§4. ВНУТРЕННИЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК И ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

| Правовой портал "Правопорядок" | §4. ВНУТРЕННИЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК И ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ |
§4. ВНУТРЕННИЙ ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК И ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Валютные рынки это глобальные рынки, где осуществляется обмен валюты. Главные цели валютных рынков облегчить фирмам и другим организациям осуществление коммерческих операций, связанных с покупкой товара за границей, а также прямых вложений капитала за рубежом или спекулятивных финансовых сделок на иностранной фондовой бирже. Следовательно, это рынки главным образом для компаний и финансовых институтов или инвесторов, вкладывающих средства в те ценные бумаги, которые особенно чувствительны к изменениям валютного курса или процентных ставок .
Введение валютных ограничений в Российской Федерации было обусловлено экономическим положением страны и должно способствовать законному перераспределению валютных средств в пользу государства.
Универсальное валютное ограничение связано с обращением на территории России иностранной наличной валюты. К концу 1993 года сложилась ситуация, когда свободное обращение наличной иностранной валюты (доллара США) создало реальную угрозу национальной валюте России. В связи с этим ЦБ РФ письмом от 1 октября 1993 года «Об изменении порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» установил, что с 1 января 1994 г. уполномоченные банки не вправе принимать от граждан наличную иностранную валюту в оплату за осуществляемые уполномоченными предприятиями работы и услуги и реализуемые товары. К уполномоченным предприятиям по российскому законодательству были отнесены предприятия, имеющие разрешение на реализацию товаров, работ и услуг за иностранную валюту. Данную разрешительную систему реализовывал Центральный банк России.

Согласно письму ЦБ РФ от 1 октября 1993 года, уполномоченные предприятия могли осуществлять расчеты с гражданами на территории России и в рублях, и в иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике, включая оплату кредитными и дебитными картами, за исключением наличной иностранной валюты. Дальнейшее развитие это валютное ограничение получило в решении Совета безопасности Российской Федерации «Об итогах работы Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка» от 2 ноября 1994 г. Согласно этому документу, при расчетах между конечными потребителями было запрещено применять иностранную валюту. В связи с этим на предприятиях, обслуживающих население, было запрещено объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте.
Федеральный закон 10 декабря 2003 года определил нормы, регулирующие функционирование внутреннего валютного рынка, и упорядочил систему ограничений обращения иностранной валюты на территории Российской Федерации. Фактически в этом плане данный федеральный закон определил качественно новый уровень правового регулирования в сфере функционирования иностранной валюты. Закон определил, что сделки по куплепродаже иностранной валюты и чеков, в том числе дорожных чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, должны осуществляться только через уполномоченные банки. Надо сказать, что это положение представляет собой воспроизведение прежде действовавшего. Весьма важно определение сущностных характеристик, в соответствии с которыми банки причисляются к категории уполномоченных банков. К таковым относятся: кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Существенным нововведением, затрагивающим интересы значительной части российских обывателей, так или иначе использующих иностранную валюту, является отмена требования идентификации личности при куплепродаже физическими лицами иностранной валюты. В законе по этому поводу сказано:
«Установление требования об идентификации личности при куплепродаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при куплепродаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица».
О существенной либерализации валютного законодательства свидетельствует содержание статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г., который определяет право резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Существенным условием открытия и закрытия резидентами счетов (вкладов) является обязательное уведомление налоговых органов по месту регистрации субъектов об этой операции.
Резиденты и нерезиденты в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона №173ФЗ имеют право ввозить иностранную валюту в Российскую Федерацию без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства. В случае, если резиденты или нерезиденты, являющиеся физическими лицами, осуществляют единовременный ввоз в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, то они должны подать письменную декларацию таможенному органу, в которой указывается вся ввозимая сумма.
Контроль за ввозом иностранной валюты юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляется в соответствии с более жесткими требованиями: для юридических лиц подача письменной декларации обязательна независимо от ввозимой суммы. Согласно Приказу Государственного таможенного комитета от 28 августа 2000 года №768 «Об особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами» иностранная валюта декларируется таможенному органу Российской Федерации в письменной форме путем подачи грузовой таможенной декларации либо в электронной форме.
При декларировании иностранной валюты применяются установленные таможенными органами правила заполнения грузовой таможенной декларации для товаров, помещаемых под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, с некоторыми особенностями. На каждый вид иностранной валюты заполняется отдельная грузовая таможенная декларация, состоящая из трех листов, при этом первый лист остается в делах таможенного органа, осуществляющего выпуск иностранной валюты, второй лист направляется в отдел (отделение) валютного контроля соответствующего регионального таможенного управления, а третий возвращается декларанту. В обязательном порядке в соответствующих графах указываются цифровой код декларируемой иностранной валюты в соответствии с классификатором валют, используемым для таможенных целей, номинальная стоимость иностранной валюты и десятичный код для банкнот, казначейских билетов и монет в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Ограничения в виде установления предельного размера суммы иностранной валюты применяются действующим законодательством при её вывозе из Российской Федерации (ст. 15 Закона №173ФЗ). К юридическим лицам (резидентам и нерезидентам) эти ограничения не относятся. Юридические лица при единовременном вывозе иностранной валюты из Российской Федерации в соответствии с Приказом Государственного таможенного комитета от 28 августа 2000 года №768 заполняют грузовую таможенную декларацию в соответствии с установленными таможенными органами правилами декларирования товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта.
Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, ранее ввезенную или переведенную в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.
Для физических лиц в Законе №173ФЗ установлена предельная сумма, которую они могут вывозить из Российской Федерации, 10 000 долларов США. При вывозе сумму, не превышающей в эквиваленте или равной 10 000 долларов, не требуется предоставления документов о переводе или ввозе данной иностранной валюты в Российскую Федерацию либо о приобретении данной валюты на территории Российской Федерации, осуществленных ранее.
Весьма важным представляется содержание статьи 15 Закона, которая определяет:
«Физические лица резиденты и физические лица нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, а также внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию.
Физические лица резиденты и физические лица нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.
При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами резидентами и физическими лицами нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. При этом при пересечении таможенной границы физическое лицо осуществляет конклюдентные действия, используя для пересечения границы так называемый зеленый коридор .
При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами резидентами и физическими лицами нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты. Данная декларация заполняется в двух экземплярах, причем физическое лицо указывает в ней точные сведения о перемещаемой иностранной валюте и иные сведения, необходимые для таможенных целей.
Письмом Государственного таможенного комитета от 17 июня 2004 года «О ввозе и вывозе валюты и ценных бумаг» установлено, что если вывозимая иностранная валюта была ранее ввезена на территорию Российской Федерации, то в графе «Для служебных отметок» пассажирской таможенной декларации, оформленной при ввозе указанной валюты, должностным лицом таможенного органа делается запись: «Валютные ценности вывезены» и проставляется дата вывоза.
Перерасчет ввозимой и вывозимой иностранной валюты в доллары США осуществляется по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу.
При ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее иностранной валюты таможенной пошлины не уплачиваются, за исключением случаев, когда ввозимая или вывозимая иностранная валюта используется как объект нумизматики или бонистики .