§3. ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

| Правовой портал "Правопорядок" | §3. ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ |
§3. ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Валютный контроль в Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 22 Закона №173Фз осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. В качестве органов валютного контроля действуют Центральный банк РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Правительство РФ и Центральный банк, помимо контрольных функций, наделены полномочиями по осуществлению валютного регулирования. К таким функциям относятся требования: об использовании специального счета и о реализации. Вышеуказанные полномочия Правительства РФ также предусмотрены статьей 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года №2ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», а полномочия Центрального банка статьями 4 и 56 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности органов и агентов валютного контроля в сфере их компетенции, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Центральный банк в свою очередь осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает связь уполномоченных банков с органами и агентами валютного контроля. Кроме того, Центральный банк контролирует осуществление валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.

В соответствии с Законом 9 октября 1992 года орган исполнительной власти мог быть наделен полномочиями в сфере валютного контроля на основании федерального закона. Действующий Закон №173Фз установил, что только Правительство РФ обладает исключительным правом наделять соответствующие федеральные органы статусом органа валютного контроля.
Государственный таможенный комитет признавался органом валютного контроля в период действия Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (статья 198) вплоть до 1 января 2004 года, когда вступил в силу новый таможенный кодекс. Ныне действующий кодекс, а также Закон №173ФЗ относят преемника Государственного таможенного комитета Федеральную таможенную службу и другие таможенные органы наряду с налоговыми органами и уполномоченными банками к агентам валютного контроля.
Являясь агентом валютного контроля, Федеральная таможенная служба не уполномочена выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и применять установленные законом меры ответственности за указанные нарушения. Федеральная таможенная служба, аккумулируя информацию о выявленных валютных правонарушениях в сфере её ведения, не управомочена при этом применять какие-либо меры ответственности в связи с данными правонарушениями. Эту функцию выполняет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
В соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» был образован специальный орган валютного контроля Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года №278, определяет, что служба «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. А также функции органа валютного контроля». Полномочия службы определяют осуществление контроля и надзора «за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений».
Взаимодействие между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службой в сфере валютного контроля регламентируется специальным соглашением, заключенным между ними 15 августа 2005 года.
Законодательно валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:
• операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
• операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
• операций со средствами, зачисленными в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (практически это означает, что означенные операции разрешены в тех случаях, когда осуществляются, с одной стороны резидентами, а с другой нерезидентами);
• операций, несвязанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 14 нового закона, резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено данным актом.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений за исключением операций, предусмотренных статьей 7 закона, в отношении которых определено:
• Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
• Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения пятилетнего срока со дня заключения договора о проведении соответствующих строительных и подрядных работ между резидентом и нерезидентом, а при экспорте товаров со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
• Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте товаров со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации.
• Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью.
• Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации и предусматривает только установление требования о резервировании резидентом на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. Сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты импортируемых товаров.
• Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и может предусматривать только:
1) установление требования об использовании специального счета резидентом;
2) установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.
Закон определяет, что ограничения в принципе устанавливаются «в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации». Важно отметить при этом, что в законе прямо указано, что ограничения не имеют дискриминационного характера и подлежат отмене органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств их установления.
В Законе от 10 декабря 2003 года введена новая классификация валютных операций и отчасти новая терминология. Так, операции, именовавшиеся в Законе 1992 года «операциями, связанными с движением капитала», в новом законе названы «валютными операциями движения капитала». Термин «текущие валютные операции» в новом акте не используется.
К валютным операциям движения капитала относятся операции, регулируемые Правительством Российской Федерации и Центральным банком. Перечень их содержится в статьях 7 и 8 закона. Содержание статьи 7 фактически воспроизведено выше. Регулированию Центрального банка подлежат:
• расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;
• расчеты и переводы при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;
• операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
• исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
• операции кредитных организаций, за исключением банковских операций;
• расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;
• расчеты и переводы при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;
• операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);
• исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
• операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);
• операции, связанные с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.
Собственно регулирование Центрального банка заключается в требовании использования специального счета резидентами и нерезидентами; установление требования о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы, осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней.
Валютные операции между нерезидентами регулируются следующим образом: «Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении указанных валютных операций».
Защита национальной валюты, таким образом, является приоритетной задачей валютного регулирования. Важные функции валютного регулирования возложены законодательством на Центральный банк Российской Федерации, который имеет право: определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ. Кроме того, ЦБ РФ проводит все виды валютных операций; устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам, а также осуществляет иные регулирующие функции, предусмотренные законодательством (ст. 9).
Уполномоченные банки
Закон от 9 октября 1992 года устанавливал точное определение понятия «уполномоченные банки», которое является одним из наиболее важных в системе законодательного регулирования осуществления валютных операции в России. Уполномоченными банками являются «банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций» (ст. 1, п. 11). Порядок лицензирования определен Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3 февраля 1996 г. В частности, им установлено, что «в лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться» . Лицензии, предусматривающие право на осуществление операций со средствами в иностранной валюте, дают право на установление прямых корреспондентских отношений с иностранными банками.
Существуют лицензии нескольких видов, или уровней. Первый из них лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте за исключением привлечения во вклады средств физических лиц. Второй вид лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в иностранной валюте.
Кроме того, банку, имеющему вторую из вышеназванных лицензий, может быть выдана дополнительная лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Условием получения такой лицензии является стабильное положение банка, причем критерий оценки стабильности вполне конкретный банк, претендующий на данную лицензию, должен был располагать уставным капиталом, эквивалентным 5 миллионам ЭКЮ.
Генеральная лицензия, предоставляющая банку максимально широкие возможности для совершения операций с иностранной валютой, дает право банку, помимо всех операций, предусмотренных лицензиями других уровней, открывать филиалы за границей и приобретать доли уставного капитала кредитных организаций нерезидентов. Для получения генеральной лицензии необходимо наличие лицензии на выполнение всех банковских операций в рублях и иностранной валюте, иметь капитал, эквивалентный 5 миллионам ЭКЮ, а кроме того, получить положительное заключение ЦБ РФ по результатам комплексной инспекционной проверки. Такая проверка должна быть завершена не позже чем за три месяца до представления ходатайства о получении генеральной лицензии. Наличие лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов при этом необязательно.
Необходимым условием получения лицензий всех видов является наличие уставного капитала кредитной организации, необходимый минимум которого устанавливается законодательно. Банки, которые ходатайствуют о расширении круга выполняемых ими операций и получении для этого лицензии более высокого уровня, должны соответствовать ряду требований, который отражают их финансовую стабильность и эффективность деятельности. Они должны в течение последних 6 месяцев, предшествующих ходатайству о лицензировании, выполнять обязательные резервные требования ЦБ РФ, соблюдать экономические нормативы, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами.
Порядок получения лицензий был детально регламентирован письмом ЦБ РФ от 6 октября 1995 г. №12524. Для рассмотрения ходатайства о предоставлении лицензии на совершение валютных операций, связанных с движением капитала, в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля должны быть представлены следующие документы:
• письмозаявление в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля Банка России;
• нотариально заверенные копии учредительных документов резидента;
• нотариально заверенная копия документа о государственной регистрации резидента;
• справка из налогового органа об отсутствии задолженности резидента по платежам в бюджет и об отсутствии нарушений налогового законодательства;
• справка из уполномоченных банков в РФ, в которых у резидента открыты валютные счета, об отсутствии задолженности по поступлению валютной выручки, об имевших место нарушениях валютного законодательства, а также о достаточности средств на счете для осуществления перевода (для операций, предусматривающих перевод средств);
• справка из Госкомимущества России, его территориальных управлений и/или других уполномоченных государственных органов при распоряжении объектами, находящимися в федеральной собственности (в случае, если распоряжение этими объектами должно осуществляться по решению указанных органов и/или с их согласия);
• баланс резидента за последний отчетный год с приложением аудиторских заключений (если аудиторские проверки имели место);
• баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявкой в Банк России (заверенный подписями руководителя, главного бухгалтера и удостоверенный печатью резидента);
• отчет о финансовых результатах резидента (прибыли/ убытках) за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявкой в Банк России (заверенный налоговой инспекцией);
• справка из соответствующего государственного органа по статистике о присвоении кодов резиденту. Кроме того, в случае необходимости, по усмотрению ЦБ РФ могут быть запрошены иные дополнительные документы.
Покупка и продажа иностранной валюты осуществляется только через уполномоченные банки в порядке, установленном ЦБ РФ. Сделки купли-продажи иностранной валюты осуществляются непосредственно между уполномоченными банками и через валютные биржи, функционирующие на условиях, установленных ЦБ РФ.
Права резидентов
Резиденты осуществляют текущие валютные операции без какихлибо ограничений. В то же время валютные операции, связанные с движением капитала, подлежат жесткому контролю и детальной регламентации со стороны уполномоченных государственных органов. Ведущая роль среди них принадлежит Центральному банку РФ. Так, письмом ЦБ РФ от 28 апреля 1993 года №35 были утверждены «Основные принципы предоставления разрешения российским юридическим лицамрезидентам на участие в капитале банков и иных кредитнофинансовых учреждений за границей». Главный тезис документа сводился к тому, что вывоз капитала для долевого участия в капитале иностранного банка должен быть разрешаем в тех случаях, когда это обеспечивает российскому инвестору контроль за деятельностью иностранной кредитной организации (банка).
Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем рынке и продавать ее, причем общий порядок этих операций определен законом и осуществляются они через уполномоченные банки. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в таких банках, а также счета в иностранной валюте в банках за пределами России. Общие условия открытия подобных счетов определяются Центральным банком.
Права нерезидентов
Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию; продавать и покупать иностранную валюту за валюту России в порядке, установленном ЦБ РФ, а также перевозить, вывозить и пересылать из России валютные ценности, если они были ранее переведены, ввезены или пересланы в Россию или приобретены в России на точном основании закона и в порядке установленном ЦБ РФ. Необходимым условием осуществления вышеназванных операций является соблюдение норм таможенного законодательства. Реализуя и развивая положения Закона от 9 октября 1992 г., ЦБ РФ издает нормативные акты, которыми регулируется проведение тех или иных конкретных валютных операций. Так, Приказом Центрального банка России от 24 апреля 1996 года №0294 было утверждено «Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций». Этот документ был частично пересмотрен в следующем году, и согласно
Приказу Центрального банка России от 27 августа 1997 года №02371 он действует в новой редакции. Тогда же тем же приказом был утвержден и другой нормативный акт «Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов».
Первый из вышеназванных документов устанавливает порядок проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами отдельных видов валютных операций без разрешения Банка России. Положение содержит перечень девяти видов валютных операций, не требующих специального разрешения со стороны ЦБ РФ. Среди них: переводы иностранной валюты федеральными органами исполнительной власти с их валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации в оплату вступительных и членских взносов в пользу международных организаций; аналогичные переводы резидентов; переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов и страховых премий страховщикамнерезидентам; переводы резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты в оплату за обучение и лечение физических лиц; переводы резидентами пенсий, алиментов, пособий, компенсаций, наследственных сумм, сумм, выплачиваемых на основании приговоров и решений судов и сумм по возмещению судебных, арбитражных и нотариальных расходов. Аналогичные переводы нерезидентов в пользу резидентов в Российскую Федерацию также не требуют специального разрешения ЦБ РФ. В этом же документе определен порядок осуществления расчетов по предусмотренным им валютным операциям. Содержание данного нормативного акта свидетельствует о его гуманитарной направленности.
Второй из вышеназванных документов «Порядок осуществления переводов иностранной валюты из РФ и в РФ без открытия текущих счетов» затрагивает интересы физических лиц, как резидентов, так и нерезидентов. Этот акт точно регламентирует порядок и условия подобных валютных операций. В частности, им вводится важное валютное ограничение определен точный перечень ситуаций, которые являются основаниями для вывоза иностранной валюты из Российской Федерации нерезидентами. Таких оснований пять: перевод нерезидентом иностранной валюты в РФ; снятие нерезидентом наличной иностранной валюты со своего текущего счета, открытого в уполномоченном банке; покупка наличной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в порядке, установленном ЦБ РФ; ввоз наличной иностранной валюты с соблюдением таможенных правил; получение иностранной валюты от продажи платежных документов в иностранной валюте уполномоченному банку.