§5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

| Правовой портал "Правопорядок" | §5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА |
§5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

Безналичный денежный оборот представляет собой движение денег в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Реализуется безналичный денежный оборот посредством безналичных расчетов, которые, в свою очередь, осуществляются через кредитные учреждения с помощью векселей, чеков, кредитных карточек и других платежных документов. Правовую базу безналичных расчетов составляют Гражданский кодекс РФ и законодательные акты, регулирующие обращение векселей в России.
Расчеты в безналичной форме осуществляются, как правило, перечислением средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации (банке). Законодательство допускает осуществление безналичных расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетами по инкассо, а также в иных формах, установленных законом, в соответствии с банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ГК, ст. 862).
Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение представляет собой поручение плательщика банку произвести перевод означенной в этом документе суммы на банковский счет указанного лица за счет средств, находящихся на счете плательщика. Таким образом, платежное поручение является банковским переводом.

Законодательством установлено, что срок всех безналичных расчетов, в том числе и банковского перевода, не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах всей страны. Платежное поручение и представляемые вместе с ним расчетные документы должны по оформлению соответствовать требованиям закона. Платежные поручения должны быть приняты кредитной организацией в день их предъявления, причем независимо от наличия средств на счете плательщика. При этом принятие поручения не означает безусловного его исполнения. Если средств на счете плательщика нет вовсе или их недостаточно для осуществления выплаты по платежному поручению, то данное платежное поручение не исполняется и помещается в специальную банковскую картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок» на очередь, причем в установленном порядке начисляются пени за просрочку платежа. Платежное поручение подлежит оплате по появлении необходимых средств на счете либо в порядке, установленном статьей 25 Гражданского кодекса Российской Федерации «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя». Платежные поручения составляются на специальных бланках. В том случае если платежное поручение не соответствует установленным требованиям, банк имеет право уточнить содержание поручения и если не получит ответа, может без исполнения возвратить его плательщику. Поручение исполняется банком безусловно (при наличии средств на счете плательщика), если иное не определено договором между плательщиком и банком.
Расчеты по аккредитиву
При осуществлении расчетов по аккредитиву (от лат. accreditivus доверительный) банк по поручению плательщика, открывшего аккредитив, обязан произвести платежи либо учесть, оплатить или акцептовать переводной вексель. Такой банк именуется банкомэмитентом, он действует от своего имени и за счет плательщика. Законом предусмотрено два вида аккредитивов отзывные и безотзывные. Отзывные аккредитивы могут быть отменены или изменены банкомэмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Это не создает никаких обязательств для банкаэмитента по отношению к получателю средств. Все аккредитивы, не имеющие специального указания в их тексте о том, что они являются безотзывными, признаются отзывными. Безотзывным считается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств (ГК, ст. 869). Ответственность за нарушение условий аккредитива перед плательщиком несет банкэмитент, а перед ним исполняющий банк. Основания закрытия аккредитива точно определены 873 статьей Гражданского кодекса. Аккредитив закрывается по истечении его срока, по заявлению получателя средств об отказе от использования аккредитива, если такая возможность предусмотрена условиями данного конкретного аккредитива, по требованию плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива.
Расчеты по инкассо
Осуществляя расчеты по инкассо (от итал. incassare класть в ящик), банкэмитент обязан по поручению клиента осуществлять за его счет действия по получению платежа и (или) согласия либо гарантии оплаты (акцепта платежа). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по вине банкаэмитента на последний возлагается гражданско-правовая ответственность на основании положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за неисполнение обязательств (ст. 874).
Расчеты чеками
Чек представляет собой ценную бумагу, которая содержит безусловное распоряжение чекодателя банку произвести платеж чекодателю. По закону чеком считается документ, содержащий точно определенные реквизиты: наименование «чек», поручение плательщику выплатить конкретную сумму, его наименование, номер счета, с которого должен быть осуществлен платеж, указание даты и места составления чека, подпись чекодателя.
Чеки подлежат оплате за счет средств чекодателя и при условии предъявления к оплате в срок, определенный законом. Предусмотрена возможность передачи прав по чеку, причем для этого достаточно, как и при передаче прав, удостоверенных любой ценной бумагой на предъявителя, вручения чека другому лицу, которое и становится чекодателем (ГК, ст. 874). ГК регламентирует также порядок оплаты чека, его инкассирование, определяет последствия неоплаты чека (ст.ст. 879885).
Расчеты векселем
Вексель это ценная бумага, в которой содержится безусловное, абстрактное и строго формальное обязательство или предложение уплатить определенную денежную сумму векселедержателю.
Приемлемо и другое определение: вексель представляет собой письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты означенной им денежной суммы.
Вексель был введен в Западной Европе в XII веке как инструмент международных расчетов, а позднее стал использоваться и во внутренней торговле1. Начиная с XVII столетия вексель приобрел свойство обращаемости, что означает возможность передачи векселя первым векселедержателем другому лицу с соответствующей передаточной надписью индоссаментом (от латинского in на + dorsum спина. Такое название связано с тем, что надпись делалась на обратной стороне («спине»)), или жиро (от итальянского giro оборот).
Впервые в российском законодательстве простые векселя под наименованием крепостей упоминаются в Соборном уложении 1649 года. Указом Петра I 1693 года вексель утверждался в качестве инструмента, предназначенного обслуживать торговые сделки. В реальной коммерческой практике, впрочем, векселя при Петре I не играли большой роли. В первую очередь получили распространение векселя государственных учреждений, которые использовались для перемещения денег из одного казначейства в другое, т.е. для более быстрого оборота казенных средств. Векселя купеческие использовались, прежде всего, для обслуживания внешнеторговых операций.
В связи с этим в 20х годах XVIII века была начата подготовка проекта Вексельного устава. Первоначальный вариант устава был написан на английском языке, что, очевидно, было связано с тем, что при разработке этого документа широко использовался иностранный опыт и осуществлялись заимствования из западноевропейского законодательства. Английский текст был переведен на немецкий язык, а затем только сделан русский перевод. Разработка устава осуществлялась в Коммерцколлегии, которую возглавлял граф А.И. Остерман. Официальное издание устава было осуществлено на двух языках
гСм.: Брегель Э.Я. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. С. 140.
немецком и русском, причем русский текст изобиловал ошибками и невразумительными непонятными фразами . Так или иначе, Вексельный устав был принят, причем в манифесте императора Петра II, определявшем вступление этого акта в силу, было указано, что он создан «для пользы и лучшего распорядка в купечестве и для удержания от излишних расходов и опасностей» и «ради того, чтобы в Европейских областях вымышленного вместо перевода денег из города в город, а особенно из одного владения в другое, деньги переводить через письма, названные вексельными, которые от одного к другому даются, или посылаются, и так действительны есть, что почитаются не иначе заемного письма, и приемлются так, как наличные деньги» .
Вексельный устав 1729 года был неудачно сконструирован и ввиду этого неудопо нимаем. Существенные положения и примечания не были выделены в особый раздел, но помещены были бессистемно, между образцами форм векселей. Устав состоял из трех частей: 1. «О настоящих купеческих векселях»; 2. «О векселях на государственные учреждения» и 3. «О вексельных формах». Правила составления простых и переводных векселей, условия их обращения и методы взыскания по векселям были описаны в первой части устава, содержавшей 39 статей. Несмотря на существенные недостатки и некоторую запутанность содержания, устав отвечал европейским нормам вексельного права и более или менее успешно применялся без существенных изменений вплоть до 1832 года. Впрочем, за это время было издано несколько десятков указов, затрагивавших второстепенные детали вексельного права .
В 1800 году для дворян и чиновников были введены в обращение особые заемные письма, которые отличались от векселей тем, что при их составлении и дальнейшем движении заемщику необходимо было лично являться для признания долговых обязательств. Мера эта была призвана обеспечить надежность исполнения данных документов, фиксировавших обязательства.
Новый Вексельный устав был принят 25 июня 1832 г., он также в основном содержал положения об обращении переводных векселей. Третий по счету закон Устав о векселях был 27 мая 1902 г. Для своего времени это был совершенный нормативно-правовой акт, высоко оцененный отечественными и западноевропейскими специалистами.
После прихода к власти большевиков, декретом Совета Народных Комисаров 23 декабря 1917 года. «О прекращении платежей по купонам и дивидендам» было, в частности определено: «Все сделки с ценными бумагами воспрещаются. За нарушение настоящего декрета виновные подлежат преданию суду и конфискации всего их имущества» . Фактически это означало прекращение вексельного обращения.
Использование векселей возобновилось с переходом к новой экономической политике и возобновлением товарно-денежных отношений. На основе Устава 1902 г. было раз работано«Положение о векселях», утвержденное Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 20 марта 1922 г. Вновь обращение векселей было прекращено в ходе денежно-кредитной реформы 19291930 гг. Однако векселя продолжали функционировать во внешнеторговом обороте. В связи с этим СССР присоединился к Женевской вексельной конвенции 1930 г.
Женевскую систему образуют страны, унифицировавшие свое вексельное законодательство на основе вексельной Конвенции, приняв Единообразный вексельный закон (Австралия, Бразилия, Греция, Италия, Франция, Швеция, Япония и др.), а также страны, использовавшие его в национальном вексельном законодательстве в качестве примерного закона (Аргентина, Болгария, Гаити, Ирак, Конго, Заир, Ливан, Перу, Румыния, Сирия, Турция, Эфиопия, Южная Корея и др.). Присоединение СССР к Конвенции состоялось 25 ноября 1936 года. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. было утверждено «Положение о переводном и простом векселе», которое являлось дословным переводом Единообразного закона о переводном и простом векселях и применялось только в работе с иностранными партнерами.
Обращение векселей в России возобновляется в 90х годах. Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1990 г. было утверждено «Положение о ценных бумагах», в котором установлено понятие «вексель» и определены виды векселей. Вексельное обращение внутри страны было легализовано. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. «О применении векселя в хозяйственном обороте» на территории России было распространено действие «Положения о переводном и простом векселе» от 7 августа 1937 г. Письмом Центрального банка РСФСР «О банковских операциях с векселями» от 9 сентября 1991 г. были утверждены «Рекомендации по использованию векселей в хозяйственном обороте». Особенность ситуации заключалась в том, что для реального обращения векселей не было юридических препятствий, но не было еще и серьезных экономических предпосылок, не было потребности в их использовании. Начиная с 1992 г. положение изменилось. Преобразование условий хозяйствования и либерализация цен породили проблему неплатежей, а это определило потребность в вексельном обращении.
Гражданский кодекс, а также Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 20 марта 1996 г. сыграли большую роль в ликвидации пробелов и недостатков вексельного законодательства. В первую очередь, это касалось проблем правового регулирования исполнения по ценным бумагам.
Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 27 февраля 1997 г. подтвердил действие на территории Российской Федерации «Положения о простом и переводном векселе» 1937 года. В то же время этот закон разрешил важные юридические вопросы вексельного обращения: были лишены права обязываться векселями Российская Федерация, ее субъекты, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, а также установлен запрет на выпуск этих ценных бумаг в бездокументарной форме .
«Положение о простом и переводном векселе» 1937 г. до сих пор фактически является главным источником российского вексельного права, т.к. действующий закон по существу представляет собой перевод той же Женевской концепции 1930 г.
Акт содержит два раздела: первый «О переводном векселе» состоит из 74 статей, второй «О простом векселе» из 4 статей. Такая диспропорция объясняется сложностью функционирования переводного векселя. Положением определены обязательные реквизиты двух видов векселей. Простой и переводной векселя должны содержать: наименование «вексель», включенное в сам текст; простое и ничем не обусловленное обещание уплатить (простой вексель) или такое же предложение уплатить (переводной вексель); указание срока платежа; наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен; указание даты и места составления; подпись того, кто выдает вексель (векселедателя). Кроме того, в переводном векселе должно быть указано «наименование того, кто должен платить (плательщика)», что, собственно, составляет сущность этого вида ценной бумаги.
Положение о переводном и простом векселе содержит нормы, отражающие основные характеристики векселя: безусловность, абстрактность, формальность. Безусловность означает, что обещание или приказ уплатить денежную сумму не могут быть связаны, обусловлены какими бы то ни было обстоятельствами. Абстрактность сводится к тому, что вексель действителен независимо от того, существует ли реально основание, породившее вексельное обязательство. Формальность означает, что вексельное обязательство должно быть облечено в форму письменного документа, содержащего все обязательные реквизиты. Закон от 11 марта 1997 г. дополнил соответствующие позиции «Положения о переводном и простом векселе», установив, что вексель обязательно должен быть составлен только на бумажном носителе.
Конкретные нормы Положения регулируют сроки платежа, вексельное поручительство, иски в случае неакцепта или неплатежа, платеж в порядке посредничества, изменения в тексте переводного векселя.
Контрольные вопросы
1. Перечислите элементы денежной системы, установленной в законодательном порядке.
2. К ведению каких органов власти Конституцией РФ отнесено право денежной эмиссии?
3. Охарактеризуйте основные этапы процесса преобразования в сфере денежного обращения за период с 19921998 гг.
4. Дайте сравнительную характеристику таких понятий, как «денежная реформа» и «деноминация».
5. Охарактеризуйте нормы уголовного права, определяющие состав преступлений, связанных с денежными обращениями.
6. Охарактеризуйте фискальный характер денежной реформы 1998 г.
7. Назовите основные акты и реальные результаты деноминации 1998 г.
8. Охарактеризуйте такую особенность векселя, как безусловность.
9. Определите понятие «формальность векселя».
10. Перечислите обязательные реквизиты простых и переводных векселей, предусмотренные Федеральным законом «О переводном и простом векселе» 27.02.1997 г.
Тест
1. Что общего между деноминациями в 1922 г. и 1998 г.?
а) соотношение обмениваемых денежных знаков;
б) параллельное обращение старых и новых знаков;
в) сроки проведения операции.
2. Являлись ли законным платежным средством монеты СССР и Банка России образцов 19611996 гг. в течение 1998 г.?
а) не являлись;
б) являлись только монеты Банка России;
в) являлись все названные монеты.
4. Какой орган прогнозирует и планирует производство наличных денег?
а) Центральный банк России;
б) Министерство финансов РФ;
в) Государственная Дума в законодательном порядке.
5. Что является безусловными обязательствами Банка России, обеспеченными его активами?
а) банкноты Банка России;
б) государственные ценные бумаги, выраженные в валюте России, и банкноты Банка России;
в) банкноты и монета Банка России.
6. Каков был срок изъятия банкнот и монеты Банка России при обмене на денежные знаки образца 1997 г.?
а) один год;
б) не менее одного года и не более пяти лет;
в) срок зависит от решения Правительства РФ.
7. Чем обеспечиваются банкноты Банка России?
а) всем достоянием государства;
б) золотом и другими драгоценными металлами;
в) всеми активами Банка России.
8. Какой орган принимает решение об утверждении номиналов и образцов новых денежных знаков?
а) Государственная Дума;
б) Правительство России по представлению Министерства финансов;
в) Совет директоров Банка России, уведомив об этом Правительство РФ.
9. Кто организует производство банкнот и монет в Российской Федерации?
а) Министерство финансов РФ;
б) Центральный банк РФ;
в) специальные предприятия Главного управления производством государственных знаков Минфина РФ и монетные дворы.
10. Кто устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций?
а) Министерство внутренних дел РФ;
б) Центральный банк РФ;
в) Министерство финансов РФ.


ВПЕРЕД