устанавливавшиеся федеральными законами и нормативными актами Центрального банка, за пятнадцать лет менялись восемь раз и зависели от того, какую валютную политику проводили в это время Правительство РФ и Центральный банк.
Указ Президента РФ от 30 декабря 1991 года №335 действовал в период с 1 января по 25 июня 1992 года. Указом Президента РФ от 14 июля 1992 года №629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» объем обязательной продажи валютной выручки был установлен в размере 50%. Норма действовала с 26 июня 1992 года по 30 декабря 1998 года.
Следующее изменение параметров обязательной продажи валютной выручки было связано с принятием Федерального закона «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» 29 декабря 1998 года, которым было установлено, что 75% валютной выручки должно подлежать продаже. Норма действовала с 31 декабря по 9 августа 2001 года. Федеральным законом 8 августа 2001 (№130ФЗ) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования» доля обязательной продажи валютной выручки была снижена до 50%. Данное положение закона действовало до 9 июля 2003 года.
Федеральный закон 27 июля 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (№173ФЗ) ввел либеральную норму, согласно которой обязательной продаже подлежало не более 30% валютной выручки. Закон, таким образом, предусматривал, что конкретные параметры будут регулироваться подзаконными актами.
Указанием Центрального банка РФ от 9 июля 2003 года №1304У было определено, что обязательной продаже подлежит 25% валютной выручки. Акт действовал с 10 июля 2003 года по 17 июня 2004 года.
Инструкцией Центрального банка от 30 марта 2004 года №1114 «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» также устанавливался параметр обязательной продажи в размере 25% валютной выручки. Инструкция действовала с 18 июня по 26 декабря 2004 года.
Указание Центрального банка от 26 ноября 2004 года №1520У определило снижение параметра обязательной продажи до 10%, действовал этот документ с 27 декабря 2004 года по 6 мая 2006 года.
До принятия Закона 10 декабря 2003 года (173ФЗ) предельный процент валютной выручки, подлежащий обязательной продаже, не был точно определен. Закон в статье 21 установил, что обязательная продажа части валютной выручки резидентов должна осуществляться в размере 30% от суммы валютной выручки, в тех случаях, когда иной размер не установлен нормативными актами Центрального банка. В свою очередь Центральный банк не имел права устанавливать размер продажи части валютной выручки свыше 30%. Можно утверждать, что фактически это представляло собой прямую гарантию интересов предпринимателей.
В соответствием с указанием Центрального банка от 29 марта 2006 года №1676У «О внесении изменения в Инструкцию банка России от 30 марта 2004 года №111И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» продажа части валютной выручки с 7 мая 2006 года осуществлялась в размере 0%. Таким образом, хотя статья 21 ФЗ №173, которой устанавливалась обязательная продажа валютной выручки, формально как будто бы действовала до 1 января 2007 года, фактически данная мера валютного регулирования была отменена соответствующим подзаконным актом за несколько месяцев до законодательного утверждения отрезка от обязательной продажи валютной выручки.
Вплоть до 1 января 2007 года по этой же статье формально обязательной продаже подлежала валютная выручка резидентов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включавшая в себя поступления иностранной валюты, причитавшиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентам или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.
При этом обязательной продаже подлежали:
суммы в иностранной валюте, получаемые Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком от операций и сделок, осуществляемых ими (либо от их имени и (или) за их счет) в пределах х компетенции;
суммы в иностранной валюте, получаемые уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года №395I «О банках и банковской деятельности»;
валютная выручка резидентов в пределах суммы, необходимая для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государствчленов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
суммы в иностранной валюте, поступившие по сделкам, предусматривавшим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).
Порядок осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов устанавливался Инструкцией Центрального банка от 30 марта 2004 года №111И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». В приложении к данной Инструкции были перечислены виды иностранной валюты, которая подлежала продаже на внутреннем валютном рынке: австралийский доллар; датская крона; доллар США; евро; исландская крона; иена; канадский доллар; норвежская крона; сингапурский доллар; турецкая лира; фунт стерлингов; шведская крона.
При осуществлении обязательной продажи уполномоченные банки открывали резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. Уполномоченный банк не позднее рабочего дня, следовавшего за днем поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, направлял ему соответствующее уведомление. В течение семи дней с момента получения такого уведомления резидент должен был дать уполномоченному банку распоряжение об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки и перечислении суммы в валюте Российской Федерации, полученной от этой продажи, на свой банковский счет, а оставшейся суммы иностранной валюты на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет.
Одновременно с распоряжением, в целях контроля за обязательной продажей части валютной выручки, резидент представлял в уполномоченный банк справку, подтверждающую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи.
Уполномоченный банк не позднее рабочего дня, следовавшего за днем получения от резидента распоряжения и справки, депонировал указанную в распоряжении сумму иностранной валюты, подлежащую обязательной продаже, с транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет «Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» в соответствии с Положением Центрального банка от 5 декабря 2002 года №205П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Одновременно с депонированием иностранной валюты уполномоченный банк должен был списать часть иностранной валюты и перечислить ее на текущий валютный счет резидента.
В течение следующих двух рабочих дней уполномоченный банк обязан был продать иностранную валюту. Обязательная продажа валютной выручки осуществлялась по курсу иностранных валют к валюте Российской Федерации, складывавшемуся на внутреннем валютном рынке на день продажи.
При осуществлении продажи части валютной выручки для уменьшения ее суммы пункт 5 статьи 21 Закона №173ФЗ предусматривал учет следующих расходов, связанных с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществлялись в иностранной валюте:
оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определялся Центральным банком.
В законе детально регламентируется понятие «репатриация (от лат. re (приставка, выражающая обратное действие) и patria (родина) возвращение на родину) иностранной валюты и валюты Российской Федерации». Репатриация валюты определена как обязанность резидентов, если иное не предусмотрено законодательством, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.