§1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

| Правовой портал "Правопорядок" | §1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ |
§1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Валютный рынок (от итал. valuta цена, стоимость) является специфической сферой экономических отношений, которая представляет собой осуществление физическими и юридическими лицами операций по куплепродаже национальной и иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и валютных ценностей, а также операций по инвестированию валютного капитала.
Ведение валютных операций подлежит правовому регулированию, которое осуществляется в России на базе федерального законодательства. Вероятно, правомерно определение специального понятия валютное законодательство. Под валютным законодательством подразумевается система правовых норм, регулирующих правоотношения, возникающие по поводу валютных операций и сделок с иностранной валютой, валютными ценностями внутри страны между юридическими и физическими лицами, а также по поводу перевода, пересылки, вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию иностранной валюты и валютных ценностей.
Существуют три режима использования валюты . Первый режим государственной валютной монополии, в котором функционирует необратимая, неконвертируемая национальная валюта. Такой режим функционировал в Союзе ССР и других социалистических странах. Так, в СССР монополия на совершение операций с иностранной валютой принадлежала Государственному банку СССР и Банку для внешней торговли СССР (Внешторгбанку), а также некоторым специальным ведомствам. Курс иностранных валют устанавливался Госбанком СССР произвольно, без какоголибо учета реальных экономических факторов. Так, например, в 1973 году курс доллара США составлял 75 копеек за 1 доллар, что, конечно, не соответствовало реальным финансово-экономическим характеристикам данных валют .

Второй режим определяется отсутствием каких бы то ни было валютных ограничений со стороны государства. Валютные ограничения представляют собой правовые нормы, ориентированные на искусственное поддержание курса национальной валюты. Ограничения эти сводятся к регламентации и ограничению переводов и платежей за границу, вывоза капитала, поощрению репатриации (возвращения) прибылей, ценных бумаг, драгоценных металлов и денежных знаков. Еще один вид валютных ограничений запрет свободной купли-продажи иностранной валюты. Применяется и определенная в законодательном порядке обязательная сдача иностранной валюты государству по официальному курсу. Все перечисленные правила и мероприятия не используются в странах, где функционируют свободноконвертируемые валюты, которые подлежат обмену без какихлибо специальных разрешений государства на любые другие валюты по рыночному курсу. Конвертируемость валюты достигается, с одной стороны, благодаря отсутствию ограничений, с прямой санкции государства на действие валюты в подобном режиме, а с другой стороны благодаря реальному рыночному спросу на данную валюту. Валюты практически всех экономически высокоразвитых государств свободноконвертируемые (доллар США, денежные единицы странчленов Европейского Союза, Японии, Канады, Израиля и т.д.).
Третий режим использования валюты функционирует в современной России, а также во многих других, в том числе и в так называемых развивающихся странах. Он характеризуется общим государственным валютным регулированием и применением некоторых валютных ограничений, необходимых для поддержания курса национальной денежной единицы и интересов национальной экономики в целом. Особенностью такого режима является частичная обратимость валюты. Ограничения распространяются при этом, в первую очередь, на соответствующую деятельность нерезидентов. В Российской Федерации такой режим установлен Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который является важнейшим элементом правового регулирования валютных операций, вообще всех правоотношений, возникающих по поводу валюты. Закон содержит ряд фундаментальных определений теоретического и практического порядка. Кроме того, важные нормы валютного регулирования входят в состав нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 г.
Государственная Дума приняла 21 ноября 2003 года и Совет Федерации одобрил Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу с 18 июня 2004 года. Многие фундаментальные понятия, связанные с валютным регулированием, претерпели существенные изменения в связи с принятием данного акта.
Избрание означенного выше типа валютного режима в Российской Федерации обусловлено глобальными экономическими причинами, слабостью российской экономики и финансовой системы. Валютный режим, действующий в России, определяет принципиальные особенности осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц относительно владения, пользования и распоряжения валютными средствами, ответственность за нарушение валютного законодательства.
В условиях действия валютной монополии, когда существовал абсолютный запрет на осуществление валютных операций кемлибо кроме Государственного банка СССР, Внешторгбанка СССР и некоторых органов государственной власти: Министерства иностранных дел, Комитета государственной безопасности и т.д., законодательная база валютного регулирования была фактически ограничена статьями Уголовного кодекса РСФСР и уголовных кодификаций прочих союзных республик. УК РСФСР предусматривал уголовную ответственность на нарушение правил о валютных операциях и спекуляцию валютными ценностями.
Нарушение правил о валютных операциях и так называемая спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами представляли собой, в соответствии с 88 ст. Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., уголовные преступления, подлежали наказанию в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без оной, но при этом с обязательной конфискацией ценностей и ценных бумаг. Кроме того, названное наказание могло по усмотрению суда сопровождаться ссылкой на срок от двух до пяти лет. Спекуляция валютными ценностями в виде промысла или в крупных размерах, а также нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее осужденным за аналогичное преступление, подлежало наказанию в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казни .
В 1986-87 годах советские предприятия получили право устанавливать прямые экономические контакты с предприятиями стран, входивших в состав Совета Экономической Взаимопомощи. Валютные средства, приобретенные в результате хозяйственной деятельности, не изымались, не подлежали обязательной продаже государству, но оставались на валютных счетах предприятий. Некоторые незначительные обязательные отчисления осуществлялись в пользу отраслевых министерств. В 1989 году были разработаны республиканские нормативы отчислений от валютных поступлений предприятий в пользу государства. Децентрализованный порядок распоряжения валютными средствами, получаемыми в результате экспортноимпортных операций, который был установлен в 1989 году, означал, что данная функция была сосредоточена в министерствах и ведомствах. Этот порядок означал ущемление общегосударственных интересов и создавал широкие возможности для злоупотреблений и коррупции.
Принятый 1 марта 1991 года Закон СССР «О валютном регулировании» определял общие принципы правового регулирования валютных операций, полномочия и функции органов государственной власти в этой сфере. Закон в целом отвечал современным требованиям. И закон, и вышеназванные Основные положения от 24 мая 1991 г. продолжали действовать после распада СССР, вплоть до принятия соответствующего закона Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 30 декабря 1991 года, вводился специальный коммерческий курс рубля, который еженедельно публиковался в официальной печати. Этим актом была введена также обязательная продажа по рыночному курсу рубля 10 процентов валютной выручки всех предприятий Центральному банку России, который за счет этих поступлений должен был осуществлять мероприятия по поддержанию рыночного курса российской национальной валюты. Действовало два курса рубля одновременно: коммерческий и рыночный. Специальный коммерческий курс составлял первоначально 55 рублей за 1 доллар США, а рыночный 100 рублей за 1 доллар США. Наличие двух курсов одного принудительного, другого рыночного было противоестественно и не могло продолжаться долго.
С 1 июня 1992 года был введен единый валютный курс рубля, который с этого момента постоянно падал, что объяснялось падением производства и общим кризисом экономики. Однако усилия Правительства и Центрального банка России, конкретные меры валютного регулирования предотвратили неконтролируемое, «свободное» падение курса национальной валюты.
Важнейшим из таких мероприятий было принятие Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. Данный закон был важнейший нормативно-правовым актом, регулировавшим валютные правоотношения. Закон устанавливал принципы проведения операций как с национальной, так и с иностранной валютой на территории страны, разграничивал полномочия государственных органов в этой сфере, определял их функции в валютном регулировании и валютном контроле. Закон 2004 года продолжил данную тенденцию правового регулирования.
Действующий Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет основные понятия данной сферы правового регулирования.
Согласно статье 1 названного закона, валютой Российской Федерации являются:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
В Законе от 9 октября 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие «валюта Российской Федерации» включало еще одно определение: «средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между Правительством РФ и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства» .
Очевидно, что вышеприведенная формулировка имела конкретный политический, экономический и юридический смысл в тех условиях, когда Российская Федерация предпринимала попытки сохранить так называемое рублевое пространство на территориях государств, прежде входивших в состав Союза ССР. После отказа от реализации этой тенденции и введения названными суверенными государствами самостоятельных национальных валют данное положение утратило всякое значение. Согласно формулировке Закона 2004 года, равно как и формулировке предыдущего акта 1992 года, в качестве национальной валюты выступают не реальные деньги, обладающие собственной стоимостью, а их функциональные формы: банкноты, монеты, записи на счетах.
В анализируемом законодательном акте содержится точное определение понятия «иностранная валюта» (ст. 1, п. 3). Согласно этому определению, иностранной валютой являются:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и банковские вклады в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах .
Последняя формулировка требует некоторого исторического пояснения.
Под международной расчетной единицей в законе 1992 года подразумевалась условная, искусственная единица, представлявшая собой условный масштаб, применяемый для сопоставления, соизмерения международных долговых обязательств и платежей. Подобные единицы функционировали в международных валютных отношениях в 1980е 1990е годы XX века.
Функционировали два вида международных платежных средств: Специальные права заимствования (Special Drawing Rights) и Европейская валютная единица (European Currency Unit ECU).
Специальные права заимствования (СДР) в Международном Валютном Фонде представляли собой эмитируемые Международным Валютным Фондом (МВФ) международные резервные и платежные средства, использовавшиеся для регулирования сальдо платежных балансов, для расчетов с МВФ и для соизмерения стоимости национальных валют. Курс СДР с 1 января 1981 года определялся на основе средневзвешенного курса пяти валют (доллара США, британского фунта, марки ФРГ, японской йены и французского франка). СДР используется только для безналичных межправительственных расчетов странучастниц МВФ и функционирует в виде записей на специальных счетах.
Европейская валютная единица (ЭКЮ) функционировала как региональная международная валютная единица, которая использовалась странамиучастницами Европейской валютной системы (ЕВС). В отличие от СДР, которые вовсе не имели реального обеспечения, ЭКЮ обеспечивала наполовину золотом и долларами за счет объединения 20% резервов странучастниц ЕВС, а наполовину национальными валютами.
Курс ЭКЮ рассчитывался на базе комплекса курсов национальных валют стран участниц ЕВС, английского фунта и греческой драхмы, с учетом их удельного веса в совокупном валовом национальном продукте. Выпуск ЭКЮ осуществлялся в виде записей на счетах .
В последнее десятилетие XX века в Европе интенсивно развивались экономические и социальные интеграционные процессы, что предопределило необходимость и возможность создание единой общеевропейской валюты. Сценарий перехода к единой валюте был определен в ходе Заседания Европейского Совета в Мадриде 1516 декабря 1995 года.
Единая для большинства стран Европейского Союза валюта было провозглашена на совещании глав государств ЕС в Дублине в декабре 1996 года. Установлены необходимые экономические критерии, соблюдение которых требуется для присоединения стран к Единой европейской валюте:
1. Бюджетный дефицит страны не должен превышать 3% ВВП. В случае нарушения данного условия к государству, нарушившему этот норматив, применяются экономические санкции.
2. Кроме того, размер государственного долга не должен превышать 60% ВВП или должен иметь устойчивое приближение к этому показателю.
3. Инфляция должна составлять не более чем 1,5 процентного пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами.
4. Необходимо также участие страны в Европейской Валютной системе без выходов курсов национальной валюты за рамки разрешаемых курсовых колебаний в течение последних двух лет.
В соответствии с вышеописанными критериями, Регламентом Совета ЕС №974/98 3 мая 1998 года государствами, осуществляющими введение евро, были признаны: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.
Переход к евро осуществлялся поэтапно.
Первый этап: с 1 января 1999 года была осуществлена твердая фиксация курсов валют стран зоны евро к данной валюте для всех видов предстоящих расчетов; начато параллельное использование евро и соответствующих национальных валют во взаимных безналичных расчетах; начаты осуществление единой кредитноденежной валютной политики Европейского Союза и деятельность его наднациональных банковских установлений.
Второй этап: с 1 января 2000 года Европейский Центральный Банк и центральные банки странучастников соглашения о единой европейской валюте ввели в обращение банкноты, номинированные в евро. Банкноты имеют номинал от пяти до пятисот евро. Разменные монеты эмитированы достоинством от 1 цента до 2 евро.
Третий этап: с 1 июля 2002 года выведены из обращения национальные валюты и осуществлен переход финансов странучастников на евро .
В качестве основных существенных понятий валютного регулирования Закон 2004 года ввел понятия «внутренние ценные бумаги» и «внешние ценные бумаги». К первой категории, согласно данному акту, относятся:
• эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
• иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
Соответственно, внешние ценные бумаги представляют собой ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся, согласно данному акту, к внутренним ценным бумагам.
Более общим понятием, чем «иностранная валюта», является понятие «валютные ценности». Формулировка его была зафиксирована Законом 9 октября 1992 г. Согласно ст. 4 этого акта, к валютным ценностям были отнесены:
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги в иностранной валюте платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г) природные драгоценные камни алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
При этом было специально оговорено: «порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливается Правительством Российской Федерации» .
Действующий Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определил, что валютными ценностями являются: иностранная валюта и внешние ценные бумаги, исключив из числа валютных ценностей драгоценные металлы и природные драгоценные камни.
Все действующие на валютном рынке субъекты (и физические и юридические лица) дифференцированы в российском законодательстве на две категории, причем критерием такого разделения является связь субъектов с национальной экономикой, с народным хозяйством страны. Этот общепринятый критерий давно утвердился в законодательстве иностранных государств. Разделение реализуется благодаря введению понятий «резидент» и «нерезидент».
Законом 1992 года к субъектам, имеющим статус резидентов, были отнесены: физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации; дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами; находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов.
Закон 2004 года содержит существенно отличающуюся от вышеприведенной формулировку. Согласно данному акту резидентами Российской Федерации являются:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Важно отметить, что в качестве сущностной характеристики физических лиц резидентов Закон определяет гражданство Российской Федерации, чего раньше не было. На наш взгляд, недостатком закона является отсутствие точного конкретного указания тех временных параметров проживания на территории Российской Федерации, на основании которых лицо признается резидентом России; отсутствие точного конкретного указания временных параметров постоянного проживания в иностранном государстве, на основании которых лицо не признается резидентом России.
В качестве нерезидентов Закон 1992 года определял следующие категории физических и юридических лиц. «Нерезидентами являются: физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; организации и предприятия, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов» (ст. 1, п. 5).
Формулировка Закона 2004 года относит к числу нерезидентов в частности:
а) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
б) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
г) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
д) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.
Из вышеприведенного текста видно, что юридическими основаниями отнесения субъектов к категориям «резидент», «нерезидент» являются, во-первых, создание юридических лиц в соответствии с законодательством России или иностранного государства, а во-вторых: для физических лиц место проживания, для юридических лиц местонахождение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что принципиальная трактовка исходных позиций, определяющих понятия «резидент» и «нерезидент», не изменилась с принятием Закона 2004 года, однако многие его формулировки представляются более конкретными, чем в предыдущем акте; в частности, осуществлена формальная корреляция содержания 6го и 7го пунктов статьи 1 закона.
Резиденты и нерезиденты наделены различными правами и обязанностями, по разному осуществляется и валютный контроль совершаемых ими валютных операций. При этом важнейшим положением российского законодательства представляется то, что валютные ценности в России могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов, причем право собственности на валютные ценности «защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности».