§3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

| Правовой портал "Правопорядок" | §3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
§3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с законом банковскую систему образуют: Банк России, российские кредитные организации, их филиалы и, кроме того, представительства иностранных банков . Законодательство содержит точные юридические определения и характеристики каждого из элементов данной системы, которая имеет двухуровневую структуру. Первый уровень Банк России, второй все прочие кредитные организации.
3.1. Первый уровень банковской системы РФ
Банк России
Уставный капитал и иное имущество Центрального банка Российской Федерации (Банка России) является федеральной государственной собственностью. Согласно ст. 75 Конституции РФ, основная функция банка, «которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти», защита и обеспечение устойчивости рубля. Кроме того, в глобальные задачи Банка входит развитие и укрепление банковской системы страны и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральным законодательством, Банк России независим в своей деятельности. Никакие органы власти не имеют права вторгаться в его компетенцию, определенную нормами законодательства. В случае такого вмешательства Банк информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Кроме того, он имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов органов власти всей уровней.

Взаимоотношения Банка России и органов государственной власти
Банк России участвует в разработке экономической политики страны, осуществляемой Правительством РФ. Банк России и Правительство РФ взаимно информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, Банк также консультирует Министерство финансов по вопросам выкупа государственных ценных бумаг и погашения государственного долга. В Банке России хранятся средства Федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, если иное не определено федеральным законодательством, он осуществляет операции с Федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации без взимания комиссионного вознаграждения. На такой же основе осуществляются операции с золотовалютными резервами государства.
Банк России издает нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции. Эти подзаконные нормативные акты обязательны для органов государственной власти всех уровней, для органов местного самоуправления, для юридических и физических лиц. Акты Банка, затрагивающие права, свободы, обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции.
Организация и органы управления Банком России
Высший орган управления Банка, в соответствии с законом 10 июля 2002 года, Национальный банковский совет. До вступления закона в силу высшим органом управления Банка России являлся Совет директоров, причем состав его формировала Государственная Дума.
Национальный банковский совет представляет собой коллегиальный орган Банка России, определяющий реальную деятельность Банка. В его состав входят 12 членов, из которых двое направляются Советом Федерации, из числа членов этой палаты Федерального Собрания, трое Государственной Думой из числа ее депутатов, трое Президентом Российской Федерации, трое из состава Правительства Российской Федерации, в состав Национального банковского совета также входит Председатель Банка России.
Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают на постоянной основе в банке и не получают за свое участие в деятельности Совета никакого вознаграждения. Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется теми органами власти, которые направили их в его состав. Важно отметить, что Председатель Национального банковского Совета избирается большинством голосов от общего числа членов данного Совета, а решение его принимаются посредством голосования большинством от числа присутствующих членов, при необходимом кворуме в семь человек. При равенстве числа голосов, поданных «за» и «против» конкретного решения, голос председательствующего на заседании Национального банковского совета является решающим. Заседает Совет не реже одного раза в квартал, заседания назначаются Председателем Национального банковского совета либо, в его отсутствие, его заместителем. Заседание может быть назначено также по требованию Председателя Банка России или по требованию не менее трех членов Национального банковского совета.
В компетенцию Национального банковского совета входит:
1. рассмотрение годового отчета Банка России;
2. утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:
общего объема расходов на содержание служащих Банка России;
общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
общего объема капитальных вложений;
общего объема прочих административнохозяйственных расходов;
3. утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальный вложений, а также утверждение прочих дополнительных административнохозяйственных расходов;
4. рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;
5. рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно кредитной политики;
6. решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;
7. назначение Главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
8. ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:
о реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
о банковском регулировании и банковском надзоре;
о реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
об организации системы расчетов в Российской Федерации;
об исполнении сметы расходов Банка России;
о подготовке проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
9. определение аудиторской организации аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
10. утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
11. внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
12. утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования прови зий Банка России и порядка распределение прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;
13. утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административнохозяйственные нужды.
Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года простым большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Кандидатуру Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего председателя. В случае если предложенная Президентом кандидатура отклонена Государственной Думой, Президент в течение двух недель обязан предложить новую кандидатуру, причем одна и та же кандидатура не может быть предложена Президентом более двух раз. Председатель Банка России может быть смещен со своего поста только в нескольких случаях, конкретно зафиксированных в 14 статье Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», а именно: при истечении срока полномочий; при невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; при подаче Председателем лично заявления об отставке; при совершении им уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; при нарушении федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Одно и то же лицо не может занимать пост Председателя Банка России более чем три срока подряд, т.е. более 12 лет.
Совет Директоров и после создания Национального банковского совета сохранил свою компетенцию.
В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка и 12 членов Совета, назначаемых Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Председателя Банка. До истечения сроков полномочий члены Совета директоров могут быть отстранены от должности Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
Совет директоров проводит свои заседания не реже одного раза в месяц.
Функции Совета директоров весьма многообразны, вполне конкретны и состоят в следующем:
1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации Совет директоров разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно кредитной политики и предоставляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2. утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России и заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России Российской Федерации и предоставляет указанные материалы годового отчета Банка России в Государственную Думу;
3. утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики России и предоставляет указанные материалы в составе годового отчета Банка России в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
4. рассматривает и предоставляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:
общий объем расходов на содержание служащих Банка России;
общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
общий объем капитальных вложений Банка России;
общий объем прочих административнохозяйственных расходов Банка России;
5. рассматривает и предоставляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам по указанным в пункте 4 настоящей части направлениям;
6. утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемом расходов Банка России, не позднее 31 декабря предшествующего года;
7. при необходимости утверждает смету дополнительных расходов Банка России после утверждения Национальным банковским советом дополнительных объемов расходов Банка России;
8. устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России и других служащих Банка России;
9. принимает решения:
о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
о величине резервных требований;
об измерении процентных ставок Банка России;
об определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в международных организациях;
об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
о применении прямых количественных ограничений;
о выпуске банкнот и монет Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;
о порядке формирования резервов кредитными организациями;
10. вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России, который с 1 января 2003 года составляет 3 миллиарда рублей;
11. утверждает порядок работы Совета директоров;
12. предоставляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуры Главного аудитора Банка России;
13. утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;
14. определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации;
15. утверждает перечень должностей служащих Банка России;
16. устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы России, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации, за исключением Банка России;
17. готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:
предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
предложения по порядку формирования провизий Банка России и порядку распределения прибыли Банка России;
отчет о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административнохозяйственные нужды.
Члены Совета директоров не могут быть депутатами представительных органов власти, занимать какие-либо государственные должности помимо должностей членов Совета директоров Банка России, а также не могут состоять в политических партиях и занимать должности в общественнополитических и религиозных организациях.
Банк представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетнокассовые центры, полевые учреждения, вычислительные центры, а также подразделения безопасности.
Действующие в республиках субъектах Российской Федерации, так называемые национальные банки не имеют особого статуса и по существу таковыми не являются, так как представляют собой обычные территориальные учреждения Банка России. Все территориальные учреждения не являются юридическими лицами, не имеют права принятия решений нормативного характера, без санкции Совета директоров они не могут выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства. Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей и других государственных органов, обеспечивающих безопасность государства. Они же обслуживают население, проживающее на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, когда создание территориальных учреждений невозможно .
Соотношение задач, функций и компетенций Национального банковского совета и Совета директоров Банка России очевидно свидетельствует о том, что Совет директоров Банка России подобен Национальному банковскому совету и в связи с этим и Президент, и Правительство Российской Федерации, в соответствии с законом 10 июля 2002 года, получили достаточно серьезные дополнительные возможности воздействия на кредитно денежную политику.
Во взаимодействии с Правительством РФ Банк разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, цель которой выполнение следующих главных задач: обеспечение устойчивости национальной валюты и развитие кредитно банковской системы страны.
Банк России кредитор последней инстанции. Он организует систему кредитования банков, в том числе учет и переучет векселей. Он устанавливает своими нормативными актами правила расчетов и правила проведения банковской операции бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии, дающие право заниматься банковской и аудиторской деятельностью, регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями и осуществляет надзор за законностью их деятельности.
Кроме того, Банк России осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты и валютных ценностей, определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами, самостоятельно или через уполномоченные банки проводит мероприятия по валютному контролю, а также выполняет другие функции в соответствии с федеральным законодательством.
Важно подчеркнуть, что, выступая в качестве органа управления, Банк не контролирует непосредственно деятельность хозяйствующих субъектов, как это было свойственно Государственному банку СССР, действовавшему в условиях государственной монополии банковского дела, которая представляла, по словам В.И. Ленина, «нечто вроде скелета социалистического общества» и препятствовала какой-либо частнопредпринимательской кредитной деятельности. Банк России осуществляет только банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций. Цель этой работы поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Кроме того, он самостоятельно или по поручению Правительства РФ проводит все виды банковских операций, необходимых для решения задач, закрепленных за ним в законодательстве.
В то же время Банк России юридическое лицо, вступающее в гражданско правовые отношения с банками, кредитными организациями и другими юридическими лицами.
Таким образом, правовое положение Банка России своеобразно. С одной стороны, он наделен большими властными полномочиями в денежно-кредитной сфере, является органом государственного управления этой системы, с другой как юридическое лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения со своими контрагентами, Банк является их равноправным партнером по данным отношениям, а наличие какихлибо привилегий и прерогатив точно определено федеральным законодательством.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а он, в свою очередь, по обязательствам государства, если они специально не приняли на себя таких обязательств или если иное не будет определено особым федеральным законом.
В принципе, Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, однако исключения из подобного общего правила возможны, если устанавливаются федеральным законодательством.
Так, закон от 10 июня 2002 г. (ст. 8) установил, что подобный запрет не распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации и Банка России; данный акт должен был выйти до 1 января 2003 года.
Кроме того, согласно тому же акту, Банк России участвует в капиталах ряда кредитных организаций, созданных на территории иностранных государств, а именно: Донау Банка АГ, Вена, Австрия; ИстВест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы Евробанка, Париж Франция; Московского Народного банка Лтд, Лондон, Великобритания; ОстВест Хандельсбанка АГ, ФранкфуртнаМайне, Германия.
Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, а также Правительству России кредиты на срок не более чем на 1 год под соответствующее обеспечение. Кроме того, он может покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя со сроками погашения не более 6 месяцев, покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроком погашения не более 1 года, иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте, валютные ценности (в том числе драгоценные металлы). Банк проводит, в соответствии с законом, расчетные, кассовые, депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги, выдает гарантии и поручительства, выставляет чеки и векселя в любой валюте, открывает счета в иностранных и российских кредитных организациях и осуществляет любые банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Банк не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, исключая случаи, когда такие операции связаны с обеспечением его деятельности. Он не может проводить операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, если иное не предусмотрено законом. Кроме того, он не занимается никакой торговой и производственной деятельностью, исключая случаи, специально оговоренные в законе «О Центральном банке РФ». Согласно закону, Банк не имеет права пролонгировать предоставленные кредиты иначе как по специальному решению Совета директоров.
Обеспечением кредитов Банка России могут быть: драгоценные металлы, иностранная валюта, государственные ценные бумаги, векселя со сроками погашения до 6 месяцев, а в случаях, установленных Советом директоров Банка России, и другие ценности, гарантии и поручительства. Векселя и государственные ценные бумаги, которые пригодны для обеспечения кредитов банка, определяются Советом директоров.
Получение прибыли, как уже было отмечено, не является целью деятельности Банка, и это прямо зафиксировано в законодательстве. Однако осуществляя практическую банковскую деятельность, он, естественно, получает ее в качестве результата. Прибыль Банка после направления ее в установленном Советом директоров порядке в резервы и фонды перечисляется в доход Федерального бюджета.
Функции правового регулирования и надзора Банка России
В качестве органа государственного управления кредитной системой Банк России использует для реализации стоящих перед ним задач издание обязательных нормативов по вопросам, отнесенным к его компетенции; осуществляет регистрацию и лицензирование кредитных организаций. Регистрация осуществляется в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Банк самостоятельно имеет право отозвать лицензию на осуществление банковских операций.
В рамках осуществления надзорных функций Банк России имеет право запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации акционеров кредитных организаций в тех случаях, когда эти акционеры приобретают пакет акций объемом более 20% долей кредитной организации.
Этим надзорная функция в данной сфере не ограничивается. Вообще всякое приобретение, в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением или являющихся зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций кредитной организации должно сопровождаться уведомлением Банка России, т.е. в подобных случаях действует информационный режим. Если же названные субъекты или группы субъектов финансового права приобретают более 20% акций кредитной организации, применяется разрешительный режим для совершения таких сделок необходимо предварительное согласие Банка России. При этом Банк в случае запрета на сделку должен письменно мотивировать свой отказ и в 30дневный срок довести его до сведения заявителя ходатайства. Если Банк России в указанный срок не сообщил о своем решении, сделка автоматически считается разрешенной. Законным основанием отказа в согласии на совершение сделки купли-продажи более 20% акций кредитной организации является установление неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций .
Банк России имеет право устанавливать обязательные нормативы для кредитных организаций, в тех случаях когда это представляется необходимым для обеспечения их устойчивости. В каждом конкретном случае принятие таких нормативов целиком и полностью относится к исключительной компетенции Банка. Среди этих нормативов наиболее важными являются:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;
2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков ;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) нормативы ликвидности кредитной организации;
6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);
7) размеры валютного и иных финансовых рисков;
8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).
Для осуществления надзорных функций и банковского регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций, направляет им обязательные предписания и применяет установленные законом санкции. Проверки осуществляются как уполномоченными Советом директоров банка, так и аудиторскими фирмами по его поручениям.
В случае если проверкой выявлено нарушение законодательства, подзаконных нормативных актов или предписаний Банка России, а также факт непредоставления ему информации или предоставления ее в искаженном виде, Банк имеет право требовать устранения нарушений, налагать штраф в размере до 0,1% от минимального уставного капитала или налагать запрет на проведение отдельных операций сроком до полугода . Санкции значительно ужесточаются в случае невыполнения кредитной организацией требований Банка России об устранении выявленных нарушений; а также если нарушения или совершаемые кредитной организацией операции «создали реальную угрозу интересам». В таких случаях Банк России имеет право взыскивать штраф в размере до 1% от оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала. Кроме того, он может требовать от кредитной организации проведения мероприятий, направленных, как сказано в законе, на ее «финансовое оздоровление», вплоть до изменения структуры активов, требовать общей реорганизации, изменять обязательные нормативы на срок до полугода, требовать замены руководителей кредитной организации. Однако самой действенной мерой является введение Банком России запрета на осуществление банковских операций, предусмотренных лицензией, на срок до 1 года. Помимо этого, возможно и применение более жестких санкций назначение временной администрации по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев и отзыв лицензии на банковские операции.
Банк России осуществляет аналитическую разработку деятельности кредитных организаций, что является основой его надзора за банковской сферой.
Банк России вправе участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые осуществляют сотрудничество в банковской, валютной, денежно кредитной сферах. Правовой основой взаимодействия Банка России с иностранными банками и кредитными организациями являются международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и межбанковские соглашения.
Ликвидация Банка России может быть осуществлена только на основании федерального закона.
3.2. Второй уровень банковской системы РФ
Российское законодательство раскрывает принципиальные особенности объектов правового регулирования, образующих второй уровень банковской структуры, деятельность которых Банк России и контролирует.
1. Банк представляет собой кредитную организацию, «которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» .
2. Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, причем «допустимые сочетания банковских операций» для таких организаций устанавливаются Банком России.
3. Для совместного осуществления банковских операций образуются группы кредитных организаций. Создание таких групп оформляется соответствующим договором.
4. Холдинг (от англ. holding владеющий) в банковской сфере представляет собой акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских кредитных организаций и осуществляющее управление и контроль над их операциями. В российском законодательстве установлено, что холдинги, «в силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенным с одной или несколькими кредитными организациями договором» , обладают возможностью определять решения, принимаемые этими кредитными организациями.
Кроме того, кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли. В задачи таких союзов и ассоциаций входит представление и защита интересов их членов, координация деятельности, реализация профессиональных информационных и научных потребностей. Ассоциации разрабатывают научно обоснованные рекомендации по банковской деятельности, способствуют развитию международных связей российских кредитных организаций. Союзы и ассоциации подлежат государственной регистрации в качестве некоммерческих организаций и в месячный срок после создания обязаны информировать об этом Центральный банк.
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций, равно как и предельный размер неденежной части в уставном капитале, устанавливаются Банком России. Для формирования уставного капитала не могут быть использованы привлеченные денежные средства, он составляется из вкладов участников кредитной организации и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Учредители банка в течение первых трех лет после регистрации не имеют права выходить из состава участников банка.
Все кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. После регистрации Банк России осуществляет лицензирование банковских операций. В лицензии указываются те банковские операции, право на проведение которых приобретает кредитная организация, и вид валюты, в которой они будут осуществляться. Лицензия выдается Банком России без ограничения срока действия. Для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России должен быть представлен пакет документов, определенный федеральным зако ном . Помимо прочих материалов, в этот комплекс входят декларации о доходах учредителей физических лиц, заверенные Государственной налоговой службой, анкеты кандидатов на должности руководителей и главного бухгалтера, отражающие их профессиональную подготовку и наличие или отсутствие судимости.
Кредитные организации подлежат ежегодной аудиторской проверке. Аудиторская организация при этом обязана составить заключение о результатах проверки, в котором должны быть отражены сведения о достоверности финансовой отчетности и выполнении нормативов Банка России. Заключение направляется в Банк России. Кроме того, все организации предоставляют ежегодно отчетную документацию Банку России и публикуют в печати годовые отчеты, включая отчеты о прибылях и убытках.
3.3. Правовое регулирование банковских операций
Сберегательный банк
Высший орган общее Собрание акционеров Банка, в его компетенцию входит изменение Устава и уставного капитала, избрание Совета банка, утверждение годовых результатов деятельности, определение размеров дивидендов по акциям Банка, создание и ликвидация дочерних банков. Общее собрание обязательно проводится один раз в год для рассмотрения отчетности, могут по необходимости проводиться и другие его собрания. Совет директоров возглавляет президент Сберегательного банка, который имеет право без доверенности осуществлять действия от имени Банка. Совет директоров формируется из числа акционеров Банка и осуществляет руководство всей его деятельностью. Система учреждений Сбербанка состоит, помимо названных органов и аппарата Банка, из 78 территориальных Банков, каждый из которых объединяет более 30 отделений Банка.
Для последних лет характерны массовые нарушения Сберегательным банком условий договоров с вкладчиками, когда привлекая их средства высокими процентами по конкретным видам договоров, Сбербанк затем снижает эти проценты. Подобные действия не правомерны, и интересы вкладчиков успешно могут быть защищены судебными исками. В ряде регионов имеется подобная судебная практика, причем на Сбербанк при решении дел в пользу вкладчиков возлагается уплата судебных издержек.
Законодательство точно определяет перечень банковских операций и прочих сделок, которые могут осуществлять кредитные организации. В первую очередь, это привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады. Привлеченные средства могут быть размещены кредитными организациями от своего имени и за свой счет. Кредитные организации имеют право открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, осуществлять расчеты по их поручению по банковским счетам. Кроме того, кредитные организации осуществляют инкассацию денежных средств и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплюпродажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах, привлекают во вклады и размещают драгоценные металлы, а также выдают банковские гарантии. Означенные выше позиции не исчерпывают, однако, перечень операций, которые вправе совершать кредитные организации. Они могут также осуществлять выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, осуществлять доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами, проводить лизинговые операции (от англ. leasing аренда), реализовывать консультационные и информационные услуги, предоставлять в аренду сейфы для хранения документов и ценностей и специально оборудованные помещения для сейфов.
Закон безусловно запрещает кредитным организациям заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью . В соответствии с лицензией, выданной Банком России на осуществление банковских операций, кредитная организация (банк) имеет право осуществлять эмиссию, покупку, продажу, хранение и иные операции с ценными бумагами.
Каждая кредитная организация должна иметь устав, причем основные позиции подобных документов стандартны и закреплены в законе «О банках и банковской деятельности». Каждый устав помимо полного официального наименования должен содержать указание на организационно-правовую форму, сведения о системе управления,
0 почтовом адресе органов управления и обособленных подразделений, а также иные сведения, предусмотренные законодательством для уставов юридических лиц конкретной организационно-правовой формы.
Кредитный договор
Обязательственные отношения, возникающие в результате заключения договора кредита, затрагивают сферу финансового права постольку, поскольку государство и уполномоченные им органы, в первую очередь Банк России, осуществляют надзор за соблюдением законности и интересов клиентов банков. Банк России при этом имеет право применять санкции к кредитным организациям, нарушающим установленные законом и подзаконными актами нормативы или создающим угрозу интересам клиентов. Кроме того, и сам Банк России осуществляет кредитные операции.
Отношения по поводу договора кредита регулируются § 2 главы 42 Гражданского кодекса. Так, статьей 819 установлено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит заемщику) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Законом предусмотрены следующие обстоятельства, при которых возможен отказ от предоставления или получения кредита:
1. Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.
2. Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.
3. В случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита, кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.
Форма кредитного договора определена статьей 820 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора (ст.ст. 819821).
3.4. Правовое регулирование банковских вкладов
Банковский вклад
По договору банковского вклада (депозита) банк, который принял от вкладчика денежную сумму, обязан возвратить сумму вклада и выплатить проценты в соответствии с условиями договора. Правом привлечения средств во вклады наделены кредитные организации, имеющие соответствующие лицензии, выданные в порядке, установленном законом. Закон обеспечивает интересы вкладчиков в тех случаях, когда вклады приняты лицом, не имеющим на это права, или с нарушением порядка, установленного нормативно-правовыми актами. В такой ситуации вкладчик имеет право потребовать незамедлительного возврата суммы вклада и уплаты процентов исходя из учетной ставки банковского процента, так как если бы имело место неисполнение денежного обязательства, на день его исполнения (ГК, ст. 846).
Важными представляются положения, трактующие об обеспечении возврата вклада гражданам. В принципе, и юридическим, и физическим лицам по закону банком должен быть обеспечен возврат вкладов путем страхования. В тех случаях, когда в уставном капитале банка наличествует более пятидесяти процентов акций или долей участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, гарантируется субсидиарная ответственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. В прочих случаях обеспечение возврата вкладов, в том числе и юридическим, и физическим лицам, определяется договором банковского вклада. Форма договора банковского вклада письменная. Она считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом либо иным выданным банком вкладчику документом, отвечающим требованиям, предусмотренным для таких документов законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Несоблюдение письменной формы договора банковского вклада влечет недействительность этого договора (ГК, ст. 836).
Основные виды вкладов
В соответствии с Законом от 3 февраля 1996 г., вкладом физических лиц являются «денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещенные физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доходы по вкладам выплачиваются в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для данного вида федеральным законом и соответствующим договором» . Вклады могут приниматься только банками, имеющими соответствующую лицензию, выдаваемую Центральным банком. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставлялось банкам, с момента государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. Вкладчиками банка могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50% голосующих акций, гарантируются государством. Для создания гарантий возврата вкладов и компенсации потерь закон предусматривает образование Федерального фонда обязательного страхования вкладов, участниками которого являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан. Кроме того, предусмотрено законом право банков создавать фонды добровольного страхования вкладов. Число банков, образующих такой фонд, должно быть не менее пяти, а уставный капитал не менее 20кратного минимального размера уставного капитала, установленного Банком России для банков в момент создания фонда .
Наиболее распространенный вид вкладов вклад до востребования. Они бывают именные и на предъявителя. Вклад на предъявителя может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку, контрольный талон к ней и документ, удостоверяющий личность. При этом выдача производится частично или полностью в любое время по желанию клиента. По таким вкладам выплачивается самый низкий процент.
На срок не менее одного года принимаются срочные вклады, процент по этому вкладу выше. Выигрышные вклады отличаются от прочих тем, что проценты по ним не начисляются к сумме вклада, а разыгрываются между вкладчиками. Обычно розыгрыши проводятся между вкладчиками определенного города или области.
Депозиты (от лат. depositum вещь, отданная на хранение) вклады, вносимые на определенный срок и в установленном размере. Срочный депозит принимается на сроки 3, 6 месяцев и 1 год с выплатой дохода соответственно 50%, 60%, 70%. Ставки процентов по срочным депозитам изменились в 1994 году в сторону уменьшения. Практикуется также срочный вклад с ежемесячной выплатой доходов. При нем устанавливается минимальная сумма, которая может служить вкладом, и проценты на вклад начисляются ежемесячно. При этом производится капитализация доходов начисленные проценты причисляются к сумме вклада и в следующем месяце проценты начисляются от этой общей суммы.
Используются Сберегательным банком сберегательные и депозитные сертификаты. Сберегательные сертификаты являются обязательствами банка по выплате размещенных в нем депозитов и доходов по ним держателям физическим лицам. Депозитные сертификаты аналогичные обязательства по отношению к вкладчикам юридическим лицам. Право требования по ним может передаваться одними юридическими лицами другим юридическим лицам. Это правоотношение именуется цессия (от лат. cessio уступка). Цессия может быть осуществлена бенефициаром (от лат. beneficium благодеяние, держателемвкладчиком юридическим лицом) только в отношении юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Размер доходов по сертификатам устанавливается кредитноинвестиционным комитетом Сберегательного банка. Существуют и другие виды вкладов и услуг, предоставляемых кредитными учреждениями, и в частности, Сберегательным банком.
3.5. Правовое регулирование банковского счета
По двухстороннему и, как правило, платному договору банковского счета банк обязан принимать и зачислять на счет, открытый клиенту, поступающие денежные средства и выполнять распоряжения клиента о проведении операций по счету. Банк не вправе отказать потенциальному клиенту в открытии счета, он обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия данного счета условиях, соответствующих требованиям закона (ГК, п. 2 ст. 835, ст. 395). Это положение Гражданского кодекса Российской Федерации, очевидно, представляет собой норму финансового права, так как представляет собой публичноправовую гарантию государства в гражданских, по сути своей, правоотношениях. Норма эта имеет, безусловно, императивный характер.
В Гражданском кодексе Российской Федерации четко определены сроки выполнения операций по счету: банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены правилами или договором банковского счета. В случае ненадлежащего совершения операций по счету, а именно: несвоевременного зачисления на счет поступивших средств или невыполнении распоряжений клиента о перечислении денежных средств банк несет ответственность и обязан уплатить на эту сумму проценты, как бы за неисполнение денежного обязательства (ГК, ст. 395).
Ограничение прав клиента распоряжаться денежными средствами на счете допускается только в случае наложения ареста на денежные средства или приостановления операций по счетам в ситуациях, предусмотренных законом.
3.6. Правовое регулирование банковской тайны
Правовое регулирование банковской тайны осуществляется на основе федерального закона «О банках и банковской деятельности в РФ». Любая кредитная организация должна гарантировать тайну вкладов, счетов и операций ее клиентов и корреспондентов. При этом закон определяет: «Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве» .
В соответствии с законом «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» 07.08.2001 г. текст нормы закона «О банках и банковской деятельности», регулирующий банковскую тайну, был существенно изменен и дополнен. Так, было установлено: «Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученный преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (ФЗ от 07.08.2001 г. №121ФЗ).
Следующее существенное дополнение последовало после принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» от 30.06.2003 г. В частности было определено: «В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений».
Относительно гарантий сохранения банковской тайны, закон определяет: «Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом».
В случае смерти владельцев счетов и вкладов справки выдаются лицам, указанным ими в завещательном распоряжении, сделанном банком по воле умерших; нотариальным конторам, осуществляющим производство по наследственным делам о вкладах умерших; иностранным консульским учреждениям в тех случаях, когда умерший вкладчик иностранный гражданин.
За разглашение банковской тайны кредитными организациями, должностными лицами Комитета по финансовому мониторингу и его территориальных органов в Федеральных округах в законе предусмотрена ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба. Законом регламентирован особый порядок наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации. Наложение ареста возможно не иначе как судом, арбитражным судом, судьей и, при наличии санкции прокурора, по постановлению органов предварительного следствия. При наложении ареста банк, по получении решения об этом, немедленно прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.
Действие статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» было существенно ограничено Указом Президента Российской Федерации №1226 от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности».
Статья первая этого указа определяла, что банковская тайна не является препятствием для получения органами прокуратуры, внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений . Действие данного Указа отменено в 1997 г. Указом Президента Российской Федерации №593 .
Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящихся в кредитных организациях, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законом. Конфискация денежных средств может быть осуществлена только на основании приговора суда, вступившего в законную силу .
Контрольные вопросы
1. Назовите элементы, образующие банковскую систему РФ.
2. Какова система формирования руководства Банка России (председатель, совет директоров)?
3. Дайте характеристику организации ЦБ.
4. Определите правовой статус Национальных банков, действующих в национально государственных образованиях субъектах РФ.
5. В чем заключаются функции надзора ЦБ в отношении коммерческих банков?
6. Раскройте формулировку: «ЦБ кредитор последней инстанции».
7. Назовите обязательные нормативы, которые устанавливает ЦБ для кредитных организаций.
8. Дайте характеристику публичноправовых особенностей договоров банковского вклада и банковского счета.
9. На основе какого законодательного акта и каким образом осуществляется правовое регулирование банковской тайны?
10. Определите условия, необходимые в соответствии с законодательством для игнорирования банковской тайны.
Тест
1. К чьему ведению по российскому законодательству отнесено кредитное регулирование?
а) к ведению субъектов Российской Федерации;
б) к ведению Российской Федерации;
в) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
2. Ограничиваются ли процентные ставки за пользование банковским кредитом?
а) никак не ограничиваются;
б) ограничиваются решениями Центрального банка РФ;
в) ограничиваются только за пользование банковским кредитом, когда оно связано с его предоставлением за счет централизованных фондов.
3. Чем гарантируется обеспеченность банковского кредита?
а) предоставлением его под залог имущества;
б) предоставлением его только под банковские гарантии;
в) предоставлением его и под залог имущества, и под банковские гарантии.
4. Кто принимает решение о проведении ежегодной аудиторской проверки Центрального банка РФ?
а) Правительство Российской Федерации;
б) Совет Федерации;
в) Государственная Дума.
5. Какие функции осуществляет Центральный банк в качестве органа управления?
а) контролирует финансовую и хозяйственную деятельность предприятий с различной формой собственности;
б) осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций;
в) осуществляет банковское регулирование и надзор за кредитной деятельностью и проводит все виды банковских операций.
6. Имеет ли право Банк России самостоятельно предоставлять кредиты под соответствующее обеспечение?
а) не имеет;
б) имеет право предоставлять такие кредиты только Правительству Российской Федерации сроком не более чем на год;
в) имеет право предоставлять кредиты сроком не более чем на год и Правительству РФ, и российским, и иностранным организациям.
7. Имеет ли право Банк России осуществлять операции с недвижимостью?
а) не имеет ни при каких обстоятельствах;
б) имеет без ограничений;
в) имеет только в тех случаях, когда подобные операции связаны с обеспечением его деятельности.
8. Может ли Банк России участвовать в капиталах кредитных организаций?
а) не может ни при каких условиях;
б) может, если это санкционировано федеральным законом;
в) может, по своему усмотрению.
9. Кто может быть вкладчиком российского коммерческого банка по законодательству РФ?
а) граждане Российской Федерации;
б) граждане Российской Федерации и иностранные граждане;
в) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
10. Имеет ли право Банк России отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций?
а) имеет право только в случае выявления правоохранительными органами правонарушений в деятельности кредитной организации;
б) не имеет права без санкции суда;
в) имеет право, в случае если операции коммерческого банка создают угрозу интересам вкладчиков или если предписания ЦБ РФ об устранении нарушений не выполнены в срок кредитной организацией.
Правовые аспекты денежного обращения
Изучив данную тему, студент должен:
Знать: содержание нормативно-правовых актов, определяющих правовое регулирование денежного обращения и вексельного обращения в РФ.
Уметь: давать определение основным элементам денежной системы в соответствии с законодательством РФ, выделять основные характеристики денежной реформы и деноминации; давать характеристику простого и оборотного векселей и особенностей вексельного обращения в России.
Приобрести навыки: определения правомерности и соответствия законодательству различных форм расчетов (расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитивам, расчеты чеками); определения существенных и необходимых элементов векселя как ценной бумаги.